Деяние № 32

30 октября 1917 г.

Заседание открыто в Соборной палате в 10 час[ов] 25 мин[ут] утра под
председательством митрополита Московского Тихона в присутствии
317 членов Собора.

На повестке заседания: о порядке избрания Патриарха.

Председатель. Как вы изволите помнить, на прошлом заседании,
в конце его, поступило заявление за подписью 79-ти членов Собора, в котором предложено немедленно, в ближайшем заседании, приступить к
избранию Патриарха. Это предложение было рассмотрено вчера Соборным Советом и ныне ставится на обсуждение настоящего собрания. Угодно ли будет теперь же приступить к избранию кандидатов в Патриархи? (Голоса: Просим.)

Теперь намечается такой путь избрания. Записками намечаются три кандидата. Затем будет совершено молебствие, после которого Патриарх избирается из намеченных трех кандидатов посредством вынутия жребия. Таким образом, в записках следует написать имена трех кандидатов. Имена трех кандидатов из тех, которые получат абсолютное большинство голосов, будут положены на престол и после совершения молебна или литургии будет избран Патриарх. Угодно ли согласиться с таким порядком?

(Голоса: Согласны. Другие голоса: Надо обсудить.)

Что же? Обсудить предложение и допустить прения? Предложить одному из подписавших заявление высказаться за предложение и одному члену Собора — против?

(Голоса: Есть ли кворум?)

Законный состав собрания есть налицо. Прошу тех, которые не согласны с предложением 79-ти членов, встать.

А. И. Покровский (с места). Нельзя голосовать. По Уставу надо выслушать одного оратора за и одного против.

Председатель. Прошу выслушать одну речь за и одну против предложения.

Проф[ессор] Ф. И. Мищенко. Я не считаю себя кем-либо уполномоченным. Я просил бы выслушать несколько слов о постановке вопроса. Я нахожу, что сегодня нецелесообразно приступать к избранию Патриарха. Это — крупнейшее не только церковное, но и политическое событие. Мы столько работали в Отделе об отношении Церкви к государству, но там не было защитников отделения Церкви от государства. А выбор Патриарха — вернейший шаг к отделению Церкви от государства. Надо обсудить и самый способ избрания Патриарха. Здесь мы сталкиваемся с интересами епархий и интересами всей Церкви. Патриарх не может быть без епархии. Таким образом, вопрос должен быть отложен во имя спокойствия и блага Церкви. Мы не должны лететь очертя голову. Иначе создастся церковный раскол. Я призываю владык не делать этого неосторожного шага.

А. А. Папков. Всей душой присоединяюсь к этому предложению.
Нас здесь мало, многие наши отцы и братия сидят в разных местах Москвы и при всем желании не могут сюда прийти. А мы без них будем обсуждать вопрос об избрании Патриарха. Нам и в этом деле нужно согласие,
которого мы достигали раньше. 217 лет у нас не было Патриарха, остается
подождать несколько недель, и он будет. Зачем же спешить сегодня? Мы
под гром орудий в угнетенном состоянии духа будем избирать Патриарха:
разве это допустимо? Имейте уважение к отцам и братиям, которые не
могут прийти сюда. Мы можем сделать громадную ошибку, компрометирующую дело избрания.

П. И. Астров. Позвольте мне сказать, как подписавшему вторым
заявление о немедленном избрании Патриарха. Формальные условия для
правильности выборов налицо, ибо то число присутствующих членов
Собора, какое требует Устав, соблюдено. Если в настоящее время есть
препятствия, то не формальные; не могли прибыть сюда по серьезным
причинам многие члены Собора, но кто может поручиться, что завтра
будет больше и соберется даже кворум? И на неопределенное время
отдалится тот момент, которого с лишком 200 лет ждал русский народ
и которого недаром нетерпеливо ждали все мы. Я москвич, но обращаюсь к не-москвичам, которые оторваны от своих мест и живут здесь для
великого церковного дела, которые выстрадали и обдумали его и готовы
приступить к его решению. Неужели напрасно прошла наша работа? Если
ради неформальных оснований мы откажемся от того шага, который мы
пришли сделать, то, быть может, не будем потом иметь возможности его
совершить. И раз формальные условия существуют, мы обязаны сделать
этот шаг и не вправе отказываться от этого. Я, как второй из подписавших
заявление, сообщаю, что еще в субботу сознательно хотел предложить
немедленно решить этот вопрос, но уступил некоторым, желавшим отложить избрание до понедельника, чтобы обдумать этот вопрос. И сегодня
необходимо приступить к избранию тем более, что неизвестно, когда
соберемся опять.

