Деяние № 16

13 сентября 1917 г.

Заседание открыто в Соборной палате в 10 час[ов] 15 мин[ут] утра под председательством архиепископа Новгородского Арсения в присутствии 415 членов Собора.

На повестке заседания:

1) оглашение постановления Соборного Совета об учреждении при нем Хозяйственно-распорядительного совещания;

2) доклад Уставного отдела по внесенному за подписью 41 члена Собора предложению о включении в состав Соборного Совета двух членов: одного — от сельского духовенства, другого — от крестьян. Докладчик проф[ессор] А. В. Флоровский.

Председательствующий. Считаю долгом заявить, что среди нас присутствует представитель Румынской Церкви епископ Гушский Никодим, который и скажет приветствие Священному Собору от Румынской Церкви.

Епископ Гушский Никодим. Высокопреосвященнейший Владыко, милостивые архипастыри, высокопреподобные отцы, милостивые государи и братья.

Святейший Синод Румынской Православной Церкви, сообразно приглашению Святейшего Правительствующего Синода Российской Церкви, уполномочил меня участвовать в качестве его представителя на заседаниях Всероссийского Церковного Собора и заповедовал мне выразить вам глубокую благодарность за высокую честь, вами оказанную Румынской Церкви, и уверить вас, что этим возобновлением древних связей между вашею и нашею Церквами он чувствует себя утешенным и укрепленным, особенно в настоящее время, которое переживают наша Церковь и наша Родина.

Сожалею только, что прибыл сюда так поздно и лишился возможности слушать прения по вопросам, до сих пор разбираемым; но это не по моей вине, а обстоятельства так сложились, что ваше пригласительное послание дошло до нас слишком поздно — мы его получили лишь 24 августа. Все-таки, хотя и поздно, но считаю за особое счастье то, что могу приветствовать вас тут в вашем славном первопрестольном граде, где собрались в столь величественном собрании и для столь важных целей.

Его высокопреосвященство Молдавский митрополит, нынешний председатель Святейшего Румынского Синода, имея ввиду важное значение Соборов в жизни Христианской Церкви, и что в прошедшем русские и румынские святители являлись вместе на подобные Соборы, напр[имер], в 1642 г. в Яссах; имея ввиду, наконец, что наши народы находились всегда в тесных отношениях и, как в мирные, так и в бурные времена, шли рука об руку, от души желал сам приветствовать вас тут и быть вашим сотрудником; но опасность, снова угрожающая нашей Родине, не дала ему исполнить свои сердечные пожелания.

Переживаем тяжелые времена, и это потому, что на месте Евангелия и Креста Христовых человек пытался ставить свою мудрость и разрушительные изобретения своего ума. Но пройдет и это заблуждение, и он лишний раз убедится, что только мир Христов и исполнение Его заповедей могут возвысить народы и создать их счастье.

Блаженна Церковь, которая заботливо разрабатывала христианское учение и путем научных богословских трудов и привлекательных литературных сочинений успела сеять его широко во всех слоях народа! Блаженна Церковь, которая своими собственными силами и не без жертв распространила Евангельское учение и у народов, не знавших до тех пор Христа Спасителя, и которая даже в тяжелые минуты старается найти новые средства к улучшению быта своих чад!

Такова Русская Православная Церковь, святители, пастыри и избранные чада которой собрались ныне тут, на этом великом Соборе, который сердечно приветствую от имени иерархов, духовенства и народа румынского и молю Бога ниспослать свое благословение на его труды и увенчать их самыми полезными результатами ко благу и вечному преуспеянию святой Православной Русской Церкви и к умиротворению наших народов.

Теперь позвольте мне с этого места обратиться с приветом к Временному русскому правительству от моего имени и от имени Румынского королевского правительства и вместе с тем воскликнуть из всего сердца: да здравствует русский народ, да здравствует Россия мирная, сильная, славная!

Председательствующий. Священный Собор Русской Церкви с любовью выслушал приветствие Православной Румынской Церкви и лобызает его. Вместе с тем Собор приветствует вас, ваше преосвященство, как представителя Православной автокефальной Церкви дружественного нам единоверного румынского народа. Возобновление взаимоотношений Церквей свидетельствует о глубине и широте церковного самосознания чад их, вместе с тем служит ясным выражением христианской любви и единения, о чем молил Христос: да вси едино будут, как Ты Отец во Мне и Я в Тебе, так и они вместе да будут вси едино.

