Доклад иеромонаха Афанасия (Сахарова) «О внесении в церковный месяцеслов всех Русских памятей»

К ПРОТОКОЛУ ЗАСЕДАНИЯ № 35 ОТ 28 МАРТА (10 АПРЕЛЯ) 1918 Г.

28 марта (10 апреля) 1918 г.

«В святцах, месяцесловах при богослужебных книгах большей частью помещаются имена святых Греческой Церкви и только в редких случаях можно встретить имя отечественного святого, а между тем святых в нашей Русской Церкви так много, что память их может совершаться едва ли не каждый день в течение всего года. И многие из отечественных святых так высоки по своей истинно благочестивой христианской жизни, так обширна и плодотворна была деятельность некоторых из них при жизни, что не чтить их памяти, не знать дня их кончины для истинно русского человека по меньшей мере стыдно… Если люди, прославившие себя на военном или гражданском поприще деятельности, достойны уважения, благодарной памяти для потомства, то тем более заслуживают сего подвижники благочестия, св. угодники Божии, наши молитвенники пред Богом, патроны земли Русской… Непочитание отечественных святых свидетельствует о равнодушии и холодности к своей Церкви, показывает недостаток любви к своему отечеству, которое трудами и молитвами св[ятых] мужей в пределах своих расширялось, возвышалось и крепло».

Так писал преосвященный Димитрий (Самбикин) еще в 1878 году в предисловии к первому изданию своего месяцеслова святых, всей Русской Церковью и местно чтимых, справедливо полагая, что собрать в одно <место> хотя краткие сказания о жизни святых, составить по возможности полный на всякий день месяцеслов святых Русской Церкви — дело далеко не излишнее. Но и ныне, спустя 40 лет, те же сетования о забвении и как бы пренебрежении родных русских угодников Божиих могут быть повторены в полной мере. До сих пор нет точного списка всех святых угодников Божиих, в России просиявших и причтенных к лику святых, нет месяцеслова с точным указанием всех памятей их. В последних изданиях наших богослужебных Миней и в месяцесловах при богослужебных книгах имеется всего 72 памяти русских святых. В последнее время месяцеслов при Служебнике пополняется именами преподобных Печерских. Но дальше дело не идет. И о днях памяти около 300 русских святых не знают, а иногда не подозревают не только миряне, но очень часто и духовенство. Правда, в 1903 году издан по благословению Святейшего Синода Верный месяцеслов всех русских святых, составленный на основании донесений с мест епархиальных преосвященных. Этот месяцеслов, кажется, был разослан во все приходы, но в церковный обиход он так и не вошел. В большинстве церквей он лежит на полках церковных библиотек без употребления. Месяцесловы при церковно-богослужебных книгах из Верного месяцеслова не пополняются, а издатели календарей с ним вовсе не считаются, хотя в послесловии к Верному месяцеслову сказано, что только внесенные в этот месяцеслов, авторизованный Святейшим Синодом, угодники Божии должны быть почитаемы за причисленных к лику святых, коим должны быть совершаемы молебны, а не панихиды, и что отныне все составители и издатели календарей в вопросе о внесении в них памятей русских святых должны руководствоваться только Верным месяцесловом и никаким другим. <Не> говоря уже о календарях частных издателей, даже составители месяцеслова в «Православном календаре» — издании Издательского Совета при Святейшем Синоде — совершенно игнорируют Верный месяцеслов и не только опускают памяти некоторых русских святых, указанных в Верном месяцеслове (напр[имер], Макария Писемского — 10 января, Афанасия Наволоцкого — 18 ян[варя], Феоктиста Новгородского — 23 ян[варя], Герасима Великопермского — 24 ян[варя], Ксенофонта Робейского — 26 ян[варя], Афанасия Лубенского — 2 мая, Германа Казанского — 23 июня и др.), но и вносят память таких праведников, которых нет в Верном месяцеслове, которые не причислены к лику святых, о которых могут быть совершаемы только панихиды и которые, следовательно, не должны быть вносимы в месяцеслов (например, Симеона Тверского — 3 февр[аля], Савватия и Евфросина, Саввы и Варсонофия Тверских — 2 марта, Вассы Псковской — 19 мар[та], Василия Мангазейского — 23 марта, Герасима Болдинского — 1 мар[та], Серапиона Владимирского — 12 июля и др.).

