Деяние № 68

24 января 1918 г.

Заседание открыто в 10 ч[асов] 15 мин[ут] утра под председательством митрополита Новгородского Арсения в присутствии 177 членов Собора (в том числе 31 епископа).

На повестке заседания: 1) текущие дела; 2) доклад Отдела об епархиальном управлении «Об организации епархиального управления Православной Российской Церкви». Докладчик: епископ Челябинский Серафим.

Секретарь. Имею честь доложить следующее:

а) Митрополит Казанский Иаков доносит Соборному Совету, что он в настоящую сессию Собора не может прибыть и уполномочивает вместо себя, в качестве заместителя епископа Чебоксарского Бориса, второго викария Казанской епархии. Соборный Совет постановил: о назначении митрополитом Казанским Иаковом своим заместителем на Соборе епископа Чебоксарского Бориса огласить на Соборе и сообщить Св. Синоду для сведения, а представленное епископом Борисом удостоверение передать в Отдел личного состава.

б) Член Собора священник Павел Ильинский (от Архангельской епархии) заявил Соборному Совету о сложении с себя звания члена Собора. Соборный Совет постановил признать священника Ильинского выбывшим из состава Собора, о чем довести до сведения Собора и сообщить Св. Синоду.

в) В Соборный Совет поступила выписка из определения Св. Синода от 17 января с. г. за № 126 об утверждении избранного на Финляндскую архиерейскую кафедру викария Финляндской епархии епископа Сердобольского Серафима в звании епископа Финляндского и Выборгского. Епископ Серафим был членом Собора от клира Финляндской епархии, а ныне должен быть членом Собора в качестве правящего епископа.

Постановлено: принять к сведению.

Секретарь. Св. Синод сообщил Соборному Совету выписку из синодального определения от 20 декабря – 3 января 1917/18 гг. за №.6361, с препровождением отношения епископа Оренбургского и рапорта епископа Соликамского по вопросу о разрешении священнослужителям, поступающим на гражданскую службу носить при исполнении служебных обязанностей светскую одежду, Соборный Совет постановил: препровожденные бумаги направить в Отдел о церковной дисциплине.

Постановлено: заключение Соборного Совета утвердить.

Секретарь. Издательский отдел представил доклад о способах скорейшего распространения по епархиям послания Святейшего Патриарха Тихона от 19 января 1918 года и вообще патриарших и соборных посланий. Соборный Совет полагает изложить постановление по сему предмету Издательского отдела в следующем виде: «В целях скорейшего распространения посланий 1) разослать в консистории по одному экземпляру посланий, с предписанием, чтобы консистории а) незамедлительно перепечатывали их, б) принимали все возможные меры к прочтению по церквам и самому широкому распространению по епархиям, в) оповещали, что право перепечатки этих посланий предоставляется всем, г) призывали монастыри, братства, приходские советы и прочие церковные организации к содействию в распространении этих посланий, и 2) предоставить Св. Синоду принять все меры к исполнению этого постановления».

Постановлено: принять постановление Издательского отдела в одобренном Соборным Советом изложении.

Секретарь. Поступило заявление за подписью 31 члена Собора следующего содержания:

«В случае невозможности для Священного Собора продолжать свои заседания, по независящим от него обстоятельствам, ранее законного окончания его занятий, считать все полномочия членов Собора, полученные ими как от своих избирателей, так и от самого Собора, не прекратившимися, и приложить все силы к возобновлению занятий Собора в другом помещении или в другом городе, где окажется к тому возможность. Место и время для сего указываются Святейшим Патриархом или его заместителем».

Соборный Совет постановил: признать, что Собор сохраняет свои полномочия до закрытия его в порядке ст. 14 Устава, и, в случае необходимости приостановить свои занятия ранее выполнения всех намеченных задач, Собор возобновляет таковые занятия при первой же возможности, причем место и время собрания определяется или в порядке ст. 16 Устава Собора, или Святейшим Патриархом, или его заместителем.

Постановлено: постановление Соборного Совета утвердить.

