Деяние № 35

4 ноября 1917 г.

Заседание открыто в Соборной палате в 10 часов 40 минут утра под председательством митрополита Московского Тихона в присутствии 364 членов Собора.

На повестке заседания: 1) текущие дела; 2) доклад Редакционного отдела по общим положениям о высшем церковном управлении (докладчик В. А. Керенский); 3) назначение дня для вынутия жребия на Патриаршее служение.

Председатель. Позвольте сделать некоторые сообщения о состоянии Кремля и его святынь.

Вчера, во время заседания Соборного Совета, стало известно, что некоторые из чинов Соборной канцелярии, имеющие своих родственников на жительстве в пределах Кремля, проникли в Кремль. У нас на Совете возникла мысль, не попробовать ли и нам пройти туда и посмотреть, в каком положении находятся наши святыни. И вот, по окончании соборных дел я и преосвященный Анастасий, архиепископ Кишиневский, отправились к Кремлю на одной пролетке, а в другой поехали: протопресвитер Успенского собора Н. А. Любимов и помощник Секретаря Собора проф[ессор] В. Н. Бенешевич. Отправились мы туда по Петровке и до Театральной площади доехали благополучно. Но тут мы увидели целый ряд солдат с ружьями, заявивших нам, что нас дальше они не пропустят. На нашу просьбу дать нам возможность проехать дальше, солдаты, обращаясь к нам сказали: «Не пропустим!», а вознице категорически заявили: «Поворачивай назад!» Возница повернул, и мы поехали к Кремлю по другим улицам — по Дмитровке, Тверской — и выехали на площадь против Воскресенских ворот. Здесь мы увидели, что Иверская часовня заперта и цела; есть на ней следы пуль, но разрушений никаких не сделано. К самой часовне нас не пустили: здесь стояли баррикады. Мы объехали Исторический музей с той стороны, где открывается проезд без ворот. Здесь мы увидели мчавшийся к Кремлю автомобиль и двинулись за ним, но солдаты преградили нам путь и нас не пропустили. Оставив экипаж, мы отправились пешком, намереваясь пройти в Кремль через Никольские ворота. Последние мы нашли в таком разрушении, которого не сделали даже французы в 1812 году. От бывшей над воротами иконы с лампадой не осталось и следа. Двери ворот ободраны. У самых ворот стояла масса солдат, пропускавших некоторых пешеходов чрез узенькую калитку по очереди. Мы стали в очередь. Преосвященный Анастасий вступил в разговор с одним господином, распоряжавшимся пропуском, и просил его пропустить нас. Последовал вопрос: «Вам зачем?» Мы ответили, что хотим посмотреть на святыни Кремля. На это мы получили ответ: «Будет время — потом посмотрите». А о. протопресвитер слышал, как кто-то из солдат сказал: «Пропустим их, а потом и расстреляем». Посоветовавшись между собою, мы решили идти чрез Спасские ворота, к которым втроем, кроме о. протопресвитера, и направились. По пути к нам присоединилась сестра милосердия, с которой мы вступили в разговор, причем наша спутница сказала: «Меня пропустят, а вы идите за мной: пропустят и вас». На Красной площади следов разрушения мало. Стены Кремля сохранились. Целы и торговые ряды, только выбиты стекла в торговых помещениях. Повыбиты стекла и в храме святого Василия Блаженного. Подходим к Спасским воротам. Здесь также стояли солдаты с ружьями, но в меньшем числе. Подъехал автомобиль. Из него вышли санитары и отправились чрез ворота в Кремль; мы двинулись за ними. По требованию солдат, мы показали свои бумаги и нам один из солдат любезно сказал: «Пожалуйте». Пройдя ворота, мы увидели, что Вознесенский женский монастырь закрыт, но не пострадал кроме некоторой части колокольни. Расположенный далее Малый Николаевский дворец пострадал сильно: снесен балкон, подвергся разрушению угол дворца, стекла в окнах разбиты. Во дворце, как говорят, находился штаб юнкеров, и потому здание дворца подвергалось обстрелу. Колокольня Ивана Великого цела; соединенный с ней храм св. Николая Гостынского пострадал от артиллерийского снаряда. В храм мы не заходили. Был слух, что с Успенского собора снесен крест; в действительности оказалось, что все кресты целы. Но, к глубокому сожалению, в одной из глав собора есть значительная пробоина от артиллерийского снаряда. С земли кажется, что она не более одного аршина в диаметре, на самом же деле она, конечно, значительно больше. Около собора к нам подошли сторож собора и один монах. Они сообщили, что снаряд попал «в ночь на вчера», то есть, с 3-го на 4-е число, когда уже был заключен мир между враждующими сторонами. На вопрос: «Что, как там внутри собора?» Мы получили ответ: «Не знаем». Мы потребовали ключи. Тут подошли к нам еще смотритель собора и исполняющий обязанности прокурора Синодальной конторы г[осподин] Андреев. Принесли ключи, открыли собор, и мы вошли в него. В соборе все покрыто пылью. Но осмотр показал, что существенных и больших повреждений в соборе нет. Снаряд, видимо, упал между царским и патриаршим местами. От снаряда валялись осколки. Задеты снарядом большая люстра и лампада. Мощи, иконы и в числе их чудотворная Владимирская икона Божией Матери остались в сохранности. В алтаре все стекла разбиты, все покрыто пылью. У нас явилась мысль закрепить на фотографических снимках, в каком виде нашли мы святыни Успенского собора, и я поручил г[осподину] Андрееву сделать фотографию всех повреждений и приступить к необходимым поправкам в соборе и к очистке его. Выйдя из собора, мы пошли далее и увидели, что храм святых Двенадцати апостолов — прежнее Патриаршее помещение — пострадал очень сильно. Когда мы проходили к нему, нам показали лужу свежей крови и плавающие в ней мозги. Здесь был убит снарядом юнкер. А почему сюда летели снаряды, это объясняется тем, что юнкера чуть ли не единственную имевшуюся у них пушку поставили между Успенским собором и церковью Двенадцати апостолов. Противники юнкеров старались сбить эту пушку. Но г[осподин] Андреев подтвердил, что снаряды стали попадать в указанное пространство позднее, именно в ночь на вчерашнее число, когда стрелять по Кремлю уже не было надобности, так как был заключен между враждующими мир. Храм святых апостолов снаружи очень пострадал, а один снаряд пробил храм насквозь и попал с одной стороны в икону святителя Ермогена, а с другой — в Распятие и отбил у Распятого Спасителя руки. Тело Его, как бы окровавленное, висит на кресте. Священные сосуды с святым миром остались в целости и сохранности. Стекла в храме разбиты. От снаряда пострадала келья вверху, где живет иеромонах, но мы туда не поднялись. Осмотрев храм, мы отправились в Чудов монастырь. Церковь здесь цела, но митрополичьи покои очень пострадали. В них попали три больших снаряда. Один снаряд попал в находящуюся внизу иконную лавку, где в это время был ризничий. Он получил контузию. Два снаряда попали в угловое помещение: один в переднюю комнату, другой в зал, где помещался Петроградский митрополит Вениамин, который вышел оттуда только за несколько минут пред падением в зал снаряда. Снаряды попали в окна и разорвались, но замечательно, что иконы в той и другой комнатах остались целы; в первой комнате даже лампада пред иконой Божией Матери не погасла. Во второй комнате повреждено окно; валяется груда мусора, икона святителя Алексия на полотне разорвана, а остальные находятся в целости. Так как монастырь находился под обстрелом, то преосвященный Арсений, настоятель монастыря, вынес мощи святителя Алексия в нижнюю монастырскую церковь, построенную на месте кончины святого Патриарха Ермогена, и таким образом мощи находились в безопасности. Братия монастыря была очень рада нашему посещению: она все время находилась в сплошном ужасе. Произведши осмотр помещений монастыря, мы направились к выходу и у ворот монастыря увидели много солдат с оружием, хотя уже и последовал приказ о разоружении. Тут мы заслышали большой шум. Оказывается, солдаты нашли полковника, защитника Кремля, и стали его бить; его затем расстреляли, и мы находились недалеко от места расстрела. От членов Собора преосвященного Нестора, епископа Камчатского, и священника В. А. Чернявского мы узнали, что они были очевидцами этого расстрела. Из бесед с насельниками Кремля выяснилось, что 1 и 2 ноября были самыми тяжелыми для Кремля днями и ночами. Но и 3-го числа ужасы продолжались. Преосвященный епископ Арсений говорил, что выпущено было на Кремль за минувшие страдные дни до 300 выстрелов. Одна башня на стенах Кремля снесена. Должен, кстати, заметить еще и следующее. Нашему посольству в военно-революционном комитете рассказывали, что юнкера в Кремле расстреляли солдат, попавших к юнкерам в плен. Но жители Кремля решительно отрицают это. В действительности было так, что юнкера выстроили солдат-большевиков во фронт, но в это время сами же единомышленники солдат из арсенала стали стрелять по юнкерам и солдатам и убили несколько солдат и двух юнкеров. Трупы этих убитых самими же солдатами и были закопаны в Кремле в землю. Поведение юнкеров жители Кремля одобряют.

