Деяние № 146

7—20 августа 1918 г.

Заседание открыто в Соборной палате в 11 часов утра, под председательством митрополита Новгородского Арсения, в присутствии 171 членов Собора (в том числе 31 епископа).

На повестке заседания: 1. Текущие дела. 2. Доклад Отдела о монастырях и монашестве — §§ 61—89. (Монастырское Церковное Управление, епархиальное монашеское собрание. Участие монашествующих на епархиальных собраниях. Всероссийское монашеское собрание, Всероссийский монашеский Совет при Св. Синоде). Докладчики: архиепископ Тверской Серафим, епископ Волоколамский Феодор и архимандрит Гурий. 3. Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме — «о восстановлении празднования в первое воскресение Петровского поста — всех святых новых чудотворцев Российских». Докладчик проф[ессор] Б. А. Тураев. 4. Доклад Отдела об епархиальном управлении — «об устройстве Варшавской епархии вновь организуемой в пределах бывшего царства Польского, на прежней ее территории». Докладчик прот[оиерей] В. А. Шингарев. 5. Доклад Отдела о церковном имуществе и хозяйстве «основные положения о церковном имуществе и хозяйстве». — Докладчик П. И. Астров.

6. Выборы заместителей членов Соборного Совета (двух от епископов, двух от пресвитеров и двух от мирян).

Председательствующий. Вашему вниманию будет предложен доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме — «о восстановлении празднования в первое воскресение Петровского поста — всех святых новых Чудотворцев Российских».

Докладчик проф[ессор] Б. А. Тураев. Праздники в честь соборов святых, объединенных в лики или по местам подвигов, существуют в церковной практике. Таковы празднования в честь ветхозаветных праотцев, отцев вселенских Соборов, всех преподобных Печерских в Киеве, где существует также служба всем святым в Малой и Белой России просиявших, наконец праздник в честь афонских подвижников на Св. Горе. В XVII–XVIII в. существовал и в России особый день, посвященный всем Российским чудотворцам; служба имеется в рукописях и в печатном виде, причем, будучи составлена в Великороссии, она печаталась неоднократно на периферии православного мира — в Гродне и Супрасле и даже за его пределами в Кракове. Празднование это забыто. Представляется благовременным его возобновление по следующим основаниям:

1. Сонм Российских святых, — Собор много зело. Почти каждый день года ознаменован памятью кого-либо из наших соотечественников, достигших Царствия Небесного и прославления. Но весьма много и таких, для церковного прославления коих еще время не наступило и кои благоговейно чтутся народами в ожидании этого прославления. Это народное почитание, не удовлетворяющееся одним заупокойным молением, нашло бы себе выход, прибегая к молитвенной помощи чествуемых в день, посвященный общей памяти всех Российских святых и в сооружении храмов и престолов в честь всех святых Российских.

2. В наше смутное время возобновились гонения на Церковь и она вновь обагрилась кровию мучеников. В древней Церкви мученичество само по себе было достаточно для причтения к лику святых. Мы отошли от этой практики, но не можем не благоговеть пред нашими великими современниками, которые доказали: что и современная Россия способна производить не только смрадные продукты разложения, но и благовонные цветы верности до смерти Христу и Его заповедям. И мы будем в состоянии выразить нашу любовь и усердие к ним, чествуя их вместе со всеми святыми, прославившими Российскую Церковь. «Сице всех святых празднуем праздник…, понеже мнози убо Богу благоугодиша добродетели ради крайния и инообразно безименити от человек быша, многу же обаче славу от Богу имуще… И будущих ради, могли святых всех праздник божествении отцы праздновати узакониша; всех же, иже прежде и послежде, явленных же неявленных»… Эти слова Синаксаря на неделю Всех Святых вполне применимы и в настоящем случае, но имеется еще одно основание к восстановлению праздника.

3. Он будет малым напоминанием нам о великой единой России и Российской Церкви, созданной подвигами ее святых и не сохраненной нашим грешным поколением. Это более подробно изложено в печатном и розданном члена Собора докладе.

Председательствующий. Здесь, в этом печатном докладе, не приложены самые статьи, подлежащие одобрению Собора. Затем, по моему предложению, профессор Б. А. Тураев представил эти статьи. Я прочитаю их вместе с докладом для осведомления. Может быть у некоторых нет доклада, а некоторые могли не расслышать его докладчика, так как доклад прочитанизнесен был тихо по особым свойствам голоса докладчика. «Некогда в практике Русской Церкви существовало празднование памяти «всех святых новых Чудотворцев Российских». Служба на этот день была «списана смиренником Григорием в обители Евфимия Суждальского». Известны два издания этой службы: ставропигии Гродненской, «второе с прежде печатанной в Кракове, року 7294», и ставропигии Супрасльской. Таким образом, составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. Если мы примем во внимание, что среди святых, перечисленных в этой службе, составленной по образцу службы всем преподобным, положенной на субботу сырную, с прямыми заимствованиями из нее (наприм., Седален по первом стихословии) преобладают великорусские святые, мы еще более убедимся в этом. В наше скорбное время, когда единая Русь снова разорвана, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха. Так как служба составлена, по-видимому, в XVII веке, то следует ее дополнить, чтобы включить в нее вновь прославленных святых, а также в какой-либо общей форме и еще не канонизованных, но или давно уже чтимых, или положивших душу свою за веру Христову тех священномучеников и мучеников, которые пострадали в наши скорбные дни во время настоящего гонения на Церковь. Дополнить службу было бы возможно, например, составлением второго канона. Днем празднования в печатной службе назначено 17 июля, причем объяснений этому не дано. Представляется более удобным избрать для этого, по примеру св. Афонской горы, которая празднует сообща всех своих прославленных подвижников, — первое воскресение Петровского поста, т. е. следующую неделю после недели Всех Святых».

Таковы мотивы для обоснования тех статей, которые будут предложены вашему вниманию. Самые статьи следующие: Ст. 1: «Восстанавливается существовавший в XVII—XVIII в.в. в Русской Церкви праздник в честь всех святых новых чудотворцев Российских».

Никто не имеет против?

Постановлено: принять статью первую в изложении Отдела.

Председательствующий. Статья 2-я: «Днем празднования назначается первое воскресение поста Св. Апостолов». Угодно Священному Собору принять статью вторую?

Постановлено: принять статью вторую в изложении Отдела.

Председательствующий. Статья 3-я: «Существующая на сей предмет служба, по исправлении и дополнении, печатается в конце Цветной триоди».

Кто же будет исправлять и дополнять? Очевидно, после принятия, это постановление имеет быть передано Высшей Церковной Власти для соответствующих распоряжений об исправлении и дополнении службы на день празднования всех святых новых чудотворцев Российских.

Постановлено: принять статью третью в изложении Отдела и поручить Высшему Церковному Управлению произвести исправление и дополнение службы на день празднования всех святых новых чудотворцев Российских.

Председательствующий. Согласно ст. 138 Устава, доклад будет направлен в Редакционный отдел для установления окончательного изложения предначертания, после чего, в целом, он предложен будет к окончательному принятию Собором. А теперь поблагодарим докладчика проф[ессора] Б. А. Тураева за краткий и обстоятельный доклад.

Постановлено: благодарить докладчика.