Равным образом в изданных Московской синодальной типографией Житиях святых на русском языке, с одной стороны, не достает некоторых житий русских святых, с другой стороны, внесено несколько житий неканонизованных святых (в 1-й дополнительной книге: Амвросия Мирожского — 24 сент[ября], Афанасия Высоцкого — 12 сент[ября], Иоанна Псковского — 24 окт[ября], Сергия Малопин<еж>ского — 16 ноября; и во 2-й дополнител[ьной] книге: Василия Мирожского — 4 марта).

Даже в книгу, предназначенную для богослужебного употребления, сборник, озаглавленный «Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиях», изданную по благословению Святейшего Правительствующего Синода (Петроград, 1915 г.), внесены молитвы неканонизованным святым: Герасиму Болдинскому — 1 мая, <Григорию> Шалочскому — 15 ноября и Симону Юрьевецкому — 4 ноября и 10 мая. Имя последнего, преп[одобного] Симона Юрьевецкого, было внесено в Верный месяцеслов, но определением Святейшего Синода от 30 июня — 21 июля 1904 года (Ц[ерковные] вед[омости, 1]904, № 31) было исключено из числа имен канонизованных святых. Таким образом, даже в богослужебных книгах до сих пор не проведено строгого различия, с одной стороны, между подвижниками благочестия, причисленными с благословения церковной власти к лику святых, чествуемых молебнами и подлежащими внесению в церковный месяцеслов, и, с другой стороны, между подвижниками благочестия, не причисленными к лику святых, которым должны быть совершаемы только панихиды и имена которых внесению в церковный месяцеслов не подлежат. Это обстоятельство вводит в большое сомнение и смущение тех православных русских людей, которые ревнуют о чествовании всех святых русских в дни их памяти, может ставить в большое затруднение священнослужителей, когда их будут просить совершать молебны тому или иному угоднику Божию, не внесенному в месяцеслов при богослужебных книгах. Таким образом, и доныне не устранены те причины, которые вызвали составление Верного месяцеслова, и доныне не исправлены те ошибки, когда могут быть чествуемы молебнами такие праведники, относительно которых или нет прямого определения церковной власти о причтении их к лику святых, или даже есть прямое запрещение служить им молебны вместо панихид. Священному Собору, всей Русской Церкви следует наконец разрешить этот вопрос.

Разрешен же он может быть только внесением в месяцесловы при всех богослужебных книгах памятей всех русских святых — как общецерковных, так и местночтимых. Только тогда священнослужители и все православные русские люди будут знать ясно и определенно, кто из почивших праведников причислен к лику святых и в какие дни совершается их память. То обстоятельство, что некоторые праведники, прежде чествовавшиеся молебнами, в настоящее время стали чтиться только панихидами, думается, в значительной мере объясняется тем, что имена их после их канонизации не были внесены в общецерковные месяцесловы. Кроме того, внесение в месяцесловы при всех церковно-богослужебных книгах имен всех, даже местночтимых, святых важно и потому, что только тогда может быть устранено то ненормальное явление, что в одном месте данному угоднику Божию служат молебны, а в другом — панихиды. В нашем Отделе уже было докладываемо, что святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, в Ростове на месте его погребения служатся молебны и торжественно справляется его память, имеется особая служба и акафист. А в основанном им московском Симоновом монастыре в день памяти его правится заупокойная служба. Подобным ненормальным явлениям не должно быть места в такой важной области церковной жизни как богослужение.

Нашим Отделом в правилах о канонизации святых уже принят пункт о том, что имя святых, канонизуемых к местному празднованию, вносится в общецерковный месяцеслов. Но в него должны быть вносимы не только вновь канонизованные угодники Божии, но должны быть внесены и имена всех ранее канонизованных святых. Конечно, в месяцесловах должно быть отмечено, какие из угодников Божиих чествуются всей Русской Церковью и какие — только местно. Памяти святых, чтимых общецерковно, должны быть отмечены тем или иным праздничным знаком; памяти же местночтимых святых такого знака не должны иметь или даже должно быть оговариваемо, что «совершается собор его, идеже лежат мощи его» или «в граде таком-то».