Наконец, мы отправились к Спасским воротам. Здесь нас попросили показать пропуск. Вышедши из Кремля, мы отправились по Красной площади к Никольским воротам. Но и здесь потребовали пропуск. Посмотрели на наши бумаги, на печати на них. Мы заявили, что мы члены Собора. На это послышалось такое замечание: «Из собора. Жители собора убивают наших». Очевидно, спрашивавшие нас даже не знают, что такое Собор и, вероятно, имели в виду случай, когда была стрельба от Кремлевских соборов. Но это неважно. А вот что вызывает тяжелое чувство: Кремль остается без защиты. Когда были там юнкера, святыни находились под их защитой. Теперь там находится дезорганизованная толпа солдат, которая повсюду ищет юнкеров. Впрочем, прибывший из Чудова монастыря на Собор схимник о. Алексий говорит, что прошлая ночь протекла для святынь Кремля благополучно. Надо все же создать охрану Кремля, попросив об этом о. протопресвитера Любимова, как и о том, чтобы в соборах было налажено богослужение, а пробоины в них были заделаны. Теперь же я полагал бы, во время перерыва нашего заседания, помолиться здесь об убиенных, а завтра совершить торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя, куда просил бы пожаловать всех членов Собора. Совершить же таковое богослужение в Успенском соборе, пока не сделаны в нем самые необходимые исправления, невозможно. В среду же 8 ноября можно устроить освящение храмов, окропление их святой водой и чрез Никольские ворота возвратиться назад.

Митрополит Петроградский Вениамин. Братия Чудова монастыря и его гости — члены Собора, пережив ужасы минувших дней, просят у Всероссийского Церковного Собора благословения, молитв и братского утешения. Ужасные дни пришлось пережить в Кремле, но Господь судил сохранить святыни. Уцелел и я с монастырской братией. Монашествующие все видят в этом милость Божию по заступлению Пресвятой Богоматери, святого архистратига Михаила и святителей Алексия и Ермогена. Им все время мы приносили усердные молитвы. Только в Чудовом монастыре, среди всех храмов Кремля, совершалось непрерывное моление, которое в среду и четверг совершалось перед мощами св. Алексия, перенесенными в подземелье, в церковь святителя Ермогена. Когда мы собрались там вокруг мощей, преосвященный Михаил Гродненский совершил первый молебен. Он не читал молитвы по книжке, а говорил, что было у него на сердце. Он так молился: «Святитель Христов, Ты предстоишь здесь пред св. престолом Божиим, а там, на небе, — пред Царем Небесным. Помолись за нас и помилуй нас грешных!» Преосвященный молился не церковными, а обыкновенными словами, и это глубоко действовало на молящихся. В последние дни мы почти непрестанно молились. Надо пережить, что мы пережили, чтобы почувствовать, что происходило в Кремле. Когда сыпались снаряды, мы молились, чтобы Господь примирил убивающих друг друга. Когда сражавшиеся падали трупами, мы молились «об убиенных во дни и в нощи». Когда после Литургии и всенощного бдения мы собирались на молебен, за которым читалось Евангелие со словами «Мир вам», то эти слова производили на нас особенно сильное впечатление. Все исповедовались и причащались, как те, которые служили с приготовлением, так и те, которые были без этого приготовления. И Господь сохранил всех нас. Верующие видят в этом особенное знамение милости Божией. Следы разрушения вы увидите сами. Я же обязан сказать вам, что сохранились мы живыми лишь по милости Божией: все ведь мы нашли свое убежище там, где пребывал святитель Ермоген. Особенное чувство мы испытывали тогда, когда входили в ту часть храма, где скончался святитель. Было тяжело на сердце. И вот в утешение братии монастыря, я прошу Собор преподать ей благословение, ибо после пережитых ужасов монашествующие чувствуют себя в тяжелой тревоге. Преосвященный настоятель монастыря епископ Арсений просил меня и других членов Собора передать Собору просьбу их принять меры к тому, чтобы Кремль оставался бы священным местом, чтобы из него были удалены посторонние учреждения и арсенал. Кремль уже полит братской кровью, и преосвященный Арсений, повторяю, усердно просит передать указанную просьбу о сохранении Кремля как священного для православной России места. Дерзаю обратиться к Священному Собору еще с одной просьбой. Вчера вечером я пришел в семинарию на собрание членов Собора и слышу там речи. Теперь не время для речей. Ведь пережиты ужасы. Мы не знаем истинного положения дела, его исторической стороны: кто больше виноват, а кто меньше, нам не ведомо. Не надо нам вспоминать бывшее, искать виновников происшедших событий. Вспомним лучше сказанный нашим русским златоустом архиепископом Херсонским Иннокентием слова в Великий Пяток: «Теперь не время слов и речей, а время — молиться и плакать». Прошу поэтому прекратить все речи о минувших событиях: это делу не поможет. Лучше простим всем все и будем молиться, чтобы Господь укрепил силы духовные насельников Чудовой обители, чтобы милость Божия всегда была с ними, и чтобы благодать Божия от сей обители разлилась по всей стране и внесла успокоение в мятущиеся сердца.