Секретарь. В первом заседании Собора было доложено определение Св. Синода о передаче вопроса о захвате Александро-Невской лавры на обсуждение Отдела о монашестве. Ныне прибыла из Петрограда депутация, избранная собранием епархиального епископского совета и Братства приходских советов Петрограда и епархии, бывшим 17 января 1918 г. в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения (на Стремянной улице). Депутация изложила следующее постановление собрания:

«Признавая настоящее положение Петроградского митрополита в Александро-Невской лавре в качестве стороннего и даже зависимого лица не соответствующим ни достоинству первого выборного митрополита, ни интересам самой епархии, возбудить ходатайство через особую депутацию пред его Святейшеством Патриархом Всероссийским или даже пред Священным Всероссийским Собором о возвращении Александро-Невской лавры из ведения Синода в ведение Петроградского митрополита и епархии».

Означенная депутация была принята Соборным Советом в присутствии Святейшего Патриарха и изложила те соображения, по которым Петроградская епархия настаивает на удовлетворении означенного ходатайства. Так как депутаты сегодня уезжают в Петроград и желают знать заключение Священного Собора по возбужденному ходатайству, то Соборный Совет предлагает поручить Отделу о монастырях и монашестве представить доклад Собору о положении Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в заседании 24 сего января, для чего предложить Собору объявить во время заседания перерыв, необходимый для рассмотрения данного дела.

Председательствующий. Вопрос этот несложный. Полагаю, что его можно обсудить во время перерыва настоящего заседания в присутствии депутатов в связи с обстоятельствами захвата Александро-Невской лавры. Угодно ли Священному Собору поручить Отделу о монастырях и монашестве обсудить это дело во время перерыва?

Постановлено: принять предложение Соборного Совета.

Председательствующий. Прошу преосвященного Серафима, как председателя Отдела, устроить сейчас заседание Отдела, рассмотреть этот вопрос в спешном порядке и о решении Отдела доложить Собору.

Секретарь. Соборный Совет имел суждение о введении в действие соборных определений об устройстве высшего управления в Русской Православной Церкви и постановил: поручить Отделам о высшем церковном управлении и о церковном имуществе и хозяйстве безотлагательно, не позднее 7 февраля, представить Собору 1) предположение о расходах по содержанию Священного Синода и Высшего Церковного Совета и об источниках покрытия сих расходов и, вместе с сим, ввиду переживаемых Церковью тяжелых обстоятельств, войти в обсуждение вопроса о том, не следует ли временно сократить численный состав названных учреждений; и 2) предположения о Патриарших учреждениях с исчислением расходов на их содержание и указанием источников покрытия сих расходов.

Председательствующий. Одобряет ли Собор постановление Соборного Совета о том, чтобы поручить Отделам о высшем церковном управления и о церковном имуществе и хозяйстве выработать в двухнедельный срок проект штатов и содержания Священного Синода и Высшего Церковного Совета и обсудить вопрос о сокращении штата этих учреждений?

Постановлено: постановление Соборного Совета утвердить.

Председательствующий. Ввиду того, что Отдел о монастырях и монашестве будет срочно рассматривать вопрос о передаче Александро-Невской лавры в заведывание митрополита Петроградского, то я объявляю перерыв заседания. Прошу членов Отдела собраться в комнате № 8.

Объявляется перерыв в 10 час[ов] 35 мин[ут].

Заседание возобновляется в 12 час[ов] 50 мин[ут] под председательством Святейшего Патриарха Тихона.

Товарищ Председателя митрополит Новгородский Арсений. Председатель Отдела о монастырях и монашестве преосвященный Серафим доложит о результатах совещания по вопросу о передаче Александро-Невской лавры в заведывание митрополита Петроградского.

