Деяние № 3

17 августа 1917 г.

Заседание открыто в Соборной палате в 12 час[ов] дня под председательством первенствующего члена Св. Синода митрополита Киевского Владимира в присутствии 445 членов Собора.

Заслушаны приветствия:

1) От имени верховного главнокомандующего генерала Л. Г. Корнилова — князь Г. Н. Трубецкой. Я получил по телеграфу от верховного главнокомандующего поручение передать Поместному Собору привет и искреннее пожелание успеха в его святом деле. Позвольте принести привет и пожелания и от всех чинов Ставки верховного главнокомандующего и высших чинов армии. Среди тяжелых испытаний, какие переживает Россия, у нас не умерла мысль, что густой туман рассеется и что из глубины России воссияет возрождение. Нам не страшен внешний враг. Мы верим, что дух христолюбивого воинства не вовсе отлетел из рядов армии и что с помощью доблестных сынов ее воскреснет свободная Русь. Позвольте же просить Поместный Собор своими молитвами поддержать армию, возжечь тот пламень веры, который нужен нам.

2) От Киевского религиозно-философского общества — председатель общества Э. Н. Глокке. Киевское религиозно-философское общество, ставящее своей основной задачей свободное искание религиозной истины, в лице руководящего его деятельностью совета проникнуто с самого основания общества непоколебимым убеждением, что эта истина только в краеугольном камне, на котором зиждется Церковь Православная, в Господе нашем Иисусе Христе, Который только Один есть «Живот и Истина». Поэтому Киевское религиозно-философское общество, болезненно с сыновней любовью переживавшее скорби и муки нашей общей Матери — Русской Православной Церкви, томившейся долгие годы под тяжким гнетом самодержавной, ведомственной государственности, сковывавшей свободные члены ее живого соборного тела, теперь, в пресветлые дни ее новой Пасхи, ее животворящего воскресения к деятельной, проникнутой взаимной любовью творческой жизни, к которой призваны теперь все ее члены по мере данного каждому из них таланта, с благоговейной молитвенной радостью приветствует нынешний Всероссийский Освященный Собор в лице входящих в его состав святителей, пресвитеров, диаконов и мирян и твердо верит, что почивающая на этом Соборе благодать Всесвятого Духа поможет ему совершить великое дело строительства Церкви Российской на новых и в то же время старых, как само христианство, соборных, демократических началах во славу Божию и в утверждение истины.

3) От Галицийской Церкви — архиепископ Волынский Евлогий. Мне поручили передать привет Поместному Собору представители новоучрежденной Галицийской Церкви, зародившейся в годы страшной войны. Им судил Господь быть исповедниками и мучениками за свою родную православную веру. Они обращаются в лице моем к Поместному Собору с горячею мольбою принять их в общение с Православной Церковью, уверенные найти себе успокоение в лоне этой Церкви. Они живут молитвой, что Господь укрепит узы, соединяющие их с Православной Церковью, и что Собор положит твердые основания для общения с ними в любви и единоверии.

4) От Московского университета — проф[ессор] князь Е. Н. Трубецкой. Я приношу вам привет от старейшего русского университета и религиозно-философского общества имени В. С. Соловьева, которое полагает православную веру в основу своих изысканий. Среди великой, тяжкой скорби, переживаемой нами теперь, есть один проблеск светлой радости. Никто не забудет тех минут, которые мы провели в Успенском соборе и на Красной площади 15 августа. Радость, которую мы испытали тогда, мы не чувствовали бы так сильно, если бы мы не переживали таких страданий. Скорбь никогда не была так осязательна, как теперь. И голод, и холод, и вражеское нашествие… В основе всех этих бедствий лежат наши грехи, наши преступления. Можно вести нескончаемую повесть о наших грехах и преступлениях, об оскудении веры и любви к Родине. И вот, как весть из другого мира, пришел к нам этот Собор. Все мы веруем в слова Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди их». И вот сам Христос посреди нас. Вся Москва 15 августа двинулась в сретение Христу. И пусть это будет великим сдвигом, который нас исцелит и воскресит. Никакая политическая мудрость не выведет душу народа из ада. Нужна Господня благодать. Да будет же во всей Руси то, что мы видели в Москве! Пусть Собор прозвучит благою вестью о воскресении Христа и о воскресении во Христе русского народа!

5) От инородческих миссий Сибири и, в частности, Алтая — епископ Томский Анатолий. Приветствуют Собор миссионерские деятели на окраине Сибири и в Алтае. Тяжелый труд несут эти миссионеры. Они ожидают, что Освященный Собор подумает и о них, позаботится и об их нуждах, и просят благословения на свои дальнейшие труды, веря, что Собор не оставит их без своей помощи духовной и материальной.