Председатель. Прошу выслушать доклад Редакционного отдела по общим положениям о высшем церковном управлении. Докладчиком выступит профессор В. А. Керенский.

Докладчик. Рассмотрев в заседаниях 2 и 3 сего ноября переданные
из Соборного Совета «Общие положения о высшем церковном управлении», Редакционный одел принял редакционные изменения в первых
двух статьях и статьи 3 и 4 без изменения.

Постановлено: принять общие положения о высшем управлении Православной Российской Церкви в изложении Редакционного
отдела:

«Общие положения о высшем управлении Православной Российской Церкви.

1) В Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.

2) Восстановляется Патриаршество и управление церковное возглавляется Патриархом.

3) Патриарх является первым между равными ему епископами.

4) Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».

Председатель. По Уставу Собора, принятые предложения будут
переданы в Совещание Епископов. А теперь по повестке предстоит разрешить вопрос о дне избрания Патриарха вынутием жребия. Из сделанных сегодня сообщений вы изволите усмотреть, что 8 ноября совершить это торжество нельзя, потому что Успенский собор к тому времени не может быть подготовлен. Тогда можно совершить избрание Патриарха в следующий воскресный день 12 ноября. Угодно будет Собору назначить этот день для избрания Патриарха?

И. М. Бич-Лубенский. Осмеливаюсь доложить Освященному Собору, что 12 ноября — день выборов в Учредительное собрание. Несомненно что и избрание Патриарха — дело высокое, но надо считаться с тем, что выборы у нас за последнее время вызывают большое движение и иногда соединяются с насилием по отношению к той или другой общественной группе. Поэтому небезопасным является совпадение выборов Патриарха с днем выборов в Учредительное собрание. Вся Москва будет охвачена выборной горячкой. Мне лично представляется, что выборы Патриарха можно бы совершить 8 ноября в Храме Христа Спасителя, а интронизацию Патриарха — в следующий воскресный день, когда можно будет это сделать в Успенском соборе. Здесь очень подчеркивалось, что Москва должна принять особенное участие в этом торжестве, какое происходит в граде Москве. Но это торжество совершается для всей России, а не для одной Москвы, и ради интересов Москвы наносить ущерб делу церковному — едва ли допустимо. Вся Россия нуждается в Патриархе, и если Москва переживает тяжелый момент смуты, то нужно пользоваться первым удобным временем и произвести выборы Патриарха, где это можно.

Свящ[енник] И. А. Артоболевский. Я согласен с предыдущим оратором, что выборы Патриарха можно произвести в Храме Христа Спасителя, чтобы при этом избрании мог присутствовать и народ, как то было при выборах митрополита Московского. Чем более народу будет присутствовать при выборах, тем более величия и внутреннего смысла будет иметь этот акт; но 8 ноября — день неподходящий для избрания Патриарха: слишком мало времени осталось для подготовки к этому важному деянию, хотя бы в смысле оповещения о нем населения. В настоящее время прессы никакой нет, и выборы Патриарха могут пройти совершенно незамеченными. Может быть, положение изменится и явится возможность шире оповестить население, чтобы больше народу могло принять участие в избрании, хотя бы в смысле присутствия при этом акте. Нужно также принять во внимание, что 8 ноября — будний день, когда все заняты. Поэтому я думаю, что нет препятствий произвести выборы в Храме Христа Спасителя, но не 8 ноября, а 21 ноября, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, а затем, когда представится возможность, совершить торжественную интронизацию Патриарха в Успенском соборе.

Прот[оиерей] А. А. Хотовицкий. Может быть, покажется неподходящим, но я, проживши несколько дней около Храма Христа Спасителя и ознакомившись с настроением этого района, позволю себе сделать предложение, чтобы торжество вынутия жребия и благословения Богом одного из тех, кого Собор наметил в Патриархи, совершить завтра — 5 ноября. Сейчас мы в силах оценить всю долгосрочность маленьких секунд. Кто в эти дни жил под обстрелом, тот мог убедиться, что мы, вероятно, накануне продолжения таких же тяжелых событий. Зачем же откладывать это священное торжество? Зачем не совершить ныне же то, что мы еще в силах сделать? Храм Христа Спасителя еще может нас принять, но что будет через неделю или две — трудно сказать. Это не преувеличение, это не стремление перепугать вас. Это результат того, что чувствовалось на площади Храма Христа Спасителя, которая служила в эти дни яблоком раздора, и сделалась предметом исканий обеих партий. Храм Христа Спасителя хотели обратить как бы в бастион. Кажется, в газетах было напечатано, что на башенках храма были поставлены пулеметы… Это, конечно, не верно: их там не было. Но вы видите, что надо воспользоваться наступившей передышкой, а то эта площадь и Храм Христа Спасителя, может статься, обратятся опять в боевой лагерь, куда нога священников не сможет приблизиться, и мы будем не вправе привлекать туда и богомольцев. Кроме разбитых стекол в окнах, Храм Христа Спасителя не имеет ныне других повреждений. Но в течение минувшей недели приблизиться к нему было можно только под покровом сумерек. Около храма было несколько убитых. Один из сторожей храма ранен. Служб в храме в течение недели не было. В воскресенье (29 октября) была совершена Литургия. Вчера (3 ноября) мы совершили благодарственный молебен по случаю прекращения брани. Молебен привлек массу богомольцев. Я искренне молю Священный Собор не откладывать избрание Патриарха, если имеется в виду совершить это избрание в Храме Христа Спасителя.

