Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме о церковном проповедничестве

Рассмотрен Собором во 1-ю сессию).

Ноября 2-го

№ 13.

Докладчик В. К. Недельксий и Г. И. Булгаков.

Мы переживаем скорбные и страшные дни. Пред лицом всего мира совершается какое-то ужасное преображение духовного облика некогда Святой по своим верованиям, стремлениям и чаяниям Руси. Так недавно еще наша Родина стояла на высоте могущества, величия и славы, вызывавших не только удивление, но и зависть самых просвещенных современных народов. Ныне она стремительно низвергается в бездну нравственного и физического расслабления, низости и позора, которых лучшие представители человечества не перестанут содрогаться, быть может, в течение длинного ряда столетий. Все чаще и чаще кругом нас творятся самые дикие преступления против личности, семьи, общества, государства. Порождаемые ими бедствия делают наше существование невыразимо тягостным и множество исстрадавшихся душ довели уже до беспросветного отчаяния.

Причин этой роковой перемены в настроении русского народа-богоносца, конечно, очень много. Но бесспорно то, что главнейшею из них является недостаточное утоление духовного голода народа, вечно жизненным, животворным словом Божии, делающее его крайне доверчивым и восприимчивым к соблазнительной проповеди разных новоявленных пророков о земном счастье «без Бога, без неба и без бессмертия». Эта пагубная проповедь раздается все смелее и громче, зовет за собой все настойчивее и властнее. И так, где поверят ей, что «наше царство лишь на земле», начинается ожесточенная братоубийственная борьба за сытость, а за ней следуют ее неизбежные спутники: невинно пролитая братская кровь, горькие, неутешные слезы обездоленных жертв.

Бурному, сокрушительному потоку учений, стремящихся к «раскрещиванию» православно-христианской России», без малейшего промедления необходимо противопоставить встречное течение. Повсеместно должна раздаться самая настойчивая, самая пламенная храмовая и внехрамовая проповедь о Христе Спасителе, явившем миру высочайший образец самоотверженной любви в Своей добровольной смерти за человечество на Галгофском Кресте. Ищущих счастья, но нашедших горе нужно усиленно призывать к Божественному Человеколюбцу, Который в Своем беспредельном сострадании к «труждающимся и обремененным» обещал даровать им высшую из доступных человеку на земле радостей — радость благодатного душевного покоя.

История знает не мало примеров могущественного воздействия Евангельского благовестия на жизнь, не говоря же о блестящей победе христианства над язычеством в первые века существования Христовой Церкви. Оно опять может оказаться благодетельнейшей творческой силой всякий раз, как только будет совершаемо с воодушевлением, энергией и самоотвержением, напоминающим собою святой энтузиазм первых проповедников Христова учения — Св. Апостолов или таких вдохновенных христианских витий, как Святые Отцы Церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Враги Церкви не только весьма многочисленны, но и чрезвычайно искусно объединены в достижении своей цели тесной сплоченностью и взаимной поддержкой. Ясно, что не менее многочисленной и прекрасно соорганизованной должна быть также и «Божия рать» насадителей православно-христианских начал в жизнь Русского народа. Вот почему к церковному учительству необходимо привлечь все лучшие церковные силы, т.е. не одних только пастырей, как это было обыкновенно доселе, но по возможности, весь низший клир и способных к проповедничеству по умственному развитию, нравственному состоянию и наличности хотя бы то некоторого дара слова мирян.

Такая сложная, трудная, крайне ответственная деятельность, как религиозно-просветительная работа, направленная к торжеству Христовых заветов в миросозерцании и жизни сменяющихся поколений, требует для своего успеха сохранения известной планомерной преемственности в ее духе, направлении и отчасти в самых же приемах. Это ставит пред нами чрезвычайно важный вопрос о надлежащей подготовке к проповедничеству тех, кому рано или поздно предстоит заменять на чреде «служения слову» закончивших свое земное поприще провозвестников Евангельской истины.

Несомненно, что они должны в возможно большей степени познакомиться с этим делом и полюбить его еще на школьной скамье. Без любви не может быть жажды подвига, а тем более мужественной решимости совершить его при встрече с препятствиями и невзгодами. Зажечь же в душе любовь к церковной проповеди могут только люди, сами горячо любящие ее, посвятившие ей все свои душевные силы. Таким образом, необходимо создание живой школы проповедничества, в которой учащиеся находили бы для себя образец и источник воодушевления в наглядном примере старших, а старшие почерпали бы энергию в той мысли, что они оказывают содействие подготовке своих будущих соработников и приемников на ниве Божией.

