Доклад Отдела о Богослужении, проповедничестве и храме. О канонизации Святителя Софрония, третьего епископа Иркутского

Докладчики: Преосвященный Феодосий, Епископ Смоленский,

и Н. И. Знамировский.

Блаженный Софроний, 3-й епископ Иркутский (в мире Стефан Кристалевский), сын клирика, родился 25 Декабря 1703 года в местечке Березани, Переяславского уезда, Полтавской губернии. По окончании Переяславской духовной семинарии он поступает послушником в Красногородский монастырь (Полтавской губ.), в течение 13 лет занимает должность настоятеля, затем в течение 11 лет управляет Александро-Невской Лаврой, при которой устраивает Троице-Сергиеву пустынь. На Иркутскую епископскую кафедру был назначен 23 Февраля 1753 года, причем эта последняя перед этим была незамещенной целых 7 лет. Хиротония состоялась 18 Апреля 1753 года. К месту служения, в Иркутск, святитель прибыл лишь 20 Марта 1754 года и ревностно принялся за дело благоустроения епархии. Для знакомства с паствою он предпринимает продолжительные трудные путешествия, причем им были посещены наиболее отдаленные от Иркутска места: Нерчинск, Киренск, Якутск; посещения самоотверженного иерарха, умудренного опытом и воодушевленного святою ревностью по Бозе, всюду вносили свет Евангельской истины и Христовой любви. Не мало трудов положено святителем по устроению и расширению дела Сибирской миссии. С этою целью он устраивает миссионерские станы, сам лично совершает многочисленные миссионерские поездки, дает пространные инструкции миссионерам, заботится как о духовных, так и материальных нуждах крещеных инородцев. Пребывание свое на Иркутской кафедре святитель ознаменовывает также ревностным попечением о благолепии богослужения, умилительно действовавшего на молящихся, постройкой храмов, снабжением их утварью, колоколами, постройкой архиерейского дома и каменной кругом него ограды, устройством духовной семинарии, причем лично разделяет труды преподавателей. Он неустанно заботится о нравственном и материальном обеспечении духовенства. Известны случаи заступничества епископа по поводу своеволия местных воевод, притеснявших жителей края. Для поднятия жизни монашества и епархиального управления вообще святитель Софроний делает настоятелями монастырей, а вместе и ближайшими своими сотрудниками, привезенных им из России иноков, причем память одного из них — архимандрита Синезия, настоятеля Вознесенского монастыря, отличавшегося святостью жизни и почивающего в нетлении, и доныне благоговейно почитается жителями Иркутска. Будучи любвеобильным архипастырем и милостивым для всех отцом, святитель сияет в то же время и подвигами аскетизма: большую часть ночи проводит в усердной и пламенной молитве, спит на полу, в самом ограниченном количестве вкушает пищу. Блаженная кончина святителя Софрония последовала 30 Марта 1771 года, на второй день Св. Пасхи.

Благоговейно молитвенное почитание памяти святителя Софрония, как угодника Божия, началось непосредственно после его кончины. Тело святителя целых 6 месяцев и 10 дней находилось в им же самим устроенном Казанском приделе Иркутского Собора, причем гроб стоял поверх пола и был прикрыт только одной крышкою. И только 8 Октября 1771 г. последовало распоряжение Святейшего Синода о предании его земле. Все это время тело оставалось нетленным, что вместе с подвигами христианской добродетели, бывшими у всех в памяти, убедило жителей Иркутска в святости почившего иерарха. С раннего времени от гроба святителя начинают совершаться и чудеса исцеления больных, с верою прибегающих к усопшему праведнику с усердной просьбой о небесной помощи и заступлении. Вместе с тем все более и более крепнет благочестивое желание Иркутской паствы видеть своего благоговейно чтимого иерарха в лике святых, почитаемых Церковью. Это усердное почитание памяти святителя Софрония возрастает по мере того, как неоднократные освидетельствования его мощей, бывшие в 1833 г. при Епископе Мелетии (при вскрытии пола в Казанском приделе), в 1853 г. при Архиепископе Ниле (также при переделке соборного пола), в 1870 г. 5 Февраля при Архиепископе Парфении (во время капитального ремонта собора — на этот раз уже особой комиссией), в 1887 г. при Архиепископе Вениамине, — убеждали жителей Иркутска, а вместе с ними и всей Восточной Сибири в нетлении тела святителя, одежд и гроба его. 18 Марта 1909 года особой комиссией в составе Архиепископа Тихона, Епископа Иоанна Киренского, викария Иркутской епархии, а ныне Архиепископа Иркутского, ректора семинарии архимандрита Евгения, а ныне Епископа Благовещенского, находившегося в командировке Синодального миссионера-проповедника протоиерея И. Восторгова и членов местного кафедрального собора, было произведено официальное освидетельствование останков святителя, причем обнаружилось следующее: «через 138 лет, несмотря на близость к воде (вблизи реки Ангары), несмотря на постоянную сырость в пещере и вообще под всеми полами Собора, особенно в летнее время, — гроб, одежда и тело святителя Софрония обретены нетленными» (доклад Св. Синоду Тихона, Архиепископа Иркутского). Акт освидетельствования хранится при деле о прославлении святителя. 19 Июня 1909 года было произведено второе официальное освидетельствование комиссией в составе Архиепископа Тихона, Епископа Иоанна, каф. прот. Фивейского, ключаря Верномудрова, иеромонаха Прокопия, ныне Епископа Елисаветградского, причем все было найдено «в том же виде и состоянии, как было при предыдущем осмотре 18 Марта 1909 года». «Акт сей также находится при делах». Результаты досмотра не могли не сделаться достоянием благочестивых почитателей святителя Софрония, еще более возгрели веру в его святость и надежду на скорое его земное прославление (доклад Св. Синоду Архиепископа Тихона).