Перехожу к порядку избрания. Несомненно, первый акт — избрание кандидатов, но этот акт многозначительный. И нужно воспользоваться настоящим днем, чтобы этот акт совершить, потому что события будут развиваться быстро, и мы не остановим их. Спрашивают: как отозваться на эти события? Всего лучше избранием Патриарха. Не целесообразно пойти в толпу. Это может сделать местное духовенство, все вообще православные люди, а мы собрались для более высокой цели и исполнением этого долга должны ответить на текущие события. Умоляю исполнить то, что мы обязаны исполнить и по Уставу и по долгу пред Родиной. Уклоняться от этого нельзя.

Л. К. Артамонов. Мы вчера слышали лекцию профессора И. И. Соколова о том, как производятся выборы Патриарха на Востоке. Мы видели, что был единственный случай многочисленного собрания при избрании Патриарха в 150 человек, а всегда было гораздо менее 150. А у нас во всяком случае более 150.

Председатель. 220.

Л. К. Артамонов. Прошу теперь меня великодушно выслушать. Патриарх нужен для православных верующих, а не для сомневающихся и не
желающих, чтобы мы исполнили свою задачу, нужен для тех, которые в настоящее время в горе и печали не знают, что делать, к кому приблизиться, и желают избрать отца и печальника, может быть, на тяжкие муки. Мы находимся в большой опасности. На почте, на крышах зданий вблизи семинарии пулеметы. Один Бог знает, соберемся ли мы еще раз. Может быть, и Церковный Собор разгонят. Но если мы выберем Патриарха, то исполним великую задачу, потому что Патриарху и Синоду при нем или Совету мы можем предоставить временно те полномочия, которые принадлежат Собору или какие признаем нужным дать. Во имя интересов Церкви, во имя интересов страждущих прошу не откладывать великого дела, а приступить немедленно с молитвою к избранию кандидатов в Патриархи, как предложил Соборный Совет.

Председатель. Позвольте поставить на голосование один вопрос:
приступить ли сегодня к выборам Патриарха? Тех, кто не желает этого
делать, прошу встать.

(Голоса: Был ли этот вопрос на повестке?).

Этот вопрос на повестке был. Итак, прошу тех, кто не желает, чтобы сегодня произведены были выборы кандидатов в Патриархи, встать и стоять, пока не произведут подсчета.

(Производится подсчет.)

Теперь прошу встать и стоять для подсчета тех, которые желают немедленно избирать кандидатов в Патриархи.

(Производится подсчет.)

Теперь прошу встать воздержавшихся от голосования.

(Производится подсчет.)

Секретарь. Результат голосования следующий. За немедленное избрание кандидатов в Патриархи подан 141 голос, против этого 112 голосов, воздержалось 12.

Постановлено: приступить немедленно к избранию кандидатов на Патриаршество.

В 11 час[ов] 15 мин[ут] объявляется перерыв.

Заседание возобновляется в 11 час[ов] 25 мин[ут].

Собор воспевает стихиру: «Днесь благодать Святого Духа нас собра…»

Председатель. Таким образом первая часть предложения 79-ти членов Собора большинством голосов Священного Собора принята. В сегодняшнем заседании будут намечены кандидаты в Патриархи. Как это будет происходить, отчасти изложено в предложении 79-ти членов, а подробности указаны в постановлении Соборного Совета. Прошу Секретаря огласить постановление.

Секретарь. Соборный Совет пришел на вчерашнем заседании к
заключению, что ввиду чрезвычайных обстоятельств возникший вопрос
о порядке избрания Патриарха требует немедленного своего разрешения. Между тем, действующий Соборный Устав и внесенный доклад Отдела о высшем церковном управлении не разрешают этого вопроса. И Соборный Совет остановился на следующем порядке внешнего хода избрания кандидатов в Патриархи.