Г. И. Булгаков. По данному вопросу считаю своим долгом доложить вниманию Собора следующие свои соображения. В состав литургического чина, который будет соединен с вынутием жребия при избрании Патриарха, должно войти, как особенно торжественный момент, провозглашение при избрании Патриарха титула Патриарха Московского и всея России. Пока не решен вопрос, какая будет Патриаршая епархия, литургический чин, с моей точки зрения, совершить невозможно. Я предлагаю немедленно сорганизовать особую комиссию, которая и решила бы этот вопрос. И только после того, как будет решен этот вопрос, можно будет определять срок совершения чина. А без этого нельзя определять срока. Необходимо сначала решить вопрос, на какую кафедру мы ставим нашего Патриарха.

П. И. Астров. То затруднение, о котором говорил Г. И. Булгаков, не единственное, но оно не должно стоять перед нами и останавливать то, что предложено совершить. Все эти затруднения должны быть разрешены ко времени интронизации Патриарха, и к тому времени Собор успеет их разрешить. В настоящем случае речь идет не о вступлении Патриарха в должность, а лишь о священном моменте вынутия жребия, и для этого нужно воспользоваться сравнительно спокойным временем, чтобы закончить начатое дело. Будет жаль, если Собору нельзя будет собираться — тогда нельзя будет закончить и начатое. Принимая решение отложить избрание Патриарха, мы не предполагали, что можно будет произвести выборы 5 ноября. Теперь пред нами новое обстоятельство, бывшее вне поля нашего внимания: теперь выяснилось, что 5 ноября произвести выборы можно, и мы должны воспользоваться этою возможностью.

Председатель. Угодно ли Священному Собору завтра, в воскресенье, 5 ноября, в Храме Христа Спасителя совершить избрание Патриарха жребием? Кто не согласен с этим предложением, тех прошу встать и стоять.

(Производится подсчет стоящих. Голоса: Проверить голосование выходом в двери.)

Будет произведено обратное голосование. Тех, кто согласен, чтобы завтра, в воскресенье, 5 ноября, в Храме Христа Спасителя было произведено избрание Патриарха жребием, прошу встать и стоять.

(Производится подсчет стоящих.)

Может быть есть воздержавшиеся от голосования. Прошу их встать.

(Производится подсчет стоящих).

За избрание Патриарха 5 ноября в Храме Христа Спасителя — 170 голосов, против 106 голосов, воздержавшихся 16.

Постановлено: 5 ноября в Храме Христа Спасителя произвести избрание Патриарха вынутием жребия.

(Голоса: Слава Богу.)

Иеромонах Алексий. Выбор Патриарха в старину, как известно,
совершался в Успенском соборе. Но теперь причины, которые всем известны, мешают сделать это. Тем не менее, из-за этого откладывать избрание
Патриарха, которое предложено на завтра, нельзя, и спасибо тем, кто
предложил совершить избрание завтра.

Но Храм Христа Спасителя, хотя и имеет историческое значение, оказывается, однако, новым для того, чтобы там выбирать Патриарха. Надо избрать средину. Я осмеливаюсь указать такой путь. В Храме Христа Спасителя совершается избрание Патриарха, но пусть в этот храм соборяне изнесут из Успенского собора икону Владимирской Божией Матери, пред которой всегда совершалось избрание Патриарха, а другие члены Собора или хоругвеносцы понесут иконы всех московских святителей, почивающих в Успенском соборе. Затем в самом Храме Христа Спасителя пусть на правом клиросе поют певчие Успенского собора, а на левом певчие Храма Христа Спасителя.

(Голоса: Спасибо.)

Председатель. Нужно просить о. протопресвитера Н. А. Любимова, если возможно, принести в Храм Христа Спасителя икону Владимирской Божией Матери, пред которой всегда совершалось избрание
Патриарха.

Постановлено: принять предложение иеромонаха Алексия.

(Голоса: Как оповестить?.. Оповестить чрез заведующего охраной города.)

Председатель. Сообщаю, что нужно для этого испросить разрешение Военно-революционного комитета, иначе могут не пропустить
икону. Может быть, командировать в Военно-революционный комитет
кого-либо из членов Собора, чтобы испросить разрешение? Поступило
предложение, за подписью 74-х членов Собора (первый подписавший митрополит Платон), следующего содержания:

«Московский Кремль имеет громадное историческое значение и находящиеся в нем святыни являются драгоценными святынями всего православного русского народа. Неоднократно уцелевший во время нападения врагов, в настоящее время Кремль подвергается явной опасности подвергнуться разрушению во время междоусобной политической борьбы.

Ввиду изложенного мы предлагаем, чтобы Священный Собор решительно стал на защиту народной святыни и обсудил нижеследующее:

1. Московский Кремль объявляется собственностью русского народа, и всякое посягательство на него признается оскорблением православных народных веры и чувств.

2. Все имеющие военное значение учреждения переводятся из Кремля и помещения таковых предоставляются под культурные, благотворительные и просветительные учреждения.

3. Защиту и охрану Кремля Священный Собор от имени православного русского народа вверяет православному населению первопрестольной Москвы, о чем должно быть объявлено московскому населению особым посланием.

Настоящее заявление просим признать спешным».

Это заявление только что поступило и не было на обсуждении Соборного Совета. (Голоса: Перерыв.) Объявляю перерыв.

Перерыв объявляется в 11 час[ов] 45 мин[ут].

Заседание возобновляется в 1 час 10 мин[ут].

Совершается краткая лития об убиенных за веру и Отечество во время междоусобной брани.

Епископ Пермский Андроник. Тем или иным порядком, но нужно оповестить православное население г. Москвы о предстоящем избрании священным жребием Святейшего Всероссийского Патриарха. Полагаю, что Собору нужно составить краткое объявление, хотя бы в таком виде:

«Завтра, 5-го сего ноября, в воскресенье в соборном Храме Христа Спасителя на Божественной Литургии будет совершено священным жребием избрание Святейшего Патриарха всея России. Освященный Церковный Собор о сем объявляет всем москвичам — чадам Святой Православной Церкви, призывая их вознести усердные молитвы ко Господу Богу о благословении и благоуспешном совершении великого для всей Православной России дела — избрания Святейшего Патриарха».