И вот мы видим, что побуждаемые благоговейным почитанием памяти святителя со стороны православного верующего народа, архипастыри Иркутские обращаются в Св. Синод с ходатайством о скорейшем прославлении епископа Софрония как угодника Божия. С таким ходатайством обращаются Архиепископ Тихон (19 Марта 1910 г.) и Архиепископ Серафим, в 1914 г. делавший об этом предмете личный доклад Св. Синоду. Усердное желание ходатайствовать о прославлении святителя выражают: бывший в Иркутске в 1910 г. Миссионерский Съезд своим о том постановлением (доклад Арх. Иоанну предс. комиссии), Иркутская городская Дума единогласным постановлением от 4 Ноября 1914 года (находится при деле), Пастырское Собрание градо-Иркутского духовенства от 9 Октября 1914 года (отн. Совета Паст. Собр. 2 хр. гол. от 23 Октября 1914 г. — при деле), Иркутская Городская Управа о своем представлении Иркутскому Губернатору от 5 Декабря 1915 года за № 21519 (нах. при деле). Пожелание скорейшего прославления святителя высказывается и 48 епархиальным съездом духовенства Иркутской епархии (докл. Арх. Иоанну предс. ком.).

18 Апреля настоящего 1917 года в Богоявленском соборе от неизвестной причины произошел пожар, уничтоживший гробницу и нетленные мощи святителя Софрония. Сохранившиеся в обгорелом виде кости святителя освидетельствованы «особой, избранной пастыре-мирянским собранием комиссией из лиц духовных, мирян, представителей служебной власти, экспертов-медиков и одного химика» (докл. предс. ком.). Замечательно, что это событие, совпавшее со днем хиротонии святителя Софрония (18 апр. 1753 г.) и праздником революции, не только не умолило почитания святителя, но еще более усилило его. Верующие чада Церкви объединились в союз православных христиан, имеющий целью ограждать неприкосновенность святынь православия, а в частности и останки святителя Софрония, от бесчестия и поругания со стороны врагов Церкви. У останков святителя стали совершаться панихиды не один раз в неделю, как это было прежде, а два раза, причем стечение богомольцев стало многочисленнее, чем прежде. За последнее время, после пожара, как и прежде, продолжается приток листов, с подписями лиц, желающих немедленного прославления святителя, энергично производится сбор на раку, выразившийся уже в сумме 7000 рублей, усиленно поступают пожертвования на икону святителя и лампады, делаются заявления о новых чудесных знамениях, совершающихся по молитвенному предстательству епископа Софрония. Такое свидетельствование многими было сделано лично в комиссии по прославлению блаженного Софрония и на Иркутском епархиальном съезде пред всеми собравшимися. Многие приходы, посылая своих представителей на съезд, давали им наказы по вопросу о скорейшем прославлении святителя. Делегаты благочин. округов привезли на съезд постановления своих благочиний с мест о том же. Поступают также заявления от соседних и других епархий присоединить свои подписи на листах под ходатайством о скорейшем прославлении святителя, как то: из Забайкальской, Якутской, Амурской, Приморской областей, Енисейской, Томской, Тобольской, Симбирской, Нижегородской, Вятской, Пермской, Оренбургской, Тверской, Киевской губерний и из действующей армии (докл. предс. ком.). 49-й епархиальный съезд, по рассмотрении доклада о положении дела, постановляет возбудить ходатайство пред Высокопреосвященным Архиепископом Иоанном и избранными представителями от епархии об ускорении дела о всеобщем прославлении святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского, и причислении его к лику святых Божиих угодников, прославляемых Св. Церковью. Таковое ходатайство Высокопреосвященнейшим Иоанном пред Святейшим Синодом возбуждено, причем Святейшим Синодом оно было представлено в Совет Всероссийского Освященного Собора, которым было передано на рассмотрение Отдела о Богослужении, проповедничестве и храме. Отделом была организована комиссия, которая, по рассмотрении дела о прославлении святителя Софрония, представила Отделу свой доклад. По всестороннем обсуждении этого последнего, Отдел пришел к заключению присоединиться к ходатайству Высокопреосвященного Архиепископа Иоанна и всей Иркутской епархии признать благовременным совершение прославления блаженного Софрония, 3-го Епископа Иркутского, о чем и просить Освященный Собор.