1) Записками намечаются кандидаты, причем каждый член Собора пишет на записке три имени.

2) Кандидатами признаются, в порядке старшинства голосов, три лица, получившие более половины голосов.

3) Если число лиц, получивших более половины голосов, окажется меньше трех, то производится дополнительная подача голосов до тех пор, пока не получится трех лиц, собравших более половины голосов.

4) После совершения Литургии, во время которой записки с именами
трех кандидатов полагаются на святой престол, один из священнослужителей вынимает жребий, который и провозглашается.

Обязуюсь доложить, что ввиду чрезвычайных обстоятельств Соборный Совет собрался в весьма ограниченном числе лиц. Сделанное постановление Соборного Совета в сущности не есть мнение всего Соборного Совета, так как в заседании было пять лиц.

(Голоса: Законно ли? Сколько членов в Совете?)

В Совете состоит 13 лиц; по Уставу для законности состава Совета требуется присутствие в заседании не менее пяти его членов, в том числе Председателя Собора или одного из товарищей Председателя в сане епископа, а также Секретаря Собора или помощника Секретаря. Все эти требования Устава были соблюдены.

Председатель. Некоторые члены Собора заявили мне о желательности приступить к обсуждению способа избрания Патриарха и высказали соображения, не отвечающие тому, что заявлено в предложении
79-ти членов Собора и что указано в предположении Соборного Совета. Может быть, угодно высказаться относительно способа избрания Патриарха?
Два оратора могут говорить за предложение 79-ти членов и постановление
Соборного Совета и два оратора против.

А. В. Васильев. Из вчерашнего доклада профессоров мы знаем,
что и на Востоке нет совершенно однообразного порядка избрания. Тот
порядок, который предложен высокопреосвященным Председателем на
основании постановления Соборного Совета, всего ближе подходит к тому порядку, который существует в ныне действующем Уставе Восточной
Александрийской Церкви, где и состав избирающего Патриарха собрания
подходит к нашему Собору, т. е. в нем сильно преобладает число клириков
и мирян над епископатом. Затем этот порядок отводит самое широкое и
деятельное участие в избрании всему Священному Собору без разделения
на отдельные курии — епископов и остальных. Поэтому, а также в виду того, что этот порядок короче всех остальных, я считаю, что Священному Собору следует его принять и приступить к голосованию. Ведь, по этому порядку три кандидата выбираются всем Собором, и затем не епископат выбирает из них, а Промысел Божий жребием. Мне думается, что, не мудрствуя лукаво, следует остановиться на этом порядке.

В. В. Богданович. Я буду говорить против того способа избрания, который предложен Советом. Впрочем, я не согласен не со всеми его пунктами. Прежде всего мне кажется, что непременно в один из актов нашего избрания должен входить жребий. Во-первых, это апостольский способ и, во-вторых, он особенно свойственен натуре русского народа, который никакого серьезного дела не предпринимает без Бога; поэтому и мы должны в это важное дело включить и такой способ, в котором обнаруживалась бы так или иначе воля Божия. Но мне кажется, что предварительная баллотировка (однократная) не выдерживает критики. Одной баллотировки мало. Обыкновенно при всяких выборах бывают две баллотировки: сначала намечаются кандидаты, а затем происходят выборы из этих кандидатов. Хотя мы и предоставляем воле Божией окончательное решение, но все же две баллотировки необходимы для окончательного нашего человеческого избрания трех кандидатов. Одной предварительной баллотировки для этого мало; кандидатов может оказаться очень много и сразу остановиться на трех из них нельзя. Мне кажется, непременно должно быть не менее двух баллотировок. Сначала следует наметить вообще кандидатов. Затем должен быть некоторый промежуток, чтобы лучше сговориться и образовать более тесный круг кандидатов, из которых и избрать трех. Потом, если будет возможность (а я надеюсь, что такая возможность будет), об этих трех кандидатах должна быть извещена вся Россия. Должен быть назначен определенный день, в который должны быть совершены торжественные богослужения во всей России, и в этот день должен совершиться последний акт: воля Божия укажет, кто из трех кандидатов должен быть Патриархом. Я бы просил сделать поправку в порядке избрания в этом смысле.

