Деяние № 62

7 декабря 1917 г.

Заседание открыто в 5 час[ов] 15 мин[ут] вечера под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона в присутствии 313 членов Собора.

На повестке заседания поставлены дела, подлежащие обсуждению Священного Собора в утреннем его заседании того же 7 декабря.

Председательствующий митрополит Новгородский Арсений. Считаю долгом сообщить Священному Собору результаты закрытого голосования записками кандидатов в члены Священного Синода. Всех записок было подано 292; из них две незаполненных; на трех записках оказались неправильно написанными имена митрополита Киевского Владимира, протопресвитера Г. И. Шавельского и архиепископа Таврического Димитрия (написано дважды на одной и той же записке). Эти три имени не были сочтены. По подсчете записок оказалось, что:

1) Арсений, митрополит Новгородский получил 251 гол.
2) Антоний, митрополит Харьковский 192
3) Платон, митрополит Тифлисский 136
4) Анастасий, архиепископ Кишиневский 133
5) Сергий, митрополит Владимирский 121
6) Кирилл, архиепископ Тамбовский 113
7) Никандр, епископ Вятский 88
8) Димитрий, архиепископ Таврический 84
9) Евлогий, архиепископ Волынский 72
10) Андроник, епископ Пермский 65
11) Георгий, епископ Минский 60
12) Вениамин, митрополит Петроградский 55
13) Константин, архиепископ Могилевский 50
14) Михаил, епископ Самарский 24
15) Серафим, епископ Челябинский 20
16) Вениамин, архиепископ Симбирский 20
17) Митрофан, епископ Подольский 18
18) Феофан, епископ Калужский 18
19) Агафангел, митрополит Ярославский 16
20) Назарий, быв[ший] архиепископ Херсонский 16
21) Серафим, архиепископ Тверской 14
22) Евсевий, епископ Псковский 13
23) Феофан, епископ Полтавский 13
24) Иаков, митрополит Казанский 12
25) Андрей, епископ Уфимский 12
26) Иоанникий, епископ Олонецкий 12
27) Нестор, епископ Камчатский 9
28) Михаил, архиепископ Гродненский 8
29) Феодосий, епископ Смоленский 8
30) Митрофан, епископ Астраханский 7
31) Тихон, епископ Уральский 7
32) Агапит, архиепископ Екатеринославский 6
33) Иннокентий, епископ Туркестанский 6
34) Сильвестр, епископ Омский 6
35) Митрофан, архиепископ Донской 6
36) Прокопий, епископ Елисаветградский 5
37) Евдоким, архиепископ Алеутский 5
38) Иоанн, архиепископ Рязанский 4
39) Гермоген, епископ Тобольский 4
40) Иоасаф, епископ Дмитровский 4
41) Феодор, епископ Волоколамский 4
42) Евгений, епископ Благовещенский 3
43) Евфимий, епископ Якутский 2
44) Нафанаил, епископ Архангельский 2
45) Иоаким, архиепископ Нижегородский 2
46) Евсевий, архиепископ Приморский 2
47) Анатолий, епископ Томский 2
48) Тихон, архиепископ Воронежский 1
49) Александр, епископ Вологодский 1
50) Серафим, епископ Орловский 1
51) Пахомий, епископ Черниговский 1
52) Ювеналий, епископ Тульский 1
53) Иоанн, архиепископ Иркутский 1
54) Феофилакт, епископ Елизаветпольский 1

Согласно принятому Собором положению, члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета избираются, если последует на то их согласие. Поэтому считаю долгом спросить преосвященных, избранных кандидатами, согласны ли они подвергаться баллотированию шарами в число членов Священного Синода.

Председательствующий спрашивает всех намеченных записками преосвященных относительно их согласия подвергнуться голосованию шарами в число членов Священного Синода, в порядке списка, снизу вверх, кончая Михаилом, епископом Самарским, по списку № 14. Все означенные преосвященные отказываются от баллотировки.