Как бы однако ж ни была хороша школьная постановка первоначальных упражнений в церковном учительстве, она лишь незначительная частица трудов и усилий, которые потребуются от проповедника по выходе из школы на его святом посту. В системе организованного проповедничества и эта сторона дела не должна оставаться забытой.

Даже самому талантливому христианскому благовестнику большую пользу может принести соответствующий литературный материал. Тем более он необходим для людей средних дарований.

Еще плодотворнее здесь непосредственная помощь более опытных собратий.

Скоро ли творческим силам Русской Церкви удастся создать желательную систему борьбы с разлагающими все стороны нашей жизни противохристианскими и даже противорелигиозными влияниями, ведомо одному Всеведующему. Но нельзя не признать дивным устроением Того, Кто «человеколюбно вся строит и всем подает полезная», созыв сего Освященного Собора именно в наши смутные, скорбные и страшные дни. Осененный благодатию Всесвятого и Животворящего Духа, Собор может вдохнуть удвоенную ревность о строительстве «Града Божия» в сердцах достойнейших пастырей, клириков и мирян, которые всегда считали своим священным долгом призывать людей к следованию за Христом-Спасителем и к преображению чрез исполнение Его божественных заповедей греховных, условий нашего земного существования в благодатное царство Христово. Собору принадлежит вся полнота власти привлечь к делу церковного учительства вообще всех тех, кто в состоянии успешно послужить ему во славу Божию, ко благу Церкви и для спасения нашей многострадальной Родины.

Оживление и правильное развитие церковного проповедничества в Русской Церкви, по мнению Отдела, может быть достигнуто скорейшим осуществлением следующих мероприятий.

I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОПОВЕДНИЧЕСТВЕ.

1. Церковная проповедь, по учению слова Божия (Матф. XXVIII, 20; Марк. XVI, 15; Деян, 1, 8; 1 Коринф. IX, 36; 1 2 Тимоф. IV, 2 и др.) и указаниям церковных канонов (Прав. Апост. 36 и 58; Трулльск. Всел. Соб. пр. 19), являющаяся одною из славнейших обязанностей пастырского служения, должна раздаваться возможно чаще как за общественным и частным Богослужением, так равно и во внебогослужебное время, обязательно же за каждой Божественной Литургией, совершаемой в воскресные и праздничные дни (6 Всел. Соб. пр. 19) или по особым обстоятельствам в жизни Церкви, общества и государства.

Это должно быть определено нарочитым соборным каноном, который будет помещаться на особом листе в новых изданиях иерейского служебника и чиновника архиерейского священнослужения.

2. Право церковного учительства принадлежит пастырям Церкви (6 Всел. Соб. пр. 64), однако, в видах возможно большего усиления и расширения православно-христианского благовестия, сообразно с настоятельными требованиями нашего времени, весьма желательно привлечение к этому делу не только низших клириков (диаконов и псаломщиков), но и способных к проповедничеству благочестивых мирян, причем участие тех и других в «служении слову (Деян. VI, 4)», наиболее удобное и полезное в области внебогослужебной проповеди, может быть допускаемо и на церковной кафедре и за Богослужением, но не иначе, как по благословению Епископа и с разрешения в каждом отдельном случае местного священника.

Не принадлежащие к клиру проповедники, заявившие себя особенно ревностью в церковном учительстве, посвящаются в стихарь и именуются благовестниками.

3. Имея своей конечной целью, «представить всякого человека совершенным о Христе Иисусе» (Колос. 1, 28) и достойным наследования царства небесного, церковная проповедь вместе с тем должна одарять светом Евангелия и все пути земной человеческой жизни, как данного Богом человеку поприща для надлежащего приготовления к вечности. Поэтому проповедник обязан призывать чад Церкви — к верности, честности и усердию в исполнении даже самых малых наших земных обязанностей, чтобы через это греховные условия земного существования падшего человечества, постепенно облагораживаясь и совершенствуясь, могли преобразоваться в царство истинной христианской свободы, любви и братства, служащее преддверием царства славы.

Для достижения высшей общепонятности проповеди по ее изложению и языку допустимо употребление на церковной кафедре и местных наречий.

II.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХ СИЛ ЦЕРКВИ.

4. В видах оживления, усиления и планомерного развития церковного проповедничества необходима организация приходских, благочиннических, уездных и епархиальных Благовестнических Братств, состоящих из наиболее преданных этому святому делу и опытных в нем клириков и мирян.

5. Такие же Братства (с самым широким участием в них иноков) должны быть открыты при всех монастырях в особенности же при наших Лаврах и тех обителях, в которых издавна хранятся благоговейно чтимые русским народом святыни и некоторые вследствие этого привлекают к себе больше количества богомольцев.

