Деяние № 90

22 февраля (7 марта) 1918 г.

Заседание открыто в Соборной палате в 10 час[ов] утра под председательством митрополита Новгородского Арсения в присутствии 268 членов Соборе (в том числе 34 епископов).

На повестке заседания: 1) текущие дела: 2) доклад Редакционного отдела об устроении единоверия, докладчик проф[ессор] И. И. Соколов; 3) доклад Отдела о благоустроении прихода «Положение о православном приходе», докладчики: В. А. Потулов, Н. Д. Кузнецов и свящ[енник] Ф. Ф. Григорьев.

Председательствующий. Прошу занять места. Секретарь доложит текущие дела.

Секретарь. Поступили разные заявления по поводу последних событий.

а) Пастыри и миряне г. Трубчевска на имя Святейшего Патриарха Тихона сообщают: «Мы, пастыри и миряне г. Трубчевска в его уезда Орловской епархии, приветствуем Ваше Святейшество и Церковный наш Собор в решимости бороться за св[ятое] православие и веруем, что все покушения на Церковь неистовых ее врагов будут разбиты о веру церковного народа, который уже становится под руководством своих пастырей на борьбу с этими врагами всею силою своей верующей православной душа, веруя, что только Церковь Святая, спасая нас в жизни вечной, создала и саму Русскую державу, неоднократно в трудные минуты спасая ее от неминуемых бед. Мы протестуем против декрета так называемых народных комиссаров о Церкви, унижающего и оскорбляющего нашу русскую народную святыню, и против деяний их и свидетельствуем, что они, эти декреты, самым грубым образом нарушают волю народную о Святой Церкви в ее достоянии, неоднократно народом высказанную. По поручению собрания подписываем: председатель священник Иоанн Нефедьев, мирянин Александр Иванович Нечаев».

б) На имя преосвященного Пермского Андроника поступило прошение прихожан заводо-Китвинской Александро-Невской церкви Оханского уезда, подписанное многочисленными подписями: «Мы, прихожане Александро-Невской церкви, собравшись на приходское собрание 2 февраля 1918 года в нашем храме и выслушав от нашего священника изданный Советом народных комиссаров потрясающий нашу душу Декрет о свободе совести и церковных и религиозных обществах, постановили обратиться к Вам, Владыко, как единственному заступнику нашему в делах св[ятой] веры, с нижеследующей просьбой. Мы до глубины души возмущены этим декретом, гласящим об отделении Церкви от государства, школы от Церкви, о недопущения преподавания Закона Божия в школах, о лишении религиозных обществ права собственности и т. п. В самом деле, где, в какой стране есть такое издевательство над „святая святых“ верующего человека? Где слыхано, что при свободе совести религиозные общины лишены права собственности? В языческой Японии и в той христианские общины могут воздвигать храмы, иметь свою собственность, а у нас, на Святой Руси, этого нельзя. Если дается свобода совести, то пусть дается и право церковной собственности, пусть здания и предметы, предназначенные для богослужебных целей, остаются достоянием приходов или общин, ибо приход тот же народ, на которого ссылается декрет. Декрет не допускает преподавания Закона Божия в училищах. Что же будет с нами, с нашими детьми, если дети не будут просвещены светом Христова учения, если они в школах не будут слушать Закон Божий? Пению, музыке, танцам, всему-всему учить можно, а главному — вере христианской — нельзя… Разве это не обидно? Нет, мы, по глубокому убеждению зная, что безрелигиозная школа дает отрицательные плоды и ведет к опустошению детской души и ее духовной гибели, зная, что вера есть великая сила, облагораживающая и воспитывающая человека, зная, что усвоение этой веры лучше начинать в школьном возрасте, молим об оставления Закона Божия в училищах хотя бы для тех, родители которых желают, чтобы дети их были православные. Слезно просим Вас, Владыко, как архипастыря и отца нашего, сказать чрез Церковный Собор, собравшийся в г. Москве, правящим властям, что издавать подобные декреты без согласия народа, представителем которого являемся и мы, прихожане, — значит творить насилие над свободой, насилие, едва ли могущее принести пользу государству».

в) От причта и представителей приходов г. Петровска Ярославской губ[ернии] и окружающих его сел поступило следующее постановление: «Причты и представителя мирян приходов г. Петровска Ярославской губ[ернии], сел: Любилок, Печегды, Деревень, Горок, Матвеевского, Осоева, Боровиц, Никольского в Горах, Первятино, Вепревой Пустыни, собрались на общее районное собрание в храме Св[ятой] Троицы г. Петровска 21 февраля с. г. для обсуждения и принятия мер к укреплению и развитию св[ятой] православной веры ввиду создавшихся тяжелых условий для жизни Св[ятой] Церкви, и воодушевляемые призывом Святейшего отца нашего Тихона, Патриарха всея России, встать на защиту Св[ятой] Церкви, единодушно свидетельствуют пред Всероссийским Церковным Собором о своей сыновней преданности Св[ятой] Православной Церкви и готовности охранять св[ятые] храмы от посягательства на захват со стороны неверующих, святыни от осквернения, пастырей своих поддерживать, своих детей воспитывать в учении Христовом. На свою деятельность во благо Церкви испрашиваем св[ятых] молитв и благословения Священного Собора. Во исполнение поручения районного собрания имею счастье представить вышеизложенное постановление на благоусмотрение Святейшего Всероссийского Собора. 1918 г. февраля 26 дня. Председатель районного собрания причтов и представителей означенных приходов законоучитель Петровской учительской семинарии священник Александр Соколов».

Постановлено: принять к сведению.

Секретарь. Управляющий Литовской епархией епископ Ковенский Елевферий обратился на имя Святейшего Патриарха с прошением: «ввиду недалекой возможности занятия немцами всей еще свободной половины Литовской епархии покорнейше прошу Ваше Святейшество дать мне отпуск из Церковного Собора сроком на неопределенное время. На случай захвата меня в плен смею указать Вам вместо себя заместителем ключаря виленского кафедрального собора протоиерея Михаила Плисса».

Затем, Литовская духовная консистория от 19 февраля сообщает, что преосвященный Еливферий, епископ Ковенский, управляющий Литовскою епархией, уезжая 8 сего февраля в пределы Литовской епархии, поручил и[сполняющему] о[бязанности] настоятеля виленского кафедрального Николаевского собора протоиерею Михаилу Плиссу замещать его, преосвященного Еливферия, на Священном Соборе во все время его отсутствия. Ввиду сего, а равно принимая во внимание, что вся территория Литовской епархии ныне занята неприятелем, и преосвященный Еливферий, будучи среди пасомых в Виленской губернии, находится как бы в плену, Литовская духовная консистория просит сделать распоряжение о высылке на имя о. Михаила Плисса установленного билета на право входа на заседания как члена Священного Собора Православной Российской Церкви.

Соборный Совет, обсудив это донесение, постановил: допустить протоиерея М. Плисса к участию в Соборе в качестве заместителя управляющего Литовской епархией епископа Ковенского Еливферия.

Постановлено: принять к сведению.

Секретарь. Поступило заявление за подписью 33 членов Собора (Н. Д. Кузнецов и др.) следующего содержания: «Сего 7 февраля обсуждается на Соборе важный вопрос об единоверии и учреждении единоверческих епископов. Между тем, многие члены Собора, а по-видимому и все, за исключением членов Соборного Совета, ничего знали об этом и лишены были возможности подготовиться к решению этого важного вопроса. При таких условиях, когда члены Собора заранее не знают, какие вопросы будут рассмотрены на ближайшем заседании Собора, работа Собора не может идти как должно, как требует наша совесть и интересы Русской Церкви. Поэтому мы просим Собор постановить, чтобы на будущее время члены Собора заранее извещались о предмете занятия Собора».

Соборный Совет, заслушав это заявление, постановил: заявить Собору, что означенное пожелание членов Собора будет по мере возможности исполняться Соборным Советом. Но выполнять это всегда не представляется возможным, так как при ежедневных заседаниях Собора приходится объявлять повестку только накануне заседания. Во всяком случае, Соборный Совет примет все зависящие меры к заблаговременному извещению членов Собора о предметах занятий Собора. Могу сообщить, что в следующий понедельник на повестку заседания будет поставлено: доклад Отдела о церковном имуществе и хозяйстве «О содержании духовно-учебных заведений» и доклад Отдела о правовом и имущественном положении духовенства «О новом разделе братских доходов».

Постановлено: принять к сведению.