6) От мелких народностей Поволжья — епископ Уфимский Андрей. В Приволжье существуют многие мелкие народности. Сейчас они переживают совершенно критический период в их религиозной жизни. Они испытывают культурный натиск от татар-мусульман и, кроме того, среди них происходит внутренний раскол. Более сильные из них шлют свой привет Поместному Собору и мольбу помочь им, чем мы можем. Мы можем спасти их великим примером русского народа. К несчастью, жизнь этого народа являет теперь пример ужасной разрухи. И мы более всех отталкиваем от себя, чем привлекаем. Прошу принять привет от этих мелких народностей и просьбу помолиться и не отказать во внимании к религиозным нуждам этих христиан, среди которых ныне можно встретить настоящих исповедников.

7) От съезда иноков — епископ Уральский Тихон. Радуюсь, что Господь привел мне сказать привет от съезда иноков. На Руси издавна были обители. Русь ополчалась на внешних врагов — татар, укрепляемая духом иноков, крепких верою. Опираясь на эту твердыню, всегда крепка была Русь. И теперь народ сотнями идет в обители, находит здесь спасение от пьянства, семейного горя. Сколько слез здесь утирается, сколько скорби облегчается! А теперь раздается голос дьявола: долой монастыри, долой церкви! Где же мы утрем слезы народного горя? Съезд иноков шлет свой привет, земно кланяется, молит, чтобы крепко стояли церкви Божии, и просит защитить обители святые.

8) От православных латышей Рижской епархии — свящ[енник] И. И. Намнек. Православные латыши всегда были в тяжелом положении, испытывая притеснения от баронов и находясь под давлением неправославных влияний. Ныне присоединилось новое бедствие. Почти половина территории латышей опустошена войной и занята неприятелем. Латыши должны были покинуть свою родную землю и теперь скитаются по всей Руси. Приветствуя Собор, православные латыши надеются найти в Соборе поддержку для своих надломленных сил.

Заслушаны доложенные протопресвитером Н. А. Любимовым телеграммы:

1) От Московского биржевого общества: Московский биржевой комитет от имени Московского биржевого общества приветствует Всероссийский Церковный Собор по случаю его открытия и выражает благоговейные чувства перед предстоящей его работой по укреплению и утверждению русской церковной жизни на началах, положенных ее Основателем. Председатель Московского биржевого комитета Сергей Третьяков.

2) От Уфимского съезда духовенства и мирян: Уфимский съезд духовенства и мирян, вознеся Господу Богу молитвы, приветствует Всероссийский Поместный Собор в день открытия его занятий и выражает ему искренние пожелания плодотворной работы на пользу Церкви и православного народа. Председатель съезда Ница.

3) От братства диаконов и псаломщиков Петроградской епархии: Братство диаконов и псаломщиков Петроградской епархии с благоговейной почтительностью приветствует открытие Поместного Всероссийского Собора, молитвенно просит Господа Бога ниспослать на членов Собора дар Святого Духа на великое дело обновления и устроения церковной жизни в России на началах Христовой любви, апостольской ревности и мученической стойкости в делах веры православной и смиренно надеется, что и младшим членам клира будет дана полная возможность применить всю ревность и усердие в близком их сердцу церковном деле. От братства диакон Аркадьев.

4) От граждан г. Череповца: Граждане Череповца, собравшись крестными ходами всех городских церквей на площадь для молебствия, молились о том, чтобы Всероссийский Церковный Собор обновил приход, колыбель русской общественности, и сказал непререкаемое слово, что вера и Церковь для русского счастья необходимы. Земной поклон Собору. Уполномоченный собранием протоиерей Фарфоровский.

Заслушаны приветствия:

1) От общества «Соборная Россия» — А. В. Васильев. Общество «Соборная Россия», имеющее целью воссозидать и строить свободную христианскую общественность на единственно незыблемом основании — соборности, приветствует Всероссийский Поместный Собор как высшее, наиболее полное и совершенное проявление этого Божественного начала, как венец и утверждение православной соборной церковности.

«Соборная Россия», как и весь верующий русский народ, ждет от Церковного Собора не только устроения Церкви, но и спасения государства. Переживаемые нашим Отечеством бедствия, весь этот распад и развал, вся эта лишняя изменнически проливаемая кровь и ужас нравственного падения недавно еще христолюбивых и самоотверженных — доблестного воинства и трудовых громад: все это — от забвения Бога, забвения исповедуемой нами в Символе Веры, но пренебреженной и загнанной в жизни соборности, подмененной духом партийной, сословной и классовой розни, духом неверия, корысти и вражды.

Да умудрит же Господь наш Иисус Христос Отчим Духом Святым Всероссийский Церковный Собор вернуть заблудшую часть нашего народа к вере отцов: благоустроит и утвердит Всероссийскую Церковь на каноническом и соборном основании; восстановить живое Ее общение с остальными частями Вселенской Церкви; восстановить духовную целость русского народа; призвать его к необходимым для защиты Отечества и для достойного завершения святой по ее целям освободительной войны жертвам и честному труду; призвав все состояния и части народа русского и все народы Державы Российской к свободному единству, к взаимному благоволению и миру.