М. П. Арашкевич. Прошу прощения за те несколько слов, которые я хочу высказать по вопросу о способе избрания Патриарха. Я внимательно выслушал речи, которые были произнесены на предвыборных совещаниях в Соборной палате и в зале духовной семинарии. И вот впечатления по данному вопросу, вынесенные мной из этих совещаний, особенно из вчерашних сообщений г[оспод] профессоров, говоривших на собрании в семинарии. Исторические данные, приведенные профессорами, не говорят об одном определенном способе избрания Патриарха; у каждой Поместной Церкви были и есть свои особые способы этого избрания. В этом положении, установленном историей Церквей, заключается великая сущность избирательных форм при выборах Патриархов. Эта форма в каждой отдельной Церкви соответствует, во-первых, каждому историческому моменту и, во-вторых, духу того или иного народа, составляющего Поместную Церковь. С этой точки зрения я придаю процессу избрания Патриарха весьма важное значение: способ избрания здесь более, чем форма. К нашему делу такая точка зрения вполне применима. Важность церковно-исторического, нами переживаемого, момента и дух нашего русского народа также предъявляют свои требования к данному случаю избрания Патриарха, которые состоят в том, чтобы в этом избрании были соединены воля Божия и воля человеческая. Нельзя нам останавливаться на одном лишь человеческом изволении: это было бы нарушением правды. И постановление Соборного Совета, и заявление, поданное на Собор раньше его по тому же выборному вопросу, по существу верны: они вверяют наше дело, после предварительной нашей работы, Промыслу Божию. Некоторые говорят, что такая постановка дела означала бы, будто мы хотим испытывать Промысел Божий. Нет, мы такого желания не имеем: избави нас, Боже, от этого. Но мы говорим, что на такое или иное решение нашего дела должна быть воля Божия. Преданность этой воле вполне соответствует и важности нашего грозного времени, и духу нашего народа, как говорил на наших совещаниях один оратор. Недаром русский народ говорит: «без Бога ни до порога». Без Бога не должны мы делать наш важный шаг и в данном случае.

Затем, что касается самого способа избрания Патриарха, то здесь нам предлагают сначала наметить кандидатов в Патриархи, а затем из них выбрать трех, чтобы потом жребий решил, кто из трех должен быть Патриархом. С этим делом нам надо спешить. Конечно, было бы хорошо, если бы мы могли помедлить с окончанием вопроса, чтобы вся Русь узнала, что мы делаем, и могла бы принять молитвенное участие в избрании Патриарха. Но ведь всем известно, какие затруднения испытывает страна по части путей сообщения и сношений между отдельными ее частями. Не работает даже телеграф. Дай Боже, ввиду этого, чтобы по крайней мере такое участие приняла Москва. Если бы представилась возможность, то мы всю Россию оповестили бы, но раз это сейчас неосуществимо, мы должны, повторяю, поспешить и наметить кандидатов, и именно трех. Если остановимся на трех, то зачем нам намечать еще кандидатов? Можно приступить ко второй или третьей баллотировке трех кандидатов, и она им абсолютное большинство голосов даст. Это — одно и то же. А если прежде, нежели выбирать трех, мы начнем намечать вообще кандидатов, чтобы из них затем выбрать трех, то этим мы дело запутаем: первая баллотировка сразу трех и покажет нам, на ком, как предварительно намеченных избранниках, нам нужно остановиться. Прошу поэтому Священный Собор не затягивать дело избрания Патриарха, а принять предложение Соборного Совета.

Епископ Черниговский Пахомий. Возлюбленные мои о Господе отцы — святители Божии и дорогие братья во Христе — представители пастырей и пасомых Церкви Всероссийской! Дерзаю радостно приветствовать вас со столь сравнительно единодушным решением казавшегося сначала крайне трудноразрешимым вопроса о восстановлении на Руси Патриаршества. Что было главною причиною такого единодушия членов Священного Собора в решении сего вопроса?

Едва ли мы ошибемся, если скажем, что главною причиною этого единодушия было присущее членам Собора пламенное стремление «хранить не нововводно все, писанием и без писания установленные для нас церковный предания», из коих одно касается бытия в каждой Поместной Церкви первоиерарха с усвоением ему в обширных Поместных православных Церквах наименования Патриарха.