Секретарь. Поступило заявление за подписью 31 члена Собора (М. Т. Губанов и др.) следующего содержания: «17 сего февраля существующим гражданским правительством сделано предложение духовной консистории о передаче ей дел о расторжении браков, но многие лица, получив означенное сообщение, предпочитают взять свои дела о расторжении браков на руки и не знают теперь, куда с ними обратиться. Ввиду изложенного предлагаем Собору принять меры к устранению неудобств, возникающих для церковного производства означенных дел указанными действиями гражданской власти, образовав для этого в случае надобности особую комиссию при участии членов Собора».

Соборный Совет постановил: предложить Собору направить настоящее заявление 31 члена Собора в Священный Синод.

Председательствующий. Угодно принять постановление Соборного Совета?

Постановлено: постановление Соборного Совета утвердить.

Секретарь. Поступило за подписью 36 членов Собора заявление следующего содержания: «Находя крайне необходимым закрепить ту внутреннюю сердечную связь между членами первого Всероссийского Чрезвычайного Собора, которая естественно возникла между нами, работниками на ниве устроения православной Церкви, и которую желательно поддержать на всю жизнь, мы просим Совет Священного Собора поручить Юридическому совещанию при Совете выработать устав Братства членов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов, установив благочестивый духовный обет, который братчики в память своей святой работы могли бы возложить на себя пожизненно, разработав детально условия единения членов Братства на почве взаимной духовной и материальной поддержки, выработав правила благотворительной и просветительной деятельности Братства, установив в память о Соборе для членов Братства особый крест для духовенства наперсный, для мирян — шейный. Рассмотреть просим в спешном порядке».

Соборный Совет постановил: предложить члену Собора А. Г. Чагадаеву, как первому подписавшему означенное заявление, разработать при содействии других членов Собора и членов Юридического Совещания проект устава упомянутого братства.

Кн[язь] А. Г. Чагадаев. Отцы и братие. Безусловно, между нами, членами Собора, наблюдается та связь, о которой говорится в заявлении. Мы собрались работать над святым делом, начали объединяться, но это объединение продолжается, пока действует Собор. Окончатся соборные заседания, мы разъедемся, и связь, конечно, нарушится. Между тем, связь необходима, ее нужно сохранить. Разъезжаясь, мы можем возложить на себя обязательства сообщать, где кто живет, можем собрать известную сумму для взаимной помощи, а также на дела благотворительные и просветительные. Необходимо, это каждый чувствует, благодарить Всевышнего за то, что мы удостоены призвания поработать на благо Церкви. Как выразить это вовне я, как мирянин, не берусь советовать, но между нами есть богословы, которые этот вопрос рассмотрят. Может быть, приличествует возложить на себя по сему случаю какой-либо благочестивый обет и даже внешний знак, подобный знаку Палестинского общества. Для поддержания связи, по моему мнению, нужно образовать Братство для взаимопомощи, для просветительной деятельности, и братчики должны будут возложить не себя благочестивый обет.

Председательствующий. Соборный Совет постановил: предложить члену Собора кн[язю] А. Г. Чагадаеву, как первому подписавшему означенное заявление, разработать при содействии других членов Собора и членов Юридического совещания, проект устава упомянутого Братства. Угодно принять постановление Соборного Совета?

Постановлено: постановление Соборного Совета утвердить.

Секретарь. Поступило за подписью 30 членов Собора (архимандрит Матфей и др.) заявление следующего содержания: «Мы, нижеподписавшиеся, просим в срочном порядке Собор уделить должное внимание подвигу архипастырей, пастырей и православных мирян, самоотверженно выступивших по всей России на защиту Христовой Церкви в годину воздвигнутого на нее гонения, и, выразив глубокое негодование насильникам над Церковью Христовой, преподать благословение от Собора исповедникам Церкви и защитникам ее, подтвердить церковное отлучение гонителям Церкви, считающимся православными христианами, и просить органы высшего церковного управления сделать соответствующее распоряжение об учреждении на местах и при центральном управлении Церкви фонда на обеспечение семейств, лишившихся своих членов, ставших на защиту Церкви Христовой».

Священным Собором уже постановлено образовать фонд имени почившего митрополита Киевского Владимира на оказание помощи семьям погибших во время революции священно-церковнослужителей и на другие цели. Ввиду этого Соборный Совет постановил: признать последнее ходатайство 30 членов Собора не требующим ныне новых распоряжений со стороны Собора или высшей церковной власти; что же касается первых двух пожеланий членов Собора о церковном осуждении гонителей и насильников Церкви и о преподании благословения исповедникам Церкви и защитникам ее, то, признавая, что осуществление таковых пожеланий удобнее всего приурочить к последованию, совершаемому в Неделю православия путем включения особого анафематствования современным гонителям и насильникам Церкви в возглашения вечной памяти и многолетия исповедникам и защитникам ее, передать означенные вопросы, в целях скорейшего их разрешения, в Совещание Епископов.

Председательствующий. Совещание Епископов уже рассмотрело эти вопросы.

Архимандрит Матфей. Я просил Священный Собор обсудить вопрос о мерах к освобождению лиц, принявших исповедничество, напр[имер], преосвященного Омского. Пока дело касалось близких нам членов Собора, мы принимаем меры к их освобождению или облегчению их участи. Я думаю, что наши заботы нужно распространить и на лиц, живущих далеко от нас, на всю Русь Святую.

Председательствующий. Дайте заявление…

Архимандрит Матфей (с места). Заявление уже есть, а В. П. Шеин не дал на него ответа.

Председательствующий. А как сделать это практически?

Архимандрит Матфей (с места). Напечатать.

Председательствующий. Ставлю на голосование постановление Соборного Совета, которое огласил Секретарь. Несогласных прошу встать.

Постановлено: постановление Соборного Совета утвердить.

Председательствующий. Прошу выслушать доклад Редакционного отдела об устроении единоверия. Докладчиком будет И. И. Соколов.

Докладчик проф[ессор] И. И. Соколов. Редакционный отдел имеет честь представить на уважение Священного Собора следующий проект.

Постановление

Священного Собора Православной Российской Церкви о единоверии

1. Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по богослужебным книгам, изданным при первых пяти русских Патриархах, при строгом сохранении древнерусского бытового уклада.

2. Единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются, по определению Собора или по поручению правящего архиерея, особыми единоверческими епископами, зависимыми от епархиального архиерея.

3. Епархиальные архиереи имеют такое же архипастырское попечение о религиозной жизни единоверческих приходов, как и о приходах православных, при обозрении епархии посещают и единоверческие приходы и служат в них по принятому в единоверческих церквах уставу; также и единоверческие епископы, ведающие по поручению епархиального архиерея единоверческими приходами, с его благословения посещают единоверческие и православные приходы, служат в последних по принятому в Православной Церкви чину, давая правящему архиерею отчет по всей своей поездке.

4. Единоверческие епископы получают наименование по городу или иному населенному месту с единоверческим приходом, но не по таким, которые входят в титул правящего архиерея.

5. Единоверческие епископы участвуют на Поместных Соборах Православной Русской Церкви в числе, определенном Уставом Собора.

6. Кандидаты в единоверческие епископы избираются на собрании представителей единоверческого клира и мирян под председательством местного правящего архиерея, который и представляет акт избрания со своим отзывом на утверждение высшей церковной власти. Избранные единоверческие епископы поставляются православными и единоверческими архиереями.

7. При единоверческих епископах существуют на общих основаниях благочинные с благочинническими при них советами.

8. В приходах существуют приходские собрания и советы на общих основаниях.

9. Все священнослужительские и церковнослужительские места в единоверческих приходах замещаются в общеустановленном церковном порядке по выбору приходских общин, с утверждения единоверческого епископа.

10. В целях благоустроения и укрепления единоверия предоставляется единоверцам право для обсуждения вопросов о нуждах единоверия собираться на епархиальные, окружные и всероссийские съезды. На окружных и всероссийских съездах председательствует архиерей, указанный Святейшим Патриархом и Священным Синодом, а на епархиальных единоверческих съездах председательствует или местный единоверческий епископ, по поручению правящего архиерея, или сам епархиальный архиерей.

11. Все сношения с высшею церковною властью по делам единоверцев епархии ведутся чрез епархиального архиерея. Ходатайства об учреждении в той или другой епархии единоверческой епископии, с указанием средств на содержание ее, вчиняются также чрез местного епархиального архиерея.

12. В единоверческих церквах и обителях должно строго сохранять древнее пение и древний чин службы, начальствующие обителей и причты церквей не должны допускать изменения древнего чина.