Председательствующий. Далее следуют кандидаты, получившие не менее 50 голосов. Полагаю, что все они согласны баллотироваться. Таких 13 преосвященных: Константин, архиепископ Могилевский, Вениамин, митрополит Петроградский, Георгий, епископ Минский, Андроник, епископ Пермский, Евлогий, архиепископ Волынский, Димитрий, архиепископ Таврический, Никандр, епископ Вятский, Кирилл, архиепископ Тамбовский, Сергий, митрополит Владимирский, Анастасий, архиепископ Кишиневский, Платон, митрополит Тифлисский, Антоний, митрополит Харьковский, Арсений, митрополит Новгородский.

Епископ Вятский Никандр. Прошу снять мою кандидатуру.

(Голоса: Просим, просим.)

Все означенные преосвященные изъявляют согласие подвергнуться голосованию. Митрополит Тифлисский Платон не присутствует на заседании.

Председательствующий. Сначала будем голосовать 8 кандидатов, получивших большинство голосов. Поставим восемь урн, на которых будут обозначены имена этих кандидатов. Прошу членов Собора подходить к урнам с правой стороны и опускать шары в каждую урну по порядку. О. протопресвитер Н. А. Любимов будет вызывать членов по списку.

Производится голосование шарами. Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон подходит к избирательным ящикам и в порядке очереди по алфавитному списку членов Собора опускает шары.

Председательствующий. Для подсчета голосов приглашаю членов Собора: свящ[енника] Г. П. Ломако и В. Я. Малахова. Они подсчитают первый ящик (с именем архиепископа Кишиневского Анастасия); диакона М. А. Нечаева и прот[оиерея] Н. Н. Писарева для второго ящика (с именем митрополита Тифлисского Платона); П. А. Россиева и И. Н. Сперанского для третьего ящика (с именем митрополита Харьковского Антония); прот[оиерея] В. М. Шевалеевского и свящ[енника] И. Ф. Щукина для четвертого ящика (с именем митрополита Новгородского Арсения); С. П. Руднева и В. Г. Рубцова для пятого ящика (с именем митрополита Владимирского Сергия); В. П. Пулгу и И. М. Громогласова для шестого ящика (с именем епископа Вятского Никандра); архимандрита Владимира и А. А. Каэласа для седьмого ящика (с именем архиепископа Тамбовского Кирилла) и Н. Н. Фиолетова и Е. П. Ковалевского для восьмого ящика (с именем архиепископа Таврического Димитрия).

Тем временем, как будет производиться подсчет голосов, попросим преосвященного Пермского Андроника прочесть нам проекты составленных им двух посланий к духовенству и мирянам.

Епископ Пермский Андроник. Одно послание составлено по поручению Собора и направлено к духовенству. Послание имеет целью ободрить духовенство среди трудностей современной жизни и призывает его не оставлять своих приходов, как некоторые делают, не вынося тяготы современной жизни. Второе послание составлено по поручению Отдела о правовом и имущественном положении духовенства и обращено к прихожанам. Оно призывает прихожан иметь особую заботу об обеспечении своих приходских пастырей в настоящие тяжелые времена и не сокращать, а усугублять приношения в вознаграждение за его труды по приходу. Я прочту то и другое послание.

«Священный Собор Православной Российской Церкви ко всему православному духовенству.

Отцы и братие, служители Церкви Христовой! Среди современных тяжелых условий жизни нашей Церкви и Отечества, особенно трудная доля выпала на вас, подвизающихся по православным приходам земли нашей. Можно с полною справедливостью сказать, что если и всегда не легка была ваша жизнь, то тем более терниста становится она теперь. „Се блажим терпящия“ (Иак. 5, 11), но к скорби своей Церковный Собор усматривает и то, что многие из пресвитеров уже ослабели духом и оставили вверенные им от Пастыряначальника-Спаса приходы для перехода на гражданскую службу или для поступления в университеты. Печальное это бегство. Ведь если и земное воинство проявляет свое назначение не во время мира, а на войне, то тем более это следует сказать о воинстве церковном — о духовенстве. Теперь идет страшная брань сатаны на Церковь — Невесту Христову. Врагами Церкви — слугами сатаны — расхищаются православные люди, обольщаемые неверием, маловерием, разноверием и прочими соблазнами. Посему поставленные Спасителем все церковные стражи должны быть на своих местах и зорко смотреть за порученным каждому делом. Горе от Господа тем корабельщикам, которые во время бури бросят корабль церковный на произвол разбушевавшейся стихии вражеской! Посему Священный Собор Церковный, достойною любовию похваляя тех, кто мужественно переносит все невзгоды времени и бодро стоит на своем ответственном посту стражей дома Божия, умоляет и прочих служителей алтаря Господня — не покидать вверенного им от Господа и ныне обуреваемого корабля церковного. Отцы и братие! Претерпите это тяжкое, но несомненно краткое время Божьего нам испытания. Ради вашего усердия к вере и ради вашего твердого стояния на страже церковной сократит Господь это скорбное время, и снова воссияет свет правды и над Отечественною Церковью и над страдающей Родиною.