Основной вопрос о бытии на Руси Патриарху уже решен. Теперь Собору остается установить лишь порядок его избрания. Чем нам следует руководиться при установлении сего порядка?

Мне думается, что в сем случае нам надлежало бы последовать примеру Восточных святых Божиих Церквей. Как сообщил нам вчера на частном совещании членов Собора в зале духовной семинарии в обстоятельном докладе своем проф[ессор] И. И. Соколов, в избрании Патриарха в церквах Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской вместе с епископами принимают участие и миряне, в Церкви же Александрийской сверх того и клирики.

Итак, участие на нашем Соборе в избрании Патриарха всех его членов — епископов, клириков и мирян, очевидно, согласуется с практикой Церквей Восточных. Только следовало бы, как мне думается, по примеру названных выше Восточных Церквей, сначала наметить всех вообще возможных кандидатов на Патриарший престол, указав в записках по одному имени, а потом уже из этих кандидатов избрать трех лиц всем Священным Собором. Окончательное избрание из сих лиц Патриарха, по примеру Церквей Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской, следовало бы предоставить одним епископам, которые и произвели бы это избрание тайной подачей голосов.

Что касается предполагаемого избрания Патриарха из трех намеченных Собором лиц посредством жребия, то, по сообщению проф[ессора] Соколова, этот способ в Церквах Восточных при избрании Патриарха не применяется, только в Церкви Александрийской прибегают к сему способу в случае равенства голосов, полученных кандидатами в Патриархи при вторичном голосовании всего Собора (голосования одних епископов там не бывает).

Ввиду такой практики Церквей Восточных я склоняюсь к той мысли, что к этому способу избрания нам лучше было бы не прибегать. Но мои сомнения такого рода скоро рассеются, когда последует решение сего вопроса Священным Собором, в каковом решении я и буду видеть такое или иное изволение о сем Промысла Божия.

Председатель. Таким образом, высказались два оратора против предложения и два за. Высказывавшиеся против указывают на неуместность жребия в этом деле. Позвольте поставить на голосование вопрос: уместен ли здесь жребий? Но предварительно нужно решить, угодно ли принять то предложение, что записками указываются три кандидата.

В. В. Богданович. По вопросу о голосовании я не успел собрать нужное число подписей под свое мнение о способе избрания Патриарха.

Председатель. Не надо собирать подписей. Подайте вашу поправку.

Поступило заявление за подписями 36-ти членов Собора (первым подписался…).

«Мы, нижеподписавшиеся члены Собора, заявляем, что наша совесть не позволяет нам принять участие в выборе кандидатов на Патриаршество именно сегодня, в спешном порядке, по следующим основаниям: а) многие члены Собора такими выборами лишаются права голоса в таком важном вопросе, ибо, по независящим от них обстоятельствам, не могли прибыть на сегодняшнее заседание и не были уведомлены о том, что именно сегодня состоятся выборы, б) предварительно не был выработан способ избрания, и в) вся верующая Русь лишена возможности молитвенно участвовать в акте избрания».

Что касается изложенных в заявлении доводов, то они уже обсуждались. Предложение, внесенное В. В. Богдановичем, заключается в следующем:

«1) В первом общем избирательном собрании, о котором члены Собора оповещаются повестками, намечаются кандидаты записками, в которых пишется по одному имени.

2) Во втором избирательном собрании из числа намеченных кандидатов избираются три лица подачею записок, в которых пишется по три имени.

Примечание. Между первым и вторым заседанием должен быть промежуток, по возможности, в несколько дней.

3) После избрания трех кандидатов, по возможности, оповещается вся Российская Церковь о торжественном дне окончательного избрания
по жребию одного лица, причем по всей России в этот день должны
быть совершены торжественные богослужения с особою, нарочито
составленною молитвою. Имена избранных кандидатов кладутся на
престол московского Большого Успенского собора пред Литургиею, и по окончании оной и вынимается жребий».

