Деяние № 36

5 ноября 1917 г.

Всенародное торжественное собрание Священного Собора в соборном Храме Христа Спасителя в богоспасаемом граде Москве в лето от воплощения Бога-Слова 1917-е месяца ноября в 5-й день

для избрания и наречения Патриарха Московского и всея России.

В сей день Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя совершают члены Собора: митрополит Киевский и Галицкий Владимир, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, архиепископ Казанский и Свияжский Иаков, архиепископ Приморский и Владивостокский Евсевий, архиепископ Рижский и Митавский Иоанн, архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл, архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан, архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин, архиепископ Могилевский и Мстиславский Константин, архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий и архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий соборне в сослужении членов Собора протопресвитеров: военного и морского духовенства Георгия Шавельского и Большого московского Успенского собора Николая Любимова; архимандритов: члена Петроградского духовно-цензурного комитета Владимира, ректора Таврической духовной семинарии Вениамина, инспектора Казанской духовной академии Гурия, настоятеля Макарьево-Унженского монастыря, Костромской епархии Виссариона, настоятеля Оптиной пустыни Калужской епархии Исаакия, наместника Боголюбова монастыря Владимирской епархии Александра; митрофорных протоиереев: председательствующего в Училищном совете при Святейшем Синоде члена Собора Павла Соколова, настоятеля Храма Христа Спасителя Владимира Маркова, главного священника западного фронта члена Собора Константина Богородицкого, настоятеля Троицкой в г. Петрограде церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви и редактора «Церковно-общественного вестника» члена Собора Павла Лахостского; протоиереев: настоятеля храма Воскресения Христова, что на Екатерининском канале в г. Петрограде и профессора Петроградской духовной академии члена Собора Петра Лепорского, старшего сакеллария Большого московского Успенского собора Николая Пшеничникова, настоятеля Люблинского собора Холмской епархии члена Собора Эмилиана Бекаревича, настоятеля Богодуховского Успенского собора Харьковской епархии члена Собора Алексия Станиславского, настоятеля Токийского собора в Японии заместителя Сергия епископа Японского Симеона Мии, настоятеля Святотроицкого собора г. Троицка Оренбургской епархии Иоанна Ильина, ключаря Храма Христа Спасителя члена Собора Александра Хотовицкого, протоиерея того же храма Николая Арсеньева; священников: того же храма профессора Московской духовной академии Илии Гумилевского и Василия Красновского; законоучителя новочеркасской Платовской гимназии области Войска Донского члена Собора Василия Чернявского, настоятеля церкви станицы Брюховецкой Кубанской области члена Собора Николая Карташева; протодиаконов: Большого Успенского собора Константина Розова и Василия Ризположенского, Храма Христа Спасителя — Владимира Архангельского и Алексея Морозова; диаконов членов Собора: Богоявленской церкви города Керенска Пензенской епархии Михаила Нечаева, Михаило-Архангельской церкви десятого округа Бузулукского уезда Самарской епархии Алексия Никольского; в должности иподиаконов — членов Собора: диакона Виленского кафедрального собора Николая Ливая и псаломщиков: Успенской церкви г. Старой Руссы Новгородской епархии Ивана Сперанского и Преображенской церкви села Гужовки Борзненского уезда Черниговской епархии Константина Самбурского.

За литургией присутствуют члены Всероссийского Поместного Собора — епископы, клирики и миряне; при этом епископы, не принимавшие участия в совершении Божественной Литургии, стоят, облаченные в
мантии, во святом алтаре, а клирики и миряне занимают места посреди
храма вокруг архиерейского амвона и далее до солеи по обе стороны,
непосредственно за священнослужителями.

Отсутствуют все три кандидата на Патриаршество.

В тот день митрополит Московский и Коломенский Тихон совершает Божественную Литургию в Крестовой церкви Троицкого Сухарева митрополичьего подворья в сослужении члена Собора наместника Киево-Печерской Успенской лавры архимандрита Амвросия, члена Собора присутствующего в Святейшем Синоде протоиерея Александра Рождественского, протодиакона Большого Успенского московского собора Николая Румянцева и братии подворья. При сем присутствует сакелларий Большого Успенского собора протоиерей Василий Субботин. Остальные два кандидата на Патриаршество имеют пребывание: архиепископ Харьковский и ахтырский Антоний — на подворье Валаамского монастыря и архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений на Троицком Сухаревом митрополичьем подворье, ожидая извещения о совершившемся священным жребием избрании одного из кандидатов в сан Патриарха Всероссийского.