Русская Церковь всегда входила в общение с православными автокефальными Церквами, взирала на них с любовью и по мере сил помогала им и материально, и духовно. Быть может, это общение не всегда было частым, но это зависело от различных внешних обстоятельств. В частности, общение с Румынской Церковью было всегда и политическим, и культурным, и церковным. Самое беглое знакомство с историей взаимообщения между Русской и Румынской Церковью доказывает это. Вы изволили упомянуть, что для решения некоторых церковных вопросов собирались Соборы, напр[имер], был Собор в 1642 г. в Яссах, и напомнили, что это взаимообщение выражалось во многом другом. Румынская Церковь даровала Русской Церкви много великих святителей, на которых мы взираем с любовью. Достаточно упомянуть о таком великом святителе, каким был Петр Могила, основавший Киево-Могилянское училище, из которого возникла Киевская духовная академия, 300-летие которой недавно исполнилось, но не было отпраздновано с достаточной торжественностью. Достойным внимания является митрополит Молдо-Влахийский Гавриил Банулеско. Со своей стороны и Россия оказывала свое религиозно-просветительное влияние на дружественную нам Румынию. Двери школы и духовной и светской были открыты для желающих учиться. Достаточно вспомнить имена братьев Скрибанов, особенно Филарета Скрибана, епископов Мелхиседека, Геннадия, Сильвестра: все эти святители Румынской Церкви получали образование в Киевской духовной академии, и таким образом поддерживалась связь между Церквами Румынской и Русской. Да, наконец, живым свидетелем общения являетесь вы, владыко, воспитанник Киевской духовной академии. И теперь с честью, да не омрачится скромность ваша, имя ваше как святителя славится в Румынской Церкви. Киевская академия гордится вами как своим питомцем — святителем в единоверной Румынии. К сожалению, вы теперь являетесь единственным представителем русской богословской науки в сане святителя в Румынии. Было время, когда почти все святители Румынии, занимавшие кафедры, были из воспитанников русской духовной школы. Теперь, к сожалению, эта связь оборвалась, — многие святители Румынской Церкви получили образование в заграничных школах Берлина, Парижа и др. Будем уповать, что в настоящее время, когда жизнь церковная восстановляется в форме Соборной, связь между Церквами установится и возникнет единение между Церквами, какое было прежде. Наша Родина и ваша переживают в настоящее время тяжелые моменты. Румыния вступила в союз с Россией, эти страны сплотились против общего врага, — страдания объединяют людей, и мы уповаем, что обе стороны при этих страданиях выйдут очищенными и связь между ними еще более укрепится.

Мы приветствуем вас и радуемся, что вы приняли участие в нашем торжестве веры. Не сомневаемся, что на этом Соборе Вы увидите знаки искренней любви по отношению к вам. Когда вы вернетесь в свою страну, конечно, передадите священному Синоду привет и чувства любви. Быть может, и нам предстоят те же испытания, какие перенесла Румынская Церковь в 60-х годах, когда монастыри и лавры запустели и когда многие из румынского духовенства нашли себе приют в России. С любовью принимаем вас, как сотрудника в нашем общем деле. Воспоем преосвященному Никодиму «Многая лета»».

Епископу Никодиму воспето Собором «Многая лета». Епископ Никодим преподает благословение клирикам и мирянам, а Собор воспевает ему «Испола эти деспота».

Секретарь Собора оглашает: 1) поступившие приветствия:

а) от Казанского епархиального съезда духовенства и мирян: «Казанский епархиальный съезд духовенства и мирян, собравшись в день церковного новолетия для обсуждения вопросов церковно-епархиальной жизни, сыновне приветствует Всероссийский Церковный Собор, молитвенно желает ему успешной работы по воссозданию церковной соборности на началах евангельской любви. Съезд верит, что Поместный Собор, собравшийся под сенью дорогих сердцу верующих московских святынь, возвысит свой мощный голос к умиротворению страстей и к прекращению братоубийственной вражды, ведущей Отечество к политическому и духовному рабству»;

б) от епархиального собрания благочинных Смоленской епархии: «Епархиальное собрание отцов благочинных Смоленской епархии сыновне и почтительнейше приветствует Всероссийский Церковный Собор и молит Господа, да поможет Дух Святый пастырям и верным сынам Православной Церкви в духе мира, единения и любви оздоровить болящий организм церковного тела и да исцелит от скорби тяжелой дорогую и многострадальную нашу Родину»;