Председательствующий. Переходим к вопросу, которым занимаемся чуть ли целый месяц: к обсуждению доклада Отдела о монастырях и монашестве — именно ст. 61—89 — «о монастырском церковном управлении». Если помните, было постановлено пересмотреть эти статьи в Отделе для согласования с принятыми поправками. Отделом эта работа выполнена и представлена на одобрение Собора, но не в печатном виде, а в переписанном на машинке. В прошлый раз я отложил обсуждение этого доклада лишь за поздним временем. Полагаю, что уже достаточно выяснились точки зрения нас разделяющие. Пора нам сдвинуться с мертвой точки, помня, что есть другие дела. Конечно, вопрос о монастырях и монашестве — очень важный: понятно, что каждый старается вложить в него свою душу. Но ведь надо помнить, что дело решается не параграфами: стилистически законопроект может быть изложен точно, но вся суть в лицах, которые будут выполнять дело.

Докладчик архимандрит Гурий. Я хотел бы высказаться за голосование. У меня имеется особая формула, взамен ст. 60—66.

Председательствующий. Я формулы Вашей не видал. Она не обсуждалась.

Докладчик архимандрит Гурий. Очень долго обсуждалась. Ее нужно голосовать.

Председательствующий. В сущности точки зрения на дело выяснены, а Вы хотите снова открывать прения. Дело ведется правильно. Обсуждение доклада затянулось не по моей вине. Как я сейчас сказал, Собором было постановлено передать ст. 60—89 в Отдел для согласования с принятыми поправками. Отдел, выполняя порученную ему работу, представил, вместо печатного доклада, ст. 60—89 напечатанные на машинке, которые и подлежат ныне нашему обсуждению.

Статья 60-я в новом изложении читается так: «Церковное управление монастырями осуществляется так: «Церковное управление монастырями осуществляется епархиальным преосвященным при содействии епархиального совета и епархиальных монашеских собраний».

Докладчик архимандрит Гурий. Статья в этом виде представляет собою поправку преосвященного Серафима епископа Старицкого.

Председательствующий. Я читаю по докладу. Есть еще поправки: 1) Митрополит Сергий предлагает принять ст. 60 в таком изложении: «Церковное управление монастырями выделяется в особое управление во главе с епископом». Опускается указание на участие в управлении епархиального совета и епархиальных монашеских собраний».

2) Архимандрит Гурий предлагает вместо ст. 60—66, две статьи — 60 и 61. Статья 60 в изложении архимандрита Гурия читается так: «Епархиальное управление монастырями осуществляется епископом при содействии епархиального монашеского собрания и Отделения епархиального совета из монашествующих лиц».

Более поправок не имеется. Голосую поправку ст. 60 в изложении преосвященного Серафима епископа Старицкого (ст. 60-я).

Постановлено: принять статью в изложении епископа Старицкого Серафима.

Председательствующий. Статья 61: «Для управления монастырями при епархиальном совете учреждается особый стол, которым ведает, на правах члена совета, лицо монашеского звания с образованием не ниже среднего». Примечание 1. Круг дел, подлежащих ведению монастырского стола, и способы обсуждения и решения дел в епархиальном совете определяются особою инструкциею, утвержденною Высшим Церковным Управлением. Примечание 2. «Дела специально монашеского характера рассматриваются заведующим монастырским столом с двумя монашествующими лицами по избранию епархиального монашеского собрания и представляются на непосредственное разрешение епархиального архиерея».

К этой статье есть поправки: 1) Преосвященного Вологодского Александра: «Для приведения в исполнение постановлений монашеского епархиального собрания и для производства текущих дел, касающихся монастырей, при епархиальном совете учреждается, где это будет признано необходимым по постановлению епархиального монашеского собрания, с утверждения Высшей Церковной Власти, на средства монастырей, Отдел, каковой в этом случае поручается, по избранию монашеского собрания, монашествующему лицу в пресвитерском сане, с образованием не ниже среднего, на правах равных с членами Совета».

2) А. В. Васильев. «В составе епархиального совета состоит один член, избираемый епархиальным монашеским собранием; член этот ведает монастырскими и монашескими делами, как их докладчик совету и епархиальному архиерею».

Примечание 1-е исключить.

Примечание 2-е. Дела в собственном смысле монашеские рассматриваются монашествующим членом епархиального совета с двумя монашествующими лицами, избранными для сего епархиальными монашескими собраниями, и представляются на непосредственное разрешение епархиального архиерея».

3) Поправка докладчика архимандрита Гурия. Он предлагает изложить ст. 61-ю так: «Монастырскими делами заведует лицо в монашеском звании с образованием не ниже среднего. Для дел, требующих обсуждения, приглашаются (приблизительно раз в месяц) избранные на монашеском собрании и назначенные епархиальным архиереем монашествующие в количестве, определяемом епископом. Члены епархиального совета из белого духовенства и мирян участвуют, по резолюции епископа, в обсуждении монастырских дел, затрагивающих интересы церковно-приходской жизни».

4) Имеется еще поправка епископа Старицкого Серафима: «Для управления монастырями в состав епархиального совета вводится член в монашеском звании, с образованием не ниже среднего, которому и поручаются все дела, касающиеся монастырей и монашествующих». Она поступила ранее других и я голосую эту поправку первую.

Постановлено: принять ст. 61 в изложении епископа Старицкого Серафима.

Председательствующий. С принятием ст. 61 в изложении преосвященного Серафима, примечание 1-е к ст. 61 в изложении Отдела отпадает. Преосвященный Серафим Старицкий предлагает принять к статье 61 такое примечание: «круг дел, подлежащих ведению монастырского стола, и способы обсуждения и решения дел в епархиальном совете определяются особою инструкциею, утверждаемою Высшим Церковным Управлением».

Возражений нет?

Постановлено: принять примечание к ст. 61 в изложении епископа Старицкого Серафима.

Председательствующий. Примечание 2-ое к ст. 61 отпадает.

Докладчик архимандрит Гурий. Можно внести к ст. 61 еще примечание: «в епархиях с малым количеством монастырей и монашествующих, монастыри, с разрешения высшей власти, могут находиться в непосредственном управлении епископа».

Епископ Старицкий Серафим. Об этом будет сказано дальше.

Председательствующий. Ст. 62 в исправленном изложении Отдела: «В каждой епархии должен быть один, или несколько благочинных, избираемых епархиальным архиереем из монашествующих лиц. При благочинных могут быть помощники, избираемые епархиальным архиереем». Несогласных прошу встать.

Постановлено: принять ст. 62 в изложении Отдела.

Председательствующий. Ст. 63 в исправленном изложении Отдела: «Производство следствий по делам, касающимся монашествующих, должно быть поручаемо особому следователю из монашествующих, избираемому на три года епархиальным монашеским собранием, которое намечает 2—3 кандидатов и представляет их на усмотрение епархиального архиерея». Я хочу спросить докладчика: буду ли я иметь право назначить следователем по делам монашествующих кого-либо из почетных протоиереев? Каюсь: доселе я поручал производство следствий почетному протоиерею и дело шло прекрасно. Все равно: жизнь покажет, какой порядок лучше.

Постановлено: принять ст. 63 в изложении Отдела.

Председательствующий. Ст. 64 в исправленном изложении Отдела: «В дознаниях и следствиях над настоятельницами должны участвовать одна монахиня и настоятельница монастыря, по назначению епархиального архиерея». Несогласных прошу встать.