По окончании чтения часов митрополит Киевский и Галицкий Владимир входит во святой алтарь и становится с левой стороны пред уготованным столиком. Секретарь Собора Василий Шеин на блюде подносит три чистых одинакового вида и размера жребия, в форме восьмой доли обыкновенная писчего листа белой бумаги, с синею из краски печатью Собора, на коих митрополит Владимир, собственноручно начертывает имена трех избранных Собором кандидатов на Патриаршество: архиепископа Харьковского и Ахтырского Антония, архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения и митрополита Московского и Коломенского Тихона, свертывает каждый жребий в трубочку, слагает их поперек, надевает на каждый из них резиновое кольцо и влагает каждый отдельно в особый ковчежец, где они разместились вполне свободно, встряхивает этот ковчежец, закрывает его и обвязывает тесьмою, концы которой запечатывает сургучною печатью.

При надписании и запечатании жребиев присутствуют в качестве свидетелей сослужащие епископы и по три избранных Собором представителя Собора от клириков и мирян: протопресвитер Большого московского Успенского собора Николай Любимов, протоиерей Люблинского собора Холмской епархии Эмилиан Бекаревич, законоучитель Новочеркасской Платовской гимназии области Войска Донского священник Василий Чернявский, проф[ессор] Петроградской духовной академии Иван Соколов, проф[ессор] Казанской духовной академии Павел Лапин и крестьянин села Красная Поляна, Головецкой волости Симбирской епархии Иван Малов, коим означенные жребии были предъявлены и оказались действительно одинакового вида и размера, с надписанием имен трех поименованных выше кандидатов в Патриархи, о чем и составлен свидетелями особый акт (Приложение 1).

Взяв запечатанный ковчежец в руки, митрополит Киевский и Галицкий Владимир износит его из святого алтаря на солею и полагает на
особо уготованном тетраподе с левой стороны от царских врат, пред местною иконою Божией Матери. На том же тетраподе полагается список с
чудотворной Владимирской иконы Божией Матери.

Все священнослужители, участвующие в совершены Божественной
Литургии, исходят на средину храма; начинается Божественная литургия
при пении на правом клиросе Синодального хора и на левом — хора Храма
Христа Спасителя; во время Литургии в положенных местах возносится
моление о трех избранных кандидатах на Патриаршество.

Во время чтения Апостола в Храм Христа Спасителя прибывает
из Большого московского Успенского собора чудотворная Владимирская
икона Божией Матери и поставляется на тетраподе, на котором стоит
запечатанный ковчежец со жребиями.

Чудотворную Владимирскую икону Божией Матери в пути из
московского Большого Успенского собора в Храм Христа Спасителя сопровождают митрополит Тифлисский экзарх Кавказский Платон и причт
Большого Успенского собора.

Во время причащения священнослужащих епископ Астраханский
и Царевский Митрофан произносит приличествующее случаю слово о
значении Патриаршего служения в Церкви Православной (Приложение 2).

По окончании Литургии. совершается молебное пение, по нарочито составленному, прилагаемому при сем, чину Христу Спасителю, Пречистой Богоматери и святителям Московским: Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену (Приложение 3).

Молебное пение совершают: митрополит Киевский и Галицкий Владимир, митрополит Тифлисский Экзарх Кавказский Платон, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, архиепископ Казанский и Свияжский Иаков, архиепископ Рижский и Митавский Иоанн, архиепископ Приморский и Владивостокский Евсевий, архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл, архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан, архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин, архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий, архиепископ Могилевский и Мстиславский Константин, архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий, архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий, епископ Омский и Павлодарский Сильвестр и епископ Камчатский Нестор, в сослужении о[тцов] членов Собора и прочего духовенства, участвовавшего в совершении Божественной Литургии, и других священнослужителей всего до 50-ти.

Во время совершения молебного пения неслужащие епископы члены Собора стоят в мантиях на ступенях солеи.

По прочтении молитвы, в назначенное по чину время предстоятель митрополит Киевский и Галицкий Владимир восходит на солею и приближается к тетраподу, на котором положен ковчежец с заключенными в нем тремя жребиями с именами кандидатов на Патриаршество, и, приняв его в руки, износить на амвон, приподнимает его в виду всех присутствующих и сотрясает, при чем присутствующим хорошо видно, что печать и тесьма сохранились неприкосновенными.