П. И. Астров. На основании 159-й ст. Устава, слово принадлежит
одному из первых трех подписавших заявление. Мне, как второму из подписавших заявление, принадлежит слово. И я решаюсь выступить, чтобы
просить Священный Собор принять постановление Соборного Совета и
предложение 79-ти членов Собора, на котором основано это постановление.
Все дополнительные предложения, которые сделаны после в развитее
постановления Соборного Совета, не противоречат этому постановлению,
а только удлиняют процесс выборов. С этою длительностью можно бы
не считаться, когда времени много, но теперь время чрезвычайно дорого, надо быть очень скупым, и приходится рассматривать внесенное
предложение с точки зрения крайней необходимости. Соборный Совет
предполагает, что Собор имеет достаточно внутренних данных, чтобы
высказаться и сейчас же наметить кандидатов. Это уже нами и принято.
Но могут быть дополнения к принятому решению. Предложение члена
Собора В. В. Богдановича и вносит такое дополнение. Оно приемлемо,
но с тем, чтобы выбор кандидатов не откладывать до следующего заседания, а произвести сейчас же. Для этого нужно объявить перерыв на
полчаса. Время позволяет. Это является целесообразным и необходимым, — необходимым потому, что, исходя из сознания святости дела, мы
не можем допустить агитации. Но нужно отнестись к делу обдуманно.
Пусть Собор выявит отдельных лиц, тогда мы увидим, на ком мы можем согласиться. Три лица получат сознательное количество голосов, и
мы будем уверены, что выборы не носят случайного характера. Итак,
поддерживая постановление Соборного Совета и предложение 79-ти членов Собора, я высказываюсь за дополнение этого предложения, именно:
сначала подачею записок с одним именем должен быть составлен общий
список кандидатов в Патриархи. Но этот список должен быть составлен
сегодня же.

Председатель. Предложение В. В. Богдановича заключает ту
мысль, что сначала каждый член Собора подает записку с именем одного
кандидата; Соборный же Совет предполагает писать на записке сразу
трех кандидатов. П. И. Астров, который подписал заявление 79-ти, соглашается с поправкою. Итак, я ставлю на голосование: угодно ли Собору,
чтобы каждый член Собора указал запискою одно имя?

Постановлено: кандидаты на Патриаршество намечаются
записками, в которых пишется по одному имени.

Председатель. Таким образом, на основании поданных записок,
мы составим общий список кандидатов, затем из этого списка произведем
выборы трех кандидатов.

Священник А. Г. Альбицкий. Я слушаю и не понимаю, что мы делаем: издаем ли закон об избрании Патриарха или без закона приступаем
к избранию Патриарха? «Ты хвалишься исполнением закона и творишь
беззаконие»…

Нужно сначала издать закон, хотя бы несовершенный. Нам предлагают способ избрания Патриарха, но этот способ должен быть утвержден общим собранием Собора.

Председатель. Я должен разъяснить недоразумение. Мы не составляем общего закона, а только вырабатываем способ избрания в данном случае. Порядок выборов Патриарха на будущее время должен быть
разработан в подлежащем Отделе.

Оглашаю предложение преосвященного Пахомия:

«Из трех кандидатов, получивших наибольшее количество голосов при вторичном голосовании, одни епископы тайной подачею голосов избирают Патриарха». Ставлю это предложение на голосование.

Постановлено: предложение преосвященного Пахомия отклонить.

Председатель. Теперь ставлю на голосование предложение 79-ти членов Собора о том, чтобы из трех кандидатов выбор Патриарха производился посредством вынутия жребия.

Постановлено: выбор Патриарха из числа трех кандидатов произвести посредством вынутия жребия.

Председатель. Итак, устанавливается такой порядок выборов.
Члены Собора подают записки, на которых каждый указывает одно имя.
На основании поданных записок составляется список кандидатов. По
оглашении списка Священный Собор избирает трех кандидатов подачею записок с указанием трех имен, из числа указанных в списке. Имена
первых трех, получивших абсолютное большинство голосов, полагаются
на святом престоле. Избрание решается жребием.

Архиепископ Алеутский Евдоким. Относительно абсолютного
большинства нужно произвести голосование.

Председатель. Ставлю на голосование вопрос: требуется ли
для избрания в кандидаты абсолютное большинство?

Постановлено: принять требование абсолютного большинства голосов для избрания в кандидаты на Патриаршество.

Голоса. Кем вынимается жребий?

Председатель. Лицом духовным, ибо мирянин не может касаться святого престола.

Голоса. Можно ли выбирать кандидата в Патриархи из мирян?