Архиепископ Тверской Серафим. Вопрос об Александро-Невской лавре возник после управления ею бывшего митрополита Питирима. После его ухода в лавре были замечены такие растраты денег и такие непорядки, которые заставили Святейший Синод обратить внимание на ее положение. И когда Святейший Синод приступил к рассмотрению этого вопроса, то вспомнили, что при основании лавры Петром I было установлено, чтобы она служила просветительным центром столицы. В то время все монастыри основывались с просветительною целью, и в этом отношении они послужили Родине, так что Россия своим первым просвещением обязана монастырям. Но теперешнее положение лавры иное: она превратилась из монастыря в большое кладбище и средоточие проживающих и приезжающих архиереев; затем ежедневное скопление в ней значительного количества богомольцев, а также и то, что на землях, ей принадлежащих, были построены духовная семинария и академия, изменили ее лицо, и ныне она сделалась не только просветительным центром, но и особо населенным местом. Возникла мысль обновить состав насельников лавры, заменить простецов иноков монашествующими с образованием. Думают, что от этого изменятся характер монастыря, образ жизни и деятельности его обитателей. Вместе с тем признано было необходимым дать монастырю такого начальника, который мог бы ближе входить в его жизнь и руководить просветительною деятельностью иноков. Создалось убеждение, что начальником лавры не может быть епархиальный архиерей, потому что он занят епархиальными делами; кроме того, митрополит Петроградский состоит и членом Святейшего Синода. Решили, что необходимо дать лавре нового настоятеля. Мысль эту можно приветствовать, но нельзя сказать, что обычный настоятель монастыря всегда будете более соответствовать своему назначению, ибо и епископ может обладать такими качествами и дарованиями, которые дадут преимущество его настоятельству. Словом, не следует создавать общего правила. Вопрос о лавре неоднократно вставал во всю свою величину, и требовалось принять неотложные меры к тому, чтобы упорядочить ее жизнь. Лавра обратилась в проходной двор, куда приезжают архиереи, стекаются многочисленные богомольцы, где совершается постоянное служение молебнов и панихид, ежедневно до 10 литургий, что требует громадного состава монашествующих в священном сане. Все это придает лавре особый характер, который делает невозможным уединение и мешает ученым занятиям. Сравнивать ее в этом отношении с другими монастырями невозможно. Ввиду этого постановлено было поставить во главе лавры особого настоятеля и изъять ее из ведения местного митрополита. Однако это сделано было после удаления митрополита Питирима и под влиянием особых тогдашних обстоятельств. Таким образом, Петроградский митрополит и сделался жильцом, до известной степени гостем Александро-Невской лавры. Это совершено было по распоряжению подлежащей власти, но оказалось, что верующий народ Петрограда не был осведомлен о такой мере. Делегация, прибывшая из Петрограда, передает о недоумении народа, когда он во время последних событий узнал, что митрополит Вениамин настоятелем лавры не состоит. В народе произошло смущение, и решено было прислать делегацию просить о восстановлении митрополита Вениамина в правах настоятеля лавры. Отдел о монастырях и монашестве и Совещание Епископов уже обращали внимание на этот вопрос. Указывалось, что нет основания поступать так только с Александро-Невской лаврой. Почему эта лавра, а не другие, должна была превратиться в монастырь для ученого монашества? Почему именно в ней, совершенно неподходящей для этой цели, устраивается обитель ученых иноков? Сам митрополит Вениамин, в бытность свою на Соборе, заявлял о своем тяжелом положении. Говорят, что настоятель не может стеснять митрополита и будет всегда в каноническом ему подчинении, так как митрополит, хотя и не настоятель, но он является начальником монастыря, будучи епархиальным архиереем. Теоретически это хорошо. Когда начальник временно приезжает в монастырь для ревизии и распоряжений — это одно дело, но если он живет там постоянно, то он стесняет настоятеля, естественно затрудняет для него отправление своих обязанностей, что и случилось с уважаемым преосвященным Прокопием, который вынужден был просить об увольнении его от настоятельства в лавре. С другой стороны, неудобно и положение начальника, который может наблюдать из окна своего помещения беспорядки в монастыре и стесняется делать нужные указания. Не буду говорить о материальной стороне вопроса. Митрополит Вениамин — единственный архиерей, который не имеет теперь своего архиерейского дома и проживает в монастыре на положении гостя. Ясно, что положение митрополита Вениамина, поставленного в особые условия по сравнению с другими архиереями и неизвестно по какой вине, должно быть изменено, и непонятное для епархии и народа — прекращено. Вопрос же о просветительном назначении лавры остается в своей силе. И до сих пор она проявляла просветительную деятельность: в ней жили ученые монахи, в ней находили приют духовные цензоры и вызываемые на чреду служения и проповеди. Желательно, чтобы эта деятельность увеличивалась, и нет причин думать, что в настоятельство митрополита эта деятельность будет замирать, а при особом настоятеле будет непременно процветать. Затем следует указать, что Александро-Невская лавра имеет значение для всей епархии как источник заимствования материальных средств. Петроградская епархия привыкла видеть в ней настоятеля митрополита, всегда готового прийти на помощь всей епархии. С этим нельзя не считаться, нельзя лишать епархию источника, из которого она почерпает средства на строительные и другие нужды. Нарушать связь между епархией и лаврой неразумно и не имеется к тому никаких оснований. Поэтому Отдел о монастырях и монашестве, выслушав и обсудив ходатайство делегации от Братства приходских советов Петрограда и епархии о возвращении Александро-Невской лавры в управление Петроградского митрополита, постановил: ходатайствовать пред Священным Собором Православной Российской Церкви о возвращении Александро-Невской лавры Петроградскому митрополиту с присвоением ему звания священноархимандрита оной.