13. На общих торжественных служениях, устраиваемых по взаимному соглашению православных и единоверческих приходов, песнопения исполняются по чину тех и других приходов попеременно.

14. Перечисление единоверцев в православные приходы, равно как и православных в единоверческие приходы, совершается беспрепятственно, так как употребляемые единоверцами при богослужении книги и обряды тоже православны. Лица, переходящие из единоверческих приходов в православные и из православных в единоверческие, не должны подвергаться стеснениям.

Примечание. В случае просьбы не менее 4/5 полноправных прихожан, единоверческие приходы с храмами перечисляются в православные, и в них устанавливается богослужение по чину, благословенному Собором 1667 г., и обратно — православные храмы и приходы перечисляются в ведение единоверческого епископа, и в них совершается служба по старопечатным книгам.

15. При браках, когда один из брачующихся единоверец, а другой православный, венчание совершается в единоверческой или православной церкви, по взаимному соглашению.

16. Дети единоверцев при поступлении в православные школы и училища и дети православных, обучаясь в единоверческих школах, беспрепятственно соблюдают уставы и обычаи своих приходов.

17. При единоверческих церквах и обителях, где окажется возможным, открываются особые начальные и высшего разряда, а также в пастырские училища для воспитания в учащихся любви и привязанности к древнему укладу жизни, без похуления общецерковного обряда, для подготовки учащих в единоверческих училища и кандидатов в степени клира и для ознакомления с тем, как нужно вести борьбу о расколом.

18. Единоверцы не освобождаются от сбора на общие нужды всей Православной Российской Церкви и епархии, а единоверческие причты на местные духовно-учебные заведения и епархиальные благотворительные учреждения

19. Для единоверческих приходов, заявивших желание иметь единоверческих епископов и указавших достаточные средства на содержание их и канцелярии при них, с согласия епархиальных архиереев учреждаются кафедры единоверческих епископов в епархиях: Петроградской — Охтенская с местожительством для епископа в г. Петрограде, в Нижегородской епархии — Павловокая с местожительством для епископа в г. Павлове, в Уфимской епархии — Саткинская с местожительством для епископа в Златоустовском Воскресенском единоверческом монастыре и в Тобольской епархии — Тюменская с местожительством для епископа в г. Тюмени.

Председательствующий. Угодно принять проект Соборного предначертания? Несогласных прошу встать.

Постановлено: принять проект предначертания в изложении Редакционного Отдела.

Председательствующий. Будем продолжать обсуждение ст. 1 Положения о православном приходе. Слово принадлежит докладчикам.

Докладчик В. А. Потулов. В прошлом заседании внесены не более и не менее как 24 поправки, которые представляют совершенно новое изложение предложенной статьи. Эти поправки можно распределить на 3 группы: поправки, 1) служащие основанием статьи, 2) служащие дополнением статьи и 3) не вносящие ничего нового по существу. Желательно, конечно, в первую статью внести все признаки, но это совершенно невозможно, так как у нас сейчас уже 119 статей, а всех их будет свыше 200. Сконцентрировать все это в одной статье совершенно невозможно, а если бы было возможно, то тогда все остальные статьи были бы излишними. В числе новшеств, не упоминающихся в статье, мне представляется поправка члена Собора Радзимовского: «общество православных христиан» заменить словами «православно-христианская община, состоящая…» и т. д. «Примечание. Наименование прихода соответствует имени святого, в честь коего сооружен главный приходский храм, и названию местности, занимаемой приходом».

Это, правда, нами было опущено, но это надо внести в качестве отдельной статьи. Совершенно естественно, чтобы каждый приход имел свое наименование для отличия от других, так я, например, состою прихожанином Петропавловской церкви села Колпны. Принятие этой статьи не нарушит целости работы и не внесет недоразумения. Другие желают включить то, чего сейчас нет, но что содержится в других статьях, например, о юридическом лице. Раньше эта статья не была еще разработана, теперь она готова, но включить это определение юридического лица в первую статью неудобно, так как многие люди, недостаточно опытные в юридической диалектике, будут путаться в понятии, что такое юридическое лицо. Можно дать признаки юридического лица, не вводя самого термина. Для примера сошлюсь на земские учреждения: там понятие об юридическом лице прямо не вводится, но признаки его указываются в различных статьях. Итак, я против упоминания об юридическом лице, так как 1) самый термин недостаточно ясен и понятен и 2) помещение его здесь неуместно. Затем я возразил бы против поправок, которые в первую статью вводят цель, к которой приход должен стремиться, причем иногда указываются и средства. Такова поправка члена Собора Пояркова: «Приходом называется общество… объединенное при храме общим и обязательным для всех его членов делом деятельного послушания Христу и церковному учению, составляющее» и т. д. Мне, собственно говоря, неясно, как мы будем отличать человека деятельно послушного Христу от недеятельно послушного. Очевидно, кто не слушается — должен быть исключен из прихода, а это сделать не в силах человеческих. Приход сам должен воспитать в людях это послушание Христу. Цель прихода указана во 2-й статье, и если эта статья вас не удовлетворит — там вы и сделаете соответствующие исправления. К этой же категории относится поправка протоиерея Бекаревича: «Приходом в Православной Церкви называется община православных христиан, состоящая из настоятеля, членов клира и мирян, проживающих в районе прихода, объединенная при храме, составляющая часть епархии, находящаяся в канонических отношениях к своему епархиальному епископу и под руководством настоятеля достигающая своего спасения». Опять-таки спасение должно быть целью, а так как есть специальная статья о целях, то все это должно быть отнесено во 2-ю статью, которой это предусмотрено, потому что эта мысль отражена в нашем уставе и находит себе место во 2-й статье.

Затем слышались возражения по вопросу о территориальности прихода. Замечу, что этот вопрос рассматривался в Отделе в присутствии 114 членов, из которых за принятие принципа территориальности высказалось 110 человек, и только 4 были против. Конечно, отсутствие территориальности кажется заманчивым, когда сходятся люди, желающие действительно работать совместно, но если принять во внимание печальные примеры современности, когда являлись люди, чуждые приходу или совершенно недостойные звания прихожан, и поднимали агитацию, то следует признать необходимым, чтобы каждый прихожанин знал своих соприхожан, и установить территориальность: проект епископа Уфимского Андрея при применении на практике дал отрицательные результаты, а в этом проекте принцип территориальности отсутствует, каждый может записаться в приход, и всякому предоставлено право принимать участие в делах прихода. Этот пример дал самые горькие результаты, и его пришлось откинуть. Против территориальности возражали, главным образом, горожане, но это может быть принято во внимание только в больших городах — Москве и Петрограде. Приход Знаменской церкви в Петрограде считается в 60 тысяч человек, [Название прихода неразборчиво, рукописная вставка, Л. 19] приход в 40 тысяч, — это действительно громадные цифры, но из этого не следует необходимость дробить приход. Если человек переехал в другой приход, он может сохранить связь с прежним приходом, принимая участие в делах старого прихода, — это предусмотрено нашими правилами: можно состоять и в нескольких приходах.

Отдельно стоят поправки, указывающие число прихожан. Мне совершенно неясно, чего хотят авторы этих поправок. Это поправки епископа Челябинского Серафима и члена Собора Знамировского. Поправка Знамировского говорит: «Православным приходом называется часть епархии, состоящая под каноническим управлением местного епископа и включающая в себя определенное количество православных христиан, пребывающих на определенной местности, объединенных в единый совет веры и любви при особом, назначенном церковной властью, храме, под ближайшим руководством поставленного епархиальным епископом пастыря — настоятеля и при содействии других членов клира. Примечание. Прихожане городских церквей при перемене ими местожительства в пределах города по их желанию могут оставаться при прежних приходах».

Поправка преосвященного Серафима Челябинского говорит: «Православный приход есть церковное учреждение, состоящее в ведении (каноническом подчинении) епископа, для удовлетворения религиозно-нравственных нужд определенного в числе собрания православных христиан, под пастырским руководством священника и при назначенном для того церковною властью храме».

И то и другое представляется мне совершенно непонятным:: если мы определим число людей, а на данной территории не живет этого числа людей, — как тут поступать? Или где-нибудь население увеличится путем рождений или переселений и превысит указанное число, — как тут быть? Этот признак должен быть отвергнут.

Затем поправки касались некоторых выражений: хотели заменить слово «общество» словом «община». Об этот будут говорить мои товарищи по докладу. От себя скажу, что у меня это понятие всегда соединяется с представлением об общности имущества. В деревне я слышал всегда слова «общественная» земля, «общественные» деньги и т. д., а не «общинные». Слова эти представляют синонимы, и заменять одно другим не стоит.