в) от прихожан Суражевского храма: «Прихожане Суражевского храма, вознеся горячие молитвы Господу о здравии и благоденствии Собора, сыновне благоговейно шлют приветствие, выражают пожелания плодотворной работы к утверждению Церкви Христовой. У владыки просим молитв и благословения. Священник Жуков»;

г) от С. К. Артеменко с приложением Херувимской песни, посвященной Собору;

2) поступившую на имя председателя Собора докладную записку священника Иоанна Кедрова следующего содержания: «Сознавая всю важность для Всероссийского Церковного Собора и православных христиан иметь соборный орган печати, который бы знакомил жаждущих духовного обновления религиозно-церковной жизни, о соборных деяниях, — приемлю на себя многогрешного дерзновение передать на издание органа пятьсот рублей в молитвенную память о здравствующей рабе Божией Анастасии. Деньги при сем прилагаю»;

3) последовавшее заключение Соборного Совета о передаче докладной записки священника Кедрова и присланных им 500 рублей в Издательский отдел.

Постановлено: а) благодарить священника И. Кедрова за пожертвование; б) заключение Соборного Совета утвердить; в) за приветствия благодарить.

Секретарь Собора оглашает:

1) поступившее за подписью 31-го члена Собора заявление об образовании нового Отдела для составления Церковно-карательного устава и заключение Соборного Совета о предложении Отделу о церковном суде образовать для составления Церковно-карательного устава особый подотдел;

2) заявление члена Собора епископа Сухумского Сергия об отпуске его в Сухумскую епархию и о назначении им своим заместителем на Соборе — настоятеля Очемчирской церкви протоиерея Дмитрия Маргания, и заключение Соборного Совета следующего содержания: «Ввиду невыясненности общего вопроса о праве епархиальных архиереев назначить себе заместителей в период действия Собора передать заявление епископа Сергия в Уставный отдел для подробной разработки указанного вопроса и представления по сему предмету соответствующего доклада Собору»;

3) поступившее за подписью 35-ти членов Собора заявление о возбуждении вопроса об участии женщины в жизни Церкви и заключение Соборного Совета о передаче заявления в отдел о церковной дисциплине;

4) поступившее за подписью 35-ти членов Собора заявление об образовании особого Отдела для разработки плана богослужений в церквах г. Москвы с участием священнослужителей-членов Собора, для организации чтения лекций на религиозно-нравственные темы и для устроения внебогослужебных собраний, и последовавшее по сему заявлению заключение Соборного Совета о передаче заявления в существующее при Соборном Совете Религиозно-просветительное совещание, возглавляемое архиепископом Кишиневским Анастасием;

5) поступившее за подписью 30-ти членов Собора заявление об изменениях в последовании молебного пения на Новый год и заключение Соборного Совета о передаче заявления в Отдел о богослужении.

Постановлено: заключения Соборного Совета по оглашенным заявлениям утвердить.

Председательствующий. Считаю долгом доложить к сведению Собора следующее положение о Хозяйственно-распорядительном совещании при Соборном Совете:

«1. Хозяйственно-распорядительное совещание состоит при Соборном Совете.

2. В состав его входят 8 членов Собора, в том числе Секретарь Собора, и 8 членов по должностям. К последним принадлежат: представители канцелярии Святейшего Синода, Хозяйственного управления и контроля при Святейшем Синоде, ректор Московской духовной семинарии, директор Синодального училища церковного пения, председатель совета по заведыванию епархиальным домом, распорядитель Соборной палаты и чиновник особых поручений при Соборном Совете.

3. Председатель совещания назначается Соборным Советом из числа входящих в состав совещания членов Собора.

4. Список кандидатов в члены совещания от Собора предлагается Соборным Советом на утверждение Собора.

5. Все члены совещания несут свои обязанности безвозмездно.

6. Совещание:

а) ведает всеми суммами, отпускаемыми на содержание Собора, причем денежный расчет производится Хозяйственным управлением при Святейшем Синоде по постановлениям совещания;

б) составляет смету на содержание Собора и состоящих при нем установлений;

в) заведует хозяйственной частью Епархиального дома и других зданий духовного ведомства, отведенных для Собора;

г) вступает в соглашение с московскими епархиальными учреждениями, предоставившими свои помещения для нужд Собора;

д) заключает договоры и условия с подрядчиками.