Член Отдела о. архимандрит Гурий, присоединившись к сему постановлению, заявил следующее особое мнение:

«Я полагал бы настоящее постановление дополнить так: и о поручении Отделу о монастырях и монашестве выработать особый статут об организации в сей лавре просветительной деятельности через определенный круг способных к тому иноков».

Председательствующий. Итак, имеются постановление Отдела о передаче Александро-Невской лавры в ведение митрополита Петроградского Вениамина, с присвоением ему звания священноархимандрита оной, и предложение архим[андрита] Гурия о выработке особого статута об организации в лавре просветительной деятельности. Эти постановление и предложение не исключают одно другого. Восстановление митрополита Вениамина в звании священноархимандрита лавры не препятствует выработке предполагаемого о. архимандритом Гурием статута. Ставлю на голосование первое постановление о передаче Александро-Невской лавры в ведение митрополита Петроградского Вениамина, с присвоением ему звания священноархимандрита оной.

Постановлено: принять заключение Отдела и передать его в Редакционный отдел.

Председательствующий. Ставлю на голосование особое предложение о. архимандрита Гурия о поручении Отделу о монастырях и монашестве выработать особый статут об организации в лавре просветительной деятельности через определенный круг способных к тому иноков.

Постановлено: принять предложение архимандрита Гурия.

Председательствующий. Итак, вопрос об Александро-Невской лавре решен, и постановление Отдела о монашестве принято. Что касается вопроса, подлежащего обсуждению двух Отделов, то в бывшем сейчас соединенном заседании этих Отделов, ввиду серьезности вопроса, не пришли к окончательному решению. Сегодня в 5 часов вечера в комнате № 8 состоится вновь заседание тех же Отделов, и решение, если такое последует, будет доложено Собору завтра, в 10 часов утра. Если, паче чаяния, мы не придем к соглашению, то будем заниматься рассмотрением доклада об епархиальном управлении. Думаю, что, наконец, мы решим этот важный вопрос об епархиальном управлении?

(Голоса: Желательно выслушать петроградскую делегацию!)

Ввиду заявленного желания выслушать прибывшее из Петрограда посольство, я объявляю заседание законченным. Так как заседание закончено, то я предложу кому-либо из петроградской делегации в частном порядке поделиться впечатлениями о последних событиях в Петрограде.

Заседание закрыто в 1 час 20 мин[ут] дня.