При деле имеются житие святителя Софрония Иркутского, составленное свящ. Иннокентием Писаревым (Иркутск, 1916 г.), два акта освидетельствования, удостоверяющие нетление мощей святителя, ходатайства двух архиепископов Иркутских, Иркутской Городской Думы, Городской Управы, рапорт председателя комиссии о скорейшем прославлении Епископа Софрония, печатная брошюра: «Явление благодатной помощи святителя Софрония, 3-го Епископа Иркутского», содержащая в себе описание 65 чудес, листы с подписями свыше 18.000 лиц, выражающих твердую уверенность, что воистину «приспело» время всецерковного прославления святителя Софрония, отзывы членов Собора — врачей Клевезаля и Волобуева о некоторых наиболее ярких случаях чудесных исцелений по молитвам святителя. Упомянутые врачи отмечают следующие случаи таких исцелений причем член Собора доктор В. П. Клевезаль заимствует эти случаи из книжки о явлениях благодатной помощи святителя Софрония (Иркутск 1915 г.).

При скарлатине так разболелось горло, губы и лицо, что лечивший врач считал больную безнадежной, а выздоровление чудесным; облегчение и быстрое выздоровление (необычным для данной болезни образом — через нарыв) последовало непосредственно за обращением к Св. Софронию.

Упорная невралгия, тянувшаяся много лет и безуспешно лечимая целям рядом врачей с неоднократными операциями, быстро и совершенно прошла после молитвы у гробницы Св. Софрония.

Воспаление легких и плеврит у двухлетнего ребенка, признанного консилиумом врачей безнадежным, крайне удивило этих врачей своим выздоровлением, начавшимся непосредственно после обращения к Св. Софронию.

Тяжелый дифтерит у двух детей (из коих один ребенок врачем признан был безнадежным) благополучно и без осложнений прошел, причем резкая перемена к лучшему последовала тотчас за обращением к Св. Софронию.

Шарообразный нарост под языком у мальчика 7 ½ лет, оперированных без успеха, исчез безвозвратно после обращения к Св. Софронию.

Болезнь ноги, признанная врачем туберкулезом и продержавшая больную девочку в постели в течение 9 лет, прошла и девочка стала ходить и бегать после того, как прибегла к помощи Св. Софрония.

Эти случаи очень доказательны, потому что и диагноз и тяжесть их удостоверены врачами, а выздоровление — вопреки полученным предположениям — следовало непосредственно за молитвенным обращением к святителю Софронию.

Другой член Собора доктор С. Н. Волобуев обращает внимание на следующие четыре случая исцелений по молитвам святителя Софрония:

Дудин, 67 лет, потомственный дворянин, во время болезни (воспаление легких) увидел во сне старика, который спросил, почему больной его не зовет, и сказал, что он Софроний. Больной, проснувшись, достал его образок, перекрестившись, поцеловал, затем снова уснул, а на утро, к изумлению врачей, температура была уже нормальной и он вскоре поправился.

Людмила Попова показывает: у сестры ее была несколько лет рана на ноге и избавилась она от этой раны после того, как стала мазать ее маслом от гробницы святителя Софрония. Однажды она сидела у окна в своей комнате и увидела следующее: в калитку входит небольшого роста старичок в клобуке и мантии с посохом и грозит им; не доходя до половины двора он остановился и вскричал: «что же ты так долго не заплатила за легкие»? Возглас был слышан, хотя были двойные рамы. Сестра говорила, что все видела наяву, не в дремоте, так как слышала разговор в другой комнате.

Показание дано под присягой.

Одна девица, будучи больной и без средств, решила утопиться в реке Ангаре, но была остановлена каким-то старичком, который расспросил, куда и зачем она идет и дал добрый совет, которым девица воспользовалась к своему благополучию. Старичок сказал, что он Софроний.

Арсений Тараскин, будучи больным (болезнь не указана) и без места, обратился к святителю Софронию, прося у мощей его помощи. В ту же ночь святитель явился ему во сне, взял за руку и сказал: « не бойся, молитва твоя услышана Господом; место и здоровье получишь». Сон не замедлил исполниться.

Показание дано под присягой.

Так как все предварительные акты, требуемые практикою Православной Русской Церкви относительно канонизации угодников Божиих, уже исполнены, Отдел находит благовременным осуществить благочестивое желание многочисленных благоговейных почитателей памяти в Бозе почивающего святителя Софрония и потому предлагает Собору вынести следующее постановление: 1) совершить каноническое прославление святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского, причислив его к лику святых угодников Божиих, чествуемых Православною Церковью, и озаботиться скорейшим составлением церковной службы в память его и 2) празднование памяти святителя Софрония приурочить ко дню его блаженной кончины, т.е. к 30 Марта.

Председатель Архиепископ Евлогий.

Докладчики: Епископ Смоленский Феодосий.

Николай Знамировский.

Делопроизводитель Николай Кедров.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 35. Л. 232–234 об. Типографский оттиск.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 36. Л. 69–71 об. Типографский оттиск.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 200–202 об. Типографский оттиск.