Постановлено: принять ст. 64 в изложении Отдела.

Председательствующий. Ст. 65 в исправленном изложении Отдела: «Для производства ежегодной поверки денежной монастырской отчетности, денежных сумм монастырей и состояния монастырского хозяйства епархиальный архиерей назначает особую Комиссию из монашествующих лиц». Преосвященный Серафим, епископ Старицкий, предлагает опустить слова: «из монашествующих лиц».

Докладчик архимандрит Гурий. Я думаю, что найдутся среди монашествующих лица, которые могут обревизовать монастырские суммы. А так как им больше известна монастырская жизнь и монастырское хозяйство, то лучше, чтобы Комиссия составлялась из монашествующих лиц.

Председательствующий. Я голосую поправку преосвященного Серафима.

Постановлено: поправку епископа Старицкого Серафима принять.

Председательствующий. Итак ст. 65 будет читаться так: «Для производства ежегодной поверки денежной монастырской отчетности, денежных сумм монастырей и состояния монастырского хозяйства епархиальный архиерей назначает особую Комиссию».

Постановлено: принять ст. 65 в изложении Отдела с поправкой епископа Старицкого Серафима.

Докладчик архимандрит Гурий. Необходимо внести в главу «монастырское церковное управление» особую статью к ст. 60 о том, что «в епархиях с малым количеством монастырей и монашествующих монастыри, с разрешения высшей власти, могут находиться в непосредственном управлении епископа». Это могло бы быть и примечанием к ст. 60, или же нужно было иначе редактировать эту статью.

Председательствующий. Я думаю, что в епархии может быть мало монастырей, но эти немногие монастыри могут быть весьма важными по своему значению. В Финляндской епархии мало монастырей — Валаам и Коневец, но они имеют великое значение. Монашествующие таких монастырей могут сказать: «нас мало, — но наши монастыри — монастыри из монастырей».

Архиепископ Владивостокский Евсевий. В моей епархии только один монастырь. Неужели и в таком случае необходимо учреждать отдельный стол в епархиальном совете?

Председательствующий. Ставлю на голосование предложение докладчика архимандрита Гурия.

Постановлено: принять новую статью в изложении архимандрита Гурия.

Председательствующий. Епархиальное монашеское собрание. Ст. 66: «Епархиальное монашеское собрание представителей мужских и женских монастырей созывается не менее одного раза в год». Я беру частное слово. Почему не менее одного раза в год? Разве это обязательно? Можно и раз в два года.

Докладчик архимандрит Гурий. Это в связи с ст. 41 соборного определения об епархиальном управлении. Согласно означенной статье, епархиальные собрания будут происходить ежегодно, а на этих собраниях будут устанавливаться обложения монастырей на епархиальные и иные церковные нужды. Волей или неволей придется монастырям обсудить вопрос о своем участии в епархиальных и иных церковных расходах, а для этого необходимы монашеские собрания.

Председательствующий. Преосвященный Серафим, епископ Старицкий, предлагает поправку в том смысле, что монашеские собрания созываются «по мере надобности».

П. Б. Мансуров. Я думаю, что здесь надо пояснить. Так как монастыри подчинены епархиальным советам, а в советах им отведена 1/6 часть влияния в решения, то для того, чтобы восстановить равновесие и предоставить ошибки в решении дел монашествующих и монастырей, могущие происходить от недостаточной осведомленности членов епархиальных советов в монашеской жизни, — необходимо, чтобы чаще собирались монашеские собрания, на которых может быть выяснена точка зрения монашествующих на те или другие вопросы. Это необходимо и потому что после Собора монашеская жизнь должна получить точки толчок к развитию. (Председательствующий: Дай Бог). На Соборе принято постановление, чтобы в монастырях, по возможности, вводился общежительный строй. Введение общежительного строя затрагивает хозяйственную сторону монастырской жизни, но еще более оно затрагивает нравственную сторону. Без духовного подъема невозможно перестроить монастырскую жизнь. Необходимо дать возможность монашествующим высказаться и познакомить с своими нуждами и чаяниями и епархиального архиерея. Архиерей поставлен так, что его окружают представители белого духовенства и мирян. Белое духовенство руководит нами, мирянами, и мы признаем его пастырский авторитет, но пусть оно не будет берется учить монашествующих — это особый мир. Мы, миряне, ищем утешения, укрепления и поддержки в монастыре, и такие монастыри, как Саров, Оптина Пустынь, дают нам и утешение и нравственные силы к перенесению постигших нас испытаний. Пусть и в будущем монастыри будут для нас утешением и поддержкою, но для этого необходимо дать возможность высказываться монашествующим и устраивать свою жизнь.

Митрополит Владимирский Сергий. Я не могу согласиться с предыдущим оратором относительно того, чтобы были ежегодные монашеские собрания. Верно, что монастыри согласно принятому нами постановлению, в епархиальных советах, т. е. и в своих монастырских делах, имеют 1/6 влияния, потому что 5/6 предоставлено представителям белого духовенства и мирян. Несомненно, равновесие нарушено. Но, мне кажется, для пользы монастырей лучше потерпеть урон в этом отношении. Лучше меньше участия в управлении, чем ежегодно возмущать монастыри собранием и выборами депутатов на собрание. Принимая эту статью, мы по меньшей мере уничтожаем все добрые последствия для монастырей от принятых нами постановлений, лишая монастыри внутреннего мира, без которого невозможно преуспеяние в монастырской духовной жизни. Монашествующие скорее согласятся потерпеть ущерб в материальном отношении, лишь бы не лишиться главного — внутреннего духовного преуспеяния, которое одно дает смысл самому существованию монастырей. Я бы поэтому полагал, что ежегодные монашеские собрания не полезны, а вредны для монастырей и статья должна быть так формулирована, что монашеские собрания созываются для выборов представителей в епархиальный совет и другие учреждения, т. е. один раз в пять лет, конечно, помимо собраний, созываемых по экстренным случаям.

Председательствующий. Не угодно ли, Ваше преосвященство, присоединиться к внесенной поправке, что монашеские собрания созываются по мере надобности.

Митрополит Владимирский Сергий. Я имею в виду не собрания по экстренным случаям, которые, конечно, будут собираться по мере надобности, я разумею регулярные собрания, для выборов представителей на монашеские собрания; для таких собраний я и предлагаю срок в пять лет.

Докладчик архимандрит Гурий. Епархиальные монашеские собрания должны быть; — избежать их нельзя. Вопрос не в том, что монастыри будут возмущаться, а в том, что собрания необходимы. Высокопреосвященному митрополиту Сергию следовало бы говорить по ст. 67, где говорится о составе епархиальных монашеских собраний. Состав собраний, конечно, может быть изменен, но самые собрания необходимы. Епархиальный съезд, например, постановил, чтобы монастыри внесли 100.000 р. на нужды епархии. Вопрос нужно обсудить на монашеском собрании. Если ставить дело иначе, то тогда надо отменить ст. 41 об епархиальном собрании. Затем могут назреть вопросы, касающиеся миссионерско-просветительной деятельности монастыря, вопросы, связанные с переходом их на общежительный строй. Поэтому необходимы ежегодные совещания людей опытных в монашеской жизни. Таким образом, ст. 66 должна быть оставлена, а в 67 ст. могут быть сделаны изменения.