Наряду с пополнением церковного месяцеслова памятями всех русских святых в нем, конечно, должны быть отмечены дни, в которые совершаются празднования в честь святых икон Божией Матери, прославленных в нашем отечестве.

Но прежде внесения в церковный месяцеслов имен всех русских святых должен быть тщательно проверен и исправлен Верный месяцеслов, который в существе не может быть назван верным. Составитель его, в Бозе почивший архиепископ Владимирский Сергий, кажется, имел не совсем точные донесения с мест или некоторые указания последних исправлен<ы> на основании памятников агиологии, следствием чего было расхождение указаний Верного месяцеслова с практикой на местах, где почивают мощи угодника Божия. Напр[имер], днем памяти Михея Радонежского в Верном месяцеслове указывается 5 мая, днем памяти Авраамия Чухломского — 20 июля. Между тем в Троицкой лавре память преп[одобного] Михея у его гробницы торжественно справляется 6 мая, а в Чухломской обители память преподобного Авраамия совершается 19 июля. Или днями памяти св[ятого] Василия Рязанского Верный месяцеслов называет 12 апреля, 21 мая и 10 июля. Между тем в Рязани память святого Василия совершается 10 июня и 3 июля. На мой запрос по этому поводу настоятель рязанского кафедрального собора протоиерей П. Н. Добромыслов писал мне, что указания на 12 апреля, 21 мая и 10 июня как на дни памяти святителя Василия для него «всегда составляли предмет недоумения и загадки».

Затем в Верном месяцеслове недостает некоторых памятей, торжественно совершаемых на местах почивания святых мощей угодников Божиих. Напр[имер], не указаны следующие памяти: св. Ионы, митрополита Московского — 15 июня, Макария Переяславского — 13 мая, Митрофана Воронежского — 7 августа, Зосимы и Савватия Соловецких — 8 августа, Феодора и Иоанна Суздальских — 20 августа, Космы Яхромского — 14 октября, Вассиана и Ионы Пертоминских — 5 июня.

Нашему Богослужебному отделу следует взять на себя дело проверки и исправления Верного месяцеслова, дело составления полного и действительно Верного месяцеслова. Должно затребовать из Св. Синода дело о составлении Верного месяцеслова и одновременно через «Церковные ведомости» разослать особые опросные листы с просьбой по возможности прислать немедленные ответы о том, где какие канонизованные угодники Божии почивают, когда они причислены к лику святых и когда совершается им празднование, и где какие находятся иконы Божией Матери и когда совершаются празднования в честь их.

В связи с вопросом о внесении в церковный месяцеслов памятей всех русских святых стоит вопрос об издании служб им. В Церкви Сербской есть особый сборник «Сербляк», содержащий в себе «богослужебные молебные правила святым сербского рода», причем в предисловии к 3-му изданию (Белград, 1801 год) «Сербляка» отмечается, что оно сравнительно с предшествующими изданиями приумножено «новыми правилами некиим сербским святым, имже совершается собор идеже почивают мощи их», в этот сборник внесены службы не только всей Сербской Церковью <прославленным>, но и местночтимым святым. И в Российской Церкви настоятельная нужда в составлении и издании подобного сборника или сборников. Нередки случаи, когда желают совершить службу тому или иному местночтимому святому в храме, посвященном ему, а особую службу, даже только тропарь и кондак, трудно или почти невозможно достать. Нередки случаи, когда на месте имеется всего один рукописный экземпляр службы, который ничем не застрахован от утраты, и случаи утраты единственного экземпляра службы бывали. На мой запрос о службе св. благов[ерному] князю Довмонту Псковскому настоятель псковского собора ответил, что «старинная рукописная служба давно утеряна». Равным образом настоятель Новгородского Юрьева монастыря сообщил мне, «что особой службы святителю Феоктисту не имеется». Между тем еще в 90-х годах прошлого столетия преосв[ященный] Димитрий в своем месяцеслове писал: «служба и житие святого Феоктиста в библиотеке Юрьева монастыря».