В это время восходят на амвон: митрополит Тифлисский экзарх Кавказский Платон, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, архиепископ Казанский и Свияжский Иаков, архиепископ Приморский и Владивостокский Евсевий, архиепископ Рижский и Митавский Иоанн, архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий, вышеуказанные шесть представителей членов Собора от клира и мирян и с ними иеромонах-затворник Зосимовой пустыни Алексий, облаченный в клобук, мантию, епитрахиль и поручи.

Обратясь лицом к народу, митрополит Киевский и Галицкий Владимир приемлет в руки ножницы, разрезает тесьму, снимает ее с ковчежца, поднимает крышку оного и благословляет иеромонаха-затворника Зосимовой пустыни Алексия на вынутие жребия с именем избранного, по указанию Божию, в сан Патриарха Всероссийского.

Старец затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий, приняв благословение митрополита Киевского и Галицкого Владимира и трижды осенив себя крестным знамением, изъемлет из ковчежца один жребий и вручает его митрополиту Владимиру.

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир вскрывает жребий,
снимая с оного резиновое кольцо, предъявляет жребий вышеуказанным
шести избранным Священным Собором в качестве свидетелей при вынутии жребия представителям от клира и мирян и оглашает пред лицом
епископов, клира и народа имя избранного в Патриархи митрополита
Московского и Коломенского Тихона.

Старший из свидетелей, представителей клира, протопресвитер
Большого московского Успенского собора Николай Любимов вынимает
оставшиеся в ковчежце два жребия с именами неизбранных кандидатов,
вскрывает сии жребии и предъявляет прочим избранным Священным
Собором, в качестве свидетелей, представителям клира и мирян.

Весь Священный Собор и все предстоящие в храме троекратно
воспевают в честь новоизбранного Патриарха — митрополита Московского и Коломенского Тихона «аксиос» и возносят благодарение Господу
торжественным пением: «Тебе Бога хвалим».

По обычном отпусте, протодиакон Розов возглашает многолетие «Господину нашему высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному и нареченному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России».

Весь Священный Собор и все присутствующие в храме торжественно воспевают троекратно «Многая лета» новоизбранному Патриарху.

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир совершает отпуст, и для благовестия митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону о том, что на него, по изволению Божию, пал жребий восприять служение в сане Патриарха Всероссийского, из Храма Христа Спасителя, по окончании в оном молебного пения, отправляется на Троицкое Сухарево подворье нарочитое посольство в составе старейших архипастырей членов Собора: митрополита Киевского и Галицкого Владимира, митрополита Тифлисского экзарха Кавказского Платона, митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, архиепископа Казанского и Свияжского Иакова, архиепископа Приморского и Владивостокского Евсевия, архиепископа Рижского и Митавского Иоанна, архиепископа Кишиневского и Хотинского Анастасия, поименованных выше представителей трех от клириков и трех от мирян — членов Собора: протопресвитера Николая Любимова, протоиерея Эмилиана Бекаревича, священника Василия Чернявского, профессора Павла Лапина, профессора Ивана Соколова, крестьянина Ивана Малова и Секретаря Собора Василия Шеина.

По прибытии на Троицкое Сухарево подворье лиц, назначенных Священным Собором для Патриаршего благовестия, избранный и нареченный в сан Патриарха Всероссийского митрополит Московский и Коломенский Тихон в алтаре крестовой церкви подворья облачается в мантию и малый омофор, возлагает на главу митру и совершает, стоя пред св. Престолом, краткое молебное пение по следующему чину: «Благословен Бог наш». Трисвятое… Отче наш. Тропарь святому, его же есть храм (преподобному Серию Радонежскому чудотворцу), и дневной (воскресный 7 гласа) и Богородичен (того же гласа). Ектения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей». «Еще молимся о Богохранимой Державе Российской, правителях ея и о всем христолюбивом воинстве». «Еще молимся о Всероссийском Церковном Соборе и Святейшем правительствующем Синоде». «Еще молимся за всю братию и за вся христианы». Возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» и отпуст.

По совершении молебствия, избранный и нареченный в сан Патриарха, митрополит Московский и Коломенский Тихон исходит из алтаря и становится на амвоне, обратясь лицом к народу.

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир с прочими прибывшими в посольстве членами Священного Собора восходит на амвон, приближается к избранному в сан Патриарха всея России митрополиту Тихону и торжественно благовестит ему Патриаршество, говоря: «Преосвященный митрополит Тихон, Священный и Великий Собор призывает твою святыню на Патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России».

Избранный и нареченный в сан Патриарха митрополит Московский и Коломенский Тихон ответствует: «Понеже Священный Великий Собор судил мене недостойного быти в такове служении, благодарю, приемлю и ни мало вопреки глаголю».