Председательствующий. По ст. 66 имеется поправка преосвященного Старицкого Серафима о замене последних слов — не менее одного раза в год словами: «по мере надобности». Вторая поправка митрополита Сергия. Он предлагает сказать, что монашеские собрания созываются чрез пять лет; помимо того, могут быть собрания по экстренным случаям. Я голосую поправку преосвященного епископа Старицкого Серафима.

Постановлено: поправку преосвященного Старицкого Серафима принять.

Председательствующий. (Обращаясь к митрополиту Владимирскому Сергию) Ваше высокопреосвященство, Ваша поправка отпадает. Итак, статья 66 будет читаться так: «Епархиальное монашеское собрание представителей мужских и женских монастырей созывается по мере надобности».

Постановлено: принять ст. 66 в изложении Отдела с поправкою епископа Старицкого Серафима.

Председательствующий. Ст. 67: «Участниками епархиального монашеского собрания состоят: а) настоятели и настоятельницы всех монастырей епархии, б) выборные представители от монастырей епархии в количестве, определяемом по местным условиям епархиальным архиереем, в) член епархиального совета из монашествующих (с правом решающего голоса) и г) некоторые из опытных в духовной жизни и наиболее полезных для дела иноков по приглашению епархиального архиерея».

Епископ Старицкий Серафим. Я предлагаю исключить из этой статьи пункт б и изложить ее так: «Участниками епархиального монашеского собрания состоят: а) настоятели и настоятельницы всех монастырей епархии, б) член епархиального совета из монашествующих и в) некоторые из опытных в духовной жизни и наиболее полезных для дела иноков по приглашению епархиального епископа».

Митрополит Тифлисский Кирилл. Я нахожу, что нет надобности исключать пункт б; его нужно только дополнить указанием, что представителей от монастырей на епархиальные монашеские собрания должно избирать не на один год, а как и членов епархиального совета, на 6 лет. Если принять такой порядок, то даже в том случае, если бы епархиальный архиерей признал нужным созывать епархиального собрание чаще, чем в 6 лет, даже ежегодно, не было бы нужды производить по монастырям выборов представителей на эти собрания каждый год. Таким образом можно будет избежать укоризны, что мы ежегодными выборами смущаем мир монастырской жизни.

Председательствующий. Священником о. А. А. Поповым внесена следующая поправка: «на епархиальном монашеском собрании должны участвовать два члена епархиального совета — один клирик, а другой мирянин (с правом решающего голоса), по выбору епархиального собрания духовенства и мирян».

Докладчик архимандрит Гурий. Поправка митрополита Кирилла приемлема, так как принципиально не противоречит редакции Отдела и охраняет внутренний мир монастырей от волнений, но поправку преосвященного Серафима принять никак нельзя. Если мы примем эту поправку и исключим из епархиального монашеского собрания выборных представителей, то этим стесним права и свободу монашествующих иметь на собрании своих выборных представителей. Это будет несправедливо, так как и белое духовенство и миряне имеют такие права: почему же лишать этих прав монашествующих?

Председательствующий. А послушание?

Архимандрит Гурий. А разве выборные представители от монашествующих будут нести свои обязанности не из послушания братии? Из кого же будет состоять монашеское собрание, если там не будет выборных представителей? — Из настоятелей и настоятельниц, т. е. из правящих кругов, что всегда может вызвать справедливые нарекания. Поэтому и монашествующие должны иметь своих выборных на епархиальном собрании и лишать их этого права не следует. Что же касается поправки священника А. А. Попова, то она, по моему мнению, излишня. На монашеском собрании, где будут обсуждаться дела специально монашеские. — Что же там будут делать представители белого духовенства и мирян?

Митрополит Владимирский Сергий. Я полагал бы желательным в число членов епархиального монашеского собрания включить не двух членов епархиального совета, как предложил в своей поправке свящ[енник] А. А. Попов, а весь епархиальный совет в полном его составе. Это будет полезным для обеих сторон. Епархиальному совету приходится решать дела и монастырские, и более полная осведомленность об этих делах поможет членам совета быть более беспристрастными в своих суждениях при дальнейшем рассмотрении их обсуждении в совете.

Председательствующий. По ст. 67 имеются поправки: а) преосвященного Старицкого Серафима, который предлагает исключить из статьи пункт б; б) высокопреосвященного митрополита Тифлисского Кирилла. Он предлагает в пункте б после слов «выборные представители» добавить слова «шесть лет»; в) священника А. А. Попова о включении в состав монашеского собрания двух членов епархиального совета — клирика и мирянина — с правом решающего голоса, и г) высокопреосвященного митрополита Сергия о включении в состав сего собрания всех членов епархиального совета с правом решающего голоса. Угодно Собору принять поправку преосвященного Старицкого Серафима об исключении из ст. 67 пункта б?

Постановлено: Поправку епископа Старицкого Серафима отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование поправку митрополита Тифлисского Кирилла.

Постановлено: Поправку митрополита Тифлисского Кирилла принять.

Председательствующий. Угодно Собору принять поправку митрополита Владимирского Сергия?

Постановлено: Поправку митрополита Владимирского Сергия принять.

Председательствующий. С принятием поправки преосвященного митрополита Сергия, поправка свящ[енника] А. Попова отпадает, и статья 67 с принятыми поправками митрополитов Тифлисского Кирилла и Владимирского Сергия будет читаться так: «Участниками епархиального монашеского собрания состоят: а) настоятели и настоятельницы всех монастырей епархии, б) выборные представители на 6 лет от монастырей епархии, в количестве, определяемом, по местным условиям, епархиальным архиереем, в) члены епархиального совета (с правом решающего голоса) и г) некоторые из опытных в духовной жизни и наиболее полезных для дела иноков, по приглашению епархиального архиерея». Возражений нет?

Постановлено: принять ст. 67 в изложении Отдела с поправками митрополита Тифлисского Кирилла и митрополита Владимирского Сергия.

Председательствующий. Ст. 68 (по печатному докладу — 74) — «В выборах представителей от монастырей на епархиальное монашеское собрание участвуют только манатейные монахи».

Епископ Старицкий Серафим. Я предлагаю прибавить в конце статьи слова: «и монахини».

Докладчик архимандрит Гурий. Я ничего не имею против поправки преосвященного Серафима, так как она по существу носит характер чисто редакционный.

Председательствующий. Ставлю на голосование статью 68 с поправкою преосвященного Серафима.

Постановлено: принять ст. 68 в изложении Отдела с поправкой епископа Старицкого Серафима.

Председательствующий. Ст. 69 (по печатному — 75) — «Председателем епархиального монашеского собрания состоит епархиальный архиерей. Из своей среды собрание избирает товарищей председателя и секретарей». Епископ Старицкий Серафим предлагает изложить эту статью так: «председателем епархиального монашеского собрания состоит епархиальный архиерей или, где есть, викарий. Из своей среды собрание избирает товарища председателя, который и председательствует в отсутствие председателя, и секретарей».

Митрополит Кирилл. Я считал бы необходимым указать, что викарий, где он есть, председательствует на монашеском собрании по уполномочию епархиального архиерея.

