Деяние № 116

21 марта (9 апреля) 1918 года

Заседание открыто в соборной палате в 5 часов вечера под председательством митрополита Новгородского Арсения в присутствии 249 членов Собора, в том числе 39 епископов.

На повестке заседания: 1) Текущие дела.

2) Доклад Отдела о миссии — «Основные положения об устройстве миссии». Докладчики: М. А. Кальнев, профессор М. Н. Васильевский.

3) Доклад Отдела о благоустроении прихода (с главы XI). Доклад­чики В. А. Потулов, Н. Д. Кузнецов, Ф. Ф. Григорьев.

4) Доклад Отделов о высшем цер­ковном управлении и о церковном имуществе и хозяйстве — «О содержании членов Высшего Церковного Управления Православной Российской Церкви. Докладчик М. А. Арефьев.

5) Доклад Отдела о духовно-учебных заведениях — «О типе и управле­нии духовно-учебных заведений». Докладчик протоиерей К. М. Аггеев.

Председательствующий, Продолжается обсуждение вопроса о пере­рыве деятельности Собора.

С. А. Котляревский. Мне кажется, что следует принять постановление Соборного Совета относительно перерыва деятельности Собора, так как это постанов­ление отвечает естественным пожеланиям, здесь высказанным, чтобы Собор был все­гда налицо. Противники постановления говорят, что могут наступить катастрофиче­ские события, когда Собор необходим; но тогда Собор вовсе не должен расходиться, что весьма трудно. А затем, когда произойдут эти события, неизвестно. Мне думается, не ранее двух месяцев, а может быть, и через год. В соответствии с этим Соборный Со­вет постановил, что Собор будет созван, когда наступят эти события. Это предоставля­ется определить Святейшему Патриарху. Говорят, что Собор не скоро соберется, ввиду современного состояния путей сообщения, но ведь если мы сделаем перерыв и на две недели, тоже не скоро соберутся.

Украинский Собор — первостепенное событие. Он будет заседать в мае в дру­гих условиях, чем в январе. Теперь Украина занимает особое положение в Русском государстве. Она вбита клином в русскую жизнь, и клин этот может усугубиться духов­ным разобщением народа. Не следует отнимать силы у Украинского Собора. Наши представители там будут делать общее русское дело, как и здесь. Это говорит против скорого созыва нашего Собора. Засим, в настоящее время присутствие епископов на местах, общение их с местным населением необходимо: будут вводиться в жизнь новые формы епархиальной и приходской жизни, и епископы должны в это время быть на местах. Перерыв Собора желателен и с точки зрения интересов и самих новых цер­ковных органов, начиная с высших органов и кончая приходами. Когда эти церковные органы войдут в действие, жизнь вольется в них, тогда определятся те или другие воз­можные их недочеты. Соберется Собор и представится возможность внести поправки; без этого не обходится ни одна реформа, поправки опыта необходимы. Бояться при­меров прошлого времени — бюрократической деятельности — не следует: опасения здесь преувеличиваются. Ведь прежде Синод не был выразителем церковной жизни народа, а теперь не так. Обстоятельства изменились: Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет, как органы, выбранные Собором, являются представителя­ми всей Церкви. А потом надо привыкнуть, что Собор бывает лишь в исключительные времена, обычно же Церковь живет своими административно-судебными органами. Скажут, что сейчас исключительное время, но сколько оно продолжится, неизвестно, может быть, несколько лет.

Нужно оказывать больше доверия новым церковным органам, которые имеют свою задачу и будут выполнять свое назначение. Во время деятельности Собора действование этих органов до известной степени стеснено; в отсутствие же Собора они бу­дут исполнять свою задачу. Мне кажется, что постановление Соборного Совета о созы­ве Собора в сентябре месяце, причем Святейший Патриарх может созвать его и ранее, обеспечивает созыв Собора во всякое время; в экстренных случаях Патриарх созовет Собор. Июньский срок созыва Собора затруднителен, могут помешать работы в селе­ниях. По моему мнению, начало осени или 15 августа — срок, достаточный для созыва Собора.

М. Мансуров. Наше государство рухнуло, порвалась и связь Церкви с государством. Но мы утешаемся, что через Собор Русская Церковь проявила свою жиз­ненность. Она жива и стала на собственные ноги. Маловеры думали, что Церковь не­разрывна с государством, а оказалось иначе? Церковь имеет более глубокие корни. Что же сделано чрез Собор? Церковь получила органы, канонически правильные, воз­главляемые Святейшим Патриархом. Она получила канонически правильные Священ­ный Синод и Высший Церковный Совет. Нет другой Церкви, в которой эти органы считались бы недостаточными для представительства церковной жизни, церковной мысли. Они правомочны, и не надо подрывать их значение. Если же над ними будет всегда как бы висеть Собор, то этим снимается с них ответственность, без чего нет их существенного значения. Если они только придаток к Собору, то такое отношение к ним неправильно; они правомочные представители Церкви. Я считаю, что самая мысль о непрерывности деятельности Собора неправильна. Нельзя смешивать функции уч­реждений. Мы должны вполне осознать, что эти органы являются правильными проводниками соборной мысли и осуществляют нормы в церковной жизни народа, когда вступают в полное отправление своих обязанностей. Они имеют корни в жизни народа и общества. Патриарх не орган Собора; он избирается на всю жизнь. Представитель иерархии орган не Собора, а иерархии.