7. Совещание приглашает для исполнения своих распоряжений и несения обязанностей по хозяйственным и распорядительным делам Собора необходимых для этого лиц за особое вознаграждение, размер которого определяется тем же совещанием.

8. Журналы совещания утверждаются Соборным Советом».

В состав совещания предлагаются Соборным советом следующие члены Собора: епископ Екатеринославский Агапит, проф[ессор] Н. М. Абрамов, Л. К. Артамонов, А. И. Ивановский, С. М. Раевский, протоиерей Н. В. Цветков, протоиерей А. Я. Зыков и Секретарь Собора. Все эти лица выразили желание потрудиться в этом деле безвозмездно.

Постановлено: предложенный Соборным Советом список кандидатов в члены Хозяйственно-распорядительного совещания при Совете утвердить.

Председательствующий. Предлагаю приступить к обсуждению доклада Уставного отдела по заявлению 41-го члена Собора о дополнении состава Соборного Совета двумя новыми членами от сельского духовенства крестьян. Докладчиком выступит профессор А. В. Флоровский.

Проф[ессор] А. В. Флоровский. На рассмотрение Уставного отдела было передано заявление 41-го члена Собора о введении в состав Соборного Совета двух новых членов — одного от сельского приходского духовенства и одного от членов Собора из крестьян. Это заявление послужило предметом бурных прений на одном из частных совещаний. Уставный отдел подошел к решению этого вопроса в более спокойной обстановке и сделал попытку примирительную. Решение Уставного отдела не получило, однако, значительного большинства. Из 30-ти присутствовавших в отделе 16 высказались за отклонение предложения, а 14 — за принятие.

В качестве основания для включения в Соборный Совет представителей сельского духовенства и крестьян указывается на то, что Соборному Совету, может быть, придется разрешать такие вопросы, которые нуждаются в участии представителей самой гущи народа. Указывают и на то, что в Соборном Совете должны быть представлены все элементы, входящие в состав Собора. Эти положения и послужили отправной точкой дальнейших суждений в Отделе.

Практика других представительных учреждений показывает, что советы не имеют обязанности рассматривать вопросы по существу: целый ряд вопросов входит в них как в распорядительную инстанцию, и наш Устав не открывает для Соборного Совета широкого поля деятельности.

Статьи 52, 53 и 54 Устава Собора показывают, что Соборному Совету принадлежит не решение каких-либо общих вопросов по существу, а лишь направление поступающих на рассмотрение Собора дел и установление внутреннего распорядка Соборных занятий. И только ст. 55 указывает на некоторое расширение деятельности Соборного Совета. Согласно этой статье, Совет, по собственному почину или на основании сделанных ему заявлений, отменяет распоряжения всех органов Собора, противоречащие церковным правилам, закону, сему Уставу или постановлениям Собора. Но здесь имеются ввиду распоряжения, а не постановления.

Далее, если бы случилось, что Совету пришлось бы высказаться по существу обсуждаемых дел, то и здесь Соборному Совету пришлось бы коснуться таких деликатных и тонких вопросов, которые едва ли требуют участия представителей из среды крестьян. Конечно, среди них есть люди высокого религиозного одушевления, не отравленные современным скептицизмом. Но для работы в Соборном Совете, требующей знания церковных канонов, необходимо умение разбираться в логических тонкостях. При таких условиях для представителей из крестьян едва ли будет много работы в Соборном Совете.

С другой стороны, если в Соборный Совет войдут представители одних общественных групп, то должен быть открыт доступ представительству и других общественных групп, например, армии, единоверцев и т. д. Кроме того, раз вводится сельское духовенство и крестьянство, то необходимо увеличить для пропорциональности представительство и от епископов. Таким образом, открываются в Соборный Совет двери для целого потока новых лиц. Вообще же возникает вопрос: желательно ли, чтобы в состав Соборного Совета входили представители тех мелких подразделений и групп, на которые мы можем распадаться? Соборный Совет должен отражать только то естественное церковное деление, которое существует на Соборе, но отнюдь не должен отражать мелких сословных делений, которые являются условными и в настоящее время уже отменены государственным сознанием. Вот те соображения, которые привели Отдел к заключению, что ходатайство 41-го члена Собора следовало бы отклонить.

П. Б. Мансуров. Ваше высокопреосвященство, отцы и братия! Вопрос, который подлежит нашему обсуждению, вопрос важный. Он связан с болезненным состоянием нашего Отечества. Ему не следовало бы возникать.