Протоиерей Ф. Н. Орнатский. Ваше Святейшество, достопочтимые архипастыри, отцы и братья. Я не подготовился к настоящему выступлению, так как в Уставе Собора есть статья, не позволяющая выступать с заявлениями лицам, не принадлежащим к составу Священного Собора. Лично на меня выпала великая честь, и я считаю долгом выразить радость мою, что я вижу Священный Собор лицом к лицу. Перед крестным ходом, который состоялся в воскресенье, в субботу за всенощной я имел в руках послание Его Святейшества. По субботам в Казанском соборе за всенощным бдением обыкновенно говорятся проповеди на текст утренних воскресных Евангелий. Первое чтение было на текст Евангелия от Марка, повествующего о Марии и женах мироносицах, пришедших помазать покойника Христа. Когда они недоумевали, кто отвалит им камень от гроба, ангел с неба сделал это. И у нас есть ангел в Церкви, глава Российской Церкви — Святейший Патриарх, и за его послание, исполненное духа и силы, приношу от петроградского населения и духовенства глубокую благодарность. Это голос, который властно и могуче раздался в петроградских церквах и на площадях Александро-Невской лавры. Послание мы успели размножить в субботу вечером и раздать по церквам. Затем прошу позволения принести глубокую благодарность за восстановление поруганной правды и восстановление нашего кроткого и симпатичного митрополита Вениамина в правах настоятеля и священноархимандрита Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Я буду краток в сообщении о событиях, переживаемых Петроградом. Конечно, вас интересуют петроградские события и воскресный крестный ход. Вы уже знаете о попытках со стороны правящей власти к захвату церковного достояния, об оскорблении его святынь и поругании православной веры. 11 декабря состоялось собрание в здании Исидоровского епархиального женского училища. Выступления захватчиков позволяли предполагать, что может случиться в ближайшие дни. Протоиерей П. Н. Лахостский ознакомил собрание с делом о захвате Синодальной типографии, протопресвитер Дернов поведал о разгроме церкви Зимнего дворца. Дворцовая церковь в Гатчине предназначена для устройства кинематографа. В Новом Петергофе власти потребовали передачи метрических книг, так как акты о рождении будут выдаваться из комиссариата. Церкви при учреждениях Министерства внутренних дел закрыты, а имущество и драгоценности должны быть переданы в ведение министерства. Церковь в здании Министерства внутренних дел и церковь в здании градоначальства закрыты. Протопресвитер Дернов поведал также о поругании святыни — образа Спасителя, помещающегося в часовне на Невском проспекте. По причине ли небрежного отношения к охране святыни или по попустительству в часовню проникли воры, украли деньги. К счастью, святого образа они не отняли, но оскорбили часовню, заплевали ее и набросали окурков; некоторые окурки воткнули в подставки для свечей в подсвечниках. Такие обстоятельства и побудили митрополита Вениамина составить собрание. На нем решили выступить с протестом против насилий; для окончательных решений по этому делу составлены были два собрания из пастырей и мирян в зале Общества религиозно-нравственного просвещения на Стремянной улице. На первом собрании я не был, а на втором, состоявшемся в присутствии митрополита Вениамина и двух викарных епископов, я присутствовал. В первом собрании были приняты некоторые резолюции по поводу захвата. Во втором собрании резолюции эти были оглашены и приняты; постановление было: покрыть их подписями при церквах и послать их власти, а также напечатать их в газетах. Не ограничиваясь этим, решено было поддержать протест если нужно, личным выступлением, хотя бы за это пришлось подвергнуться расстрелу. Говорили, что пора на деле показать, как должен относиться православный верующий народ к современным событиям. В воскресенье 21 января решено было устроить крестный ход. Было высказано два предположения: 1) пригласить народ к литургии в Александро-Невской лавре, помолиться там перед ракою св. Александра Невского и затем крестным ходом идти к Казанскому собору и перед иконою Казанской Божией Матери помолиться о прекращении междоусобия и гонений на Православную Церковь; 2) крестным ходом выйти из всех храмов и направиться к Александро-Невской лавре, пригласить народ в субботу по всем храмам, чтобы можно было организовать выступление всего верующего народа во главе с духовенством на защиту Церкви. Второе мнение восторжествовало, и крестные ходы были назначены в Александро-Невскую лавру после поздней литургии с таким расчетом, чтобы крестные ходы прибыли в Александро-Невскую лавру к часу дня. Почему принято было это мнение? Это находится в связи с событиями в Лавре. Преосвященный Вениамин после собрания в Исидоровском епархиальном женском училище обратился с посланием в Совет народных комиссаров, которое было напечатано в двух газетах: «Петроградский голос» (бывший «Листок») и «Наш век» (бывшая «Речь»). В письме владыка предупреждал комиссаров, что когда речь пойдет о поругании святыни, тогда народ станет стеной на защиту этой святыни; он предупреждал, что власть на Руси забывает народное благо. Это обстоятельство отмечалось в письме, и об этом владыка предупреждал народных комиссаров. Письмо составлено было в скромном тоне, но с твердостью. По-видимому, как ответ на это письмо, и последовало распоряжение о захвате лавры, об обращении свободных помещений — самого митрополита и других архиерейских помещений — под богадельню для призрения инвалидов. Распоряжение принимало характер благовидности: мы-де заботимся