2) От Американской миссии — архиепископ Алеутский Евдоким. Примите приветствие от человека, который пришел с того света, и приносит сыновний привет от лица страдальцев, обагренных кровью, — миссионеров Американской Церкви. Труды их беспримерно велики. Я не преувеличу, если скажу, что никто из сидящих здесь не имеет представления о той великой работе, какую совершают обездоленные, забытые наши труженики — американские миссионеры. В Америке трудятся пять православных епископов. Один работает в неприветливой Аляске, другой — среди необозримого пространства суровой Канады, третий — среди угорского народа, четвертый — среди сиро-арабов. Число верующих с каждым годом увеличивается, в Канаде открыто более 120 самостоятельных приходов, в Центральной Америке приходы в 5-6 тысяч целиком переходят в лоно Православной Церкви. Ныне мы уже считаем около 700 приходов в Америке. И из кого только не состоит Американская Православная Церковь! Она воистину Вселенская Церковь: в нее входят и галичане, и сербы, и далматы, и черногорцы, и арабы, и греки, и японцы. Благодаря самоотверженным трудам наших миссионеров, имя нашей Матери — Церкви в Америке достославно. Благодаря трудам наших миссионеров, великой любовью наполнены сердца американцев к нашей Родине. Я пришел из чужой страны, где о русской жизни мало известно. Но, придя сюда, я вижу, как страдает Русская Церковь от свободы слова и свободы борьбы. Американская Церковь давно уже страдает от этого. Никто с таким восторгом не приветствовал созыв Собора, как Американская Церковь, потому что при свободе слова никто так не страдал, как православная Американская миссия, которой приходится вести борьбу с образованными и свободными католиками и протестантами. Благодаря многим недочетам нашего церковного устроения, наши противники глубоко уязвляют нас и в значительной мере обессиливают нас. Посылая меня сюда, миссия просит через меня, чтобы Собор привел Православную Церковь к такому устройству, какое она должна иметь по слову Божию и церковным канонам. Если это будет сделано, наша борьба там, за морем, будет облегчена, и мы с большим успехом будем напрягать свои силы к распространению православия в Америке. Еще славнее станет жизнь Русской Церкви за морем. Еще с большим рвением будут устремляться к нашей церковной ограде не только наши зарубежные братья, отторгнутые унией от лона православия, но и епископалы — это наши лучшие друзья в Америке. Не забудьте же малой Американской Церкви, протягивающей к вам свои руки и молящей вас о помощи.

3) От лица православных в Испании и Аргентине — генерал Л. К. Артамонов. На мою долю выпала честь передать привет от самой маленькой Православной Церкви, где, однако, вера горит самым ярким пламенем. В далекой Испании один светский человек (секретарь миссии) своими трудами и переводом церковных книг возбудил интерес к православию в испанском обществе и тем положил начало Православной Церкви в Испании и затем в Аргентине. Эта православная община и поручила мне передать Собору свой привет и просит для себя благословения Собора.

4) От Крестовоздвиженского православного первого трудового в Черниговской губернии братства — свящ[енник] А. А. Секундов. Глубокоуважаемые архипастыри, пастыри и верные сыны Церкви, члены Всероссийского Церковного Собора! «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Верим, что и среди вас будет Христос, что Он объединит души ваши, будет руководить трудами вашими, ибо вы, избранные по молитвам всей верующей Руси, собрались во Имя Христа, для того великого, святого дела, ради которого Он умер на кресте, ради возрождения души человеческой, для духовного воскрешения жизни церковной.

Благословенны вы, грядущие во Имя Господне! Благословенны вы, несущие в своих сердцах ярко горящие светильники веры и любви! Дух Святой найдет на вас, и сила Вышнего осенит вас. И скажет Господь через вас мятущемуся несчастному в своей злобе человечеству, что только в исполнении заветов Божиих оно найдет свое счастье; и напомнит ему Господь о любви Своей: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели» (Мф. 23, 37). «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28), но прежде очистите свое сердце покаянием, ибо только «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8). Да, мы истомились в хаосе лжи и зла; мы ждем от святого Собора призыва ко всенародному покаянию. Мы жаждем не того мрачного покаяния, которое рождается в испуганном сердце в минуты ожидаемой кары, а той глубокой самопроверки, при которой мы поймем свои ошибки, поймем великий грех отвержения любви и правды Божией и с бодрой радостью пойдем на зов Отца Небесного, смиренно прося Его мудрого руководства.