В Отделе голоса разделились почти поровну. Я входил в состав меньшинства и думаю, что следовало бы уступить его желанию. Я признаю значение доводов большинства. Тем не менее, я скажу, что вопрос возникает из нашей жизни и ее болезни. Причины отклонения основательны. Но наша Церковь руководится не всегда принципами: есть еще путь церковной икономии; на этот путь и нужно встать. Вы знаете: наша болезнь — недоверие народа ко всему, что происходит наверху. Это отразилось и здесь. Если не дать удовлетворения этому стремлению, мы пойдем наперекор чувству значительной части нашего Собора и народа. Чтобы протянуть нити от Собора к народу, полезно включить в Совет представителя от народа. Это нужно еще и потому, что Совет призван работать и тогда, когда наступит перерыв в работе Собора. Но тогда не будет представителя от народной глубины, и народные элементы не будут иметь участия в работе Собора. Отсутствие этих элементов будет способствовать укреплению народного недоверия. Поэтому в видах доверия, которое Собор должен иметь в народной глубине, я позволю себе просить, руководствуясь принципом церковной икономии, принять предложение о пополнении Соборного Совета представителями от сельского духовенства и крестьян.

Н. Н. Медведков. Я первый подписал это заявление от 41-го и нахожу, что оно справедливо, и вот по каким основаниям. Говорят, что Соборный Совет имеет внешнее формальное значение: принимает бумаги, дает им направление. Нет: он направляет не только бумаги, но всю деятельность Собора, объединяет ее. Призвание Соборного Совета очень высокое. Мне кажется, что Соборный Совет, как президиум, должен объединить все течения, он является центром. Я бы назвал его душою Собора. Здесь самые лучшие наши избранники. Устроение церковной жизни — очень сложное и великое дело. В самых народных недрах это особенно чувствуется. Там, в уголках, где работает сельское духовенство, оно действительно трудится над оздоровлением церковной жизни. Нам кажется, что представители захолустного духовенства будут лучшими выразителями тех потребностей, которые ощущаются на местах. Этим и объясняется горячее желание, чтобы в Соборном Совете были представители гущи народной. Это представители не классов — мещан, крестьян, а народа, народной совести. Мало того, что мы услышим с трибуны об этих нуждах: нужно, чтобы эти нужды были защищаемы, а для этого необходимо привлечь в Совет представителей этих тружеников — представителей сельского духовенства и многострадального русского народа. С этой точки зрения, доводы Отдела не выдерживают критики.

Говорят, что в Совете вопросы по существу не решаются. Это ошибка! Он является выразителем и идейным объединителем всех наших течений, всей нашей деятельности. Если бы этого не было, он был бы простым формальным учреждением.

Говорят, что увеличение Соборного Совета может угрожать деловому направлению Совета. Об этом лучше бы не писать. Эти труженики придадут Соборному Совету деловой характер, о котором мы так сетуем.

Говорят, что введение двух новых представителей от народа (а не от крестьян) и сельского духовенства откроет путь для новых домогательств. Но намеки на это даже обидны. Здесь собрались не классы: нет ни <бояр>, ни купцов, ни мещан, а только представители церковного народа. Слово «крестьяне» употреблено потому, что главная масса церковного народа — простой люд, крестьянский люд. Поэтому все доводы Отдела не выдерживают критики.

Бурные прения в Отделе происходили потому, что были вызваны желанием идти навстречу этому предложению. Вспомните возникновение этого вопроса, вспомните горячие прения при организации Совета. Лучшие наши ораторы поддерживали представительство народной совести. Но в целях скорейшего образования президиума крестьяне скромно уступили свое место людям науки, ожидая, что они затем будут введены в Совет. Представители народа нужны: они будут проводниками на местах в жизнь Соборных решений. Они скажут на местах: нас там приняли и предоставили нам сидеть в центре. Поэтому введение в Совет представителей от народа откроет путь для народного доверия. Представители народа сговорятся о своих кандидатах и не задержат работ Собора. Поэтому я горячо предлагаю допустить это представительство духовенства и мирян.

