Доклад Б. А. Тураева о применимости устава в приходских храмах

К ПРОТОКОЛУ № 8 ОТ 10 ОКТЯБРЯ 1917 Г.

8 октября 1917 г.

Сообщая предание о литургической деятельности св. Василия Великого, Патриарх Прокл выражается следующим образом: «Замечая леность и небрежность людей, тяготившихся продолжительностью Литургии, Василий Великий, сам хотя и не считал ее содержащею что-либо излишнее, но, чтобы отнять у небрежных повод тяготиться, передал произносить ее более кратким способом, пользуясь сим как врачебным средством». Таким образом, церковное предание усвояет св[ятителю] Василию Великому, а за ним и Златоусту уступки немощам их современников в самой дорогой и священной части богослужения — Божественной литургии, и притом в то время, когда религиозная жизнь была неизмеримо живее и интенсивнее, чем теперь, когда обычная жизнь была не столь сложна и мирские обязанности не столь многообразны. И в наше далеко не церковное время замечается «леность и небрежность» уже не только среди мирян, но и среди самих священнослужителей, тяготящихся продолжительностью, правда, не Литургии, а прочих служб дневного круга; от их небрежения и проистекают в значительной степени те уклонения для церковного Устава, которые были только что указаны. Пример великих вселенских учителей и святителей дает право и Поместному Собору, снисходя к немощи своих современников, сделать ряд указаний и разъяснений для упорядочения того «более краткого образа» отправления богослужения, каковой ныне наблюдается в приходских храмах, будучи чужд единообразия, порядка и духа церковного Устава. История богослужения и церковный Устав знают не один пример сокращений и упрощений. Разве не ими обусловлено сокрытие от ушей предстоящих прекрасных слов утренних и вечерних молитв. Дивные кондаки и икосы Романа Сладкопевца и иных творцов ныне представлены вместо цельных композиций лишь первыми своими строфами, нередко выдающими свое происхождение недоговоренностью и незаконченностью. И церковный Устав не назначил кафизмы для недели вечера и предписывает опускать кафизму на вечерне после бдения «труда ради бденнаго», как он делает это для четвертка Великого канона, назначая вместо трех одну кафизму и меняя для этого все расписание чтения Псалтыри. «Труда ради бденнаго» Литургии в дни Св[ятой] Пасхи, Рождества, Богоявления и Антипасхи служатся «порану», а не в то время, которое предписывается 8-й главой Типикона. В понедельник 1-й седмицы Великого поста к утрени «знаменует коснее, вечерняго ради утешения». Не будем распространяться о тех случаях, когда устав предписывает то или другое песнопение исполнять «поскору», без пения и т. п., но вспомним, что и Студийский устав делал подобные же и еще большие уступки немощи, напр[имер], освобождая от часов и иногда от кафизм праздников (т. н. ἀι τῶν ὡρῶν). И настоящий Поместный Собор уже вступил на этот путь. В чине «Молебного пения о спасении Державы Российския», совершенном его членами, в его присутствии и всенародно на Лобном месте в день Воздвижения Честнаго Креста, мы впервые вместо канона не только услыхали, но и увидали напечатанными «запевы». Этим как бы получил санкцию укоренившийся у нас непохвальный обычай ограничиваться на молебнах вместо канона запевами. Нельзя не скорбеть об этом уже и ввиду того, что в этой же палате перед тем было принято предложение об уставности богослужений, совершаемых от имени Собора, причем были особенно подчеркнуты каноны на молебнах.

Проект руководственных указаний для применения Церковного Устава к практике приходских храмов

1. Представляется возможным в дни праздничные, имеющие славословие великое, начинать Литургию непосредственно после него, опуская обе ектении и часы, как это введено в современной греческой и румынской практике. Опущение часов, как это отметил в своем докладе И. А. Карабинов, «вполне приемлемо с историко-литургической точки зрения», так как для великих дней, когда пелось «Бог Господь», оно было принято в Студийском уставе. В русской практике оно может найти себе оправдание и в весьма распространенном обыкновении служения ранних и поздних Литургий — часы будут вычитаны пред поздней Литургией.

2. Полунощница, как служба монастырская по преимуществу, может быть совершенно опускаема, и утреня может начинаться с возгласа «Слава Святей», с опущением 19 и 20 пс[алмов] и примыкающих к ним. Воскресная же полунощница, где не бывает бдения, должна быть сохранена; служени<ю> ее по киевскому чину желательно дать возможно широкое распространение.

3. Первый час, как дневная служба, не должен читаться с вечера и опускается после всенощного бдения. На бдении с литией можно опускать на вечерне сугубую ектению, на утрене вместо молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя» можно ограничиться ее концом: «Молим Тя».

4. Последовательное чтение Псалтыри должно быть удержано как общее всему христианскому миру, но вместо кафизмы за единицу деления может быть принята «слава». Выделив первый антифон 1-й каф[измы] для навечерий воскресных и праздничных дней, 17-ю кафизму — для утра к субботе, 18-ю — для вечерен с понедельника по пятницам — 3 псалма ежедневно, остальную часть Псалтыри можно вычитывать по «славе» или по две «славы» на утренях в последовательном порядке. На утренях великих праздников можно рядовую «славу» заменять особыми праздничными псалмами, как это имело место в Уставе Великой Церкви, и отчасти по итал[ийским] спискам в Студийском уставе, желательно эти праздничные псалмы петь антифонно. Из рядовых «слав» можно исключать псалмы, употребляемые в ежедневном неизменяемом богослужении. Седальны, хотя бы по одному, следует петь. Во св.Четыредесятницу ежедневно вычитываются 4 или 5 «слав» на утрене и часах. В церквах домовых и иных, где великия ради нужды богослужение не совершается ежедневно, Псалтырь вычитывается по «славам» в последовательном порядке весь, без выделения 17 и 18 кафизм.

