Деяние № 130

6 (19) июля 1918 г.

Заседание открыто в соборной палате в 1 час 7 минут дня под председатель­ством Святейшего Патриарха Тихона в присутствии 143 членов Собора, в том числе 22 епископов.

Председатель. На прошлом Частном Совещании членов Собора 2 (15) июля я позволил себе огласить постановление Соборного Совета о том, чтобы предложить члену Собора Н. Д. Кузнецову при дополнительных переговорах с народными комиссарами по делу Московской Духовной семинарии обратить их внимание на то, что неосвобождение зданий семинарии для надобностей Всерос­сийского Церковного Собора создаст громадные трудности к открытию и пра­вильной деятельности Собора. Это постановление Соборного Совета вам угодно было принять. Таким образом, в четверг вечером истекал срок ожидаемого ответа. Такою ответа, однако, до сих пор не последовало. Говорят, что ответ последует в субботу на этой неделе, или в начале будущей недели. Имеются частные сведения, что вопрос предрешен в отрицательном для нас смысле. Казалось бы, ждать более не представляется полезным и нужным.

Между тем, вы знаете, что каждый день развертываются события, большей ча­стью печального характера, которые побуждают к тому, чтобы мы не медлили с от­крытием Собора. Собор необходим, как авторитетный голос для всей России.

Сейчас было заседание Соборною Совета, на котором решено было ныне же открыть Собор, причем подробно мотивировать основания постановления Соборного Совета, надеюсь и соборного решения, поручено особой Комиссии из членов Собора: митрополита Владимирского Сергия, архиепископа Кишиневского Анастасия, протои­ерея П. Н. Лахостского, П. И. Астрова, князя Е. Н. Трубецкого, А. Д. Самарина и секре­таря Собора. Это первое решение Соборного Совета.

Второе решение. Если Частному Совещанию угодно открыть Собор, то мы предлагаем такую программу заседания: совершить панихиду по убиенном рабе Божием бывшем Государе Николае II и заслушать заявление о требовании власти об очище­нии Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле.

Угодно будет принять постановление Соборного Совета теперь же открыть Со­бор?

(Голоса с мест: Необходимо! Просим!)

ПОСТАНОВЛЕНО: предложение Соборного Совета о немедленном открытии занятий Собора принять.

Председательствующий. Таким образом, единогласно принято решение, невзирая ни на какие неудобства, теперь же открыть Собор. Засим повестка засе­дания. Она, по-видимому, не встречает возражений?

(Голоса с мест: Встречает. Следует голосовать.)

Протоиерей Ф. Д. Филоненко. Я считаю неудобным совершать в настоящее время панихиду по убиенном бывшем Государе Николае II. Это поставит Со­бор в очень острое отношение к властям. Этим несомненно воспользуются, чтобы начать жестокое гонение на Православную Церковь. Я признаю, конечно, что Церковь должна идти на мученичество, когда это необходимо, но вызывать это мученичество намеренно Церковь не должна.

А. В. Васильев. Я думаю, что в этом вопросе Священный Собор должен не политиканствовать, а следовать велениям христианской совести и долга. Как бы ни относиться к личности бывшего Государя Императора, но все же этот человек более четверти века нес на себе бремя, тяжелое бремя правления Российским Государством, и бремя это было свыше сил человеческих. Он был верным членом Святой Православ­ной Церкви и от Церкви не отступал и не отрекался. Теперь мы получили известие о его убийстве, известие, в достоверности которого невозможно сомневаться. И вот, ос­тавляя всякую политику в стороне, мы должны помолиться об упокоении его души. Если мы этого не сделаем, то введем в соблазн многие миллионы православного рус­ского народа и дадим основание к упрекам: «Ваша Церковь служит власти, поклоняется силе. Раньше, когда бывший Царь был у власти, вы его славословили, а теперь, когда этот человек в могиле, когда сила и власть в других руках, вы не хотите даже помо­литься об упокоении его души». Это наш христианский долг и, конечно, мы должны с благодарностью принять постановление Соборного Совета и помолиться, не каждый в отдельности, а всем Собором и Церковью. Кроме того, следовало бы во всех церквах Русской Церкви совершить о нем сорокадневное поминовение. Оставьте все титулы, пусть поминают не Императора, не Государя, а раба Божия убиенного Николая. Все, конечно, будут знать, о ком молятся, и этим мы исполним свой христианский долг.