Т. Г. Суринов. Я вошел на эту трибуну, чтобы ответить несколько слов на доклад профессора А. Б. Флоровского. Я принимал участие в обсуждении вопроса, нужно ли вводить новых лиц в состав Соборного Совета. Здесь было сказано много прекрасных слов, а я напомню слова Молитвы Господней: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Здесь говорили, что Священный Собор может изменить Устав, вот мы и просим: пусть Собор, вдохновляемый Духом Святым, творит дела Божии, чтобы не было искушения, введет еще двоих или троих представителей в Соборный Совет. Пополнением этих лиц все искупляется. Та народная масса, которая посылала нас, желала, чтобы мы принимали участие в делах Собора, а не только сидели на скамьях, и мы действительно желаем по нашим силам принести пользу Собору. Необходимо пополнение Соборного Совета представителями той народной гущи, к которой я имею честь принадлежать. Говорят, что если предоставить места крестьянам, то пойдут другие — мещане и чиновники. Я с этим не согласен; здесь на Соборе представлены все. Говорят, что в Совете дела не рассматриваются по существу, но дела там есть, и притом такие, где представители народа могут сказать полезное слово.

Мы живем во время исключительное. Быть может, Господу Богу будет угодно, что мы только половину дела сделаем, и нам придется вернуться к своим очагам. Во время этого перерыва необходимо, чтобы Соборный Совет не остался без представительства народа. Мы желаем творить благое на пользу Церкви, и моя просьба: дать в Совете два места представителям от сельского духовенства и народной массы.

С. П. Руднев. Вопрос совершенно ясен, и я отказываюсь от слова.

В. И. Зеленцов. Предшествовавший оратор в своей речи вспомнил слова Молитвы Господней: «не введи нас во искушение». Эти слова напомнили мне то, что я говорил крестьянам на частном совещании, требовавшим, именно требовавшим своего классового представительства в Соборном Совете. Я говорил им так: есть в Священном Писании у пророка Иеремии слова: «Проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением». Я говорил им: если вы крестьяне имеете в своей среде пригодных работников для участия в Соборном Совете, то, милости просим, посылайте своих представителей. Но если нет работников пригодных, то как можно посылать их в Соборный Совет, который, по выражению одного из предшествовавших ораторов, душа Собора?

Этими словами я возбудил против себя такое классовое волнение, о котором сейчас не буду вспоминать. Но должен сказать по поводу речи предшествовавших ораторов, чтобы сделать некоторые поправки. Вопрос о пополнении Соборного Совета возбудили крестьяне, и речи их носили классовый характер. А в церковных делах классового представительства не должно быть. Теперь нам предлагают то же, но в другой форме: говорят, что крестьяне хотят принести и свою долю пользы в соборной работе. Но есть ли у них люди пригодные для той тонкой работы, какая выполняется Соборным Советом? И я говорю, что таких работников в среде их нет.

Говорят, что от пополнения Соборного Совета новыми членами деловая работа Совета не уменьшится. Но беда в том, что вводя сословный принцип, мы открываем широкую дверь для других групповых представительств — от армии, единоверия, епископата и т. д. Тогда Соборный Совет станет чересчур многолюдным, а это будет тормозить работу Совета.

Говорят, что, как и сельское духовенство, и крестьяне являются лучшими выразителями духовных нужд деревни. Пусть это и так. Конечно, они будут в Соборе хорошими выразителями деревенских нужд, но хорошими работниками в Соборном Совете они не будут.

Если участие двух представителей крестьян и сельского духовенства так желательно им, то ради мира церковного следовало бы им уступить. Но, во-первых, этим вводится принцип сословности и открывается дверь для новых представительств. И, во-вторых, будет тормозиться работа Соборного Совета. Поэтому я против пополнения Соборного Совета.

Закончу небольшим замечанием. Н. Н. Медведков говорил, что крестьяне на выборах членов Соборного Совета уступили свои места. Это неправда. Крестьяне выставили своим представителем Юдина. И если он не прошел, то это зависело не от них.

Председательствующий. Я не могу позволить вам критиковать способности членов Собора. Делаю вам замечание.

В. И. Зеленцов. Принимаю.