5. Чтения, песнопения и молитвословия обеих Триодей (исключая службы минейского характера) не подлежат никакому сокращению, но могут (кроме канона Св. Пасхи) исполняться без повторений («колико их есть»). В воскресные дни Пентикостария, когда полагается петь пасхальный канон, можно ограничиться полным исполнением его с богородичными и опустить канон недели, который будет читаться в последующие дни.

6. Не подлежат сокращению и службы двунадесятых праздников (также исполняемые без повторений) от предпразднства до отдания, а также службы недель, окружающих Рождество Христово.

7. То же предписывается и для службы дня храма. На вечерне этого дня должно быть по Уставу отдание, а по субботам на утрене — канон храму.

8. Октоих поется с Минеей и в воскресные, и в простые дни. Из каждого рода стихир (воскресных, «восточных», минейных, стиховных, хвалитных обоего рода, повседневных, блаженных) следует петь не менее двух, не считая «Слава» и «ныне». Из каждого канона должен быть прочтен по крайней мере один тропарь. В воскресные дни, впрочем, можно ограничиться чтением всех тропарей воскресного канона и одним или двумя (если два канона) — из Минеи. Крестовоскресный и богородичный каноны могут быть отнесены на вечер воскресенья. Кондаки по 6-й песне следует петь всегда, отнюдь не должно опускать ексапостилариев и стихир евангельских.

9. Положенные по Уставу полиелеи должны соблюдаться. Из русских памятей полиелейная служба обязательна для дней памяти св. равноап[остольного] князя Владимира, св. Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, святителей Московских. Род службы во дни других русских святых предоставляется усмотрению настоятеля. Во всех случаях службы русским святым должны петься вместе с вселенскими того дня, соединяясь в будние дни — как служба св. княгине Ольге со службой св. мученице Евфимии; для полиелейных — как служба св. ап[остолу] и ев[ангелисту] Иоанну Богослову со службой св. Арсению В[еликому] или как указано в уставе для 8 июля. Тому же порядку следуют русские Богородичные праздники, а также день 9 мая, в который наша современная практика совершенно опускает службу св. пророку Исаии.

10. На часах во Св. Четыредесятницу возможно чтение или пение поочередно, по дням, по одному псалму на каждом часе с прибавлением рядовой части Псалтыри. Молитвы часов может читать священник только: «Христе, Свете истинный» — на 1-м часе, и «Всемогущаго и Животворящаго» — на воскресной полунощнице. Песни пророческие в Великий пост исполняются во всех приходских храмах по Уставу.

11. Акафисты, кроме Богородничного, не должны вставляться во всенощное бдение, но могут составлять особую службу вне суточного круга, но лучше заменять их древними кондаками с икосами св.Романа Сладкопевца и иных. Возрождение употребления этих дивных творений, имеющихся и в славянских переводах, послужит к подъему настроения молящихся. Напр[имер], икосы на Рождество Христово в новом славянском переводе П. П. Мироносицкого могли бы читаться за всенощным бдением и, во всяком случае, после вечерни первого дня или за утреней второго.

12. На Литургии следует исполнять уставы относительно пения изобразительных или повседневных антифонов (глава 21).

Время совершения служб, предписанное Уставом, не всегда выполнимо в условиях мирского быта. Во всяком случае, бдения следует начинать возможно позже. Часы с вечерней в Св[ятую] Четыредесятницу не следует начинать раньше 11 ч[асов]. Служение утрени с вечера, кроме бдений, а также вечерен с утра должно быть навсегда и повсеместно прекращено.

Для оживления богослужения может служить широкое развитие общего пения. Молящихся следует располагать к пению стихир, ирмосов и т. п. попеременно с певцами. Вместо прежнего беспорядочного и произвольного чтения Псалтыри ныне вводится облегченное планомерное исполнение этой св. книги. Желательно ввести пение, по возможности антифонное, этих немногих приходящихся на каждую службу псалмов. Вечером великих праздников, когда положена великая вечерня, предлагается петь антифонно псалом девятого часа, а также 140-й и следующие псалмы вечерни полностью. Последние можно петь и в воскресные дни вечером. После вечерни в воскресенье полезно служить молебен с канонами крестовоскресным и богородичным и с чтением евангельских зачал, положенных на Литургиях в наступающую седмицу. Таким путем может быть выполнен годовой круг евангельских чтений и в тех храмах, где по великой нужде не совершается ежедневная служба. Это чтение, равно как и каноны, могло бы быть исполнено и на повечерии (сравн[ите] древние панихиды). В тех храмах, где служба совершается ежедневно, дневные апостолы и евангельские чтения не должны заменяться заупокойными или минейными, а непременно должны вычитываться согласно Уставу. Заупокойные и иные могут следовать за ними. Перед евангельским чтением аллилуиарий должен исполняться троекратным пением «аллилуиа». И тропари на Литургии не должны, как это замечается ныне во многих местах, заменяться пением заупокойного кондака. Вообще же поминовение усопших на ектениях допустимо только в будние дни и за ранними Литургиями в воскресные, причем его необходимо перенести на конец Литургии: после «Благословение Господне на вас» — тропари «Со духи праведных», и произносить заупокойную ектению. Повсеместно в конце Литургии или после нее следует раздавать антидор при пении или чтении 33-го псалма.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 286. Л. 109–112. Машинопись. Подлинник.