Так как это объявление едва ли возможно напечатать в типографии, то в виду спешности можно отпечатать на гектографе и сегодня же распространить по всем церквам, при участии канцелярий митрополичьей и соборной. Полагаю, что многие члены Собора живут в разных концах Москвы, и они могли бы взять послушание распространять объявление. Желательно, чтобы члены Собора сорганизовали определенную дружину из состава миссионеров и других, которые сегодня посетили бы московские храмы для произнесения проповедей и для раздачи объявлений. Может быть, за поздним временем не удастся простоять всенощную службу до конца, так как сегодня после 8-ми часов вечера воспрещается выходить на улицу. Но они могут выйти заблаговременно, чтобы обойти побольше церквей. Во всяком случае необходимо немедленно же отпечатать объявление и принять все меры к его распространению.

Постановлено: принять предложение епископа Пермского Андроника.

Секретарь. Поступило за надлежащими подписями предложение, уже оглашенное высокопреосвященным Председателем перед перерывом, об охране святынь московского Кремля. Соборный Совет, обсудив это предложение во время перерыва, находит, что в нем заключаются два предмета. Во-первых, вопрос о церковно-научном, археологическом и культурно-историческом значении Кремля и о тех мерах, какие должны быть приняты для ограждения Кремля от событий и посягательств, подобных тем, какие имели место в последние дни. Вопрос этот по своей сложности не может быть рассмотрен сейчас, тем более, что он и не может быть разрешен властью Собора, а принадлежит власти государственной. Посему Соборный Совет предлагаете Собору передать этот вопрос на обсуждение Отдела об отношении Церкви к государству. Другая сторона предложения касается тех мер, которые должны быть приняты безотлагательно для охранения кремлевских святынь. В этом отношении Соборный Совет предлагает Собору: уполномочить членов Собора — митрополита Тифлисского Платона, А. И. Июдина, П. И. Уткина — войти в сношение с подлежащими установлениями о принятии всех мер к действительной охране кремлевских святынь и о допущении к участию в этой охране представителей Собора, Общества хоругвеносцев и других церковных и епархиальных учреждений.

Постановлено: заключение Соборного Совета утвердить.

Секретарь. Поступило заявление, за подписью 40 членов Собора о том, чтобы отдельные лица, выступающие от имени Собора в Военно-революционном комитете и других учреждениях, всегда получали прежде своего выступления от Собора или Соборного Совета благословение и соответственные инструкции и уполномочия. Соборный Совет, обсудив это заявление, находите его целесообразным и предлагаете Собору принять его.

Постановлено: заключение Совета утвердить.

Секретарь. В недавнее время поступило в Соборный Совет
заявление Союза наших воинов, бежавших из плена. Этот Союз просит
Собор отозваться на то бедственное положение, в каком находятся наши
пленные во вражеских странах. Соборный Совет просил о. протопресвитера Г. И. Шавельского составить проект текста воззвания к православному населению, с тем, чтобы это воззвание было оглашено в церквах
на предмете производства церковного сбора, который и направить на
вспомоществование пленным. Означенный проект воззвания составлен
и будет оглашен. Соборный Совет предлагает просить Святейший Синод напечатать эти воззвания в «Церковных ведомостях» и «Всероссийском церковно-общественном вестнике», 6 декабря огласить воззвание во всех церквах и произвести церковный сбор в пользу пленных, а дальнейшее устройство этого дела организовать при Святейшем Синоде.

Постановлено: заключение Соборного Совета утвердить.

Протопресвитер Г. И. Шавельский оглашает текст воззвания:

«Множество наших братий-воинов томится во вражьем плену. Человеческий язык слаб, чтобы изобразить все унижения, каким подвергает
их жестокий враг, все страдания и мучения, какие переносят они. Кто
видел возвратившихся из плена инвалидов, изможденных, обессиленных,
разбитых и духовно и телесно, кто слышал прерывавшиеся их рыданьями
рассказы о перенесенном в плену, тот только может представить себе весь
ужас плена.

В сырых, и осенью, и зимою почти не отапливаемых бараках-сараях живут наши пленные. Гнилая солома служит для них подстилкой, а легкая изношенная, изорванная одежда — единственной защитой от холода. Полуразутые, полуодетые, они обречены на постоянный голод. Ночью, — рассказывают вернувшиеся из плена, — в лагерях можно часто видеть людей, роющихся в помойных ямах. Это наши пленные разыскивают там объедки, отбросы, чтобы хотя ими утолить свой страшный голод. Немецкие часовые прикладами отгоняют их от ям… А наряду с этим тяжкие работы, к которым принуждают враги, насмешки, оскорбления, издевательства, побои…

От голода, холода и всяких страданий в ужасающем количестве умирают наши братья. По словам прибывших из плена, до трети из общего числа уже умерли. Лагери переполнены больными. В сараях на гнилой соломе вместе валяются и здоровые, и больные, и мертвые. И живые часто завидуют мертвым, ибо полная невыносимых страданий жизнь кажется для них страшнее смерти.

Братья наши взывают к нам о помощи. Им нужен хлеб, им нужна одежда. Если мы не прикроем их леденеющих тел, не утолим голода, они все могут погибнуть, а мы окажемся преступно повинными пред ними. Пусть среди них есть виновные, сдавшиеся в плен по малодушию или трусости, но и они прежде, чем сдаться, сражались за нас, страдали за нас, а затем своими невероятными страданиями в плену искупили свою вину, как бы велика ни была она.

Но среди них множество попавших в плен поневоле, самоотверженно до конца исполнивших свой долг.

И по-человеческому, первых мы не вправе отвергнуть, вторым же мы должны бы и последнее отдать. По-Божьему же, мы обязаны как можно скорее поспешить с помощью и к тем, и к другим, чтобы и тех, и других спасти: накормить, одеть, своей братскою любовью ободрить и утешить.

Священный Собор зовет вас, чада Всероссийской Православной Церкви, к жертвам на нужды пленных братий наших. Скорее отзовитесь, отзовитесь с любовью, принесите щедрые жертвы, да не погибнут братья, защищавшие нас, страдавшие за нас, готовившиеся умереть за нас.

Господь же, Щедрый и Милостивый, да воздаст вам Своими благами за то добро, какое вы окажете братьям своим».

Постановлено: принять воззвание.