Председательствующий. Итак, к ст. 69 имеются поправки епископа Старицкого Серафима и митрополита Тифлисского Кирилла. Преосвященный Серафим предлагает первую часть ст. 69 изложить так: «председателем монашеского епархиального собрания состоит епархиальный архиерей или, где есть, викарий». Митрополит Тифлисский Кирилл предлагает дополнить поправку преосвященного Серафима словами: «по его уполномочию». Угодно Вам принять поправку преосвященного Серафима с добавлением митрополита Кирилла?

Постановлено: поправку епископа Старицкого Серафима с добавлением митрополита Кирилла принять.

Председательствующий. Поправка преосвященного Старицкого Серафима во второй части статьи 69 отпадает, и ст. 69 с принятыми поправками будет читаться так: «Председателем епархиального монашеского собрания состоит епархиальный архиерей или, по его уполномочию, где есть, викарий. Из своей среды собрание избирает товарищей председателя и секретарей».

Ставлю на голосование ст. 69 в целом.

Постановлено: Принять ст. 69 в оглашенном Председательствующим изложении.

Председательствующий. Ст. 70 (по печатному 76): «Епархиальное монашеское собрание имеет предметом своих занятий: а) обсуждение общих вопросов, касающихся жизни и деятельности монашествующих и монастырей епархии, в том числе вопросов, касающихся объединения монастырей епархии в целях их духовной и материальной взаимопомощи, б) рассмотрение донесений монастырских властей о состоянии и нуждах монастырей и в) выборы члена епархиального совета от монашествующих и других представителей от монашества».

Епископ Старицкий Серафим. Я предлагаю принять ст. 70 в таком изложении: «Епархиальное монашеское собрание имеет предметом своих занятий: а) обсуждение всех вопросов, касающихся жизни и деятельности монашествующих и монастырей епархии, б) а также заслушивает донесения монастырских властей о состоянии и нуждах монастырей, делая соответствующие постановления и вырабатывая меры к поднятию внутреннего и внешнего благосостояния монастырей и в) избирает члена епархиального совета от монашествующих».

Председательствующий (обращаясь к докладчику). — Вы ничего не имеете против предложенного преосвященным Серафимом изложения статьи 70?

Докладчик архимандрит Гурий. Поправка преосвященного Серафима касается лишь внешней стороны и по существу не вносит ничего нового.

Председательствующий. Поправка преосвященного Серафима будет передана в Редакционный отдел. Ставлю на голосование ст. 70 в изложении Отдела.

Постановлено: Принять ст. 70 в изложении Отдела.

Председательствующий. Ст. 71 (по печатному — 77): «Исполнение постановлений епархиального монашеского собрания лежит на обязанности епархиального совета». Возражений нет?

Постановлено: Ст. 71 принять в изложении Отдела.

Председательствующий. Переходим к следующему Отделу доклада: «Участие монашествующих на епархиальных собраниях духовенства и мирян», статьи 72, 73 и 74 (по печатному докладу — 79, 80 и 81).

Ст. 72 (по печатному — 79) — «На чрезвычайных епархиальных собраниях духовенства и мирян участвуют с правом решающего голоса член епархиального совета из монашествующих, настоятели и настоятельницы монастырей по положению и избранные в обителях, по одному от каждого монастыря, монашествующие лица».

Ст. 73 (по печатному — 80) — «На обычных епархиальных собраниях духовенства и мирян представители монастырей участвуют в количестве по определению епархиального совета».

Ст. 74 (по печатному — 81) — «Возникающие на епархиальных собраниях духовенства и мирян вопросы об обложении монастырей денежными взносами на ту или иную общеепархиальную нужду, а равно и все другие вопросы, касающиеся монастырей и монашества, передаются на обсуждение и решение местных епархиальных монашеских собраний».

Прошу желающих высказаться по указанным статьям в целом.

Серафим, епископ Старицкий. Я предлагаю статьи 72 (79), 73 (80) и 74 (81) опустить совсем, так как все, что изложено здесь, предусмотрено и есть в ст.ст. 34, 36 и 41 гл. III принятого Собором «Положения об Епархиальном Управлении». Ст.ст. 72, 73 и 74 являются, следовательно, не больше как повторением, и ничего нового, по сравнению с указанными статьями Положения об епархиальном Управлении, не дают.

Докладчик архимандрит Гурий. В ст. 36 Положения об Епархиальном Управлении, принятого Священным Собором, говорится вообще об участии монашествующих в собраниях духовенства и мирян, здесь же точнее определяется это участие: указывается, сколько представителей от монашествующих должно участвовать в Собрании и т. п. При этом необходимо отметить, что речь в данном случае идет об участии на исключительных чрезвычайных собраниях, а не на рядовых. Поэтому ст. 72, как более полно, по сравнению со ст. 36 Положения об Епархиальном Управлении, определяющая количество представителей от монашествующих на чрезвычайных собраниях духовенства и мирян, должна быть оставлена. Оставлена также должна быть и ст. 74, потому что монашествующие должны знать о возникающих на собраниях духовенства и мирян вопросах, касательно монашествующих и монастырей. На таких собраниях будут решаться вопросы и об обложении монастырей и другие, близко затрагивающие интересы монашества, и быть осведомленными обо всем этом необходимо.

Митрополит Арсений. Я, с своей стороны, полагал бы, что статьи 72, 73 и 74 нужно оставить, в виду только что высказанных докладчиком соображений, тем более, что и преосвященный Серафим, внесший предложение об исключении этих статей, не возражает против них по существу, а указывает лишь на то, что они являются повторением принятых уже Собором статей из Положения об Епархиальном Управлении. (Обращаясь к епископу Старицкому Серафиму): Может быть Вы согласитесь снять свое предложение об исключении статей 72, 73 и 74?

Епископ Старицкий Серафим. Нет.

Председательствующий. В таком случае будем голосовать. Угодно Священному Собору принять предложение преосвященного Серафима об исключении статей 72, 73 и 74?

Постановлено: Предложение епископа Старицкого Серафима отклонить.

Председательствующий. В виду отклонения предложения преосвященного Старицкого Серафима об исключении статей 72, 73 и 74 и так как поправок к ним нет, ставлю на голосование эти статьи все вместе, в изложении Отдела.

Постановлено: Принять статьи 72, 73 и 74 в изложении Отдела.

Председательствующий. Ст. 75 — «Для объединения всех православных русских монастырей, пред каждым созывом Священного Собора Православной Российской Церкви и в другое время, по усмотрению Высшей Церковной Власти, в Свято-Троицкой лавре созываются Всероссийские монашеские собрания».

Желающих высказаться нет?

Постановлено: Ст. 75 принять в изложении Отдела.

Председательствующий. Ст. 76 (по печатному — 83) «В состав Всероссийского монашеского собрания входят: а) епископы по желанию, б) монашествующие по назначению епархиальныхого архиереевя и выборные представители от каждой епархии, те и другие в количестве, определяемом Высшею Церковною Властью, в) настоятели (или наместники) лавр и наиболее выдающихся обителей, г) 20 иноков, посылаемых Иноческим Всероссийским Церковно-Просветительным Братством, и д) некоторые из опытных в духовной жизни и наиболее полезных для дела иноков, по приглашению Святейшего Патриарха».