Нарочито просим и молим вас, отцы наши духовные, мы — миряне, вместе с архипастырями и пастырями призванные Богом и Церковью на Священный Собор наш: пожалейте наших братьев мирян, отовсюду ныне смущаемых, не оставляйте их и нас в переживаемое трудное время; не бросайте наши приходы на расхищение врагов Церкви, но потерпите с нами грешными, потерпите и те невзгоды, что от нас выпадают на вас вражеским наваждением. Твердо постойте на своей страже, настойчиво и строго наставляйте нас всех ходить перед Господом и заботиться о спасении души для вечной жизни, чтобы так устроилась наша жизнь милостию Божиею и вашей пастырской заботой о нас грешных. Припомните, как во времена гонений на Церковь при Нероне пастыри церковные проникали и в тюрьмы к заключенным там своим духовным чадам, чтобы принести им духовное утешение и ободрение. Пребудьте и вы с нами, гонимыми от духа злобы и смуты. Ваше мужество и терпение принесут дух мира и успокоения в сердца мятущихся русских граждан, чтобы они в покаянии обратились к Богу, а Господь обратился бы к нам Своею милостию и всепрощением. И вам первым тогда скажет Господь: хорошо, добрый и верный раб; в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина своего (Mф. 25, 23)».

Председательствующий. Кто желает сделать какие-либо поправки, тот, по обычаю, пусть напишет и представит их в письменном виде. Угодно ли Священному Собору принять прочитанное преосвященным Андроником послание?

Постановлено: принять послание.

Епископ Пермский Андроник. Я прочту второе послание — к прихожанам.

«Священный Собор Православной Российской Церкви всем православным чадам Церкви.

В заботе о вашем преуспеянии к наследованию вечной жизни, Священный Собор обращается к вам, чада церковные, с призывом — иметь всемерное попечение о трудящихся для вас отцах духовных, о всем церковном причте. О них сказал наш Спаситель: трудящийся достоин, пропитания (Мф. 10, 10) от своих пасомых. Эту христианскую обязанность пасомых подтверждает и св. ап[остол] Павел: Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1 Кор. 9, 13–14). То же заповедуют христианам и церковные правила: „ибо закон Божий постановил, да служащии алтарю от алтаря питаются, якоже и воин никогда не подъемлет оружия на врага на своем пропитании“ (Апост[ольское] пр[авило] 41). Между тем, со скорбию приходится отмечать, что ныне, особенно среди разрухи в нашем Отечестве, православные христиане небрегут об исполнении этого своего священного долга, не дорожат своим спасительным званием сынов Церкви. Не светла и всегда была доля нашего особенно сельского духовенства, безропотно привыкшего нести бремя жизни вместе с крестьянством. А ныне и того тяжелее ему приходится и от своих же духовных чад. Говорим не о тех насилиях, обидах и даже надругательствах и изгнаниях, которым многие и добрые пастыри подверглись от своих же пасомых за истекшие месяцы смуты в Отечестве; не разумеем даже и того, когда православные захватывали у духовенства церковно-причтовую землю, скот, хозяйство, проявляя воровское и грабительское посягательство на церковное и чужое достояние: за все подобное виновные подлежат тяжкому суду Божию, если не раскаются и не исправятся. Нет: теперь мы указываем на то, что православные христиане до последней степени сокращают и те малые доброхотные даяния, которыми со скорбью существовало наше приходское духовенство. Доселе часто с укором оно получало такие приношения; а теперь даже и вовсе их лишается, при той неимоверной дороговизне на все, что человеку необходимо для прожития с семьей. Казалось бы правильным и естественным, чтобы прихожане среди трудностей и дороговизны жизни позаботились и о своих духовных отцах. Между тем, к стыду нашему, всеми овладела скупость и жестокость. И духовенство приходское бедствует: оно не только не имеет средств на обучение своих детей, но нередки уже случаи, когда многие из духовных нанимаются даже в поденщину, чтобы вместе с семьей своей не погибнуть от голодной смерти.