Секретарь. Поступила на имя Собора просьба 177-го пехотного Изборского полка, который учредил «Братство Христа Спасителя» и
просит у Священного Собора благословения на дело христианизации
самих себя и всего полка. По этому предмету Соборный Совет находит,
что такие учреждения были бы желательны не только в одном полку, но
и во всех других полках, а потому и благословение Божие должно быть
преподано не только этому полку, но и другим полкам, которые учредили
подобный братства. Протопресвитер Г. И. Шавельский составил и текст благословения:

«Священный Собор Православной Российской Церкви, осведомившись об открытии в 177-м пехотном Изборском полку и в некоторых других воинских частях религиозно-просветительных и благотворительных братств, имеющих целью умножение в воинах веры, любви и правды, призывает Божие благословение на учредителей и братчиков, а другие воинские части и учреждения приглашает последовать их благому примеру».

Соборный Совет предлагает Собору принять этот текст и просить Святейший Синод напечатать его в «Церковных ведомостях».

Постановлено: принять текст благословения и напечатать его в «Церковных ведомостях», издаваемых при Святейшем Синоде.

Архиепископ Кишиневский Анастасий. Вынесенное сегодняшним собранием Священного Собора постановление о том, чтобы произвести избрание Патриарха Всероссийского посредством жребия в завтрашний день, застало работы подготовительной комиссии в той стадии, что они еще не имеют законченности. Но все необходимые материалы собраны и рассмотрены, и на основании их я имею долг представить вниманию Священного Собора Чин избрания Патриарха Всероссийского.

На основании исторических памятников относительно поставления Патриарха в Греческой и Русской Церквах, в этом деле различаются три момента: 1) избрание, 2) благовестие или наречение и 3) интронизация или настолование.

Завтра, конечно, могут быть совершены только первые два акта — избрание и благовестие, интронизация же может быть совершена только в Успенском соборе, и церемониал этого момента будет представлен вниманию Священного Собора особо.

Церемониал же (или Чин), который будет совершен завтра, 5 ноября, в соборном Храме Христа Спасителя, предполагается следующий.

К 9-ти час[ам] утра в Храм Христа Спасителя с крестным ходом приносится из Успенского собора Владимирская икона Божией Матери и полагается на уготованном месте на солее с левой стороны от царских врат. К означенному времени прибывают в храм и все члены Всероссийского Поместного Собора и занимают места посреди храма вокруг архиерейского амвона и далее до солеи по обе стороны непосредственно за священнослужителями. В 9 час[ов] утра прибывает на Собор высокопреосвященный Владимир, митрополит Киевский, и после обычной встречи облачается посредине храма для совершения Божественной Литургии. В совершении Литургии принимают также участие высокопреосвященный Платон, митрополит Тифлисский, Вениамин, митрополит Петроградский, девять архиепископов и 30 архимандритов, протоиереев и пресвитеров по особому назначению. Архипастыри, не принимающие участия в совершении Литургии, облачаются в мантии и стоят в алтаре.

По окончании чтения часов высокопреосвященный митрополит Киевский Владимир входит в алтарь и становится с левой стороны пред уготованным столиком. Секретарь Собора подносит на блюде три чистых одинакового образца и размера жребия, на коих митрополит собственноручно надписывает имена трех избранных Собором кандидатов на Патриаршество. При этом присутствуют в качестве свидетелей служащие епископы и по три избранных Собором представителя от членов Собора клириков и мирян. Митрополит Владимир свертывает жребий в трубочку и влагает каждый отдельно в особый ковчежец, который запечатывает печатью Собора. Засим, взявши ковчежец в руки, износит его из алтаря на солею и полагает на уготованном месте пред Владимирской иконой Божией Матери.

Все священнослужители, участвующие в совершении Божественной Литургии, исходят на средину храма; начинается Божественная Литургия, во время которой в положенных местах возносится моление о трех избранных кандидатах на Патриаршество. Сами избранные кандидаты в храме не присутствуют, ожидая извещения о совершившемся священным жребием избрании одного из них в сан Патриарха Всероссийского на Троицком митрополичьем подворье.

По окончании Литургии совершается торжественное молебствие Христу Спасителю, Пречистой Богоматери и святителям Московским: Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену.

В совершении молебствия участвуют по возможности все архипастыри члены Собора, а также архимандриты, протоиереи и пресвитеры.

Неслужащие епископы члены Собора стоят в мантиях по ступеням солеи.

По прочтении молитвы первостоятель восходит на солею и приближается к месту, где положен ковчежец, с заключенными в нем тремя жребиями с именами кандидатов на Патриаршество и, приняв его в руки, износит на амвон.

В это время восходят на амвон шесть старших епископов членов Собора, вышеуказанные шесть представителей членов Собора от клира и мирян и с ними иеромонах-затворник Зосимовой пустыни Алексий.

Обратясь лицом к народу, митрополит снимает с ковчежца печать, поднимает крышку и благословляет иеромонаха-затворника Зосимовой пустыни Алексия на вынутие жребия с именем избранного по указанию Божию в сан Патриарха Всероссийского.

Последний, взявши жребий, вручает его митрополиту. Митрополит вскрывает жребий и оглашает пред лицом епископов, клира и народа имя избранного.

Одновременно старший из представителей клира вынимает оставшееся в ковчежце два жребия с именами неизбранных кандидатов, вскрывает их и показывает прочим избранным Собором пяти представителям клира и мирян.

Весь Священный Собор и все предстоящие воспевают «Тебе Бога хвалим».

Совершается обычный отпуст, по окончании которого протодиакон возглашает многолетие избранному на Патриаршество: «Господину нашему высокопреосвященнейшему митрополиту… архиепископу (имя рек), избранному в Патриарха богоспасаемого града Москвы и всея России, подаждь, Господи… »

Тотчас же по окончании богослужения к избранному отправляется нарочитое посольство в составе шести старейших архипастырей-членов Собора и означенных трех представителей от клириков и трех от мирян-членов Собора для извещения о том, что на него по изволению Божию пал жребий восприять служение в сане Патриарха Всероссийского.

Немедленно по получении такового извещения избранный входит в Крестовую церковь, облачается в мантию и малый омофор и совершает, стоя пред престолом, краткое молебствие по следующему чину:

«Благословен Бог наш». Трисвятое… Отче наш… Тропарь святому, его же есть храм, и дневной и Богородичен. Потом святитель, стоя в алтаре, творит ектению: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей». «Еще молимся о Богохранимой Державе Российской, правителях ея и о всем христолюбивом воинстве».