Кроме того, имеющиеся в обиходе рукописные службы иногда очень неисправны, безграмотны. Напр[имер], в одном из тропарей канона рукописной службы св. благ[оверному] вел[икому] князю Андрею Боголюбскому говорилось, что убийцы св. князя совершили свое злое дело «поюще Единаго Благословеннаго». Церковь не должна допускать, чтобы хотя в одном храме возносились безграмотные, иногда даже бессмысленные молитвословия. Поэтому необходимо собрать все имеющиеся как печатные, так и рукописные службы русским святым, а вместе и особые службы в честь икон Божией Матери, их исправить и издать в виде особых месячных Миней. В тех же месяцесловах, где помещаются тропари и кондаки (например, в Церковном уставе, Псалтыри следованной, Иерейском молитвослове) впредь должны быть помещаемы тропари и кондаки всем русским святым и чудотворным иконам Божией Матери.

Указанный выше сборник служб святым сербского рода «Сербляк» имеет ту симпатичную особенность, что в нем почти во всех службах помещены по шестой песни канона синаксаря. Думается, что внесение синаксарей в наши богослужебные Минеи должно почитать делом весьма полезным и настоятельно необходимым. Надо сознаться, не только богомольцы — нередко и совершители служб не знают обстоятельств жизни святого, которому совершается служба. Особенно это надо сказать о тех святых русских местночтимых, жития которых в изданные Московской синодальной типографией «Жития святых на русском языке» не вошли и жития которых иногда можно достать только в их обители или на месте почивания их святых мощей.

В церковно-богослужебной практике нередко бывают случаи, когда просят отслужить молебен тому или иному местночтимому в другой местности святому, поставить ему свечу.

Поэтому желательно было иметь в каждом храме изображения всех русских святых. Для этой цели следовало бы составить и издать особые лицевые святцы наподобие существующего издания «Лицевых святцев Московской синодальной типографии», где наряду с изображениями греческих святых были бы изображения всех русских святых, и принять меры к распространению этих святцев по храмам.

Таким образом, наряду со сведениями, необходимыми для исправления Верного месяцеслова, должны быть собраны с мест службы, жития и изображения русских святых, службы, изображения и сказания о чтимых в России иконах Божией Матери.

В заключение необходимо еще отметить то обстоятельство, что нередко у нас не чествуют того или иного святого угодника Божия даже в местах, которым, казалось бы, должно быть близко и дорого имя этого святого. Например, Москва не чествует дней памяти и редко вспоминает имена своих святителей: Фотия, Киприана и Феогноста, своего князя Даниила. Даже в Успенском соборе, как говорил мне один из соборных пресвитеров, не бывает особого торжества в дни памяти указанных святителей московских. Или напр[имер], городу Владимиру и владимирскому Рождественскому монастырю должен быть близок и дорог преподобный Пахомий Нерехтский как уроженец г. Владимира, как полагавший начало иноческой жизни во Владимирском Рождественском монастыре. Между тем во Владимире имя пр[еподобного] Пахомия совершенно неизвестно. Можно бы указать и еще немало подобных случаев забвения святых, имеющих то или иное отношение к данной местности. Поэтому желательно бы, чтобы в каждой епархии были составлены точные каталоги всех святых, близких данной епархии, не только почивающих в ее пределах, но и вообще имеющих к ней более или менее близкое отношение (напр[имер], по рождению, служению и т. д.). Имена всех сих св. угодников Божиих в особо установленном епархиальной властью порядке должны быть возносимы на литийном прошении «Спаси, Боже, люди Твоя!» и молитве «Владыко Многомилостиве», епархиальной же властью должно быть определено, в какой местности каким местночтимым святым должны быть торжественно совершаемы службы в дни их памяти.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 486–490 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Пометы в тексте.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Из материалов Отдела о богослужении…  С. 356–361.