Пусть этот призыв к покаянию прозвучит мощно, как колокол, зовущий во храм преображения. Мы верим, что он не останется неуслышанным, что много исстрадавшихся душ с мольбой обратятся к Тому, Кто может не только усмирить бушующее море злобы людской, но и водворить в душах и жизни людей Свое Царство любви, мира и радости о Духе Святом.

Мы, члены Крестовоздвиженского православного первого трудового братства, объединившиеся во Имя Христа для совместного созидания обновленной жизни, в братской любви и общинном труде, с каждым годом все глубже познавая правду и силу жизни по вере, счастье и радость ее, возносим горячие молитвы, призывая на Церковный Собор великие дары благодати Божией. Через ваши труды Господь да обновит церковную жизнь нашу, да явит чудо Своей всепрощающей любви и спасет Россию.

Да озарится Русь наша светом от Света Небесного и в этих святых лучах да узрит путь свой. Блюстительница братства Мария Уманец.

В. Н. Львовым прочитана переданная через американского посланника телеграмма от комиссии Всемирной конференции Американской Епископальной Церкви: Просим передать Собору Русской Церкви нижеследующее: комиссия Всемирной конференции Американской Епископальной Церкви шлет братские сердечные приветствия Собору святой Православной Российской Церкви. Дух Святой, пребывавший над Собором святых апостолов, да блюдет вашу священную Церковь и народ в эти знаменательные дни.

Постановлено: благодарить за приветствия.

Председательствующий просит приступить к деловым занятиям и обращается к Собору с словом.

Мы все желаем успеха Собору, и для этого успеха есть основания. Здесь, на Соборе, представлены духовное благочестие, христианская добродетель и высокая ученость. Но есть нечто, возбуждающее опасения. Это — недостаток в нас единомыслия, как указали подготовительные работы к Собору, продолжавшиеся в течение последних двенадцати лет. Поэтому я напомню апостольский призыв к единомыслию. Эти слова апостола имеют вселенское значение и относятся ко всем народам, ко всем временам, но в настоящее время разномыслие сказывается у нас особенно сильно. Оно возведено в руководящий принцип жизни. Без фракций, говорят, не обеспечен и порядок государственный. Разномыслие подкапывается под устои семейной жизни, под устои школы, под влиянием разномыслия многие откололись от Церкви; под влиянием разномыслия принимаются иногда такие преобразования, которые противоречат одно другому. Разномыслие раздирает государство. Нет ни одной стороны жизни, которая бы была свободна от пререканий и споров. Скажите, что для блага общества нужна власть; вам возразят, что всякая власть есть насилие и т. д. На чем же мы сойдемся? Православная Церковь молится об единении и призывает всех едиными усты и единым сердцем исповедовать Господа. Наша Православная Церковь устроена «на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу». Это скала, о которую разобьются всякие волны. Сыны Церкви умеют подчинять свои личные мнения голосу Церкви. Они готовы более подчиняться, чем начальствовать, и ничего не ставят выше подчинения своих слов и действий игу Христову. Об объединении Своих учеников молился Спаситель: «Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе». Об этом должны молиться и мы: «Отче, святи их во истину Твою. Слово Твое истина есть.

Протопресв[итер] Н. А. Любимов читает определение Святейшего Синода от 10 августа 1917 года об утверждении Устава Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви, в качестве руководственных правил для Собора впредь до окончательного решения на Соборе вопроса об Уставе Поместного Собора, и сообщает, что на основании ст. 36 сего Устава обязанности Секретаря Председательствующим возложены на него, протопресвитера Любимова, а обязанности помощников Секретаря — на членов Собора: управляющего канцелярией Св. Синода П. В. Гурьева и правителя дел Учебного комитета при Св. Синоде В. Н. Самуилова, и просит приступить к избранию Председателя Собора из числа епископов.

Постановлено: определение Св. Синода и распоряжение Председательствующего принять к сведению.

Проф[ессор] П. П. Кудрявцев. Предварительно каждого делового заседания Собора необходимо разослать повестку с обозначением предметов занятий, чтобы всякий наперед мог подготовиться к обсуждению дела. Между тем, повестки к настоящему собранию разосланы не были. Что касается выборов Председателя, то лучше совсем не производить их, чем производить недостаточно сознательно и без подготовки. Необходимо обставить их всеми гарантиями правильности. И прежде всего нужно наметить кандидата. Итак: 1) деловое заседание может происходить, когда будет разослана повестка; 2) необходимо наметить кандидата в Председатели Собора и 3) не следует избирать одним и тем же актом и Председателя Собора, и его товарищей.

Протопресв[итер] Н. А. Любимов. В ст. 38 и 42 Устава все недоуменные вопросы проф[ессора] Кудрявцева предусмотрены. Здесь определенно сказано, что предварительно избрания записками намечаются кандидаты и что выборы Председателя и его товарищей производятся не одним актом, но каждого из них особо. Что же касается повестки, то разослать ее к настоящему собранию было невозможно по техническим условиям. Некоторые члены Собора прибыли только сегодня; адреса других неизвестны; напечатать повестки при современных условиях типографской работы было невозможно, а изготовить их канцелярским способом не представлялось возможности за недостатком средств.