Еще предлагают заменить слова «в канонических отношениях» словами «в каноническом подчинении». Епископ, кроме начальствования, имеет еще много других задач, которые не относятся к начальствованию, как то: учительство, архипастырские советы и т. п. У нас имеется в виду более широкое понятие, чем отношение начальника к подчиненным. Мы потому еще избегали слова «начальник», что у Христа сказано: «Первый между вами да будет всем слуга».

Теперь скажу о приходах как о малых Церквах. Для меня это неясно: несомненно, в приходе имеются все элементы Церкви, — епископат здесь действует не прямо, но через им поставленных священников, — но, тем не менее, это выражение является неопределенным, и я предложил бы его избегать. Затем также новым является выборное начало для настоятеля, которое предлагается в некоторых поправках. Этот вопрос действительно остался у нас нерассмотренным, но ему место тогда, когда подойдем к статье 15-й, в которой говорится о выборе кандидатов на свободные места. Недавно в Комиссии мы рассмотрели этот вопрос, решили его, он будет доложен Отделу и внесен на Собор, — я думаю, что мы успеем. Итак, вовсе не возражая против выборного начала, я думаю, что это следует рассмотреть в другое время. Некоторые возражали против слова «настоятель»: это, говорили, может вызвать трения в тех приходах, где несколько священников. Но я должен заявить, что, по моему представлению, без настоятеля обойтись невозможно. Кто-нибудь да должен быть настоятелем. Известно, что священники часто бывают несогласны между собою, — нельзя же каждому руководить приходом по-своему. Кроме того, мы призываем приходы и многоштатные: кто же будет, например, председательствовать в приходском совете? Затем мы говорим о том, что настоятель является ответственным пред Богом за души своих пасомых. Епископ сам изберет настоятеля: тут будут приниматься во внимание не одни года, должны быть учтены и знания, и образование. Русская пословица говорит: «У семи нянек дитя без глаза», боюсь, что наш приход без настоятеля останется и без глаза.

Затем еще ряд поправок по вопросу об участии остальных членов клира. Но по канонам и по статьям наших правил диаконы и псаломщики являются помощниками священников, почему и нет необходимости упоминать здесь об этом. Иначе статья сделается неуклюжей, громоздкой и неудобной для употребления.

Председательствующий. Может быть, еще кто-либо из докладчиков желает воспользоваться словом?

Н. Д. Кузнецов. Я хотел бы сделать некоторые замечания по поводу внесенных поправок.

Председательствующий. Пожалуйста.

Н. Д. Кузнецов.

Докладчик свящ[енник] Ф. Ф. Григорьев. Я прибавлю только два слова к сведению. Здесь, между прочим, говорили о руководстве настоятеля в приходе совместно с другими членами причта. Я должен сказать, что в ст. 13 сказано, что «обязанности всех членов причта определяются церковными правилами и особыми инструкциями, прилагаемыми к сему уставу». Сейчас эти инструкции вырабатываются в Комиссии Отдела, Комиссия представит работу в Отделе, а из Отдела, мы надеемся, она своевременно будет доложена общему собранию Собора. Инструкции предусматривают участие в приходской жизни всех членов причта. Относительно наименования приходов должен сказать, что устав вырабатывается общий для всех приходов. Что же касается рассматриваемой ст. 1, то она не заключает в себе чего-либо непонятного для простого народа. Я спросил у члена Собора А. И. Июдина, и он мне сказал, что в ст. 1 нет ничего непонятного.

Председательствующий. Внесено по ст. 1 25 поправок. Оценка им дана докладчиками. Я должен привести их в систему и принять порядок голосования предметный, взяв за основу ст. 1 в редакции Отдела. Рассмотрев все поправки, я нахожу, что они касаются следующих предметов. Одни поправки касаются определения прихода как юридического лица, другие — наименования прихода общиной или учреждением, третьи — территориальности прихода, четвертые — цели, кои ставит приход, пятые — отношения прихода к епископату и, наконец, шестые — ближайшего руководства приходской жизни. Я предлагаю расчленить поправки таким образом и надеюсь, что мы избавимся от голосования всех поправок Я буду читать текст доклада и параллельно — внесенные к нему поправки. Сначала поправки о приходе как юридическом лице. Эти поправки внесены Стахиевым, Бахметьевым в Котляревским. Угодно ли включить в понятие прихода признак его как юридического лица. Несогласных прошу встать.

Постановлено: предложение отклонить.

Председательствующий. Читаю по тексту: «Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан». Н. Д. Кузнецов указал, что слово «общество» заимствовано из символической книги катихизиса митрополита Филарета. Некоторые предлагают заменить его словом «община», а именно Бахметьев и прот[оиерей] Бекаревич, Радзимовский, свящ[енник] Секундов (община, семья) и гр[аф] Апраксин, а другие — словом «учреждение»: преосвященный Серафим и Зеленцов. (Зеленцов с места: у меня «установление».) Не будьте уж так точны. Итак, я голосую. Кто против этих поправок… (Голоса: Отдельно.) Кто против предложения заменить слово «общество» словом «община» прошу встать.

Постановлено: предложение отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование поправку преосвященного Серафима: заменить слово «общество» словом «учреждение».

Постановлено: поправку отклонить.

Председательствующий. Итак, остается определение прихода, согласно редакции Отдела, как общества православных христиан. Священник Секундов и гр[аф] Апраксин предлагают сделать добавление: «с характером малой Церкви Божией». Ставлю эту поправку на голосование.

Постановлено: поправку свящ[енника] Секундова и гр[афа] Апраксина отклонить.

Председательствующий. В. В. Градусов предлагает после слов «православных христиан» внести дополнение: «достойно носящих это высокое звание всей своей жизни». Ставлю эту поправку на голосование.

Постановлено: поправку В. В. Градусова отклонить.

Председательствующий. Читаю далее по тексту: «состоящее из клира и мирян». Есть дополнение к этим словам свящ[енника] Секундова и гр[афа] Апраксина: «(община) организующая все основы жизни и отношения к Господу Богу (у свящ[енника] Секундова — к Богу) и друг к другу на началах христианской живой веры (христианской — в формуле гр[афа] Апраксина нет) и деятельной любви». Ставлю эти поправки на голосование.

Постановлено: поправки свящ[енника] Секундова и гр[афа] Апраксина отклонить.

Председательствующий. Далее поправки говорят против территориальности приходов, а именно: поправки свящ[енника] В. А. Пояркова, кн[язя] А. Г. Чагадаева, которые предлагают исключить слова «пребывающие на определенной местности». К сему отчасти примыкают Н. Н. Фиолетов и Н. И. Знамировский. Нужна или нет территориальность в приходах? Отдел стоит за территориальность. Голосую предложение свящ[енника] В. А. Пояркова и кн[язя] А. Г. Чагадаева об исключении слов «пребывающее на определенной местности».

Постановлено: предложение отклонить.

Председательствующий. Итак, остаются слова «пребывающее на определенной местности». Свящ[енник] Поярков в своей поправке поясняет цели объединения, а именно: «Общим и обязательным для всех его членов делом деятельного послушания Христу и церковному учению», а Знамировский говорит: «объединенных в единый союз веры в любви при особом назначенном церковною властью храме». В сущности, одно и тоже. Кто несогласен с этою поправкой свящ[енника] Пояркова и Знамировского прошу встать.

Постановлено: поправку отклонить.

[Н. И.] Знамировский (с места). Есть еще моя поправка: «часть епархии».

Председательствующий. Это в редакции Отдела есть.

Докладчик свящ[енник] Ф. Ф. Григорьев. Выражение «часть епархии» есть, но Знамировский предлагает заменить этим выражением слово «общество».

Председательствующий. Читаю далее: «составляющее часть епархии, находящееся в канонических отношениях к своему епархиальному епископу». Против выражения «в канонических отношениях» возражает Востоков. (Востоков с места: Я не возражал.) Это по смыслу вашей поправки. Бахметьев предлагает заменить редакцию Отдела так: «канонически с ним (епископом) общающееся и канонически ему подчиненное». То же архиепископ Серафим: «канонически подчиненное епископу, как своему высшему пастырю, имеющее назначенный церковною властью храм». Епископ Серафим: «состоящее в ведении (каноническом подчинении) епископа». Сергеев и Зеленцов предлагают слово «отношение» заменить словом «подчинение». Поправка Знамировского: «под каноническим управлением местного епископа». Итак, Отдел говорит о канонических отношениях, а все поправки о каноническом подчинении. Кто против подчинения и за редакцию Отдела, прошу встать. (Шум, движение.) Кто за редакцию Отдела, сидят. Прошу сосчитать. Прошу наоборот. Прошу сосчитать.