6. Настоятельно необходима хорошая постановка проповеди во дни местных праздников и торжества, когда Богослужение совершается при многолюдном стечении молящихся не только из ближайших окрестностей, но также и из отдаленных селений и городов.

7. Высшее руководство делом богослужебно-храмового и внебогослужебного учительства в епархии сосредоточивается в Епархиальном Благочинническом Братстве при Епископской кафедре или при Духовной Семинарии, которое, будучи возглавляемо и вдохновляемо Епископом, объединяет в себе все епархиальное духовенство, трудящихся на проповедническом поприще мирян, и готовящихся к пастырству воспитанников старших классов семинарии.

III.

ШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ЦЕРКОВНОМУ УЧИТЕЛЬСТВУ.

Для надлежащей подготовки к проповеднической деятельности кандидатов священства необходимо:

8. Коренным образом изменить преподавания науки о проповедничестве, построив ее на библейских и святоотеческих основах и придав ей жизненно-практический характер, благодаря которому она могла бы стать учением о «Живом Слове». В частности для этого требуется: а) ввести в Сминариях новый учеьних по теории церковной проповеди, соответствующий совершенному уровню принципиальных положений науки о проповедничестве и выясняющий существенно-важный значение для проповедников близкого знакомства с аскетическою письменностью, б) образовать для воспитанников богословских классов семинарии особые библиотеки из наиболее ценных произведений святоотеческой, русской и иностранной (переводной) проповеднической литературы; в) увеличить количество уроков по гомилетике для практических занятий, связанных с выступлением юных проповедников сначала на внехрамовой, а потом и на церковной кафедре.

9. Организовать при семинариях благовестнические кружки к участию в деятельности которых непременно должны быть привлекаемы и члены Епархиального Благовестнического Братства.

Примечание. Желательно: участие входящих в эти кружки воспитанников в приходских проповеднических организациях, а также проповеднические поездки их за пределы епархиального города под руководством препрдаватели гомилетики.

10. Кафедру гомилетики предоставлять только надлежаще подготовленным, опытным в проповеди пастырям и тем из мирян, которые могут обучать проповедничеству не теоретически лишь, но и своим личным живым примером. Преподаватели этого предмет должны быть поставлены в возможно более благоприятные условия как для их учебной работы, так равно и для широкой церковной-общественной деятельности во внеурочное время.

IV.

ВНЕШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРОПОВЕДНИКОВ.

В качестве вспомогательных средств для внешкольной подготовки проповедников необходимы:

11. Возможно-безотлагательное издание при Высшем Церковном Управлении общецерковного проповеднического журнала, имеющего своей задачей решение основных вопросов теории и организации церковного учительства, а также регулярное заблаговременное снабжение духовенства лучшим готовым материалом для богослужебной и внебогослужебной проповеди. Журнал должен давать обстоятельные библиографические сведения и руководственные сообщения обо всем, что может служить полезным пособием для проповедников.

Примечание. Где позволяет средства, желательно создание особого проповеднического отдела в местных епархиальных органах.

12. Устройство время от времени, в зависимости от местных условий, краткосрочных проповеднических курсов для клириков, монашествующих и мирян.

13. Посылка в разные места епархии, по приглашению приходов, наиболее опытных и пользующихся широкой известностью проповедников для братского сотрудничества их с местными делателями на ниве Божией (напр., во дни знаменательных приходских торжеств или же в связи с какими-либо исключительными потребностями приходской жизни.

V.

МЕРЫ К УСИЛЕНИЮ ЦЕРКОВНОГО ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА В НАШИ ДНИ:

14. В нарочитом послании необходимо преподать благословение Освященного Собора всем пастырям, низшим клирикам и мирянам, которые ревностно подвизались в деле церковного учительства доселе, особенно среди тяжких испытаний, ниспосланных Промыслом Божиим нашей Родине в последне время, и именем же Собора призвать их к усиленным проповедническим трудам в будущем.

15. Призвать от имени Собора наиболее искуссных, ревностных опытных проповедников каждой епархии безотлагательно взять на себя благой почин по организации приходских, благочиннических Братств, дабы через эти организации, при братском единении всех лучших церковных сил, громче решительнее и настойчиве раздался повсеместно учащий голос Церкви, спасительный и необходимый всегда, но преимущественно в эти дни переживаемых нашим Отечеством величайших бедствий.

Председатель Архиепископ Евлогий.

Докладчики Владимир Недельский.

Георгий Булгаков.

Делопроизводитель Отдела Николай Кедров.

С подлинным верно: Делопроизводитель Н. Соловьев

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 185–193. Машинопись. Копия.