Докладчик архимандрит Гурий. Я считаю необходимым отметить, что в настоящей статье вставлен по сравнению с печатным докладом новый пункт — г о посылаемых Иноческим Церковно-Просветительным Братством 20 иноков. Сделано это потому, что монашеским съездом, бывшим в минувшем 1917 году, на котором участвовало 10 представителей от ученого иночества, было признано, что монашество — ученое и монастырское — едино и что съезды у них должны быть общие. А так как ученое монашество рассеяно по всей России и ему трудно, почти невозможно избирать представителей на Всероссийское монашеское собрание, то и предположено, что представителей будет посылать Иноческое Церковно-Просветительное Братство, объединяющее ученых иноков между собою.

Председательствующий. Ставлю на голосование ст. 76.

Постановлено: Ст. 76 принять в изложении Отдела.

Председательствующий. Ст. 77 (по печатному — 84): — «Председателем Всероссийского монашеского собрания состоит Святейший Патриарх или лицо по его назначению. Из своей среды собрание выбирает помощников председателя и секретарей».

За отсутствием желающих высказаться, ставлю ст. 77 на голосование.

Постановлено: Статью 77 принять в изложении Отдела.

Председательствующий. Ст. 78 (по печатному — 84): — «Всероссийское монашеское собрание имеет предметом своих занятий: а) обсуждение общих вопросов, касающихся жизни и деятельности всех русских монастырей, и б) выборы представителей на Всероссийский Собор». возражений нет?

Постановлено: Ст. 78 принять в изложении Отдела.

Председательствующий. Переходим к следующему Отделу — «Всероссийский монашеский Совет при Священном Синоде». Статьи 79—82, (по печатному ст. 86—89). Преосвященный Старицкий Серафим предлагает все эти статьи опустить и, взамен их, принять одну статью такого содержания: «высшее управление всеми монастырями и монашествующими сосредоточивается в Высшем Церковном Управлении».

Епископ Старицкий Серафим. Я предлагаю сосредоточить высшее управление всеми монастырями и монашествующими в Высшем Церковном Управлении, т. е. не только в Священном Синоде, но и Высшем Церковном Совете, так как монастырские дела касаются не только внутреннего устроения монастырей, но и монастырского имущества и хозяйства.

Председательствующий. Я буду говорить не как Председательствующий, а как член Собора. Я решительно высказываюсь против монашеского Совета при Священном Синоде, как и против всякого рода Советов. Нас в Высшем Церковном Управлении — 24 члена, выбранных Собором, и нас еще стараются подпереть. Нас архиереев в Высшем Церковном Управлении — 12 человек, и все мы — монахи. Или имейте к нам доверие, или освободите нас от наших обязанностей.

Докладчик архимандрит Гурий. Желательно, чтобы дела, касающиеся монашествующих и монастырей, прежде, чем поступить на рассмотрение Высшего Церковного Управления, предварительно обсуждались в особой монашеской коллегии и чтобы для этого был создан особый орган или комиссия. Иначе может случиться, что все эти дела будут поручены заведыванию одного из членов Высшего Церковного Управления, который и будет их докладывать, или наоборот, доклады о них будут поручаемы разным лицам, и в направлении дел о монастырях и монашествующих не будет никакой определенной системы и единства.

Если мыль об учреждении при Священном Синоде монашеского совета не будет принята, то не согласится ли Священный Собор сделать такое добавление к поправке преосвященного Старицкого Серафима: «дела о монастырях и монашествующих, подлежащие решению Высшей Церковной власти, предварительно обсуждаются в комиссии из двух членов Священного Синода, члена Высшего Церковного Совета от монашествующих и двух монашествующих лиц по приглашению Святейшего Патриарха и Священного Синода». В такой конструкции коллегии для заведывания монашескими делами ничего громоздкого нет, и она легко осуществима. В состав ее войдут два члена Священного Синода, член Высшего Церковного Совета и два члена по назначению Святейшего Патриарха и Священного Синода. Конечно, этих двух членов удобнее всего назначить из монашествующих города Москвы. Эта монашеская комиссия при Высшем Церковном Управлении будет обсуждать и давать заключение по всем делам, касающимся монастырей и монашества, восходящим на утверждение высшей церковной власти, она будет направлять жизнь монастырей в определенное русло, проводить определенную систему в управлении и заботиться о проведении в жизнь монастырей и монашествующих принятых соборных решений. Таким образом, монастыри и их насельники будут возглавлены одним определенным течением. Кроме пользы для монастырей и монашествующих от этого ничего произойти не может. Ничьих интересов учреждение такой комиссии не затронет, между тем это даст возможность сосредоточить дела, касающиеся монастырей и монашествующих, в руках лиц специально их изучавших.

Председательствующий. Ставлю на голосование поправку преосвященного Старицкого Серафима.

Постановлено: Статьи 79, 80, 81 и 82 заменить статьею в изложении епископа Старицкого Серафима.

Докладчик архимандрит Гурий. Прошу проголосовать мое добавление к поправке преосвященного Серафима.

Председательствующий. Я делаю то, что делаю.

Епископ Старицкий Серафим. Архимандрит Гурий предлагает учредить для заведывания делами монастырей и монашествующих особою Комиссию при Высшем Церковном Управлении, в состав которой, кроме членов Высшего Церковного Управления, назначить двух монашествующих по приглашению Святейшего Патриарха и Священного Синода.

Зачем связывать Святейшего Патриарха и Священный Синод ненужным примечанием? Если они найдут нужным, то сами пригласят тех, кто может оказаться полезным для дела. Нет! Чтобы обязательно сидели, нужны они, или не нужны!

Докладчик архимандрит Гурий. Я говорю совершенно не о том, что пытается внушить Священному Собору преосвященный Серафим. Конечно, Святейший Патриарх и Священный Синод могут пригласить в потребных случаях, кого они найдут нужным. Но дело не в этом. Нужна постоянная монашеская комиссия при Высшем Церковном Управлении, стоящая в курсе всех дел о монастырях и монашествующих и эти дела направляющая по определенной идейной системе. Вреда от учреждения такой комиссии никакого не будет, а пользы может быть много.

Председательствующий. Угодно Священному Собору принять предлагаемое архимандритом Гурием дополнение к поправке преосвященного Старицкого Серафима?

Постановлено: Поправку архимандрита Гурия отклонить.

Председательствующий. Итак, благодарение Богу, доклад «об общем положении для монастырей и монашествующих», наконец, окончен рассмотрением. Нужно выразить благодарность докладчикам: архиепископу Тверскому Серафиму, епископу Волоколамскому Феодору и архимандриту Гурию за их большой труд. Они с ревностию защищали положения доклада. Жизнь покажет: кто прав — мы, или они. И они не должны обижаться, что не все статьи доклада приняты в том виде, как бы они этого хотели.

Постановлено: благодарить докладчиков.

П. Б. Мансуров (с места). Остались еще не рассмотренными первые две статьи доклада о государственно-правовом положении монастырей.

Председательствующий. Статьи 1 и 2 отложены рассмотрением. (Обращаясь к Секретарю): прошу дать справку.

Секретарь. Они отложены рассмотрением по редакционным соображениям до окончания рассмотрения всего доклада.

Председательствующий. Я хочу привести на память, какое было сделано Собором постановление. Помнится, что находили неудобным начинать обсуждение вопроса о монастырях с внешнего их положения и что нужно начать с определения внутреннего существа монашества.