Я допустил ошибку, голосовал редакцию Отдела, а надо голосовать поправки. Я должен действовать по Наказу. Раз мне говорят, что я нарушил Наказ, я должен или объяснить, или же исправить ошибку. Я никогда не стесняюсь исправлять свои ошибки, советую и вам то же делать. Итак, в тексте доклада говорится о «канонических отношениях», а поправки говорят одни «о каноническом подчинении», другие — «о каноническом управлении». Я ставлю на голосование поправки о замене слов «в канонических отношениях» словами «в каноническом подчинении».

Архимандрит Матфей (с места). Обратно.

Постановлено: поправки о замене слов «в канонических отношениях» словами «в каноническом подчинении» отклонить.

Председательствующий. Голосую поправки Н. И. Знамировского о замене слов «в канонических отношениях» словами «в каноническом управлении».

Постановлено: принять поправку о замене слов «в канонических отношениях» словами «в каноническом управлении».

Председательствующий. Читаю далее текст доклада: «под руководством поставленного последним (епископом) священника-настоятеля». К этим словам поправки следующие. Свящ[енник] М. С. Елабужский конец 1-й ст. предлагает изложить так: «под руководством поставленного последним священника или в многопричтных приходах священников», а священник Л. Е. Иваницкий: «под руководством поставленного последним священника». То же содержат поправки Востокова, Июдина и Сурикова. Ставлю на голосование поправку свящ[енника] М. С. Елабужского и свящ[енника] Л. Е. Иваницкого о замене слов «священника-настоятеля» словом «священника». Несогласных с этой поправкой прошу встать.

Постановлено: поправку отклонить.

Председательствующий. Итак, принято руководство настоятеля в приходской жизни, и другие поправки отпадают. (Голоса: Нет.) Тогда голосую добавление свящ[енника] Л. Е. Иваницкого, В. А. Бахметьева и Н. И. Знамировского, которые предлагают добавить «при содействие членов причта». Несогласные с этой поправкой встают.

Постановлено: поправку отклонить.

Председательствующий. Далее свящ[енник] Л. Е. Иваницкий и В. А. Бахметьев предлагают добавить: «при содействии приходского совета». Несогласные с этой поправкой встают.

Постановлено: поправку отклонить.

Председательствующий. В ст. 1 сказано: «под руководством священника-настоятеля», А. И. Июдин, А. А. Востоков и Т. Г. Суринов предлагают добавить «избранного». Несогласные с поправкою встают.

Постановлено: поправку отклонить.

Председательствующий. Итак, ст. 1 с принятой поправкой читается так: «приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающее на определенной местности и объединенное при храме, составляющее часть епархии, состоящее в каноническом управлении своего епархиального епископа, под руководством поставленного последним священника-настоятеля». Несогласных с прочитанной редакцией прошу встать.

Постановлено: принять ст. 1 в оглашенной редакции.

Председательствующий. Два дня потратили и приняли только одну статью. Времени потратили много, а его у нас мало и на местах ждут. Если прибавим или убавим слово в тексте Положения о приходе, приход не уничтожится. Прошу щадить время.

В 12 час[ов] объявляется перерыв,

Далее утрачен минимум 1 лист, (пункты Деяния 56-59). Судя по нумерации листов архивного дела, листа вообще нет. Согласно Протоколу № 90, после окончания перерыва Председательствующий оглашает статью 2 Положения о православном приходе: «Назначение прихода состоит в том, чтобы православные христиане, объединенные молитвами, таинствами, христианским учением и церковною дисциплиною, содействовали друг другу в достижении спасения чрез добрую жизнь, дела христианского благотворения и просвещения и имели попечение о нуждах Церкви, храма и прихода с его учреждениями». Далее выступают члены Собора В. В. Радзимовский и А. А. Васильев.

потому что гражданские законы имеют временное значение, а потому и утверждаться на них нельзя. Вследствие этого из ст[атьи] совсем следовало бы исключить то, что говорится о приходе как юридическом лице. И без этого понятно, что приход пользуется всеми правами юридического лица, если он, как это видно, может приобретать имущество и владеть им на правах собственника. Поэтому я предложил бы ст. 2 изложить так: «Назначение прихода в том, чтобы члены Церкви Христовой, объединяясь по приходам общими молитвами, таинствами и пастырским руководством, друг друга назидали и друг другу помогали, имея попечение о нуждах храма и всего прихода, устрояя общими силами всю приходскую жизнь в согласии с заветами Господа нашего Иисуса Христа, дабы в христианском обществе не было беспомощной нищеты и беспризорного сиротства». А затем полагал бы далее дополнять эту статью или ввести новую следующего содержания: «Ст. 2 б (или 3-я). Для осуществления своих задач приход может получать в дар и приобретать иными не противоречащими христианской совести способами разного рода движимое и недвижимое имущество и устраивать разного рода приходские благотворительные, просветительные, продовольственные и иные учреждения и владеть ими». Последнее необходимо отметить особо, потому что в дальнейшем часто будет упоминаться об этой деятельности прихода, поэтому здесь и нужно указать частности.

Священник П. М. Ратьковский. Я не буду возражать по существу ст. 2, а только остановлюсь на конце этой статьи и предложу свою редакционную поправку. Конец статьи читается так: «имели попечение о нуждах Церкви, храма и прихода с его учреждениями». Я предложил бы дополнить это вставкой после слова «храма» еще слова «причта», в соответствие со ст. 27, которая читается так: «на обязанности прихожан лежит забота о снабжении причта домами или квартирами в городе и материальным содержанием». Конечно, мне могут возразить, что слово это излишнее, потому что без причта не бывает прихода. Пусть так, но я хочу здесь особенно подчеркнуть заботу прихода о своем причте, так как содержание причта теперь ложится всецело на один только приход. Затем, я полагаю, что здесь же, в конце статьи, нужно выпустить слово «церкви», потому что если здесь под церковью разумеется здание, то ведь это заключается в следующем слове «храме», а если разумеется Церковь как общество верующих, то это понятие входит в слово «прихода», который есть малая Церковь. Таким образом, с опущением слова «церкви» и прибавлением слова «причта» конец ст. 2 будет читаться так: «имели попечение о нуждах храма, причта и прихода с его учреждениями».

В. Я. Бахметьев. Я нахожу нужным в ст. 2 внести некоторые поправки в сторону расширения и введения основных признаков в назначении жизни прихода. Ст. 1 принята в редакции Отдела, и я не поздравляю Отдел с победой, потому что на местах эта статья никого не удовлетворит. Я полагаю, что от Собора мы вправе ожидать более точного и ясного определения. И 2-я статья также отличается неточностью и непонятна. Поэтому я предлагаю следующую редакцию этой статья: «назначение православного прихода в достижении душеспасения членов религиозно-церковной общины, ее внутреннего и внешнего благоустроения под водительством пастыря чрез общение в церковных и домашних молитвах, таинствах, в исполнении заветов Господа Иисуса Христа, в осуществлении православного веро- и нравоучения, в исполнении церковной дисциплины, во взаимном христианском любовном взаимоотношении, в совершения дел христианского благотворения, просвещения и попечения о нуждах Церкви, храма, причта и прихода с учреждениями».

Н. Г. Малыгин. Обращаю внимание на ст. 2. Она в начале показывает, что должен делать приход и как составляться. Читается это место так: «назначение прихода состоит в том, что православные христиане, объединенные молитвами, таинствами, христианским учением и церковною дисциплиною» и т. д. Вот как только я прочитал это слово «дисциплиною», так и руки опускаются. Я знаю, как отнесется к этому святая древняя Русь, и утверждаю, что, когда там, на местах, получится этот ценный труд, которого там с таким нетерпением ожидают, то, как только дойдут до этого места, прочитают это слово «дисциплина», так и опустятся у них руки; так работать, скажут, нельзя. Я просил бы мягче к этому подойти, более просто, чтобы там, на местах, сказали про нашу работу: «Как здесь хорошо работали, это можно принять». Кому не известно, что у нас между пастырями и пасомыми большая пропасть. Я про себя скажу: живу в таком месте, которое соприкасается с тремя губерниями. Мне часто приходится беседовать со многими священниками из разных губерний, я когда спрашивал у них, как у них идут дела и как они относятся к событиям, то всегда от них услышишь: ведь у нас владыка, дисциплина. Усердно прошу об одном: нельзя ли как помягче, изменить так, чтобы 2-я статья указывала, что пастыри и пасомые вместе работая, сами найдут себе дисциплину. Я просил бы во 2-ю статью внести следующую поправку: после слов «христианским учением» вместо следующих «и церковною дисциплиною, содействовали» поставить: «как ревнители о Церкви Господа нашего Иисуса Христа, а также и о приходе своем, ревностью своей помогали бы друг другу». Это будет и проще, и понятнее, выражение будет доброе, мягкое. Там, на местах, за это будут благодарны. Здесь один оратор сказал, что идет Святая Русь. Да, повторю я, идет Святая Русь, и придет она, только нужно подойти к ней мягко.