Протодиакон Большого Успенского собора Николай Румянцев возглашает многолетие: «Господину нашему высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному и нареченному в Патриарха богоспасаемого града Москвы и всея России, подаждь, Господи, здравие, спасение, во всем благое поспешение и сохрани его на многая лета».

Лик поет: «Многая лета».

Избранный и новонареченный Патриарх митрополит Московский и Коломенский Тихон произносит краткое слово. (Приложение 4).

Протопресвитер Большого московского Успенского собора Николай Любимов кратким словом приветствует новонареченного Патриарха с Божиим избранием (Приложение 5) и подносит ему в благословение на великий подвиг первосвятительского в Российской Церкви служения от Большого Успенского, отныне Патриаршего, собора святую икону — список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, который стоял на тетраподе вместе с ковчежцем с именами кандидатов на Патриаршество.

Член Священного Собора и первоприсутствующий Святейшего Синода митрополит Тифлисский экзарх Кавказский Платон приветствует новонареченного Патриарха от имени Святейшего Синода; при этом приветствии находятся присутствующие в Святейшем Синоде протопресвитер Николай Любимов и протоиерей Александр Рождественский.

Члены Священного Собора протоиерей Эмилиан Бекаревич
и священник Василий Чернявский приветствуют избранного и новонареченного Патриарха (Приложение 6).

Избранный и новонареченный Патриарх, митрополит Московский и Коломенский Тихон на каждое из приветствий ответствует
кратким словом и, по окончании приветствий, преподав благословение
народу, удаляется в свои покои.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Петроград, 1918. Кн. III. Деяния XXXI–XL. С. 105–111.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 4. Л. 130–135. Машинопись.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 37. Л. 1–9 об. Машинопись. Черновик; Л. 17–22. Машинопись; Л. 23–34. Машинопись.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 230. Л. 72–80 об., 82–87. Машинопись.

Приложение 1

Акт

5 ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя в Москве, после совершения Часов пред Божественною литургией, митрополит Киевский и Галицкий Владимир, в нашем присутствии, на особом столике, поставленном во святом алтаре по левую сторону престола, собственноручно начертал на предварительно нам представленных чистых и одинакового вида и размера жребиях имена трех избранных Священным Собором кандидатов на Патриаршество: архиепископа Харьковского и Ахтырского Антония, архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения и митрополита Московского и Коломенского Тихона. Означенные жребии, в форме 1/8 доли обыкновенного писчего листа белой бумаги, были нам предъявлены и оказались с синею из краски печатью Собора, одинакового вида и размера, с надписанием имен трех указанных выше кандидатов в Патриархи. Засим митрополит Владимир свернул каждый из сих жребиев в трубочку, сложив их поперек, надел на каждое из них резиновое кольцо одинакового размера и вложил в особый ковчежец, где они разместились вполне свободно, встряхнул этот ковчежец, закрыл его и перевязал тесьмою, концы которой запечатал сургучною печатью. Взявши запечатанный ковчежец в руки, Митрополит Владимир изнес его из святого алтаря на солею и поставил на особо уготованном тетраподе с левой стороны от царских врат пред малою Владимирскою иконою Божией Матери. Из числа нас трое — протопресвитер Большого Успенского собора Н. А. Любимов, настоятель Люблинского собора Холмской епархии протоиерей Э. И. Бекаревич и законоучитель Новочеркасской Платовской гимназии области Войска Донского священник В. А. Чернявский — приняли участие в совершении Божественной Литургии, а остальные трое — профессор Казанской духовной академии П. Д. Лапин, профессор Петроградской духовной академии Д. И. Соколов и крестьянин села Красная Поляна Головецкой волости Симбирской епархии И. И. Малов — находились безотлучно при ковчежце. Во время чтения Апостола из Успенского собора была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, которую сопровождал митрополит Тифлисский Платон, и поставлена на солее по левую сторону царских врат, на том самом тетраподе, на котором находилась малая икона Богоматери и ковчежец с жребиями. Пред чудотворною иконою стали протоиерей Бекаревич, профессоры Лапин и Соколов и крестьянин Малов. По окончании Божественной Литургии и после совершения молебного пения Христу Спасителю, Пречистой Богоматери и святителям московским Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену, — в назначенное по чину время, митрополит Владимир взошел на солею, приблизился к тетраподу, на котором стоял ковчежец с заключенными в нем тремя жребиями, — взял его в руки и, став на средине солеи, приподнял ковчежец в виду всех присутствующих и сотряс его, причем присутствующим было хорошо видно, что печать и тесьма сохранились неприкосновенными. Принявши в руки ножницы, митрополит Владимир разрезал тесьму и поднял крышку с ковчежца. Старец затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий, во время молебна ставший в мантии пред чудотворною иконою Богоматери, принял благословение митрополита, трижды осенил себя крестным знамением, вынул из ковчежца один жребий и вручил его митрополиту Владимиру. Митрополит Владимир предъявил нам жребий и огласил пред лицом епископов, клира и народа имя избранного в Патриархи — митрополита Московского и Коломенского Тихона. После сего вынуты были из ковчежца остальные два жребия с именами архиепископов Харьковского Антония и Новгородского Арсения и нам предъявлены.