Граф П. Н. Апраксин вносит предложение, чтобы день, час и предмет занятий каждого заседания Собора были объявляемы на особой доске в помещении Собора, в здании семинарии и епархиального училища и сообщались путем объявления в двух наиболее распространенных газетах.

Архиепископ Волынский Евлогий. Желательно, чтобы в конце каждого заседания объявлялась повестка следующего собрания и его время.

Архиепископ Казанский Иаков. Необходимо огласить список епископов, прибывших на Собор.

Помощник Секретаря П. В. Гурьев оглашает список епископов.

Архиепископ Новгородский Арсений. Необходимо создать на время Собора особый печатный орган, в котором бы сообщалось, что делается на Соборе.

Протопресв[итер] Н. А. Любимов. Не угодно ли кому-либо высказаться по содержанию предложения высокопреосвященного Арсения. С своей стороны могу сообщить, что бывший в Москве противоалкогольный съезд издавал особые «Известия» с целью информации членов съезда.

Епископ Пермский Андроник. Нужно сделать соборным органом «Церковно-общественный вестник», чтобы все сыны Православной Церкви знали, что происходит на Соборе. Это и дешевле, и удобнее, чем создавать новый орган.

И. М. Бич-Лубенский. Желательно издание особого органа для осведомления всего православного населения России о том, что происходит на Соборе.

М. В. Родзянко. Я с удивлением узнал, что повестки не могли быть разосланы за недостатком средств. Все расходы по созыву Собора должны быть возмещены государством. На тот же источник надлежит отнести и расходы по изданию особого соборного органа.

Священник Н. Т. Карташев. Я не буду говорить о том, где печатать отчеты о деяниях Собора, но скажу, что слышал на местах в Кубанской области. Нужно заинтересовать народ тем, что происходит на Соборе. В светской прессе Собор игнорируют. Епархиальную печать не читают. «Церковно-общественный вестник» тоже не имеет распространения в народных кругах. Нам нужно развить церковную агитацию. Нужно в течение Собора издать несколько, примерно 10 названий, листков, выясняющих значение Собора и результаты его работ. Нужно освещать наиболее важные постановления Собора и разъяснять их значение. Нужно рассылать листки по приходам: листков по 300 на причт. Это составит 30-40 р. расхода на церковь. Я заметил, что в народе очень мало знают о Соборе, но когда узнают, то спрашивают, где можно подробно узнать о Соборе. Нужно издавать листки, с разрешения Собора, расклеивать их на видном месте, и раздавать их народу в храмах и вне их, по линиям железных дорог и т. п.

В. Н. Львов. Святейшим Синодом отпущено 1 000 000 руб. на содержание Собора. Этой суммы хватит только на три месяца. Св. Синодом возбуждено ходатайство об отпуске средств из казны на нужды Собора, но если бы ждать, когда состоится правительственное постановление по сему предмету, то Собор задержался бы на долгое время. Поэтому я присоединяюсь к мысли М. В. Родзянко об исходатайствовании средств из Государственного казначейства на покрытие расходов по созыву Собора, и прошу Собор в первую очередь обсудить этот вопрос и внести свое ходатайство по сему предмету через г[осподина] министра исповеданий на уважение правительства.

М. В. Родзянко. Я присоединяюсь к мысли о необходимости популяризации деяний Собора и что на это потребуются большие средства, которые должно дать государство, но нахожу неудобным начинать Собор с постановления о ходатайстве об отпуске средств; поэтому я прошу не ставить этот вопрос на обсуждение. Я не вижу необходимости разрешать вопрос в настоящем заседании, и мои слова были сказаны мною лишь для предупреждения правительства.

А. В. Карташев. На расходы по созыву Всероссийского Поместного Собора Св. Синодом испрашивается из средств Государственного казначейства беспроцентная ссуда в количестве 2 000 000 руб. На это ходатайство поступил уже отзыв от государственного контролера, который не высказывается против ассигнования, хотя и сокращает несколько самый размер испрашиваемого пособия. Можно надеяться, что не встретится препятствий к ассигнованию средств на Собор и со стороны Министерства финансов. Высказанные же членом Собора Родзянко и другими членами Собора суждения дадут ему опору для более настоятельного ходатайства пред Временным правительством об отпуске средств.

П. И. Астров. Москва переживает великие дни праздников высокого религиозного одушевления. Желательно, чтобы члены Собора пережили то же религиозное одушевление, которое переживает православное население г. Москвы, и источником которого являются ее святыни и соединенные с ними исторические воспоминания. Нужно, чтобы будущий соборный орган вводил членов Собора в круг московских празднеств, знакомил с их происхождением и значением.