Секретарь оглашает пункты 11—14 из протокола заседания Собора от 18—31 июля 1918 г. за № 136:

«11. Председательствующий оглашает поступившие поправки к ст. 1 и 2 и ставит на голосование предложение Н. Д. Кузнецова отложить суждение по 1 и 2 ст. до окончания рассмотрения всего доклада.

12. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение Н. Д. Кузнецова.

13. Председательствующий оглашает предложение П. Б. Мансурова «предварить изложение доклада особым введением, в котором изложено было бы воззрение Собора, согласно основным церковным задачам иночества и требованиям современной церковной жизни, на положение и обязанности русского монашества», и предложенное епископом Старицким Серафимом определение монастыря: «монастырь (или монашеская община) это — общество православно-верующих людей, которые по известным правилам этого общества дали обет посвятить всю свою жизнь Богу и служить к утверждению Церкви примером христианских добродетелей», передать в Отдел о монастырях и монашестве.

14. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение Председательствующего».

Председательствующий. Угодно приступить ныне к обсуждению статей 1-й и 2-й доклада?

П. Б. Мансуров (с места). Следует передать их в Отдел для разработки.

Докладчик архимандрит Гурий. Быть может следует опустить эти статьи. Они не существенны.

Н. Д. Кузнецов. Эти две статьи — 1-я и 2-я — определяют государственно-правовое положение монастырей. За отсутствием в настоящее время определенного государственного строя, необходимо отложить их рассмотрение до более благоприятного времени.

В настоящее время говорить о государственно-правовом положении монастырей значит поступать несоответственно обстоятельствам времени. Вот сегодня получено известие, что пастыри Церкви приглашаются не служить обедни, а взять ружье и маршировать на защиту советской власти, а мы будем говорить о распространении на монашествующих преимуществ общих священнослужителям Православной Церкви?!

Епископ Старицкий Серафим. Собором принята ст. 38 доклада (по печатному его изданию), а она говорит о монастыре, как юридическом лице. Раз это принято Собором, то зачем же во главу угла ставить статьи о юридической государственно-правовой природе монастырей? Поэтому я и тогда, при первоначальном обсуждении этих статей, говорил, что нужно начать доклад с определения самой сущности, природы монашества. И теперь я предлагаю опустить эти статьи и предварить доклад кратким введением, в котором было бы определено, что такое монашество по своему внутреннему существу, согласно основным церковным задачам иночества и требованиям современной церковной жизни.

Председательствующий. Н. Д. Кузнецов предлагает отложить рассмотрение ст. 1 и 2 до того времени, когда будет твердая, т. е. определенная государственная власть, другими словами — до следующего Собора. Затем Собором уже принято предложение П. Б. Мансурова предварить изложение доклада особым введением, в котором было бы изложено воззрение Собора, согласно основным церковным задачам иночества и требованиям современной церковной жизни, на положение и обязанности русского монашества. С аналогичным предложением выступил сейчас преосвященный Старицкий Серафим.

Угодно Вам принять предложение Н. Д. Кузнецова отложить рассмотрение ст. 1 и 2 настоящего доклада до того времени, когда установится в России постоянная государственная власть.

Постановлено: предложение Н. Д. Кузнецова принять.

Председательствующий. Угодно Вам принять предложение епископа Старицкого Серафима составить краткое введение к положению для монастырей и монашествующих с изложением сущности монашества?

Постановлено: предложение епископа Старицкого Серафима принять.

Председательствующий. Предстоит скучная процедура выборов в Соборный Совет двух епископов, двух пресвитеров и двух мирян, в качестве заместителей отсутствующих по разным причинам членов Совета. Всего предстоит избрать шесть человек. Сначала прошу наметить кандидатов путем подачи записок, а затем из числа намеченных кандидатов закрытой баллотировкой шарами будут произведены самые выборы заместителей членов Соборного Совета. Прошу раздать записки, а о.о. и г.г. членов Собора написать на этих записках имена кандидатов. На каждой записке следует написать шесть имен — двух епископов, двух пресвитеров и двух мирян. К подсчету записок приглашаю преосвященных Охтенского Симона и Старицкого Серафима, архимандрита Александра, протоиереев А. А. Хотовицкого и Н. Г. Попова, свящ[енника] И. А. Артоболевского, проф[ессора] В. А. Керенского, Л. Д. Аксенова, Л. К. Артамонова, М. Т. Губанова и В. Г. Рубцова.

Производится подача и засим подсчет записок приглашенными для сего членами Собора.

Председательствующий. На время подсчета записок объявляю перерыв.

Заседание прерывается в 1 ч[ас] 30 мин[ут] дня.

Заседание возобновляется в 2 ч[аса] 15 мин[ут].

Председательствующий. Предлагаю выслушать результаты подсчета записок. Подали записки 137 членов Собора. Кандидатами в заместители от епископов намечены: митрополит Тифлисский Кирилл — 79 записками, епископ Охтенский Симон — 42 записками, епископ Старицкий Серафим — 41 зап., архиепископ Кишиневский Анастасий — 33 зап., митрополит Владимирский Сергий — 24 зап., архиепископ Астраханский Митрофан — 9 зап., архиепископ Тверской Серафим — 9 зап., архиепископ Гродненский Михаил — 9 зап., архиепископ Алеутский Евдоким — 4 зап., митрополит Ярославский Агафангел — 3 зап., архиепископ Коломенский Иоасаф — 3 зап., архиепископ Приморский Евсевий — 3 зап., епископ Вологодский Александр — 2 зап., епископ Чистопольский Анатолий — 2 зап., епископ Тамбовский Зиновий — 2 зап., епископ Олонецкий Иоанникий — 1 зап. и епископ Архангельский Нафанаил — 1 зап.

Кандидатами от клириков избраны — прот[оиерей] П. Н. Лахостский — 50 зап., прот[оиерей] К. М. Аггеев — 28 зап., прот[оиерей] П. А. Миртов — 28 зап., прот[оиерей] П. Н. Добронравов — 24 зап., прот[оиерей] П. И. Соколов — 23 зап., прот[оиерей] А. В. Санковский — 14 зап., свящ[енник] Н. М. Сироткин — 14 зап., свящ[енник] С. К. Верховский — 12 зап., свящ[енник]-проф[ессор] С. Н. Булгаков — 10 зап., прот[оиерей] Н. В. Цветков — 10 зап., прот[оиерей] А. А. Хотовицкий — 10 зап., свящ[енник] И. А. Артоболевский — 7 зап., прот[оиерей] И. В. Знаменский — 4 зап., прот[оиерей] А. И. Юницкий — 4 зап., прот[оиерей] Д. В. Рождественский — 3 зап., прот[оиерей] Ф. Д. Филоненко — 3 зап., прот[оиерей] П. Е. Крутиков — 3 зап., прот[оиерей] С. Н. Кудрявцев — 3 зап., прот[оиерей] А. В. Суворов — 2 зап., архимандрит Гурий — 2 зап., прот[оиерей] А. В. Рождественский — 1 зап., прот[оиерей] Г. С. Шлеев — 1 зап., свящ[енник] М. Ф. Голунов и архимандрит Александр — 1 зап.