Не выдерживает такой трудности немощь человеческая, немало уже священников, которые оставили свои приходы и переходят на мирскую службу, чтобы снискать средства к жизни. Достойных заместителей их уже не находится, и многие приходы остаются без священников и псаломщиков. Возможно, что мы вскоре останемся и без всяких пастырей, ибо на нужды и нищету не много найдется охотников.

Православные христиане — без различия вашего звания и состояния! Священный Собор призывает вас к усердному и добросовестному исполнению лежащего на вас долга безбедно содержать ваше духовенство. Особенно просим и молим о сем вас мы — миряне, вместе с архипастырями и пастырями призванные Богом и вами на Церковный Собор. Усугубите вашу заботу об обеспечении ваших отцов духовных. Ибо они пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая; ибо это для вас не полезно (Евр. 13, 17), по твердому слову св. ап[остола] Павла. Посему, братие, не только не сокращайте доброхотных приношений духовенству, но всемерно по своим средствам возвысьте эти приношения во внимание к непомерной дороговизне и трудности жизни, памятуя и то, что теперь все вы, милостию Божиею, имеете от Бога нескудные вещественный блага.

Помните, братия, что это — долг ваш пред Богом. Посему, кто его не выполнит, тот крадет у Бога, от Которого никак нельзя скрыться. Помните и апостольские нам о сем слова: кто сеет скудно, тот скудно и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6).

Тем более, православные, не чините насилия и надругательства над духовенством, не посягайте на их имущество, не отнимайте у причта землю, как средство их содержания. Никто, имеющий страх Божий, этого и не дерзнет делать. Ведь церковные правила налагают строгое осуждение на делающих подобное, как на посягающих на церковное имение, Богу принадлежащее. Не делайте сами того и других отводите от таких преступлений, чтобы не отступил от нас Грозный Судия. А вместо того имейте в особой чести и попечении трудящихся для вас отцов духовных. Засим и должны наблюдать приходские советы, поставленные пред Богом соблюдать все в порядке для устроения общего счастья в жизнь вечную, „дабы вы единодушно едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа“ (Рим. 15, 6). Мы же будем молиться, чтобы Господь воздал вам за ваше усердие и земными благами, и небесным благословением по слову Христову: „Дайте и дастся вам: мерою доброю утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше, ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам“» (Лк. 6, 38).

Председательствующий. Угодно Собору принять это послание? Желающие сделать поправки представят их письменно.

Постановлено: принять послание.

Председательствующий. Теперь будем голосовать остальных пять кандидатов в члены Священного Синода. Ставятся на голосование: митрополит Петроградский Вениамин, архиепископ Волынский Евлогий, епископ Минский Георгий, епископ Пермский Андроник и архиепископ Могилевский Константин. Голосование производится в том же порядке, как и первое. Прошу свящ[енника] В. Н. Егорова вызывать членов Собора по списку.

Производится голосование шарами.

Председательствующий. Для подсчета голосов приглашаю членов Собора: К. И. Самбурского и Д. И. Волкова для первого ящика, прот[оиерея] А. А. Хотовицкого и С. Н. Розанова для второго ящика, Л. К. Артамонова и Ф. И. Мищенко для третьего ящика, архим[андрита] Матфея и прот[оиерея] Э. И. Бекаревича для четвертого ящика и С. П. Кехгиопуло и В. П. Клевезаля для пятого ящика. Пока производится подсчет голосов, прошу г[осподина] Секретаря доложить текущие дела.