Протоиерей С. И Шлеев. Собор получит значение не только от своих постановлений, но и от того, как они будут восприняты православным народом. И по мере того, как его постановления будут восприниматься народным сознанием, будут захватывать его душу, будет возрастать и значение Собора. Я бы предложил избрать особую комиссию, которая разработала бы вопрос о том, как приблизить Собор к народному сознанию.

В. П. Шеин. Наши суждения получают неожиданное направление. Говорят о средствах на покрытие расходов по Собору. Этот вопрос разъяснен министром исповеданий. Говорят об издании и распространении листков о Соборе. Но то и другое частность. Важно не то, как мы распространим в населении сведения о том, что мы говорим, и не то, на какие средства мы распространим то, что мы будем говорить, а важно то, что мы будем говорить. Этого ждет вся верующая и неверующая Россия. Войска, города, земства, биржевой комитет и многие общественные учреждения высказали нам свои благожелания и возложили на нас свои чаяния. И должен же раздаться голос, который бы затронул всю Россию и мог бы образумить многих. Должно же в наше время упадка и веры и упования прозвучать слово веры, в наше время лжи и всякого извращения истины — слово правды и в наше время всяких насилий, озлоблений, вражды — слово мира. И прежде всего нужна пламенная молитва об устроении Церкви и спасении России. Нужно в Храме Христа Спасителя вознести всенародное моление о ниспослании победы русскому воинству и спасении Русской Церкви и русской земли; во-вторых, нужно в полном составе Собора помолиться у раки преп[одобного] Сергия; в третьих, обратиться с посланием ко всему русскому народу, в котором призвать его оставить вражду и злобу, сказать ему слова правды и призвать к покаянию. Поэтому я предлагаю выбрать особых лиц и поручить им обсудить вопрос о всенародном молении и о составлении послания. Переходя к вопросу о порядке дня, я нахожу, что прежде всего нужно избрать комиссию для поверки полномочий членов Собора.

Князь А. Г. Чагадаев. Я согласен по существу с тем, что сказал В. П. Шеин, но думаю, что особой комиссии для обсуждения вопроса о молении и составлении послания к народу не требуется. Нужно спешить. Жизнь не ждет. На фронте льется кровь, и я предлагаю сейчас же совершить молебствие о спасении России и панихиду о павших за защиту Родины.

А. И. Ивановский. Предо мною встает образ Патриарха Ермогена. Как бы ни были тяжелы настоящие минуты, но те минуты были еще горше, еще тяжелее. Польский гарнизон стоял в Кремле, а Патриарх Ермоген говорил, что Русская Земля не погибла, и призывал всех к борьбе за Родину и Церковь. Необходимо и нам сказать, что Русская Земля еще сильна, необходимо, чтобы по всей Земле Русской было разослано воззвание. Необходимо обратиться с увещанием к армии и флоту, сказать им, что Русская Земля еще сильна, и призвать их к смелой и решительной борьбе за Родину.

Священник Е. Ф. Сосунцов. Нам нужен: 1) маленький орган для нас самих; 2) орган осведомительный для епархий: таким органом может быть «Церковно-общественный вестник»; 3) нужен особый орган для широкого распространения в народе сведений о Соборе и популяризации его идей. Средства и силы для издания этих органов найдутся.

По предложению Председательствующего постановлено: запись ораторов прекратить.

Протопресв[итер] Г. И. Шавельский. Мне крайне тяжело говорить об армии в ее настоящем положении после того, как я видел ее в расцвете силы и славы. Вспоминаю начало этой беспримерной войны. Армия вышла на поле брани слабо снабженной, плохо снаряженной, без достаточного количества ружей, орудий, снарядов. Но она была сильна духом, верой, любовью к Родине и готовностью на какой угодно подвиг. Она была могуча верой в Бога и в этой вере черпала одушевление для подвигов своих. Началась борьба с могучим врагом. В декабре 1914 г. я сотни верст проехал по Вост[очной] Пруссии, посещая войска на позициях. Я видел разгромленные неприятельскими и нашими снарядами деревни и города, разоренные дома, оставленные жителями, но кирки везде стояли нетронутыми, и все в них бывшее оставалось неприкосновенным. Я наблюдал трогательную заботливость наших воинов об оставшихся жителях. В то время немцы ознаменовали уже вторжение в наши пределы рядом зверств: осквернением наших храмов, насилиями над жителями, изнасилованием женщин, избиением стариков и детей. Я спрашивал наших солдат: «А вы оскверняли немецкие храмы?» «Никогда!» — отвечали они. «Надругались над мирными жителями?» «Нет!» — кричали мне. «Не насиловали женщин, не обижали стариков и детей?» «Боже сохрани!» — отвечали мне. Да, я еще раз свидетельствую, что наша армия в 1914 году вышла на брань со страхом Божиим, не затем, чтобы грабить и разорять чужие земли, а лишь затем, чтобы защитить от грозного врага свою родную землю, и, защищая ее, воины наши покорно страдали, с молитвой и благословением умирали, веруя в великую святость того подвига, какой совершали они.