Священник С. А. Сабинин. 2-я статья рассматривает положение прихода, указывает на цель, которая обозначена здесь ясно и точно, — это достижение высшего спасения. Цель эта высокая, и кроме нее другой цели быть не может. Но так как она все же отдаленная цель, то ясно возникает потребность указать и средства ее достижения. Здесь указаны эти средства: добрая жизнь, благотворительная деятельность, христианское просвещение, но эти средства недостаточны, ибо не обнимают всей жизни во всех ее многоразличных, разнообразных и сложных проявлениях. Цель эта достигается не вне времени и пространства, не отвлеченными существами, а здесь, на земле, среди многоразличных условий земного бытия. Для Церкви вообще и для прихода в частности эти многообразные условия жизни прихожан не безразличны, потому что эти условия составляют тот путь, которым достигается вечное спасение, и приход должен будет сглаживать, выравнивать этот путь для более успешного достижения цели. Вот этого-то и нет в 2-й статье. Надо помнить, что каждый член прихода есть в то же время и гражданин, он вместе с другими принимает участие в строительстве общества в государстве, и вот эта сторона прихода у нас остается в тени. А разве эта сторона жизни не нуждается в том, чтобы сюда проникали лучи евангельского учения? И эту сторону человеческой жизни нельзя оставлять без внимания, ибо отсюда могут исходить самые вредные испарения, что мы и видим на опыте. Затем, каждый член прихода, как человек, должен трудиться и добывать себе пропитание. Шесть дней в неделю заповедал Господь трудиться человеку, и разве эта область приходской жизни не нуждается в том, чтобы и сюда проникали лучи евангельского учения? Но и эта сторона приходской жизни также не затронута во 2-й ст. Когда-то духовенству было брошено обвинение в том, что оно занимается политикой, А как? [N1] Работает священник в кооперации, а его обвиняют в том, что он занимается политикой; занимается пчеловодством, имеет показательную пасеку — опять обвинение в политике; участвует в комитете о беженцах — то же самое; прочитает лекцию о полевых хозяйствах — и тут дело не обходится без обвинения в политике. Разве на эти области жизни человеческой не надо обратить внимание? Я думаю, что надо. И наряду с теми средствами достижения цели приходской жизни, какие указаны во 2-й статье, я предложил бы еще несколько, правда, не исчерпывающих, но все же значительно расширяющих эту сферу. После слов «благотворения и просвещения» я предложил бы поставить следующие слова: «облегчая друг другу жизненный путь и способствуя устроению земной жизни на христианских началах». Если Собор примет эту поправку, то в ст. 49 законопроекта, где очерчен круг деятельности приходского собрания, все это не будет висеть в воздухе, а будет иметь для себя здесь прочный фундамент.

Г. И. Булгаков. Один из предыдущих ораторов предлагал исключить слово «Церкви». Мне кажется, что предложение его является одним из мотивов ярче подчеркнуть ту мысль, что прихожане должны заботиться не только о местных нуждах, но и нуждах общеепархиальных и общецерковных. В редакции Отдела эта мысль затенена. Поэтому предлагаю такую к редакцию конца этой статьи: «о нуждах храма, причта, прихода с его учреждениями, а также о нуждах общеепархиальных и общецерковных».

П. Н. Апраксин. Вследствие того, что в 1-й статье моя поправка отклонена на том основании, что указание на цель прихода будет сделано во 2-й статье, я предлагаю в настоящей статье добавить несколько слов и начало статьи читать так: «Назначение прихода состоит в том, чтобы православные христиане, объединенные искреннею любовью к Богу и ближним». Я думаю, что подкладываю этим не бомбу, а более твердое основание под возрождающуюся приходскую жизнь.

Архиепископ Тамбовский Кирилл. На мой взгляд, следует внести некоторые маленькие изменения в текст 2-й статьи. По смыслу этой статьи православные христиане объединяются молитвами, таинствами, христианским учением и церковною дисциплиною. Но первая связь, которая является основою, — это вера во Христа, так что, думаю, необходимо после слова «объединяются» прибавить: «верой во Христа», а затем вместо слов «церковною дисциплиною», против которых возразил один оратор, не лучше ли сказать: «церковным уставом богослужения и жизни»? В дальнейшем тексте 2-й статьи (содействовали друг другу в достижения спасения чрез добрую жизнь, дела христианского благотворения и просвещения), по моему мнению, о просвещении следует сказать прежде всего, потому что и сам Спаситель просвещение ставил на первом месте: «се есть живот вечный, да знают Тебя единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисус Христа». Таким образом, я предлагаю ст. 2 читать так: «Назначение прихода состоит в том, чтобы православные христиане, объединенные верой во Христа, молитвами, таинствами, христианским учением и церковным уставом богослужения и жизни, содействовали друг другу в достижении спасения чрез христианское просвещение, добрую жизнь, дела христианского благотворения, и имели попечение о нуждах Церкви, храма, прихода с его учреждениями».

Председательствующий. Список ораторов исчерпан. Слово принадлежит докладчику.

Докладчик В. А. Потулов. Дополнение, предложенное Радзимовским, неприемлемо. Пользоваться законом об обществах и союзах не представляется возможным, потому что мы даже не знаем, какие будут изданы правила. Между тем даже по Регламенту Петра I Синод должен был руководствоваться гражданскими постановлениями только в том случае, если они не противоречат Слову Божию и канонам. И только в этих пределах можно пользоваться правилами об обществах и союзах. Без указания же на это поправка не может быть принята. Раздавались затем голоса, что следует опустить слово «Церкви» ввиду того, что и приход есть часть Церкви. Но я считаю необходимым сохранить это слово, но прибавить слово «православной», как предлагал Н. Д. Кузнецов, чтобы каждый прихожанин знал, что он должен заботиться не о колокольне только и не о том только, что совершается в приходе, но его заботы должны простираться гораздо дальше — он должен думать о благе всей Православной Церкви, часть которой составляет и приход. Предлагают включить слова «о нуждах общеепархиальных и общецерковных», но все это входит в заботы о всей Православной Церкви, и эти слова будут только излишним нагромождением статьи. Наконец, возражают против выражения «церковной дисциплины». Я сам охотно заменил бы это выражение, но у нас нет других достаточно точных выражений. Что касается выражения, предложенного Малыгиным, то оно совершенно не соответствует тому, что разумеется под церковной дисциплиной. Дисциплина предполагает порядок, а между тем предлагается выражение, не соответствующее этому понятию. Нельзя согласиться и с высокопреосвященным Кириллом, который предлагает выражение «церковной дисциплиной» заменить выражением «церковным уставом богослужения и жизни». Ведь Церковь руководится не одним песенным уставом, но и преданием, так что это понятие не обнимает всего того, что предполагали сказать, употребив слова «церковная дисциплина». И я думаю, едва ли прав оратор, предлагающий исключить выражение «церковной дисциплиной», нельзя считать это выражение основным базисом, который отпугнет от всего устава. Всякий будет толковать это выражение не само по себе, а в связи со всей статьей. На одном выражении нельзя основывать все свои действия. Думаю, что и в приходах увидят, что не страшна эта дисциплина, как представляется она воображению предлагавших исключить это слово. Я поддерживаю редакцию этой статьи, предложенную Отделом.