о благе народном, а монахи ничего для этого не делают. Но по связи с уже бывшими захватами ясно было, что вопрос стоял о нападении на веру, на Церковь. Первая партия солдат и матросов осматривала все лаврские помещения. Вторая партия осматривала лаврские церкви, в собор входили в шапках, с ружьями. На замечания богомольцев, что здесь находятся святыни, отвечали: «Для вас святыни, для нас не святыни». Были осмотрены помещения митрополита и признаны были наиболее удобными для помещения богадельни. Назначено было определенное время для устройства богадельни. Я знаю о последнем налете на лавру после решения о крестном ходе. Налет был совершен в пятницу 19 января. Комиссаром в Александро-Невскую лавру был назначен Иловайский; он прибыл в сопровождении 17 красногвардейцев и матросов, чтобы арестовать митрополита Вениамина, потребовал дать им помещение и доставить описи лаврских помещений и имущества. Епископ Прокопий заявил, что не может разрешить этого. Тогда комиссар объявил его арестованным, его повели в его помещение, к которому приставили стражу. Внизу начали волноваться. Еще на собрании на Стремянной улице одна женщина подала хорошую мысль. Когда митрополит Вениамин спросил: «Что делать, если прикажут уходить из лавры?», послышались голоса: «Не позволим, нельзя уходить!» Одна женщина посоветовала: «Нужно ударить в набат в лаврской и других церквах, и мы побежим защищать митрополита». Так и сделали: ударили в набат в лаврских церквах, у Знамения и в церкви Бориса и Глеба. Прибежало много народа, особенно женщин. Набат продолжался. Комиссар Иловайский удалился: ему посоветовали уходить, взяли его под руки и проводили чрез Тихвинское кладбище. Матросам и солдатам также посоветовали уходить, они побросали оружие и ушли. Была вызвана новая банда с пулеметом. Я был свидетелем того, как эта банда солдат стреляла из пулемета в воздух, желая напугать народ. Говорили, что они стреляли и на колокольню, где производился набатный звон. Искали иеромонаха Гурия, который обезоруживал красногвардейцев. Но народ прибывал. Красногвардейцы сняли караул и увезли пулемет. Когда я выходил, часа в четыре, пулемет еще стоял на площади, направленный на Лавру. Вот что произошло в пятницу. Каково же было наше настроение в субботу? Митрополит сделал распоряжение о совершении крестного хода. Этим исполнялось лишь требование верующего народа. И только в случае, если будут поставлены заставы, решили не брать народ в крестный ход и помолиться в соборе. Когда в субботу об этом говорили народу, народ говорил: «Пойдем!» В некоторых храмах исповедовались и приобщались Святых Тайн. Говорили: «Пойдем, хотя бы и на расстрел». В «Вечернем голосе» было напечатано, что крестный ход будет запрещен. Но, вероятно, власть учла народное настроение, и Бонч-Бруевич не только не запретил, но даже заявил, что они не противники веры, и сделал распоряжение об аресте нарушающих порядок во время крестного хода и отправлении в Смольный в комнату № 75. Эти распоряжения были напечатаны и разбрасывались из автомобиля параллельно крестному ходу. После ранней литургии было прочитано послание Святейшего Патриарха и начались крестные ходы. Я буду говорить о Казанском соборе. Огромное количество богомольцев образовало крестный ход из Казанского собора и ближайших церквей. Соединенные крестные ходы шли с Петроградской стороны и с Васильевского острова. Один из корреспондентов определял число народа в крестном ходе до полмиллиона. Во всяком случае богомольцев было несколько сот тысяч. Грандиозные крестные ходы направились на площадь Александро-Невской лавры, так как лавра не могла вместить такого количества богомольцев. В половине второго митрополит взошел на особый помост на площади, и здесь было совершено молебствие и прочитано патриаршее послание. Весь народ пел молитвы Спасителю, Божией Матери и ангелам. Масса народа была на крыше и на ограде Александро-Невской лавры. Пошли с крестными ходами обратно. Дорога была ужасная, сугроб, ухабы, но все обошлось благополучно, если не считать чрезмерное усердие богомольцев: на Аничковом мосту не снявшим шапки была дана пощечина, срывали шапки с не снимавших и при виде крестного хода. Этого, конечно, не нужно было делать. Когда мы с чудотворным образом Богоматери спускались с Аничкова моста, сзади нас шел митрополит Вениамин. Передние богомольцы с хоругвями уже сворачивали к Казанскому собору, и весь Невский проспект был наполнен народом. Когда подходили к Казанскому собору, кого-то из богомольцев Господь осенил запеть «Христос воскресе», «Воистину воскресе» было ответом многочисленной толпы. Когда вошли на портик собора, владыка сказал небольшую речь, но с большим воодушевлением: «Когда мы подходили к собору, мы запели „Христос воскресе“ и народ на всей площади ответил нам „Воистину воскресе“. Эти слова и есть то основание, на котором мы стоим и на котором уставлена и вера, и святая Церковь. Мы боялись тогда, когда устраивали крестный ход, что он закончится неблагополучно, но вот Господь, светящий и добрым и злым, послал нам солнышко, и все мы живы и здоровы. Поэтому будем теперь в вере до готовности пострадать даже до самой смерти, как завещал нам протоиерей Скипетров, убитый у порога своего архипастыря». Все пропели почившему «Вечная память», и Владыка продолжал: «Почивший пастырь был убит у порога своего архипастыря, и вы должны объединиться около своего архипастыря, в этом наша сила и победа». В ответ послышалось пение: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», с этим песнопением народ стал расходиться.