Настало лето 1915 года. Началось Галицийское отступление наших войск. Приезжаю в одну дивизию. Начальник этой дивизии говорит мне: «Люди еще у меня есть, но ружей и снарядов нет. Что же делать? Вооружу дубинами и пущу в атаку, пусть отбиваются!» И наши богатыри с дубьем в руках или камнями отбивались от вооруженного с ног до головы неприятеля. В сентябре 1915 г. посетил я 3-ю стрелковую дивизию на Северном фронте. Один из ее полков только что потерял почти весь свой состав. К моему приезду выстроился «весь» полк… в нем было всего 92 штыка. «Ну что, братцы, как чувствуете себя?» — спросил я. «Постоим за Родину!» — дружно ответили мне. И постояли. Эта безоружная, обессиленная боями, но могучая верой и молитвой армия остановила натиск врага, а вскоре показала ему и силу свою. Что теперь стало с нашей, когда-то могучей, славной армией?

Вы знаете подробности Тернопольского прорыва и разгрома. Вы слышали о зверствах над мирными беззащитными жителями, о бесчинствах и кощунствах, которыми наши войска опозорили себя. Я не стану распространяться обо всем этом, одно лишь скажу: в течение более двух лет мы очень усердно собирали сведения о немецких зверствах, набраны груды документов. Но теперь все это надо сжечь, так как все немецкие зверства являются детскими шалостями по сравнению с тем, что натворили наши христолюбивые воины…

Что же за причина столь огромной перемены, происшедшей в душе нашей армии? Причина одна: ее охватил животный страх. Нашим доверчивым и уставшим воинам посулили царство небесное на земле: всю землю и волю; и в это же время освободили их от долга: от обязанностей и от возмездия за трусость, измену и всякие другие нарушения высокого воинского долга. Нашим воинам пообещали рай на земле, и под влиянием этой проповеди людьми овладел животный страх за свою драгоценную жизнь. Не может быть доблести, мужества, храбрости в сердцах людей, которые ищут одних земных благ, дрожат за свою жизнь, ибо боятся вместе с нею потерять все…

Но я неисправимый оптимист и верю в возможность возрождения армии. Сейчас настроение армии таково. Есть в ней известный процент обезумевших, неисправимых. Несравненно больше растерявшихся, которые или не знают, что делать, к кому пристать, или боятся выявить лицо свое. Есть, наконец, известный процент людей, скорбящих за настоящую разруху армии. Их мы называем «никодимами», ибо они приходят к нам, пастырям, за советом, за утешениями чаще ночью, чем днем. Надо третьих окончательно укрепить, надо вторых вразумить или ободрить. Священный Собор должен прийти на помощь армии. Я считаю необходимым, во-первых, чтобы Всероссийский Поместный Собор обратился к армии с воззванием самым решительным и горячим. Только свет Божественной Истины может рассеять омрачение, обуявшее умы. Во-вторых, считаю необходимым, чтобы от имени Собора беспрерывно издавались листки для армии. В этих листках в одной части должно быть назидание, а в другой осведомление о том, что происходит на Соборе. В-третьих, нужно послать от Собора проповедников в московский гарнизон и для всего московского населения, ибо настроение гарнизона отражает в себе настроения общества. В-четвертых, нужно устроить всенародное моление ко Господу о спасении Отечества и вразумлении заблудших, 26 августа, в день Владимирской иконы Божией Матери. Это наиболее подходящий день для такого моления.

Архиепископ Тамбовский Кирилл. Началось с вопроса об издании листка в целях осведомления членов Собора о том, что на нем происходит. Затем, по предложению В. П. Шеина, поставлен вопрос об издании послания к народу и листков для народа. Я поделюсь тем, что слышал во время литургии, когда возносились моления о Соборе и спасении России. Мне говорили, что необходимо эти моления возносить во всех церквах и за каждою литургией. И я вношу предложение просить Св. Синод, чтобы он сделал необходимое по этому предмету распоряжение.

Протопресв[итер] Н. А. Любимов. Определение Св. Синода по настоящему предмету уже состоялось.

Граф П. Н. Апраксин. Мы стоим на грани. Мы строим новую Россию, и для нас вопрос жизни и смерти — какой камень положили во главу угла строители новой гражданской жизни России. И мы видим, что этот краеугольный камень ищут вне Церкви Православной. Мы видим, как от лиц православных типографий, где печатались богослужебные книги и молитвенники, переданы для печатания изданий, быть может, и очень хороших, но которые во всяком случае не лучше наших молитвенников. Мы должны говорить открыто. Мы должны не отрекаться от исповедничества, мы должны сказать, что то нечеловеческое слово, которого ищут для спасения России, — есть слово «Бог», что камень, на котором должно быть построено государственное здание России, — есть православная вера и Церковь. Замечаются некоторые признаки возрождения. Недавно один из правителей совершил паломничество к Иверской иконе Божией Матери. Это дает надежду, что православная вера получит то значение, какое должно принадлежать Ей в государственной жизни России.