Председатель. Разъяснение сделает высокопреосвященный Антоний.

Архиепископ Харьковский Антоний оглашает 17-е правило Двукратного Собора: «Заботясь о соблюдении во всем церковного благочиния, мы сочли необходимым сделать и такое постановление: впредь никому из мирян или монахов не быть быстро возводимым на высоту епископства, но каждому рукоположение во епископа принимать не иначе, как по предварительном испытании в прохождении низших церковных степеней, потому что хотя до настоящего времени некоторые из монашествующих или мирских лиц и были, по требованию нужды, быстро удостаиваемы епископской чести и прославились добродетелью и возвышением своих Церквей; но мы, не принимая исключительных случаев за церковный закон, определяем, чтобы отныне этого уже не было (т. е. чтобы не было рукоположения во епископа), если рукополагаемый не пройдет всех степеней священства и не выполнит узаконенного для каждой из них срока».

Проф[ессор] А. И. Покровский. Свобода выборов никакими канонами не стесняется. Правило Двукратного Собора, прочитанное высокопреосвященным Антонием, как позднейшее, не санкционировано Трулльским Собором, и потому не имеет столь авторитетного значения, как постановления древних Соборов, санкционированные Трулльским Собором. Практика последующих времен показывает, что оно и не исполнялось. Я против ограничения выборов лицами духовного сана: ни практика церковная, ни каноны нас не стесняют в этом деле.

(Голоса: Правильно!)

М. П. Арашкевич. При избрании Патриарха будем, отцы и братие, помнить дух и веру народа, а также его церковные обычаи. Как известно, Церковь Вселенская дает примеры избрания Патриархов из среды не только иерархов и клириков, но и мирян. Но вот здесь-то и возникает вопрос: можно ли избрать Патриарха из мирян нам в настоящее время? И есть ли среди мирян такое лицо, вполне достойное этого звания?

(Шум. Голоса: Довольно!)

Прошу, господа, не перебивать меня и дать мне высказаться до конца. Наши выборы экстренны; я назвал бы их чрезвычайными: мы должны выбрать первого Патриарха. И вот на такой пост некоторые уже называют одного кандидата-мирянина. Но знает ли это лицо наша православная церковная масса? Скажу прямо, что это лицо православному народу неизвестно. Если бы оно было ведомо народу, то о нем говорили бы в народе. Были случаи выборов в Патриархи известных мирян: так были избраны Фотий и др. Но ведь их знала вся Церковь, а не группа верующих. Поэтому я предупреждаю против того, чтобы нам становиться на такую позицию — делать выборы нашего Патриарха из среды мирян. Ведь надо подумать и над вопросом о том, как примет Церковь наше избрание, если оно остановится на мирянине. Не забывайте и того, что мы переживаем чрезвычайное время, время опасное для веры и Церкви. И если мы изберем светское лицо, то нам непременно скажут: значит, в Русской Церкви нет достойного священного лица, что пришлось искать Патриарха среди мирян. А вы знаете, как враги Церкви стараются натравлять народ и на Церковь, и на священство. Нельзя избирать Патриарха из мирян: это подорвет авторитет нашего священства, а враги это используют, подняв крик, что мы оскудели достойными священными лицами, и нам нечего тогда будет на это ответить.

Председатель. Не забывайте, что порядок избрания устанавливается только на сей раз. Я ставлю на голосование вопрос: можно ли выбирать на сей раз Патриарха из мирян?

Постановлено: на сей раз выбирать Патриарха из лиц священного сана.

(Голоса: Это насилие над совестью!)

Протоиерей П. И. Лепорский. Я поднял вопрос о том, можно ли намечать кандидатов в Патриархи из лиц белого духовенства и мирян, не потому, чтобы желал этого, а для того, чтобы подчеркнуть отсутствие какой-либо определенности в организации выборов. Вообще же вся эта необычайная поспешность выборов напоминает мне поспешность скорее шитья савана для покойника, чем одежды на живого человека.

А. А. Папков. Позвольте мне присоединиться к этому мнению.

(Шум на местах.)

Таких вопросов нельзя ставить на голосование. Если каноны не запрещают выбирать мирянина, то нельзя связывать мою совесть воспрещением голосовать за мирян. Я не считаю правильным ставить на голосование такие положения, которые подтверждаются канонами и основываются на канонах.