Л. К. Артамонов. Я не согласен с предшествовавшим оратором. Я пришел к заключению, что на Соборе нет острых волнений. Мы теперь пришли к такому единению, о котором нельзя было и думать в первые дни Собора. Я стою за то, чтобы в Совет были проведены два представителя от сельского духовенства и крестьян. Совет должен составляться не по сословиям. Он является высшим представительством по способностям к восприятию той благодати, носителями которой является Собор. В состав Совета должны войти представители и народной совести. Наш Совет составлен превосходно. Но необходимо дополнить его представителями от сельского духовенства и крестьян — той толщи народной, для которой мы собственно и трудимся. Соборный Совет устанавливает распорядок дел. А кто может лучше знать, что важнее для толщи народной? Мы слышим упреки, что мы топчемся на месте. Соборный Совет может думать, что он ставит на обсуждение вопросы важные, а представители крестьян и сельского духовенства укажут другие, по их мнению, более важные вопросы. И голос крестьян и сельского духовенства выслушать полезно. Я думаю, что настоящий спор вызван благими пожеланиями. И те и другие искренне желают добра. Противники пополнения Совета боятся, как бы увеличением состава его не затормозить работы Совета. А защитники пополнения боятся с своей стороны, что без участия представителей сельского духовенства и крестьян Соборный Совет в работах своих будет односторонен.

Я прошу посмотреть на дело с точки зрения любви Христовой. Мы не желаем тормозить работу Совета введением новых членов, а хотим помочь скорейшему разрешению важнейших церковных вопросов.

Председательствующий. Поступило за подписью 30-ти членов Собора предложение о полном прекращении прений.

Постановлено: прения прекратить.

Председательствующий. Согласно Уставу, докладчику принадлежит заключительное слово.

Проф[ессор] А. В. Флоровский. Одним из оснований для пополнения Соборного Совета выставляется следующее соображение. Говорят, что перерыв в деятельности Собора наложит на Соборный Совет новые обязанности и даст ему новые права, и Совет как бы будет замещать собою Собор. Это не так. Совет и во время перерыва будет исполнять свою именно работу, а не работу Собора. Вообще в Совете вопросы принципиально и по существу решаться не будут.

Говорят, что представители сельского духовенства и крестьян должны войти в Совет как выразители нужд деревни. Конечно, Уставный отдел не может встать на точку зрения неспособности представителей крестьянства к работе в Соборном Совете. Но вопрос: насколько они могут сохранить свою независимость и свободу своих суждений? И может быть, результат от их представительства получится неблагоприятный. Обсуждаемый вопрос может получить очень болезненную постановку. И теперь в прениях звучат ноты вражды и недоверия. К счастью, прения прерваны. Было бы очень печально, если бы мы обосновали решение вопроса на почве этого недоверия. Говорят, если вы нас не выберете, мы вам не верим. Это ужасно! И Уставный отдел не мог стать на эту точку зрения, а подошел к вопросу более объективно, основываясь на Уставе Собора.

Говорят, что введение новых членов может установить лучший порядок работ Собора. Доселе мы как будто не решили, что важно и что неважно. Но едва ли за это можно винить Соборный Совет. Решение относительно порядка работ — дело Собора, и участие крестьян в Соборном Совете едва ли способствовало бы ускорению хода работ.

Ссылаются на слова Молитвы Господней: «и не введи нас во искушение». Но мы уже введены во искушение: у нас уже есть взаимное недоверие. Кроме того, представители других классов могут быть введены в искушение успехом крестьян и будут делать соответственные представления о включении в Совет и их представителей.

Есть ли у крестьян особые интересы? Конечно, есть. Но эти местные особенности они имеют полную возможность представить в общем собрании Собора.

Соборный Совет не может быть отражением всех мельчайших групп Собора, не может быть микрокосмосом. Мнение большинства Уставного отдела об отклонении заявления создалось не на почве недоверия и нежелания допускать народ в состав Совета, а основывалось на общих соображениях о пользе дела.

Председательствующий. Уставный отдел отклонил заявление 41-го члена Собора о пополнении состава Соборного Совета двумя новыми членами от сельского духовенства и крестьян. Я ставлю вопрос на голосование.

Произведено голосование прямое и обратное. Ввиду неопределенности результата голосования и трудности подсчитать голоса, товарищ Председателя М. В. Родзянко предлагает проверить голосование выходом в двери.

Председательствующий. Кто за пополнение Соборного Совета, выходит налево (от Председателя), а кто против пополнения — направо.

Производится голосование выходом в двери.

Председательствующий. По подсчете результатов голосования оказалось: в голосовании участвовало 359 членов Собора; из них против пополнения Соборного Совета новыми членами подали голос 188 членов, а за пополнение — 171.

Постановлено: предложение 41-го члена Собора о пополнении Соборного Совета двумя новыми членами Собора отклонить.