Все вышеизложенное удостоверяем нашими подписями.

Московского Большого Успенского собора протопресвитер Николай Любимов.

Настоятель Люблинского собора, член Церковного Собора протоиерей Емельян Бекаревич.

Профессор Петроградской духовной академии Иван Иванович Соколов.

Профессор Казанской духовной академии Павел Лапин.

Крестьянин Иван Иванович Малов.

Московского Кафедрального во имя Христа Спасителя собора ключарь протоиерей Александр Хотовицкий.

Секретарь Собора В. Шеин.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Петроград, 1918. Кн. III. Деяния XXXI–XL. С. 112–113.

Приложение 2

Слово, произнесенное преосвященным Митрофаном, епископом Астраханским и Царевским, в Храме Христа Спасителя в день избрания Всероссийского Патриарха.

«Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия» (Из 9 песни Пасх[ального] канона).

Благочестивые русские люди, так называемые паломники, посещавшие Иерусалим и другие священные места Востока, с особым умилением и радостью по возвращении оттуда рассказывают, что они не раз были за службой Патриарха, принимали от него благословение, а иные получали от него на память какой-либо подарок, и этот, обычно недорогой, подарок они хранят как драгоценность и нередко завещают положить его с собою, как священное напутствие в лучшую жизнь. Многие наши отечественные боголюбцы имеют в своих домах на почетном месте портреты Восточных Патриархов, знают имена их и поминают их. Откуда же такая трогательная привязанность у русских к Восточным иерархам? Здесь, конечно, прежде всего отзывается голос вселенского братского единства верующих, составляющих едино стадо Христово, хотя и рассеянное по всей вселенной. Церковная иерархия или священноначалие и служит благодатным средством сохранения вселенского единства, и там, где она (иерархия) прекращается, там пресекается и ток благодати и спасения.

Наша Русская Церковь получила свое начало с Востока, из Византии, и посему ей естественно туда обращаться и сохранять нерушимо духовную связь с православным Востоком. Но помимо сего есть и нечто другое, что пленяет взоры русских людей на Востоке, а именно — та красота и полнота церковного чина, какая достигается служением Патриарха, вокруг которого собираются и духовные и миряне, для которых он является общим духовным отцом, воистину носящим живой воодушевленный образ служения Христа. И видя и наблюдая такую церковною красоту, наши паломники невольно с затаенным сожалением останавливаются на порядках своей родной Церкви и с недоумением вопрошают: почему же у нас нет Патриарха, почему же мы лишены этой полноты церковного устроения? Была, братие, и у нас такая полнота, был некогда и на Руси Святейший Патриарх, его не стало у нас со времени Петра Первого, а раньше до того времени, можно без преувеличения сказать, что вся наша история совершалась с Патриархом или около него. Имя и служение Патриарха было хорошо известно в древней Руси. Приняв христианство из Византии, Русская Церковь стала в подчинение Константинопольскому Патриарху, и имя его возносилось и у нас за богослужением. Патриархи часто присылали свои грамоты или послания, а иногда и сами появлялись на Руси, принося своим посещением радость и торжество. К ним за поставлением ездили и наши митрополиты, пока не приобрели полной церковной независимости, что совершилось со времени Ионы, поставленного митрополитом московским сонмом одних русских иерархов, без участия Патриарха.