Л. К. Артамонов. К прекрасным словам Афанасия Васильевича мне, ста­рому служаке, остается добавить немногое. Я гораздо лучшего мнения о большевиках, чем тот человек в рясе, который говорил сейчас на этой кафедре. Я не могу допустить, чтобы кто-нибудь мог с осуждением отнестись к молитве за Помазанника Божия, те­перь уже представшего пред судом Божиим. Если и были недочеты в его царствовании, то ведь это же наша общая вина, вина всего русского народа. И теперь мы, как верую­щие христиане, знающие как спасительна молитва за усопших, возносим моление об упокоении души невинно убиенного Помазанника Божия. Мы молимся теперь за того человека, о котором привыкли молиться не только за 24-летний период его царствова­ния, но и со дня его рождения. Поэтому я с особенною тревогою ожидал сегодня реше­ния Соборного Совета по поводу известия об убийстве бывшего Государя Императора. И я земно кланяюсь Вам, Святейший отец, за то, что Вы оправдали надежды всех ве­рующих православных христиан и русских людей.

В. В. Богданович. Я горячо поддерживаю мнение А. В. Васильева и гене­рала Артамонова. Мы должны заботиться не о том, чтобы не задевать чувства группы людей, стоящих у власти, а о том, чтобы не оскорбить чувства миллионов верующих. Если мы не совершим моления об убиенном, то не сказали бы они, что мы из трусости не посмели исполнить свой христианский долг.

Князь Е. Н. Трубецкой. Я хочу напомнить вам о знаменательном совпа­дении событий. День убийства бывшего Императора совпал с днем памяти великому­ченика митрополита Филиппа. Это совпадение налагает на нас особый долг. Митропо­лит Филипп говорил всю правду, не скрывая ее и не заботясь о последствиях. Так должны поступать и мы. Собор также обязан говорить всю правду и являть ее в своих делах. А умолчать о совершенном злодеянии и не помолиться об убиенном бывшем Царе, о котором мы молились в течение свыше 20 лет как о Помазаннике Божием, это значило бы совершить вопиющую неправду. Не следует больше рассуждать. Мы долж­ны делать то, чего повелительно требует наша христианская совесть. Мы должны осе­нить себя крестным знамением и совершить моление об упокоении души убиенного бывшего Императора Николая II.

Архимандрит Владимир. Я только что прибыл из Киева и не могу не рассказать Собору о том, как там, в этой колыбели Русской Церкви, народ отнесся к слуху об убиении бывшего Императора Николая Александровича. Недели три тому назад, как вам известно, во всей России распространился слух, что бывший Император убит в поезде во время переезда из Екатеринбурга. Еще до проверки этого слуха в Кие­ве, к чему несомненно украинскими властями и, вероятно, также и немецкими, вообще очень внимательно прислушивающимися к совершающемуся у нас, были сразу же при­няты меры, власти эти не чинили препятствий к совершению в соборе заупокойной литургии и панихиды по убиенном. В назначенный день к 9 часам утра храм был пере­полнен молящимися, в нем и кругом его собралось до 30 тысяч народа. По прибытии к собору митрополит Антоний получил от Министерства исповеданий приглашение по­жаловать в Министерство, помещающееся против собора. Там ему сообщили о полу­ченном немецкою комендатурою известии, что, по тщательной проверке, слух о смер­ти Императора оказался «очередной провокационной ложью», как то и было затем официально объявлено советским правительством. В Министерстве просили владыку объявить об этом народу и сообщить, что заупокойной литургии и тем более панихиды не может быть. Народ, при объявлении о ложности слуха, выражал свою радость пени­ем «Боже, Царя храни». Я считал долгом сообщить об этом.

С. М. Раевский. В тех изданиях, в которых сообщалось уже раз об убий­стве бывшего Царя, потом советской властью было объявлено, что это очередная про­вокационная ложь. Есть ли у нас и теперь уверенность, что в настоящее время сообщена правда? У меня такой уверенности нет. А между тем, если Священный Собор отслужит панихиду, то я боюсь, как бы не пришлось сказать: «Как недолго просуществовала ты, третья сессия Собора!» Я понимаю всю важность совершения панихиды, но лучше, если бы это сделано было до открытия Собора (Голоса: Собор еще не открылся!). Говорят, что Собор еще не открылся, что это не Собор, а Частное Совещание, это верно. Я понимаю, что нужно помолиться за упокой души бывшего Царя. Епископы и священники помянут его, совершая проскомидию и литургию. Помолимся о нем и мы, миряне, как с детства привыкли молиться. Нужно ли совершать это моление всенародно? Я прошу взвесить и важность момента и важность значения Собора в настоящее время. Как отзовется на это деяние Собора та масса православного народа, которая нас сюда послала? Не вызовем ли мы нареканий за то, что Собор поступил неосторожно? Ваше Святейшество! Вы готовы и пойдете на подвиг, не отриньте и у нас способности и дерзновения на подвиг. Но к чему этот подвиг, когда существование Собора важнее этого подвига? Я прошу Ваше Святейшество еще раз взвесить и обсудить важность и значение момента.

П. Б. Мансуров. С величайшей благодарностью выслушал я предложение Соборного Совета о панихиде. Иначе и нельзя поступить. Великое дело Собор. Нам, конечно, надо его беречь. Но надо беречь прежде всего достоинство Собора. Надо, чтобы он с достоинством перешел в историю. Между тем, было бы нарушением достоинства Собора, если бы он отступил от того, к чему призывает его долг. Поэтому еще раз благодарю Соборный Совет за его правильное решение.