Председательствующий. Ст. 2 читается в изложении Отдела так: «Назначение прихода состоит в том, чтобы православные христиане, объединенные молитвами, таинствами, христианским учением и церковною дисциплиною, содействуют друг другу в достижении спасения чрез добрую жизнь, дела христианского благотворения и просвещения и имели попечение о нуждах Церкви, храма и прихода с его учреждениями». К этой статье имеются поправки: В. Я. Бахметьева, который предлагает изложить ст. 2 так: «Назначение православного прихода состоит в достижении душеспасения членов церковно-религиозной общины, ее внутреннего и внешнего благоустроения под водительством пастыря чрез общение в церковных и домашних молитвах, таинствах, в исполнении заветов Господа Иисуса Христа, в осуществлении православного христианского веро- и нравоучения, в выполнении церковной дисциплины, во взаимном христианском любовном взаимоотношении, в совершении дел христианского благотворения, просвещения и попечения о нуждах Церкви, храма, причта и прихода с его учреждениями»; А. В. Васильева, предлагающего изложить ст. 2-ю так: «Назначение приходов в том, чтобы члены Церкви Христовой, объединялись по приходам общими молитвами, таинствами и пастырским руководством, друг друга назидали и друг другу помогали, имея попечение о нуждах хрома и всего прихода, устрояя общими силами всю приходскую жизнь в согласии с заветами Господа нашего Иисуса Христа, дабы в христианском обществе не было беспомощной нищеты и беспризорного сиротства», и прибавить новую статью, которая будет читаться так: «Для осуществления своих задач приход может получать в дар и приобретать иными, не противоречащими христианской совести способами разного рода движимое и недвижимое имущество и устраивать разного рода приходские, благотворительные, просветительные, продовольственные и иные учреждения и владеть ими»; архиепископа Тамбовского Кирилла, который предлагает изложить ст. 2 так: «Назначение прихода состоит в том, чтобы православные христиане, объединенные верою во Христа, молитвами, таинствами, христианским учением и церковным уставом богослужения и жизни, содействовали друг другу в достижении спасения чрез христианское просвещение, добрую жизнь, дела христианского благотворения и имели попечение о нуждах Церкви, храма и прихода с его учреждениями»; В. В. Радзимовского, предлагающего конец ст. 2 изложить так: «и удовлетворяла нужды Церкви, храма и прихода с его учреждениями, пользуясь для этого указанными в законах об обществах и союзах правилами»; свящ[енника] С. А. Сабинина, предлагающего после слов «благотворения и просвещения» вставить: «облегчая друг другу жизненный путь и способствуя устроению земной жизни на христианских началах»; гр[афа] П. Н. Апраксина, предлагающего начало 2-й статьи изложить так: «Назначение прихода состоит в том, чтобы православные христиане, объединенные любовию к Богу и ближним…»; свящ[енника] Ратьковского, предлагающего в последней строке после слова «храма» прибавить слово «причта», а слово «Церкви» опустить и читать конец статьи так: «имели попечение о нуждах храма, причта и прихода с его учреждениями».

Свящ[енник] Ратьковский (с места). Я снимаю свою поправку и предлагаю вставить только слово «причта».

Председательствующий. Есть еще поправки: Г. И. Булгакова, предлагающего конец 2-й ст. изложить так: «о нуждах храма, причта, прихода с его учреждениями, а также о нуждах общеепархиальных и общецерковных»; Н. Д. Кузнецова, предлагающего пред словом «Церкви» прибавить слово «Православной», и Н. Г. Малыгина, предлагающего слова «церковной дисциплиною, содействовали» и т. д. заменить словами «как ревнителя о Церкви Господа нашего Иисуса Христа, а также о приходе своем, ревностью своей помогали бы друг другу».

Я голосую сначала поправку Бахметьева, предлагающего изложить ст. 2 так: «Назначение православного прихода состоит в достижении душеспасения членов церковно-религиозной общины, ее внутреннего и внешнего благоустроения под водительством пастыря чрез общение в церковных и домашних молитвах, таинствах, в исполнении заветов Господа Иисуса Христа, в осуществлении православного христианского веро- и нравоучения, в выполнении церковной дисциплины, во взаимном христианском любовном взаимоотношении, в совершении дел христианского благотворения, просвещения и попечения о нуждах Церкви, храма, причта и прихода с его учреждениями». Несогласных с поправкою прошу встать.

Постановлено: поправку Б. А. Бахметьева отклонить.

Председательствующий. Голосую теперь поправку А. В. Васильева, предлагающего изложить 2-ю статью так: «Назначение прихода в том, чтобы члены Церкви Христовой объединялись по приходам общими молитвами, таинствами, пастырским руководством, друг друга назидали и друг другу помогали, имея попечение о нуждах храма и всего прихода, устрояя общими силами вою приходскую жизнь в согласии с заветами Господа нашего Иисуса Христа, дабы в христианском обществе не было беспомощной нищеты и беспризорного сиротства». Несогласных прошу встать.

Постановлено: поправку А. В. Васильева отклонить.

Председательствующий. Голосую новую статью А. В. Васильева, которая читается так: «Для осуществления своих задач приход может получать в дар и приобретать иными, не противоречащими христианской совести способами, разного рода движимое и недвижимое имущество и устраивать разного рода приходские благотворительные, просветительные, продовольственные и иные учреждения и владеть ими». Несогласных прошу встать.

Постановлено: новую статью А. В. Васильева отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование поправку П. Н. Апраксина, предлагающего начало 2-й статьи изложить так: «Назначение прихода состоит в том, чтобы православные христиане, объединенные любовию к Богу и ближним…». Несогласных прошу встать.

Постановлено: поправку гр[афа] П. Н. Апраксина отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование поправку В. В. Радзимовского, предлагающего конец 2-й ст. изложить так: «…и удовлетворять нужды храма и прихода с его учреждениями, пользуясь для этого указанными в законах об обществах и союзах правилами». Несогласных прошу встать.

Постановлено: поправку В. В. Радзимовского отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование поправку Н. Г. Малыгина, предлагающего слова «церковною дисциплиною, содействовали бы» заменить словами: «как ревнители о Церкви Господа нашего Иисуса Христа, а также о приходе своем, ревностью своею помогали бы друг другу». Несогласных прошу встать.

Постановлено: поправку Н. Г. Малыгина отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование поправку архиепископа Тамбовского Кирилла, который предлагает пред словом «молитвами» прибавить: «верой во Христа», а выражение «церковной дисциплиной» заменять выражением «церковным уставом богослужения и жизни».

Голоса. Просим голосовать отдельно части его поправки.

Председательствующий. Буду голосовать отдельно. Итак, ставлю на голосование поправку архиепископа Тамбовского Кирилла, предлагающего пред словом «молитвами» прибавить «верою во Христа». Несогласных прошу встать.

Постановлено: поправку принять

Председательствующий. Ставлю теперь на голосование поправку архиепископа Тамбовского Кирилла, предлагающего выражение «церковной дисциплиной» заменить выражением «церковным уставом богослужения и жизни». Несогласных прошу встать.

Постановлено: поправку отклонить.

Председательствующий. Архиепископ Кирилл предлагает еще поставить слова «христианское просвещение» и пред словами «добрую жизнь», но его поправка редакционного характера. А теперь ставлю на голосование поправку Г. И. Булгакова, предлагающего конец статьи изложить так: «о нуждах храма, причта, прихода с его учреждениями, а также о нуждах общеепархиальных и общецерковных». Несогласных прошу встать. Теперь обратно. Согласных прошу встать. Прошу сосчитать голоса. Оказалось за поправку 84 голоса, против 81.

Постановлено: поправку Г. И. Булгакова принять.

Председательствующий. Поправка свящ[енника] П. И. Ратьковского, предлагающего прибавить слово «причта», [которое] уже вошло в поправку Г. И. Булгакова, [отпадает]. Далее следует поправка Н. Д. Кузнецова, предлагающего прибавить слово «Православной» пред словом «Церкви».

Голоса. Поправка эта отпадает.

Н. Д. Кузнецов. Не отпадает, так как добавление Булгакова всего не исчерпывает, напр[имер], забот о миссии, и слово «Церкви» следует сохранить.

Председательствующий. Итак, вы желаете, чтобы ваша поправка была поставлена на голосование?

Н. Д. Кузнецов. Да, желаю.

Председательствующий. Итак, я ставлю на голосование поправку Кузнецова, предлагающего оставить слово «Церкви» и прибавить пред ним слово «Православной». Несогласных прошу встать.

Постановлено: поправку принять.

Председательствующий. Таким образом, 2-я статья будет читаться так: «Назначение прихода состоит в том, чтобы православные христиане, объединенные верою во Христа, молитвами, таинствами, христианским учением и церковною дисциплиною, содействовали друг другу в достижения спасения чрез христианское просвещение, добрую жизнь, дела христианского благотворения и жизни, попечения о нуждах Православной Церкви, храма, причта и прихода с его учреждениями, а также о нуждах общеепархиальных и общецерковных». Угодно ли принять ее в такой редакции?

Постановлено: принять статью 2-ю в означенной редакции.