Но было время, когда Византия пала под ударами турок, а Москва начала расти и собирать около себя русскую силу. И вы знаете, какое участие принимали наши святители в этом великом деле собирания Русской земли. Безбоязненно они ходили в Орду и своим кротким словом укрощали свирепых ханов, примиряли внутри страны враждующих князей, а непокорным грозили гневом, а иногда и проклинали. И слово святителей было так сильно, что пред ними склонялись самые необузданные и непокорные. История передает нам и такие случаи, когда враждующие стороны выходили друг на друга и закипала междоусобная брань. Так было в особенности в Новгороде, где не раз святители останавливали кровопролитие своим появлением или посланием. О, как нужен бы и нам такой голос пастырского дерзновения, такой сильный призыв к миру, братству и прекращению междоусобия! Никогда, даже в самые страшные моменты своего существования, Русь не переживала таких ужасов, какие переживаем мы. Нельзя словами изобразить всего горя, страдания и позора нашей Родины. Рана открытая, живая, болезненно сочится, когда к ней прикасаются… Раны нашего сердца открыты и не будем трогать их воспоминаниями, от которых кровь стынет и все наше существо содрогается. Одно мы чувствуем и сознаем, что жить так дальше нельзя, и жизнь действительно у нас замирает. Остановилось всякое производство, остановилась торговля, молчат суды и едва влачит свое существование просвещение народа. Так неужели же наступил паралич всего нашего отечественного организма, еще недавно так сильного и могучего? Нет, этого не может и не должно быть! Жизненные силы России духовные и физические неиссякаемы: нужно их разбудить, привести в движение.

Известно, что делает врач когда вдруг, неожиданно останавливается работа организма, он прежде всего старается нащупать сердце и его привести в движение, а тогда заработает и весь организм. Сердце русского народа составляет его вера, святое его упование. Жива вера, жив и русский народ — крепко его упование, крепка и несокрушима тогда и Русь. Итак, спросим себя: жива ли у нас теперь вера, крепко ли мы стоим в своем святом уповании или они ослабели, угасли в нас? Тогда понятно, почему и вся жизнь наша начинает замирать! Всякий, кто не потерял духовного чутья и правильного смысла понимания совершающихся событий, должен признать, что с нами случилось именно это духовное обнищание. Мы стали холодны, равнодушны к своей вере, и она уже не воодушевляет нас к тем подвигам, какие по ее внушению совершали наши предки. И. вот, с охлаждением в сердцах наших веры, помутился наш разум, иссякла любовь, отошла от нас правда, всюду пошли обман, ложь, грабительство и клятвопреступления, наступила великая разруха Русской земли, большая той, какую пережила Русь в памятную годину лихолетия. Но это же естественное сближение двух отдаленных эпох не укажет ли нам и средство врачевания от переживаемых нами зол? Что тогда спасло Россию? Спасла Троицкая лавра с ее молитвами и благословением, спасли грамоты Патриарха Ермогена, которые воспламенили сердца россиян!

Не отсюда ли родилась и в наши дни мысль о Патриархе, как испытанном средстве духовного оживления русского народа? Кто следил за ходом вопроса о восстановлении в Русской Церкви Патриаршества, тот должен признать, что это было именно так. Мысль о Патриархе, никогда не умиравшая у верующих, сама собой ожила под влиянием переживаемых событий, быстро окрепла в сознании народа, стала господствующей и силой внутренней присущей ей исторической правды сразу покорила сердца верующих людей, со всей России собравшихся в Церковный Собор. Участники Собора с изумлением наблюдали, как прямо чудодейственно вырастала мысль о Патриархе и скоро воплотила в себе лучшие чаяния лучших людей. И вот ныне мы присутствуем на самом торжестве чина избрания Всероссийского Патриарха. Какой торжественный и радостный момент в жизни Русской Церкви! Его она ждала больше 200 лет. Жребии наших избранников лежат у чудотворной Владимирской иконы Божией Матери: еще несколько мгновений — и станет известным имя того, кто будет нашим отцом, молитвенником и печальником земли Русской!

В этот момент наступления решения возникшего вопроса всей нашей церковной жизни естественно нам вопросить себя: чего же мы ждем от нашего грядущего Патриарха, чем он должен явиться на Руси? По обстоятельствам переживаемого времени он прежде всего должен собрать воедино все живые верующие силы народа и вдохновить их на подвиг служения тем вековечным заветам, на каких строилась и жила Россия. Среди общего распада и разрухи он должен идти впереди своего стада, воодушевляя его своим примером. О, сколько потребно ему мужества, самоотвержения и любви, чтобы выполнить тот подвиг, на какой зовет его страждущая наша Родина! И взирая на величие его подвига, невольно сомнение закрадывается в душу: да можно ли одному человеку все сие совершить, по силам ли кому-либо такое тяжкое бремя служения? Говоря по-человечески трудно и почти невозможно выполнить все это одному человеку, но невозможное от человека возможно от Бога. И с каким понятным душевным трепетом ожидают наши избранники высшего указанного служения. Если подвигоположник и начальник нашего спасения Господь Иисус Христос накануне искупительных страданий молился в Гефсиманском саду до кровавого пота и с мольбой взывал к Отцу Своему: Отче, аще возможно, да мимо идет чаша сия от Мене, то что должны чувствовать и испытать в предведении величайшего подвига служения Церкви Христовой призываемые к сему? Ангел с небес явился и укреплял Божественного Страдальца. Станем и мы на духовной страже и укрепим грядущего нашего подвижника и печальника земли Русской. Молись усердно в сей час, вся Русь Православная, и молитвой испроси себе у Господа избранника, который поведет нас по пути спасения. Обвеянный общенародной молитвой приидет он, говоря библейским языком, яко дождь на руно и яко капля, каплющая на землю, напоит своим живоносным словом жаждущие сердца, затеплит в них огонь святой и поведет всех к подвигу служения и стояния за Святорусскую землю.