Т. Г. Суринов (по личному вопросу). Я вошел на эту кафедру, чтобы ответить своему собрату Зеленцову, который бросил 185 миллионному населению упрек, будто среди крестьян нет пригодных представителей в Соборный Совет.

Председательствующий. Я уже сделал замечание оратору и за вас, и за 185 миллионное население. Архимандрит Матфей желает, согласно статье 153 Устава, сделать заявление о нарушении Устава Собора.

Архим[андрит] Матфей. Я испросил разрешение у Председателя выступить по ст. 153 Устава: «Право указать на происходящее отступление от Устава принадлежит каждому члену Собора вне очереди». Какие же статьи Устава нарушены? Ст. 98 устанавливает следующий порядок: «дела вносятся на рассмотрение Собора… в порядке ст. 99», а ст. 99 гласит, что «заявления вносятся в Соборный Совет, который в течение 7-дневного срока передает их на рассмотрение Собора с своим заключением». По силе этой статьи группа 37-ми членов Собора подала в Соборный Совет заявление с просьбой рассмотреть в пленарном заседании Собора в спешном порядке вопрос, какое отношение между Церковью и государством должны иметь ввиду члены Собора в своих работах в Отделах, потому что в связи с этим стоит продуктивность работ в Отделах. Ст. 130 устанавливает порядок рассмотрения дел на Соборе. В данном случае относительно заявления приложим пункт 1 этой статьи: «рассмотрение дел на Соборе состоит в обсуждении общих оснований предначертания или предложения». Когда наше предложение вносилось, то имелось ввиду услышать голос Собора, что и подтверждается ст. 131, согласно которой Собор постановляет или об отклонении предложения, или о передаче его в Отдел для дополнительного обсуждения. В данном случае ничего подобного не было. В предыдущем собрании был заслушан ряд заявлений. Все они переданы в Отделы без обсуждения на Соборе. Дальнейший ход заявлений зависит от Собора. Во всяком случае Соборному Совету представляется право входить в Собор только с предложениями, но не с предрешениями, и я прошу вновь заслушать заявление, сделанное в прошлом собрании, и поступить согласно статьям Устава.

Председательствующий. Соборный Совет поступил согласно Уставу и никогда не берет на себя смелости решать те или другие дела без обсуждения на Соборе. Но бывают такие дела, как, напр[имер], об устройстве Хозяйственно-распорядительного совещания при Соборном Совете, которые относятся к ведению Соборного Совета, и Соборный Совет предлагает их к сведению Собора. Что же касается других предначертаний, то Соборный Совет, согласно ст. 99, представляет их на рассмотрение Собора со своим заключением, как всегда и поступал Соборный Совет. Архимандрит Матфей желает, чтобы Собор высказал определенное решение по вопросу о правовом положении Церкви в государстве. Это предложение обсуждалось в Отделе, и Отдел не нашел возможным дать тот или иной ответ на этот вопрос, потому что решать этот вопрос будет само государство, а Отдел может высказать только свои пожелания.

А. В. Васильев (внеочередное заявление). 12 ноября предстоят выборы в Учредительное собрание. От состава Учредительного собрания будет зависеть судьба государства и всего православного населения. Церковный Собор не может безучастно отнестись к Учредительному собранию и к выборам. Необходимо теперь же Соборному Совету 1) войти в сношение с Временным правительством о том, чтобы Собору было дано представительство в Учредительном собрании, и 2) призвать от имени Собора все православное население России к деятельному участию в выборах, а епархиальные, благочиннические и приходские советы — к организации и руководству этими выборами, которые должны быть внепартийны и иметь целью провести в Учредительное собрание действительных выразителей воли православного народа. Это дело спешное, и я прошу рассмотреть его вне очереди, так как списки должны быть составлены к 12 октября. Одинаковое с этим заявлением предложение за подписью 33-х членов Собора имею честь представить.

Граф В. А. Бобринский. Настоящее заявление представляет явное нарушение Устава. Внеочередные заявления проходят без прений, а здесь заявлено предложение, по которому могут быть прения. Заявленное предложение не есть внеочередное заявление.

Председательствующий. Я прений не допускаю. Заявление будет передано в Соборный Совет.

Заседание закрыто в 12 час[ов] 30 мин[ут] дня.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Петроград, 1918. Кн. I. Вып. 3. Деяния VI–XVI. С. 175–188.