«Еще молимся о Всероссийском Церковном Соборе и Святейшем правительствующем Синоде».

«Еще молимся за всю братию и за вся христианы».

Возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» и отпуст.

Избранный исходит затем из алтаря и становится на амвоне, обратясь лицом к народу. К нему приближается высокопреосвященный митрополит Владимир с прочими прибывшими членами Священного Собора и торжественно благовестит ему Патриаршество, говоря: «Преосвященный митрополит… или архиепископ (имя рек), Священный и Великий Собор призывает твою святыню на Патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России».

Избранный ответствует: «Понеже Священный Великий Собор судил мене недостойного быти в такове служении, благодарю и приемлю и ни мало вопреки глаголю».

Протодиакон возглашает многолетие: «Господину нашему высокопреосвященнейшему митрополиту… или архиепископу (имя рек), избранному и нареченному в Патриарха богоспасаемого града Москвы и всея России, подаждь, Господи… »

Лик поет: «Многая лета».

Новонареченный Патриарх преподает благословение народу и возвращается в алтарь.

Вскоре после этого он выезжает в Троице-Сергиеву лавру и пребывает там до того дня, когда будет назначен чин великого его наречения и интронизации (настолования), о чем он получает особое извещение от Собора чрез нарочитое посольство.

Завтра перед литургией приносится в торжественном крестном ходе или, если это не представится возможным, привозится в карете в Храм Христа Спасителя из Успенского собора Владимирская икона Божией Матери и поставляется на аналогии наряду с местной иконой Богоматери. Совершается Божественная литургия. В совершении ее участвуют 12 епископов во главе с митрополитом Киевским. Три кандидата на Патриаршество не только не участвуют в совершении Божественной литургии в Храме Христа Спасителя, но и не присутствуют в этом храме. По состоявшемуся между ними соглашению они будут пребывать в Троицком подворье. По окончании часов предстоятель входит во святой алтарь. Секретарь Собора подносит ему на блюде три одинакового образца незаполненные билеты, на которых предстоятель, в присутствии всех сослужащих архиереев и при свидетельстве шести избранных Собором представителей от клира и мирян, надписывает имена трех кандидатов и полагает в сосуд или ковчег, запечатывает его печатью Собора и торжественно износит ковчег из алтаря и поставляет пред Владимирскою иконою Божией Матери. На Божественной литургии возносятся имена всех трех кандидатов в Патриархи. По совершении литургии поется молебствие Спасителю, Божией Матери и святителям Московским, причем непременно поется тропарь Пятидесятницы. После сугубой ектении произносится нарочито составленная молитва, в основу которой положена молитва апостолов при избрании жребием апостола Матфия. Затем предстоятель восходит на амвон, берет сосуд или ковчег и в присутствии сослужащих епископов, из которых одни в святительских облачениях, а другие, по крайней мере, в мантиях и с жезлами, и представителей от клира и мирян, и, если угодно, то и других лиц, снимает печать с ковчега, вынимает один жребий и пред лицом епископов, клира и мирян, возглашает имя избранного Патриарха Всероссийского. Затем старший из представителей клира, избранных Священным Собором, вынимает два остальные жребия с именами кандидатов и, в присутствии остальных свидетелей, прочитывает имена, чтобы убедиться, что написаны именно те имена, которые следовало.

Голоса с места. Кто вынимает жребий?

Председатель. По принятому Соборным Советом решению, жребий вынимает иеромонах-затворник Зосимовой пустыни Алексий.

Архиепископ Кишиневский Анастасий. После возглашения имени избранного, поется: „Тебе Бога хвалим“ и совершается обычный отпуст, после которого возглашается многолетие новоизбранному Патриарху Всероссийскому. Так кончается первая часть избрания.

После чего следует Патриаршее благовестие, которое соответствует моменту наречения во епископа пред хиротонией. Депутация из шести епископов и шести клириков и мирян, избранных Священным Собором, в качестве свидетелей при вынутии жребия, отправляется на Троицкое подворье, где имеют пребывание кандидаты на Патриаршество. Старший из депутации объявляется избранному о состоявшемся по изволению Божию избрании его в сан Патриарха. Избранный входит в крестовую домовую церковь, облачается в мантию и малый омофор и сам совершает краткое молебствие со слов: „Святый Боже…“. Затем депутация устами старейшего объявляет в известной формуле об избрании его в сан Патриарха. Новонареченный Патриарх отвечает: „Благодарю, приемлю и ничто же вопреки глаголю“. Провозглашается многолетие новонареченному Патриарху, который может, если найдет нужным, произнести слово. Этим актом благовестие и кончается. Провозглашение ἄξιος приурочивается к акту настолования Патриарха.

По состоявшемуся предварительному решению, новонареченный Патриарх удаляется в Троицкую лавру, где будет в подвигах поста и молитвы приуготовлять себя к предстоящему ему служению, и останется там до настолования, о дне которого будет объявлено особо.

Председатель. Угодно принять означенный чин?

Голоса. Согласны

Постановлено: принять выработанный Комиссиею под
председательством архиепископа Кишиневского Анастасия чин избрания Патриарха всея России.

Председатель. Член Собора священник Альбицкий желает
сделать краткое предложение о помощи пленным.

Свящ[енник] А. Г. Альбицкий. Священный Собор принял постановление об оказании помощи военнопленным. Решено обратиться к
населению с воззванием и после этого отправить известное пособие; но
только это пособие будет носить характер чисто случайный: один раз,
может быть, и два удовлетворены будут неотложные нужды. Для того,
чтобы оказывать помощь постоянную и планомерную, следует обратиться
с предложением о том, чтобы каждый приход содержал своих пленных,
как это делается у наших союзников во Франции, где каждый приход
содержит пленных. В настоящее время пленные содержатся на счет семей.
Но содержание продуктами, а особенно хлебом очень дорого и трудно
становится для семьи, так что этим семьям необходимо оказывать постоянное пособие. Это пособие может оказать приход собиранием продуктов и денег. Это для прихода не будет почти ничего стоить, так как он содержит же нищих.

Председатель. Угодно ли принять? Я думаю, что можно принять не как обязательное постановление, а как пожелание.

(Голоса: Согласны.)

А. А. Востоков. Я очень хорошо знаю положение пленных,
так как написал до 5000 адресов и участвовал в отправлении до 3000
посылок. Жизнь пленных очень плохая. Я бы просил пожертвовать в их
пользу однодневное суточное содержание членов Собора.