Кандидатами от мирян избраны — Н. Д. Кузнецов — 43 зап., П. И. Астров — 41 зап., проф[ессор] С. А. Котляревский — 33 зап., В. В. Успенский — 22 зап., М. А. Семенов — 17 зап., Л. К. Артамонов — 16 зап., С. И. Шидловский — 13 зап., И. С. Стахиев — 12 зап., А. В. Васильев — 11 зап., проф[ессор] В. А. Керенский — 8 зап., П. Б. Мансуров — 6 зап., проф[ессор] Б. А. Тураев — 5 зап., проф[ессор] П. Н. Жукович — 4 зап., граф Д. А. Олсуфьев — 4 зап., проф[ессор] И. М. Громогласов — 4 зап., М. Ф. Глаголев — 3 зап., проф[ессор] И. П. Соколов, Н. Ф. Миклашевский, проф[ессор] С. С. Глаголев, А. М. Черноуцан и В. А. Демидов по 2 зап., проф[ессор] Н. Н. Фиолетов, В. П. Шеин, И. И. Соколов, Г. А. Ольховский, П. Я. Руднев, П. И. Смирнов и Н. Е. Говоров по 1 зап. Все ли кандидаты согласны баллотироваться?

Председательствующий опрашивает каждого из кандидатов. Изъявляются согласие подвергнуться баллотировке митрополит Тифлисский Кирилл, епископ Охтенский Симон, епископ Старицкий Серафим, архиепископ Кишиневский Анастасий, прот[оиерей] П. Н. Лахостский, прот[оиерей] К. М. Аггеев, прот[оиерей] П. А. Миртов, прот[оиерей] Н. П. Добронравов, прот[оиерей] А. В. Санковский, свящ[енник] Н. М. Сироткин, Н. Д. Кузнецов, П. И. Астров, С. А. Котляревский, М. А. Семенов, И. С. Стахиев и А. В. Васильев. Прочие отказываются.

Председательствующий. Итак, баллотировке подлежат: а) от епископов — митрополит Тифлисский Кирилл, епископ Охтенский Симон, епископ Старицкий Серафим и архиепископ Кишиневский Анастасий, б) от клириков — прот[оиерей] П. Н. Лахостский, прот[оиерей] К. М. Аггеев, прот[оиерей] П. А. Миртов, прот[оиерей] Н. П. Добронравов,прот[оиерей] А. В. Санковский, свящ[енник] Н. М. Сироткин и в) от мирян — Н. Д. Кузнецов, П. И. Астров, С. А. Котляревский, М. А. Семенов, И. С. Стахиев и А. В. Васильев. Предлагаю членам Собора баллотировать указанных мною кандидатов от епископов. Прошу прот[оиерея] П. А. Миртова вызывать членов Собора по списку.

Производится голосование шарами.

Председательствующий. Приглашаю к подсчету шаров: Н. Д. Кузнецова, Н. И. Остроумова, П. Б. Мансурова, диакона Н. П. Ливая, архимандрита Гурия, проф[ессора] В. А. Керенского, свящ[енника] И. Ф. Щукина, В. Г. Рубцова, прот[оиерея] Н. В. Цветкова, проф[ессора] В. В. Титлинова, прот[оиерея] Ф. Д. Филоненко, проф[ессора] И. П. Соколова, проф[ессора] Н. Н. Фиолетова, проф[ессора] Ф. М. Россейкина, В. Г. Добронравова и М. Т. Губанова.

Производится подсчет шаров.

Председательствующий. Объявляю результаты голосования кандидатов в заместители членов Соборного Совета. От епископов митрополит Тифлисский Кирилл получил 100 избирательных шаров и 38 неизбирательных, епископ Охтенский Симон — 74 изб. и 65 неизб., архиепископ Кишиневский Анастасий — 72 изб. и 67 неизб. и епископ Старицкий Серафим — 68 изб. и 71 неизб. Угодно признать избранными митрополита Кирилла и преосвященного Симона, как получивших наибольшее число голосов?

Постановлено: признать избранными в заместители членов Соборного Совета от епископов — митрополита Тифлисского Кирилла и епископа Охтенского Симона.

Председательствующий. Предлагаю баллотировку протоиереев П. Н. Лахостского, К. М. Аггеева, П. А. Миртова, Н. П. Добронравова,А. В. Санковского и свящ[енника] Н. М. Сироткин. Прошу о. протопресвитера Н. А. Любимова вызывать по списку членов Собора.

Производится голосование шарами.

Председательствующий. Приглашаю к подсчету шаров членов Собора: епископа Уральского Тихона, М. Ф. Глаголева, проф[ессора] А. М. Позднеева, А. П. Косминского, прот[оиерея] А. В. Суворова, П. Т. Кладинова, Л. К. Артамонова, П. П. Менделеева, прот[оиерея] А. Г. Альбицкого, И. С. Стахиева, прот[оиерея] И. Н. Дроздова, П. Я. Руднева, прот[оиерея] С. Н. Кудрявцева, прот[оиерея] Н. А. Преображенского, В. Г. Добронравова и Н. Г. Гусева.

Производится подсчет шаров.

Председательствующий. В результате баллотировки получили: прот[оиерей] П. А. Миртов — 92 избир. шара и 46 неизбир., прот[оиерей] П. Н. Лахостский — 80 избир. и 57 неизб., прот[оиерей] Н. П. Добронравов — 71 избир. и 68 неизб., прот[оиерей] К. М. Аггеев — 52 изб. и 86 неизб., прот[оиерей] А. В. Санковский — 52 изб. и 52 неизб., свящ[енник] Н. М. Сироткин — 23 изб. и 84 неизбир. шаров. Предлагаю признать избранными получивших наибольшее число голосов протоиреев П. А. Миртова и П. Н. Лахостского.

Постановлено: признать избранными в заместители членов Соборного Совета от клириков — протоиреев П. А. Миртова и П. Н. Лахостского.

Председательствующий. Баллотирую кандидатов в заместители от мирян: Н. Д. Кузнецова, С. А. Котляревского, П. И. Астрова, А. В. Васильева, И. С. Стахиева и М. А. Семенова. По окончании баллотировки прошу тех же членов Собора, которые подсчитывали шары в прошлый раз, потрудиться подсчитать результаты и этой баллотировки.

Производится голосование шарами и засим подсчет шаров.

Председательствующий. Согласно подсчету, Н. Д. Кузнецов получил 74 избир. шара и 33 неизбир., С. А. Котляревский — 67 избир. и 39 неизб., П. И. Астров — 63 избир. и 44 неизб., А. В. Васильев — 38 изб. и 69 неизб., И. С. Стахиев — 26 изб. и 79 неизб. шаров. Угодно признать избранными Н. Д. Кузнецова и С. А. Котляревского?

Постановлено: признать избранными в заместители членов Соборного Совета от мирян — Н. Д. Кузнецова и С. А. Котляревского.

Председательствующий. (Обращаясь к вновь избранным). Поздравляем вас, как вступивших заместителями членов Соборного Совета. За выбытием из состава Собора члена Соборного Совета проф[ессора] П. П. Кудрявцева, избранный заместителем членов Соборного Совета от мирян Н. Д. Кузнецов вступает в исполнение обязанностей члена Соборного Совета.

Объявляю заседание закрытым. Следующее заседание состоится завтра, в среду, в 11 час[ов] утра.

Заседание закрыто в 3 ч[аса] 10 мин[ут].

Составитель деяния Мих. Слинцовский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 149. Л. 79–103 об. Рукопись с машинописными вставками.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 21. Л. 73–111. Машинопись с рукописными правками. Копия. Подписи отсутствуют.