Б. В. Титлинов. Я, отцы и братия, вполне поддерживаю мысль откликнуться молитвою на совершившееся преступление. Но я считаю нравственным долгом обратить ваше внимание на то, что это преступление тяжелее, чем можно предположить по первому впечатлению. По сообщению «Известий», бывший Государь расстрелян без суда и следствия, расстрелян только из опасения его бегства. Так никогда ни кого не расстреливали, даже простого преступника. Я понимаю, когда конвой ведет арестантов и при попытке к бегству последних расстреливает их: с конвоиров спрашивать нечего. Я понимаю казнь Людовика XVI по постановлению народного суда. Но я не понимаю, как губернский Исполком может приговаривать к расстрелу из одного опасения бегства и как центральная власть может одобрять такое действие Исполкома. Преступление налицо, и на него нельзя не отозваться не только Собору, но и каждому человеку. Но мало отслужить по убиенном бывшем Государе панихиду или даже 40 панихид; нравственное достоинство Собора обязывает его к тому, чтобы заклеймить это преступление соответствующим словом. Долг Собора пред лицом русского народа и пред лицом всего мира возвысить голос против этого акта неслыханной жестокости.

Председатель. За подписью 30 членов Собора поступило предложение прекратить прения по обсуждаемому вопросу. Кто не согласен с этим предложением, прошу встать.

ПОСТАНОВЛЕНО: прения прекратить.

Председатель. Позвольте поставить на голосование решение Соборного Со­вета о том, чтобы была совершена панихида по бывшем Государе — рабе Божием Николае.

ПОСТАНОВЛЕНО (большинством, при 28 голосах против и 3 воздержавших­ся): постановление Соборного Совета утвердить.

Председатель. Объявляю Собор открытым.

Святейшим Патриархом, при общем пении членов Собора, в церкви соборной палаты совершается панихида по бывшем Государе Николае II.

Сейчас Собор исполнил свой священный долг. Теперь прошу, как поставлено в повестке, выслушать краткое сообщение о том, что вчера управлением Чудова и Воз­несенского монастырей, находящихся в Кремле, получено от местного коменданта требование, чтобы живущие в этих обителях в недельный срок выселились из них; при этом им разрешено взять из монастырей лишь частное имущество, «общественное же достояние», как говорится в уведомлении, не исключая и церковного имущества, выво­зить воспрещается. Это делается, по-видимому, по военным соображениям, причем в уведомлении содержится угроза, что если насельники монастырей добровольно не покинут их в указанный срок, то будет применено насилие.

Та же участь, по-видимому, ожидает и Успенский собор, причт которого уже давно испытывает затруднения в совершении богослужений. Я и сам недавно должен был стоять некоторое время у проезда в Кремль, пока не получил пропуск.

Предположено разрешить насельникам помянутых обителей выселиться из Кремля, но вместе с тем изнести с собою, как из этих обителей, так и из других Крем­левских соборов, мощи и другие святыни, составляющие великое и священное достоя­ние православного верующего русского народа. Само изнесение Кремлевских святынь приурочить к крестному ходу, совершаемому обычно в Москве в день Казанской ико­ны Божией Матери, 8 (21) июля, приходящийся в настоящем году на воскресенье, и по­местить святые мощи и чудотворные иконы в других монастырях и церквах города Мо­сквы. Соборный Совет, одобрив означенные предположения, постановил поставить этот вопрос на повестку первого заседания Собора. В случае одобрения Собором оз­наченного предположения, обсуждение подробностей самого изнесения святынь по­ручить Комиссии в составе членов Собора архиепископа Кишиневского Анастасия, архиепископа Коломенского Иоасафа, протопресвитера Н. А. Любимова, А. Д. Самари­на, Н. Д. Кузнецова и не состоящего членом Собора епископа Серпуховского Арсения, с разрешением Комиссии пригласить к участию в обсуждении означенного дела и дру­гих лиц, по своему усмотрению, с тем, чтобы соображения Комиссии по данному во­просу были доложены Собору в одном из ближайших заседаний.

Кто против, тех прошу встать.

ПОСТАНОВЛЕНО: предложение Председателя об изнесении святынь Крем­ля принять и утвердить постановление Соборного Совета о поручении Комиссии обсу­дить подробности самого изнесения святынь.

Председатель. Мысль об изнесении святынь из Кремля встречает общее одобрение Собора. Заседание закрывается. Завтра очередное заседание Собора нач­нется в 11 часов утра. Пред началом заседания Преосвященным митрополитом Арсе­нием будет совершено молебствие.

Заседание закрыто в 2 часа 45 минут (д. 133, лл. 4–19).

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Москва, 1918. Кн. IX. Деяния LXVI–LXXXII. С. 147–151.