К вам, великие святители и молитвенники земли Русской, св. Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, обращаем свой молитвенный вопль: приидите к нам и подкрепите своим дерзновенным ходатайством нашу пламенную молитву, дабы дал нам Господь мужа, который, преемствуя вам в служении, явился бы среди нас и живым примером того самоотвержения и любви, какими пламенели ваши сердца в дни земного вашего служения Русской Церкви!

Царица Небесная, наша Предстательница и Заступница! Не остави нас в сей час великого всенародного моления и Сама укажи жребий служения тому, которого со слезами испрашивает у Господа русский народ. Призри на моление раб Твоих, Всенепорочная Владычице! Все упование наше возлагаем на Тя, Мати Божия, сохрани нас под кровом Твоим. Аминь.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Петроград, 1918. Кн. III. Деяния XXXI–XL. С. 114–117.

Приложение 3

Чин молебного пения пред совершением избрания Патриарха Всероссийского

«Благословен Бог наш»…

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Бог Господь и явися нам. Тропари: «Благословен еси, Христе Боже наш». «Днесь светло красуется славнейший град Москва». «Первопрестольницы Российстии». Слава и ныне, Богородичен. Запевы Спасителю, Божией Матери и святителям московским. Ектения: «Помилуй нас, Боже». Запевы и ектения малая.

Евангелие — Мф. 10, 1–8.

Запевы. Достойно есть. Трисвятое. Отче наш. Возглас: «Яко Твое есть Царство». Тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш». Ектения: «Помилуй нас, Боже». «Еще молимся о еже сохранитися граду сему». Возглас: «Услыши ны, Боже Спасителю наш».

Диакон: «Господу помолимся». Клир: «Господи, помилуй».

Предстоятель читает молитву:

«Господи, сердцеведче всех, призри на молитву смиренных и недостойных раб Твоих и покажи, его же избрал еси прияти жребий первосвятительского служения в Церкви Российстей. Сотвори его быти подобника Тебе, истинному Пастырю, положшаго душу свою о овцах своих, наставника слепым, света сущим во тьме, наказателя безумным, светильника в мире, началовождя пастырем, яко да устроит души, вверенные ему в настоящем житии, и предстанет судищу Твоему не посрамлен и великую мзду приимет, юже уготовал еси пострадавшим о благовестии Евангелия Твоего. Ты бо еси Пастырь и Посетитель душ наших, и Тебе славу возсылаем ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Петроград, 1918. Кн. III. Деяния XXXI–XL. С. 117.

Приложение 4

Слово высокопреосвященного митрополита Московского Тихона в крестовой церкви Троицкого подворья, при благовестии ему Патриаршества

Возлюбленные о Христе отцы и братие. Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, приемлю и ни мало вопреки глаголю». Конечно, беспримерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на Патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (2, 10; 3, 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа — пророку Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» (Числ. 11, 11–14).

Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен даже и из креплих мене!

Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию. Уповаю, что Господь, призвавший меня, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатию нести бремя, возложенное на меня, и соделает его легким бременем. Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пречистой Богородицы. Дважды Она, пришествием Своей честной иконы Владимирской, в Храме Христа Спасителя присутствует при моем избрании; в настоящий раз самый жребий взят от чудотворного Ее образа. И я как бы становлюсь под честным Ее омофором. Да прострет же Она — Многомощная — и мне слабому руку Своей помощи, и да избавит и град сей, и всю страну Российскую от всякия нужды и печали.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Петроград, 1918. Кн. III. Деяния XXXI–XL. С. 118.

Приложение 5

Приветственное слово, произнесенное протопресвитером Н. А. Любимовым при поднесении избранному и нареченному в Патриарха высокопреосвященному митрополиту Тихону Владимирской иконы Богоматери.