Проф[ессор] Н. М. Абрамов. И по своему образованию, и по роду деятельности я все время был далек от дел Церкви, но Промыслу Божию угодно было призвать меня в число членов Поместного Собора Всероссийской Православной Церкви в качестве представителя мирян от Донской области. Я с радостью и восторгом принял это избрание и ехал сюда, признаюсь, охваченный энтузиазмом и верой, напутствуемый просьбой своих избирателей: «Поезжайте на Собор, стойте там крепко за св[ятую] веру и спасите веру, а вместе с нею и Церковь и государство». Вот почему я с радостью услышал, что первым делом Собор решил обратиться с посланием к чадам Церкви и к армии и флоту. Исполняя поручение своих избирателей, я горячо поддерживаю намерение Собора сказать веское слово русскому народу и русским воинам о том, что вера в Бога должна лежать в основе всей нашей деятельности, особенно теперь. Может быть, нам удастся зажечь пламень веры в сердцах всех граждан России, а особенно армии и флота, и снова поднять в них тот дух, какой постарались в них угасить, а вместе с этим, может быть, удастся и оправдать надежды пославших нас сюда, что Собор, спасая и отстаивая веру и Церковь, спасет от гибели и нашу дорогую Родину.

Князь Е. Н. Трубецкой. Собор должен быть всенародным, чтобы церковные верхи слились с низами, чтобы в каждом захудалом приходе слышался отзвук того, что здесь происходит. Всенародное моление нужно вознести не только здесь, в Москве, где собрался Собор, но и по всей России. Нужно готовиться, чтобы вознести эти моления. Должны быть дни поста. Народ — темная масса: он не сознает, что его постигло великое бедствие. Нужно призвать всех к жертвам. И пусть вся Россия об этом узнает, в каком положении мы находимся. Собор замалчивают. Всероссийский церковный съезд ознаменовал свою деятельность поездкой к раке преподобного Сергия. Вокруг этой раки и мы должны собраться и помолиться великому предстателю земли русской. Нужно создать настроение, чтобы благодать Святого Духа сошла на землю. И это будет, быть может, более значительным, чем самые постановления Собора.

В. Н. Львов. Послание к народу, армии и флоту должно быть. Но я не согласен с тем, что составление этого послания должно быть поручено какому-либо особому лицу. Послание должно идти от лица Собора. Но Собор еще не организовался. Мы еще не знаем друг друга. Поэтому в настоящее время обращаться с посланием преждевременно и неосмотрительно. Сначала нужно сорганизоваться и затем избрать особую комиссию из пяти лиц, которой и поручить составление послания.

Протопресв[итер] Н. А. Любимов. Поступило заявление резюмировать сделанные сегодня предложения. Идет оно от В. П. Шеина, который предлагает: 1) избрать комиссию из трех членов для обсуждения вопроса об установлении всенародного моления; 2) избрать комиссию из пяти членов для составления проекта воззвания от имени Собора к чадам Православной Церкви. Откладывать этого дела не следует, ибо иначе мы не исполним своего долга. Во главе этой комиссии поставить о. протопресвитера Шавельского.

Протоиерей А. В. Смирнов. Нам нужно идти в своей деятельности определенным путем, указанным в Уставе Собора, ибо иначе не будет никакого порядка. В ст. 99 Устава сказано, что члены Собора вносят свои предложения в письменном виде за подписью не менее 30-ти лиц. Этого порядка и нужно придерживаться. Предложений сделано много. Мы ничего не потеряем, если отложим их обсуждение до завтрашнего дня. Итак, нужно, стоя на почве правил Устава, выбрать самые необходимые вопросы для обсуждения в ближайшем заседании Собора.

Протопресвитер Н. А. Любимов. По распоряжению Председательствующего, следующее заседание Собора назначается 18 августа в 10 часов утра. Предметами его занятий будут: 1) избрание Председателя Собора; 2) обсуждение вопроса о выборе особой комиссии об установлении нарочитого моления о спасении Отечества и Церкви и комиссии для составления посланий от имени Собора к православному народу, армии и флоту.

Заседание закрыто в 4 часа дня.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Кн. I. Вып. 2. Деяния I–V. С. 48–63.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 8. Л. 1433. Машинопись. Подлинник; Л. 34–70 об., 73–75. Машинопись. Черновик; Л. 71–72 об. Рукопись.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 3. Л. 62 об.–65 об. Типографский оттиск.