Секретарь. Поступили приветствия на имя Святейшего Патриарха Тихона:

а) от Ставропольской епархии за подписью управляющего епархиею епископа Александровского Михаила и кафедрального протоиерея Александра Меснянкина: «Ставропольская епархия в день возведения Вашего Святейшества в высокий сан Всероссийского Патриарха молитвенно переживая это радостное событие, выражает Вашему Святейшеству сыновние пожелания полноты сил для несения великого Богом данного Вам служения. Прошли долгие годы гражданского угнетения Русской Церкви, миновал период застоя ее жизни. Верим и надеемся, что Русская Церковь, Вами возглавляемая, пойдет теперь по пути истинно канонической жизни»;

б) от приходского совета уфалейской Преображенской церкви Екатеринбургской епархии: «Просим у Господа помощи в Вашем высоком служении на благо Российской Церкви»;

в) от прихожан пейинской церкви Сухумской епархии за подписью священника Х. Пананнопуло: «Прихожане пейинской церкви Сухумской епархии с пастырем своим, радуются восстановлению патриаршества. Разрешите присоединить голос — Вашему Святейшеству аксиос»;

г) от архипастырей, пастырей и паствы древнего города Владимира за подписью митрополита Владимирского Сергия и епископа Юрьевского Евгения: «Архипастыри, пастыри, паства древнего Владимира, некогда принадлежавшего патриаршей области, собравшись на годичное собрание Александро-Невского братства и приступая к его переустройству на новых церковно-общественных началах, испрашивают Вашего благословения и молят Господа Всесильного — Его благодатию укрепить Ваше Святейшество в великом возложенном на Вас служении нашего общего духовного вождя и молитвенника»;

д) от Богородице-Владимирского монастыря г. Вольска Саратовской епархии за подписью игумении Митрофании с сестрами: «В знаменательный день для всей Русской Церкви, когда Всевышний вручил Вам жезл святителя Ермогена, Патриарха Всероссийского, от полноты радостного сердца поздравляем Ваше Святейшество с высоким саном Патриарха Всея Руси, прося Ваших первосвятительских молитв и благословения»;

е) от греческого съезда общественных деятелей Карсской области за подписью председателя съезда Политова и секретаря съезда Рамби<д>и: «Греческий съезд общественных деятелей Карсской области, выслушав сего числа доклад члена. Всероссийского Собора Николая Политова о деятельности Собора, уже возглавленного Святейшим Патриархом, с благоговением шлет из далекой окраины Вашему Святейшеству, хранителю Христовых заветов, кормчему 120-миллионного православия, свою беспредельную радость и молитвенное благопожелание; наши предки в Малой Азии, вынесшие в чистоте через ряд веков православие, верность к нему запечатлели своею мученическою кровью и завещали нам, заброшенным в неуютные уголки Закавказья, высоко держать знамя православия и иметь в виду высокие идеалы христианского святительства и мученичества св. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Патриархов мучеников Кирилла Лукариса, Кирилла Контариса, Григория Пятого, греческого Гермогена, и др.; настоящим уполномочены свидетельствовать о безграничной преданности православию 70-тысячного греческого населения Карсской области и Эриванской губернии и берем на себя смелость надеяться, что под мудрым водительством Вашего Святейшества Греческая Церковь Закавказья быстро очистится от разновременно внесенных синодальными чиновниками наслоений за время нашего пребывания в пределах единоверной нам России и терпеливого подчинения властям предержащим и под ближайшим руководством своих архипастырей зацветет во славу православия и многострадальной общей Родины».

Постановлено: благодарить за приветствия.

Председательствующий. Имею честь доложить Священному Собору результаты голосования шарами. По подсчете оказалось, что избирательных и неизбирательных:

1) митрополит Новгородский Арсений получил голосов 264 27
2) митрополит Харьковский Антоний 218 72
3) архиепископ Кишиневский Анастасий 206 81
4) митрополит Владимирский Сергий 206 87
5) архиепископ Волынский Евлогий 206 88
6) митрополит Тифлисский Платон 199 92
7) епископ Вятский Никандр 193 99
8) архиепископ Таврический Димитрий 192 99
9) митрополит Петроградский Вениамин 177 116
10) архиепископ Могилевский Константин 158 135
11) архиепископ Тамбовский Кирилл 147 143
12) епископ Пермский Андроник 147 147
13) епископ Минский Георгий 141 155

Первые шесть, как получившие абсолютное большинство голосов, должны считаться избранными в Священный Синод.

