Доклад члена Собора профессора В. А. Керенского «Духовенство как сословие (Его юридические права)»

27 ноября 1917 г.

Миланский эдикт Константина Великого 313 г. существенно изменил правовое положение христианской Церкви и ее представителей. Доселе она была гонимою Церковью и представители ее не пользовались никакими правами; теперь она сделалась Церковью благоприятствуемою со стороны гражданских властей, и представители ее получили многие права и преимущества, в частности свободу от несения общественных обязанност<ей>, обозначаемых латинским термином munera nominationis, напр[имер], от обязанност<ей> сборщиков податей и устроителей зрелищ для городов и от несения имущественных повинностей, обозначаемых термином munera patrimonialia, напр[имер], от постановки провианта для проходящих войск, размола зерна, починки дорог и мостов; в судебном отношении епископам христианской Церкви были усвоены права формальных судей в делах не только церковных, но и гражданских; сами они были освобождены от обязанности являться на судебные разбирательства в качестве свидетелей, суд над ними производился только на церковных Соборах, пресвитеры при свидетельских дознаниях освобождались от пыток и пр[очего]. И, наконец, членам христианской Церкви, в частности епископам, были усвоены права: ходатайства за свою паству пред светскою властию, участия в выборе должностных лиц по городской администрации и наблюдения над ними и проч[ее]. С наступлением средних веков, периода особенного расцвета папской системы, правовое положение римско-католического духовенства на Западе не только не ухудшается, а напротив улучшается. В частности, представителям его усвояются: 1) privilegium canonis, в силу которой всякое намеренное фактическое оскорбление духовного лица влекло за собою отлучение от Церкви лиц, и нанесших это оскорбление, и подготовлявших последнее, и участвовавших в нем, даже и в том случае, если лицо, коему нанесено оскорбление, простило своих оскорбителей; 2) privilegium fori, каковой привилегией не только освобождались от гражданского суда духовные лица, но и вместе с тем церковному суду подлежали дела, возникшие между клириками и мирянами; 3) privilegium servitiorum, в силу коей духовные лица освобождались от несения различных мирских обязанностей: напр[имер], от военной службы, от государственных должностей, от караульной службы, вообще от «грязных» обязанностей; 4) privilegium competentiae, в силу которой само духовное лицо не подлежало аресту, и если налагался арест на его имущество, то ему на содержание выдавалась достаточная сумма денег; 5) privilegium immunitatis, т. е. свобода от налогов, выражавшихся в подношениях денежных подарков королям, императорам, князьям и проч[им]. В силу этих обширных привилегий римско-католический клир к концу средних веков допустил в своей жизни многие злоупотребления, результатом чего и было возникновение реформационного движения, которое ошеломило было римско-католическую курию, но на короткое время. Вскоре она оправдалась и сумела возвратить римско-католическому клиру не только в римско-католических, но и в протестан[т]ских государствах довольно прочное правовое положение, благодаря тому, главным образом, обстоятельству, что она, т. е. курия, успела и сумела упрочить за римским клиром репутацию антиреволюционной силы. Можно это видеть, прежде всего, на Австрии, в коей сохранены за римским клиром почти все привилегии, усвоенные ему в средние века, напр[имер], 1) privilegium canonis, так как по законоположениям Австрийской империи лица, оскорбившие священнослужителей при совершении церковных актов, подвергаются особо серьезным наказаниям, 2) privilegium fori, так как все церковно-юридические дела по законоположениям Австрии рассматриваются только церковным судом, 3) privilegium servitiorum, так как члены клира в Австрии освобождены от несения всех так называемых «грязных» обязанностей, 4) privilegium competentiae, так как по действующим узаконениям Австрии духовное лицо свободно от личного ареста и в случае наложения ареста на его имущество, духовное лицо получает средства на приличное содержание [и] проч[ее]. Таковое же современное положение римско-католического клира в Италии, Бельгии, Испании и других римско-католических государствах. Довольно хорошо правовое положение римско-католического клира в государствах протестантских, в особенности в Баварии, как германском государстве с большим процентом и католического населения. В силу конкордата от 5 июля 1817 г. Римско-Католическая Церковь признается здесь господс<тв>ующей, и потому представители ее сохраняют в Баварии почти все права и привилегии, связанные с их служением по средневековым воззрениям. Из протестантских германских государств правовое положение представителей Римско-Католической Церкви поколебалось было на некоторое время только в Пруссии в силу так называемых майских законов 1872–73 гг., но после выхода в 1894 г. в отставку Бисмарка — главного виновника указанных законов — от них осталось очень немногое, стесняющее правовое положение римско-католического клира в Прус[с]ии. Из других протестантских государств аналогично правовое положение римско-католического клира в Англии, особенно после законов 1869 г. Очень хорошо правовое положение римско-католического клира в России. При Екатерине II, Павле I, Александре I и Николае I Римско-Католическая Церковь, по сознанию даже представителя римского католицизма в России — епископа Сестренцевича, пользуется такою свободою, которая присуща лишь «господствующей Церкви». В настоящее время члены Римско-Католической Церкви пользуются теми же правами, которые присущи и представителям Православной Церкви. Из всех европейских государств незавидно правовое положение членов и представителей указанной Церкви только во Франции после законов 1880, 1901 и 1904 гг. Правовое положение протестантского клира в общем то же самое, что и положение римско-католического клира. Хотя протестантские пасторы являются простыми государственными чиновниками, как лишенные особых благодатных прав, тем не менее им усвояются почти все права, принадлежащие (и представляющие) римско-католического клиру: 1) privilegium canonis, 2) privilegium servitiorum, 3) privilegium immunitatis и проч[ие]. От римско-католического клира протестантский клир даже и в Германии в правовом отношении отличается лишь тем, что члены его не свободны от воинской повинности. Применительно таковое же правовое положение протестантского клира в Швеции, Норвегии и России на основании узаконений 1721, 1832 и др[угих годов]. Правовое положение англиканского клира не хуже, а даже лучше положения римско-католического и протестантского клира, по крайней мере, в Англии. Особенно это сказывается на высшем клире англиканской Церкви. Его privilegium servitiorum проявляется в том, что на основании статутов 1847 г. два архиепископа: Кентерб<е>рийский и Йор[к]ский, епископы трех епархий — Лондонск<и>й, Дургемский и Винчестерский и старейшие по службе заседают в палате лордов, все епископы признаются пэрами королевства; представителями низшего клира освобождены от несения различных общественных должностей и проч[его].