Председатель. Ставлю на голосование вопрос: можно ли указывать кандидатов в Патриархи из лиц белого духовенства, не имеющих жен?

Проф[ессор] П. А. Прокошев. Я выступаю по поводу голосования. По моему мнению, невозможно голосовать по таким вопросам, на которые ответ дан в канонах. С этого места говорили о святости канонов; поэтому я не могу голосовать вопросов, которые решены вселенскою практикою и канонами Вселенской Церкви.

Председатель. Угодно ли Священному Собору согласиться с предложением П. А. Прокошева?

Постановлено: предложение проф[ессора] П. А. Прокошева принять.

Председатель. Таким образом, вам предстоит приступить к выборам, — наметить в записках одно лицо, затем, на основании поданных записок, будет составлен общий список кандидатов. Из этого списка записками вы избираете трех лиц, получивших абсолютное большинство голосов. Имена их будут положены на св. престол.

В 12 час[ов] 25 мин[ут] объявляется перерыв.

Заседание возобновляется в 12 час[ов] 45 мин[ут] дня.

Собор воспевает тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей».

Председатель. Прошу раздать записки, прошу и мне дать записку. Сейчас будут вызываться члены Собора, чтобы подавать записки в урну.

Производится подача записок членами Собора, имена которых в алфавитном порядке оглашает диакон П. П. Логиневский.

Председатель. Для подсчета записок приглашаю: епископа Елисаветградского Прокопия, протоиерея Ф. С. Воловея, архимандрита Владимира, М. П. Арашкевича, протоиерея А. М. Станиславского и Т. Н. Нечаева.

Производится подсчет записок.

Председатель. Прошу члена Собора М. П. Арашкевича огласить результаты подсчета записок.

М. П. Арашкевич оглашает следующее:

Архиепископ Харьковский Антоний получил 101 голос, архиепископ Тамбовский Кирилл 27 голосов, митрополит Московский Тихон — 23, митрополит Тифлисский Платон — 22, митрополит Киевский Владимир — 13, архиепископ Новгородский Арсений — 14, архиепископ Кишиневский Анастасий — 13, протопресвитер Г. И. Шавельский — 13, архиепископ Владимирский Сергий — 5, архиепископ Казанский Иаков — 3, архимандрит Иларион — 3, А. Д. Самарин — 3, архиепископ Ярославский Агафангел — 2, архиепископ Алеутский Евдоким — 2, епископ Уфимский Андрей — 2, епископ Полтавский Феофан — 2, митрополит Питирим — 1, епископ Сильвестр — 1, епископ Астраханский Митрофан — 1, архиепископ Воронежский Тихон — 1, архиепископ Волынский Евлогий — 1, епископ Калужский Феофан — 1, епископ Смоленский Феодосий — 1, епископ Екатеринославский Агапит — 1, протопресвитер Н. А. Любимов — 1.

Председатель. Из означенного списка предстоит выбрать трех кандидатов. В виду позднего времени, выборы отлагаются до завтрашнего дня. Завтра заседание назначается в 10 час[ов] утра.

Протопресвитер Г. И. Шавельский. Я усердно прошу снять мою кандидатуру; считаю себя неподготовленным к такому высокому служению. И этот сан, которым я облечен, в трудные минуты я ношу с воздыханием. Нижайше прошу снять мою кандидатуру.

Архимандрит Матфей. Акт избрания кандидатов в Патриархи производится в условиях слишком обычных, между тем, акт этот необычайной важности и значения. Ввиду этого я решаюсь обратиться к Священному Собору с покорнейшею просьбою: нельзя ли этому великому акту придать и церковный характер? Завтра начать заседание с торжественного богослужения — отслужить Литургию и после нее молебен. Попросим нашего Председателя облечься в мантию и после этого приступить к голосованию записками.

Председатель. Молебен будет.

Заседание закрыто в 3 часа дня.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Петроград, 1918. Кн. III. Деяния XXXI–XL. С. 38–51.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 33. Л. 28–47. Машинопись; Л. 48–68 об. Рукопись.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 230. Л. 35 об.42. Типографский оттиск.