Архиепископ Кирилл (после голосования 2-й ст.). Я буду просить для сохранения чести и достоинства Собора не вносить в протокол того, что Собор отклонил церковный устав богослужения и жизни, как средство объединения православных христиан. Для союза является едва приемлемой и церковная дисциплина.

Председательствующий. Об этом не будет упомянуто в протоколе с вашего разрешения. Переходим теперь к ст. 3. Эта статья читается так: «Открытие нового прихода совершается или по просьбе населения, или по определению епархиального начальства с разрешения высшей церковной власти при соблюдении правил и узаконений для этого установленных и объявленных».

Прот[оиерей] Голубцов. Я хочу внести поправку в эту статью. В ней говорится, что открытие нового прихода совершается или по просьбе населения, или по определению епархиального начальства. Значит, епархиальное начальство и помимо населения может открыть новый приход. Но этого не должно быть. Во всяком случае, без согласия и желания населения приходы не следует открывать. Далее по этой статье разрешение на открытие нового прихода должно восходить на утверждение высшей церковной власти, но дела об открытии приходов лучше изъять из ведения Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета, а решать в епархиях. Поэтому я предлагаю изложить 3-ю статью таким образом: «Открытие нового прихода совершается вследствие просьбы населения по определению епархиального начальства при соблюдении правил и узаконений для этого установленных и объявленных».

Прот[оиерей] Е. И. Бекаревич. Предыдущий оратор уже высказал ту мысль, которую я хочу выразить. Я хочу обратить внимание на очень большое зло для процветания приходской жизни. Я не говорю уже о том, что из кабинета часто не видно того, что творится не местах, но и мы, священники, желаем иногда присоединения к приходам тех или других деревень, а те, у которых спины отличаются гибкостью, достигают исполнения желания, не спрашивая прихода и не имея в виду пользы этого прихода. Мне кажется, что открытие нового прихода по определению епархиального начальства не должно быть, а оно должно быть по просьбе населения. Но что нужно разуметь под просьбой населения? Ведь есть селения, где не все православные. Кроме того, какая часть населения должна возбуждать известный вопрос? 5%, 10%, половина, две трети?.. А термин «по просьбе прихожан» расплывчатый. Могут явиться 5 человек и скажут, что население желает образование нового прихода. У нас будет приходский совет, приходское собрание. Мне думается, что на приходском собрании должен возбуждаться вопрос об открытии нового прихода. Я совершенно согласен с тем, что такой вопрос не должен возводиться на разрешение высшей церковной власти — Святейшего Патриарха, Священного Синода или Высшего Церковного Совета. Что они нового могут сказать? На местах виднее, полезно или нет открытие нового прихода. Такие дела только загрузят высшие церковные учреждения, а решение их будет сопровождаться формализмом и бюрократизмом. Достаточно разрешения епархиальной власти. Затем, открытие нового прихода не может не сопровождаться изменением территориальных пределов других приходов, а между тем об этом говорится в особой следующей 4-й статье. Мне думается, что следует соединить 3-ю и 4-ю статьи в одну и изложить ее таким образом: «Как территориальное изменение приходов, так и открытие новых приходов совершается не иначе как а) по постановлению приходских собраний заинтересованных приходов и б) с разрешения епархиальной церковной власти и, во всяком случае, по самым уважительным причинам».

Председательствующий. Я просил бы выступающих на кафедру не говорить о том, в чем они согласны с предыдущими ораторами, а говорить о том, в чем они несогласны.

Архиепископ Тамбовский Кирилл. Мы повторяем в настоящее время работу Собора, которая была уже сделана. Вопрос об открытии приходов был уже разрешен в том смысле, что испрашивается разрешение высшего церковного управления относительно открытия только тех приходов, на содержание коих требуются ассигнования из Государственного казначейства, открытие прочих приход[ов] производится с разрешения местной епархиальной власти. Редакционный отдел согласует настоящее постановление с тем, что уже сделано.

А. В. Васильев. Я возражаю против поправки протоиерея Е. И. Бекаревича. Ст. 3 и 4 имеют различное содержание. В ст. 3 говорится об открытии прихода, в ст. 4 — о размежевании приходов. Я возражаю против поправки, что открываются приходы по постановлению приходского собрания, между тем как в этом заинтересовано население открываемого прихода; иногда отделяются от своего приходского храма топями и болотами. Приходское же собрание может высказаться против открытия прихода. Я полагал 6ы изложить ст. 3 так: «Открытие нового прихода совершается или по просьбе населения, или по собственному усмотрению епархиального начальства».

Архиепископ Тверской Серафим. Большая честь приходов открывается по просьбе населения, но есть приходы, особенно в Сибири, где храмы строятся заранее по инициативе епархиального начальства, которую от него отнимать не следует.

Г. И. Комиссаров. Вместо «открытие нового прихода совершается» предлагаю «новый приход открывается». Затем предлагаю внести ст. 4-ю о наименовании прихода, предложенную В. В. Радзимовским.

Митрополит Харьковский Антоний. Укажу на конкретный случай, когда для открытия прихода необходима инициатива архиерея. Например, приход состоит из 7000 душ, много деревень, священник один. В отдаленной деревне начинается штунда, между тем священник может убедить прихожан, что открывать прихода не следует. Духовенство вообще не желает открытия новых приходов. В Волынской епархии, где часто открываются приходы, нельзя бы открыть ни одного прихода, если спрашивать у духовенства. Затем инициатива епархиального архиерея нужна в случаях открытия новых приходов в деревнях с татарским и чувашским населением. Я прошу сохранить ст. 3 в изложении Отдела.

Докладчик Н. Д. Кузнецов. Слова митрополита Антония должны быть приняты во внимание. Затем, если на приход возлагается содержание причта, то многие из жителей предполагаемого к открытию нового прихода не будут давать на это согласие, дабы не было несогласий между прихожанами и местным епископом, необходимо, чтобы открытие новых приходов совершалось с утверждения высшей церковной власти. Вместо «по определению епархиального начальства» можно бы сказать: «по определению епархиальной власти».

Докладчик Б. А. Потулов. Вопрос об открытии новых приходов с утверждения высшей церковной власти уже разрешен Священным Собором. Отнять у епархиальной власти инициативу открытия приходов мы не могли, и я прошу принять ст. 3 в редакции Отдела.

Председательствующий. Я прошу докладчиков сговориться между собой, чтобы не выступать всем троим по одному и тому же вопросу. Оглашаю ст. 3: «Открытие нового прихода совершается или по просьбе населения, или по определению епархиального начальства с разрешения высшей церковной власти при соблюдении правил и узаконений для этого установленных и объявленных». К этой статье поступили поправки: а) протоиерея Голубцова: «Открытие нового прихода совершается вследствие просьбы населения по определению епархиального начальства при соблюдении…»; б) А. В. Васильева: «Открытие нового прихода совершается или по просьбе населения, или по собственному усмотрению епархиального начальства», остальное исключить; в) протоиерея Е. И. Бекаревича: «Как территориальное изменение приходов, также и открытие новых приходов совершается не иначе как: а) по постановлению приходских собраний заинтересованных приходов и б) с разрешения епархиальной церковной власти и, во всяком случае, только по самым уважительным причинам»; г) Г. И. Комиссарова: вместо «открытие нового прихода совершается» поставить: «новый приход открывается» и внести новую статью 4-ю о наименовании прихода, предложенную В. В. Радзимовским; д) Н. Д. Кузнецова: «по определению епархиальной власти». Ставлю на голосование прочитанную поправку протоиерея Бекаревича.

Постановлено: поправку отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование вопрос, принять ли положение, что приходы открываются епархиальным архиереем, или принятое Отделом положение: «по определению епархиального начальства с утверждения высшей церковной власти»?

Постановлено: принять положение в изложении Отдела.

Председательствующий. Ставлю на голосование предложение А. В. Васильева об исключении из ст. 3 слов: «при соблюдении правил и узаконений для этого установленных и объявленных».

Постановлено: предложение А. В. Васильева отклонить.

Председательствующий. Поправка Н. Д. Кузнецова «по определению епархиальной власти» будет передана в Редакционный отдел. Ставлю на голосование ст. 3 в изложении Отдела: «Открытие нового прихода совершается или по просьбе населения, или по определению епархиального начальства с разрешения высшей церковной власти при соблюдении правил и узаконений для этого установленных и объявленных».

Постановлено: ст. 3 принять в изложении Отдела.

Заседание закрыто в два часа дня.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 6. Л. 1–47. Машинопись, рукописные правки. Беловой экземпляр.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 91. Л. 74–106. Рукопись, машинописные вставки. Черновик.