Святитель Божий, Богоизбранный в Патриарха Богоспасаемого града Москвы и всея России.

Приими сию святую икону Пречистыя Богоматери от твоего отныне Патриаршего соборного храма в благословение на великий подвиг твоего первосвятительского в Российской Церкви служения.

Ведомо было тебе, как глубоко скорбели мы, священнослужители Успенского собора, о том, что, по причине страшных, кровавых событий последних дней, избрание Всероссийского Патриарха не могло состояться в сем святом доме Богоматери, у мощей святителей московских, у раки священномученика Ермогена и у гробниц Всероссийских Патриархов… И сегодня еще утром все мы глубоко опечалены были известием, что чудотворная Владимирская икона Богоматери не может быть даже принесена в тот соборный храм, в котором должен совершиться суд Божий над Русскою Православною Церковью избранием ее Святейшего Патриарха.

Но преложился на милость к нам грешным гнев Божий: Пречистая Богоматерь пришла с Своею благодатною иконою в соборный храм благословить твое избрание. И осеняемый Ее благодатным покровом, приими, святитель Божий, на рамена свои подвиг первосвятительского в Русской Церкви служения и неси его бодро и мощно, во славу Божию и во благо всех верующих сынов Русской земли.

В тяжкие, тревожные дни приемлешь ты власть русского первосвященника, но с тобою Благодать Божия, на тебе благословение Царицы Небесной, а с такою благодатною помощью, с таким небесным благословением не страшны для тебя ни какие тревоги и волнения, и мы веруем, что ты благоустроишь жизнь Церкви Российской на радость всех верных сынов ея… Дерзай, святитель Божий!

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Петроград, 1918. Кн. III. Деяния XXXI–XL. С. 119.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 37. Л. 14. Машинопись.

Приложение 6

Приветственное слово, сказанное избранному и нареченному Патриарху высокопреосвященному митрополиту Тихону протоиереем Е. Н. Бекаревичем и священником В. Чернявским.

Во всех храмах Православной Церкви сегодня за Литургией читалось Евангельское повествование:

Сотник-начальник военной дружины просил Господа посетить его дом и излечить его больную дочь, и Господь внял его просьбе.

Женщина, страдавшая много лет кровотечением, получила исцеление, и прекратился ток ее крови.

В доме сотника Господь воскресил, возвратил жизнь его умершей дочери.

В дни, подобные нынешним, в некоторых христианских Церквах сохранился древний обычай предугадывать о Воле и Промысле Божием чрез Св. Евангелие. Если этот древний обычай не противоречит нашей вере, если наши надежды и упования относительно будущности нашего избранника и возглавляемой им нашей Церкви могут быть обоснованы на евангельском повествовании, то мне бы очень хотелось думать так.

Как Господь воскресил умершую дочь Иаира, так Тот же Господь вместе с твоим, святитель Христов, избранием и наречением воскресит тот высокий сан Патриарха, который, будем надеяться, окажется для блага нашей Церкви, для оживления ее христианской жизни по заветам Христа и христианской нравственности. Да будет так! Твое избрание состоялось в дни междуусобной кровавой брани и обильно пролитой братской крови. Подобно тому, как Господь остановил ток крови у женщины, с верою прикоснувшейся к краям Его ризы, не остановит ли Он, Спаситель, токи нестроения, гнева, вражды и братской крови среди сынов нашей дорогой Родины в дни твоего архипастырского служения? Не водворит ли Он доверие, мир и любовь в нашем несчастном исстрадавшемся Отечестве? Да будет так. В дни испытания, Божьего посещения и великой скорби многие из наших братьев и детей, облекшись в военную форму для защиты дорогой Родины, не вынесли тяжких страданий и истощения, пали под тяжестью выпавшего на их долю креста, впали в малодушие и отчаяние, ожесточили свое сердце и неразумно восстали против того, что составляло святыню наших предков и что давало мощь и силу и нашему христолюбивому воинству и нашему православному царству. Подобно сотнику, не обратятся ли и они, эти недугующие духовно твои духовные чада, ко Христу Спасителю с мольбою о прощении и посещении и исцелении? Не услышит ли Господь и их мольбы и не исцелит ли Он, Всеблагий, и их измученного, исстрадавшегося и ожесточенного сердца, и не восхвалит ли тогда наша Православная Церковь Господа сил едиными усты и единым сердцем? Не совершится ли все это в твое архипастырское служение? Да будет так, Господи!

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Петроград, 1918. Кн. III. Деяния XXXI–XL. С. 120.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 37. Л. 10–10 об., 1516. Машинопись.