(Голоса: Аксиос.)

Постановлено: признать избранными в члены Священного Синода митрополита Новгородского Арсения, митрополита Харьковского Антония, архиепископа Кишиневского Анастасия, митрополита Владимирского Сергия, архиепископа Волынского Евлогия и митрополита Тифлисского Платона.

Собор троекратно воспевает избранным членам Священного Синода: «Аксиос».

Председательствующий. Дай Бог, чтобы чрез три года нам пришлось выслушать «аксиос».

Теперь предстоит выбрать шесть заместителей членам Священного Синода. Но, может быть, представляется возможным, не производя новых выборов, признать заместителями членов Священного Синода следующих за избранными кандидатов, в порядке большинства полученных ими голосов?

Постановлено: новых выборов не производить и признать заместителями членов Священного Синода следующих за ними кандидатов, получивших более половины избирательных голосов.

Председательствующий. Итак, мы избрали заместителями членов Священного Синода преосвященных, в порядке большинства полученных ими избирательных и неизбирательных голосов:

1) епископа Вятского Никандра, получившего 193 99
2) архиепископа Таврического Димитрия 192 99
3) митрополита Петроградского Вениамина 177 116
4) архиепископа Могилевского Константина 158 135
5) архиепископа Тамбовского Кирилла 147 143

Постановлено: признать поименованных преосвященных заместителями членов Священного Синода.

Председательствующий. Преосвященный Пермский Андроник получил 147 избирательных и 147 неизбирательных, т. е. о нем нельзя сказать, что он получил более половины избирательных голосов. Считает ли Собор и его шестым заместителем членов Священного Синода?

Постановлено: признать преосвященного Пермского Андроника заместителем членов Священного Синода.

Председательствующий. Предлагаю Собору избрать кандидатов в члены Высшего Церковного Совета. Считаю долгом напомнить, что нужно избрать 5 клириков — из священников, диаконов или псаломщиков — безразлично. Так следует по Положению о Высшем Церковном Совете. Затем должен быть избран один монастырский монах и 6 мирян; звание и образование безразлично. Членам Собора будут розданы по две записки. На одной записке следует писать имена клириков и одного монастырского монаха, на другой записке имена мирян, так что одна записка будет духовная, а другая мирская. Два соборных чиновника будут ходить с корзинками: в одну корзинку прошу опускать записки с именами клириков, в другую с именами мирян.

Приглашаю для подсчета записок при избрании кандидатов от клириков: свящ[енника] Н. Т. Карташева, М. П. Смирнова, прот[оиерея] А. Я. Зыкова, П. А. Россиева, архим[андрита] Александра, прот[оиерея] К. М. Аггеева, П. В. Цветкова, свящ[енника] Л. Е. Иваницкого, прот[оиерея] А. В. Суворова, Д. И. Боголюбова, Г. А. Чайкина, Д. А. Несмеянова, П. И. Уткина, А. И. Июдина, преподавателя П. А. Смирнова. Возглавляет комиссию архиепископ Алеутский Евдоким.

Для подсчета записок при избрании кандидатов от мирян приглашаю: сербского архимандрита Михаила, проф[ессора] П. П. Кудрявцева, прот[оиерея] Ф. С. Воловея, прот[оиерея] И. К. Матикова, И. Т. Шилова, В. П. Стукало, С. С. Глаголева, прот[оиерея] С. И. Четверикова, С. А. Осипова, прот[оиерея] И. А. Ильина, С. П. Руднева, В. А. Рождественского, Н. А. Вознесенского, А. Д. Зверева, Н. Ф. Миклашевского. Возглавляет комиссию епископ Елисаветградский Прокопий. Вы сами разделитесь на группы для подсчета голосов. Вас мы оставим работать, а заседание объявляю закрытым.

Производится голосование записками кандидатов в члены Высшего Церковного Совета.

Заседание закрыто в 8 час[ов] вечера.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Пг., 1918. Кн. V. С. 346–355.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 63. Л. 30–45. Машинопись. Беловой экземпляр. Рукописная правка. На первом листе помета «Черно[вик]»; Л. 46–52. Рукопись. Черновик.