Скажу несколько слов о митрополите Вениамине. В 9 часов утра он прибыл в Александро-Невской собор, в 5-м часу разоблачился, а в половине шестого, когда был назначен вынос почившего протоиерея Скипетрова, он вышел через царские врата и стал благословлять народ. Удалось ли ему в 10-15 минут закусить что-нибудь, я не знаю. Не было 6 часов, он был уже у Скорбященской церкви и совершал Парастас. В 10-11 часов окончился день его воскресных трудов. Таковы у него и другие дни. Он всегда с народом. Трогательно слышать, когда народ называет его «голубчик, наш избранник». Народ любит его.

В заключение я напомню, что в Москве тоже предполагается крестный ход; во Владимире обещал устроить крестный ход митрополит Сергий. Пора выявить свою силу. Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто святое святых русской души — Святая Церковь. Мы беседовали с иеромонахом Алексием, вынимавшим патриарший жребий, и он сказал: «Пора говорить правду». На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедовать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно. Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру, надо кричать об этом в трамваях, кинематографах, на железных дорогах, где встречаются неверующие люди, что это ведет к развалу, к погибели нашей Родины. Пора духовенству объединиться с народом. Если лавра получила защиту, это ее защитил народ. Если отвоюем Церковь, это сделаем при содействии народа. Еще раз приношу благодарность Вашему Святейшеству и Собору за честь, которой вы меня удостоили.

Товарищ Председателя. За интересное сообщение, по поводу печальных событий в Петрограде, благодарим вас и благословляем возвратиться в Петроград.

Протоиерей Ф. Орнатский. Печаль ваша да будет в радость. Мы в Петрограде после совершения крестного хода испытали великую радость.

Речь была закончена в 2 часа дня.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Пг., 1918. Кн. VI. С. 51–60.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 69. Л. 19–30. Машинопись, рукописные правки. Беловой экземпляр. Л. 31–43. Рукопись. Черновик. (до Л. 38 об. текст Деяния, далее Приложение).