Председатель. Это — личное дело.

М. A. Касьянов. Священный Собор, архипастыри, отцы и братия миряне! Я хочу передать вам свое мнение. О том, как я ходил в Кремль, уже вам передано, и я этим вашего внимания затруднять не буду. Но я решаюсь остановить на минуту ваше внимание сообщением о том, какое впечатление заметил на всех вообще людях, как они смотрят на все. Конечно, все люди сожалели, все, кому мила и дорога православная вера. И я заметил, что из всех святителей один митрополит Платон страдал более за эту ячейку. Он душевно порывался идти, чтобы поднять голос, чтобы утешить томившихся. Но, слава Богу, он послушался, чтобы не идти в такую позднюю пору. И я вашему вниманию предлагаю: у нас для высокого сана Патриарха избраны три кандидата. Не благоугодно ли будет Собору к ним присоединить еще четвертого кандидата? Ведь, этот святитель и за ячейку боялся. А если бы была большая опасность для многих, его не удержали бы. Я мог бы поднести Священному Собору мое предложение и за подписью 30-ти. Прошу встать тех, которые согласны.

Председатель. Этого нельзя. Распоряжаться на Соборе вы не можете.

М. A. Касьянов. Архипастыри, я прошу, я не оскорбляю указанных трех кандидатов: избирать будет Промысел Божий! Бога ради, умоляю: Боже, внуши им не отказать в моей просьбе! Быть может, Промыслу Божию и угодно будет остановиться на этом кандидате.

Председатель. Позвольте предложить избрать 6 представителей — 3-х клириков и 3-х мирян, которые должны присутствовать при вынутии жребия.

(Голоса: Это другое дело.)

М. A. Касьянов. Умоляю голосовать мое предложение: быть может, я ошибаюсь, но я буду спокоен только тогда, когда будет произведено голосование. (Встает на колени.) Я на коленях умоляю вас об этом!

Председатель. Встаньте.

М. A. Касьянов. Не встану, владыки, если моя просьба не будет удовлетворена. Бога ради, исполните эту просьбу, иначе мой дух не может успокоиться.

Председатель. Встаньте. Слово предоставляется В. А. Потулову.

В. А. Потулов. Ко мне обратились некоторые жители Москвы с просьбой довести до сведения Церковного Собора о тех зверствах, которые допускают солдаты по отношению к юнкерам, несмотря на сделанные обещания относительно их безопасности. Указывали на случай, который подтверждает это. В лечебницу, где хирургом состоит врач Герцен, явились солдаты, вытащили четырех юнкеров, из которых двух убили, третий зарезался сам, не желая отдаваться в их руки, а четвертый убежал. Об этом следует записать; не найдет ли возможным Собор и сделать что-нибудь, представить, кому нужно, чтобы такие поступки не были допускаемы?

(Голоса: Просим.)

Ф. Г. Зибарев. Разрешите, владыки святые, исполнить просьбу Касьянова.

Председатель. Этого нельзя.

Ф. Г. Зибарев. Невозможное для человека возможно для Бога.

Председатель. Прошу заняться избранием шести представителей клира и мирян.

Ф. Г. Зибарев. Если не разрешите, грех будет на вас.

Председатель. Разрешить не могу. Объявляю перерыв для совещания об избрании шести представителей.

В 2 часа 10 минут объявляется перерыв.

Заседание возобновляется в 2 ч[аса] 20 мин[ут].

Председатель. Предлагаю приступить к избранию клириков и мирян для присутствования при акте избрания Патриарха.

Секретарь оглашает имена от клира: протопресвитер Н. А. Любимов, прот[оиерей] Е. И. Бекаревич, свящ[енник] В. А. Чернявский; от мирян: проф[ессор] П. Д. Лапин, проф[ессор] И. И. Соколов, П. И. Уткин.

(Голоса: И. И. Малова! От крестьян И. И. Малова! А. В. Васильева!)

Протоиерей Е. И. Бекаревич (с места). Ничего не сказано о членах Святейшего Синода: участвуют ли они при акте избрания Патриарха?

Председатель. Епископы из числа членов Святейшего Синода участвуют в совершении Литургии в храме Христа Спасителя. Могут участвовать в священнослужении и о[тцы] протоиереи, присутствующие в Святейшем Синоде.

(Голос: Нет никого из простых монахов.)

Иеромонах Алексий вынимает жребий с именем избираемого в Патриархи.

Постановлено: избрать для присутствования при акте избрания Патриарха в Храме Христа Спасителя членов Собора: от клира — протопресвитера Н. А. Любимова, прот[оиерея] Е. И. Бекаревича и свящ[енника] В. А. Чернявского, от мирян — проф[ессора] П. Д. Лапина, проф[ессора] И. И. Соколова и И. И. Малова.

Священник В. Н. Егоров. Разрешите мне сказать. Собору совсем не безразлично, будет ли участвовать народ в акте избрания Патриарха жребием. Собор желает, чтобы Храм Христа Спасителя и площадь около собора были полны православным верующим народом. Оповестить народ о предстоящем избрании Патриарха чрез газеты нельзя, но Собор имеет возможность сделать это иным способом. Нас 400 человек. В последние страшные дни мы усиленно работали и редко бывали в храме. Пусть же теперь все мы разойдемся по московским храмам. Пусть каждый из нас предъявит настоятелю храма свой билет члена Священного Собора и скажет ему, что завтра в Храме Христа Спасителя состоится избрание Патриарха. Если член Собора мирянин, он может просить настоятеля церкви объявить о предстоящем избрании Патриарха собравшемуся в храме народу и сказать соответствующее случаю слово, члены же Собора-священники могут просить у настоятеля о предоставлении им самим сказать слово. Быть может, члены Собора, живущие в отдаленных местах г. Москвы, — например, в Замоскворечье, — найдут возможность посетить в один вечер два-три храма. Таким путем весть о предстоящем избрании Патриарха разнесется по всей Москве, и истомленный, изнервничавшийся народ поспешит найти успокоение своему мятущемуся духу.

Если Священный Собор благословит, то можно бы от имени Собора сказать настоятелям церквей, что завтрашний день после Литургии должен быть целодневный колокольный звон.

Заседание закрыто в 2 часа 35 мин[ут] дня.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Петроград, 1918. Кн. III. Деяния XXXI–XL. С. 85–104.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 36. Л. 28–54 об. Машинопись; Л. 55–77. Рукопись.