В правовом положении клира Православной Церкви можно подметить несколько периодов. Еще в княжеский период государственная власть России в лице, напр[имер], великого князя Василия Димитриевича считала нужным ограничить право поступления в духовное звание лиц служивых и податных. Не взирая на эту из<о>лированность, православное духовенство долгое время не пользовалось почти никакими привилегиями, потому что вплоть до начала XVIII в. причислялось к неинтеллигентным классам. Поэтому и указания на какие-либо исключительные права православного духовенства в России можно находить только в XVIII в., да и притом эти привилегии были не настолько велики, чтобы их можно было сравнивать с привилегиями, принадлежавшими и принадлежащими римско-католическому клиру. Некоторыми привилегиями пользовал<о>сь и пользуется православное духовенство: privilegium fori, т. е. преимуществами в юридическом отношении. Эти преимущества его следующие: 1) лица духовного звания освобождаются от присяги при свидетельствах; 2) в определенных уставом духовных консисторий случаях подлежат особому суду духовного правительства, и в других — судам гражданским при депутатах с духовной стороны; 3) жалобы о нарушении духовными лицами обязательств и просьбы о побуждении этих лиц к уплате бесспорных долгов приносятся епархиальному начальству; 4) духовному ведомству подлежат и дела об обидах, причиняемых лицами духовными. Светскому суду лица духовного звания подлежат: 1) в случае нарушения государственных постановлений, по которым существуют особые правила о судопроизводстве, и 2) в тяжких уголовных преступлениях. Существует для православного духовенства России и privilegium servitiorum — свобода от несения некоторых обязанностей, напр[имер], от воинского постоя, от военной повинности, каковое освобождение распространяется и на псаломщиков, пока они состоят на должности, причем если псаломщики оставляют свои места до истечения 5 лет со времени освобождения их по этому месту от воинской службы, то они привлекаются к исполнению воинской повинности с обязательством пробыть на действующей службе и в запасе сроки, соответствующие их образованию; оставившие же место псаломщика по истечении 5 лет зачисляются прямо в запас до 39-летнего возраста; воспитанники духовных академий и семинарий, призываемые к воинской повинности, получают отсрочку — первые до 27 лет, вторые до 24 лет. Усвоено православному клиру России и privilegium immunitatis, напр[имер], с 1722 г. члены его освобождены от подушной подати, с 1899 г. от военного постоя и от платы квартирных денег, от городского оценочного сбора и от других городских повинностей, кроме исправления мостовых, сохранения их в чистоте и освещения фонарей. Рядом с этими льготами, предоставленными духовным лицам Православной Церкви, для тех же лиц существуют следующие ограничения: 1) лица, состоящие в клире, не могут в то же время быть на государственной службе; 2) никто из них не может лично обязываться или ручаться за других ни в каких судебных делах; 3) никто из них не может быть ходатаем и поверенным по чужим делам, кроме дел, связанных с ходатайством за духовное ведомство, за жен и детей своих и малолетних, находящихся у них под опекою; 4) никто из них не может быть гласным городской думы, участвовать в городских выборах и в земских избирательных собраниях. Более стеснено правовое положение православного монашества. 1) Представители его не могут приобретать никакого недвижимого имуществе, ни даже удерживать за собою таковое, хотя бы оное ими было приобретено «до принятия монашества»; 2) лица монашествующие ничего не могут получать по завещаниям, кроме книг, икон, панагий и наперсных крестов; 3) лицам монашествующим запрещается быть поверенными в делах, не имеющих отношения к духовному ведомству, отдавать капиталы под частные долговые обязательства, торговать чем-либо, получать пенсии и проч[ее].

Сравнивая правовое положение православного клира в России с соответствующими положением иностранного клира в западных государствах, легко можно видеть, что и в данном отношении, как и в материальном, наше духовенство уступает последнему. 1) Оно, напр[имер], если и пользуется privilegium canonis, т. е. правом особой юридической защиты от личных оскорблений, то не в такой мере, в какой пользовалось и пользуется этой привилегией духовенство на Западе; 2) оно, особенно монашеское духовенство, слишком стеснено в своих юридических и экономических правах; 3) оно принимает слишком небольшое участие в государственных учреждениях по сравнению о римско-католическим и протестантским клиром в западных государствах и проч[ее].

Проф. Вл. Керенский

Ноября «27» дня 1917 года.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 436. Л. 179–182 об. Машинопись. Подлинник. Рукописные вставки. Подпись — автограф.