Я далек от мысли о соперничестве учреждений, но может быть время, когда нельзя созвать Собора. Когда наступят чрезвычайные события, неизвестно, как об этом говорил С. А. Котляревский. Эти события могут наступить и при деятельности Собора, и после, когда Собор закончит свою деятельность. Следовательно, созью Со­бора нужно отложить и судьей в определении этого времени вполне признать Патри­арха. Работы, не оконченные еще нами, мы можем завершить в сентябре или вообще в пределах 1918 года, в каковое время созвать Собор предлагает постановление Собор­ного Совета. Здесь брошена мысль, что во время перерыва Собора может действовать часть Собора и продолжать подготавливать работу для будущих общих заседаний Со­бора. Не отрицая, что в этом предложении есть доля пользы, я предупреждаю, чтобы эта часть Собора не мыслила себя Собором, чтобы высшие органы Церковного Управ­ления не чувствовали умаленной их ответственности из-за этой части, чтобы и часть эта исполняла работы технические, подготовительные, а органы Церковного Управле­ния могли бы с нею посоветоваться; ответственность же должна ложиться на органы Управления. Я высказываюсь за предложение Соборного Совета о перерыве Собора до сентября или до того времени, когда Патриарх найдет нужным и полезным созвать Собор.

Может быть, нашли бы полезным, но не необходимым, составить какую-нибудь декларацию от Собора, в которой бы выражалось наше доверие органам Церковного Управления пред лицем внешнего мира.

В. П. Шеин. Предложение Соборного Совета слагается из трех отдельных мнений: 1) о приостановке деятельности Собора до сентября; 2) о понижении законно­го состава Собора до четверти всего числа членов Собора; 3) о приостановке деятель­ности Собора на 2-3 месяца, т. е. Соборный Совет продолжает свою работу в течение месяца после перерыва и возобновляет свои занятия за месяц до начала работ Собора. Относительно первого предположения никем не было высказано мнения о со­вершенном прекращении деятельности Собора: говорили только о начале возобновле­ния деятельности в течение мая, или относили его на более отдаленный срок. Сообра­жения в пользу скорейшего возобновления занятий состояли в том, что Собор не успе­ет рассмотреть важнейших дел. Если бы, однако, нам за остающиеся недели удалось закончить поставленные на сегодняшней повестке вопросы о приходе, о духовно-учебных заведениях и о штатах Синода и Совета, то уже не оставалось бы таких вопро­сов, которые не могли бы быть отложены до сентября. Оставаясь в области рассужде­ний деловых, а не политических, я не вижу никаких деловых оснований для скорого возобновления деятельности Собора, с другой стороны, есть много препятствий к ско­рому созыву Собора, из которых главное — отсутствие денег. Некоторые ораторы се­товали на то, что им раньше не было дано справок по этому вопросу, ввиду чего я на­хожу нужным их дать. Как известно, Собор имеет единственный источник существования — 5-рублевый налог на каждый пуд свечей; остальные источники ненадежны. Ко­гда вводилось это обложение, то рассчитывали на 600 тысяч пудов воска, но в настоя­щее время эти соображения не подтверждаются, так как встречается множество пре­пятствий в доставке воска и выработке его; епархиальные заводы находятся под угро­зой захвата их рабочими и теперь уже состоят в значительной от них зависимости, ввиду чего и этот источник дохода является гадательным. Кроме того, из этого источ­ника за текущую сессию истрачено уже около 1 миллиона рублей; следовательно, в лучшем случае остается в распоряжении Собора не больше 2 миллионов. Наконец, ес­ли бы наши расчеты на этот источник дохода неожиданно оправдались, то настоящее несовершенство путей сообщения чрезвычайно препятствует правильному получению денег; деньги доставляются с чрезвычайными трудностями, и на самое получение их приходится затрачивать значительные суммы. В банках можно получать не более 100-150 рублей в день, что совершенно не дает возможности доставать деньги этим путем. Так как ни банковыми переводами, ни почтовой пересылкой получать денег нельзя, то приходится посылать из Москвы или с мест доверенных лиц, которые, претерпевая все неудобства современных путешествий, все время находятся под страхом личной опас­ности подвергнуться нападению или ограблению.

Нельзя больше возлагать надежды на ближайший источник, из которого можно было брать деньги, именно, на Московскую епархию, так как он достаточно исчерпан, и приходится обращаться к более отдаленным епархиям. Между тем, круг епархий, сохраняющих возможность беспрепятственного сношения с Москвой, из-за политиче­ских событий все более и более суживается. Рассчитывать при этих условиях на то, что Соборный Совет сможет к маю собрать деньги в достаточном количестве почти совер­шенно невозможно, и Собору пришлось бы вскоре разъехаться, за недостатком средств. К сентябрю, может быть, удалось бы собрать необходимые средства. К этому надо прибавить, что продовольственный вопрос становится все более и более обост­ренным. В мае, июне и июле положение будет еще более угрожающим. Поэтому Со­борный Совет предлагает сохранить звание членов Священного Собора до конца те­кущего года, предоставив Патриарху право созвать вновь Собор, когда Патриарх най­дет это необходимым.

Второе предложение — понизить законный состав Собора с одной трети до од­ной четверти: против этого предложения не высказывался ни один из ораторов. Те­перь я скажу о представительстве от Собора. Некоторые предлагали образовать это представительство в составе до 50 членов Собора, другие предлагали предоставить работать во время перерыва всем желающим членам Собора. И то, и другое предложе­ния представляются в высшей степени сомнительными и сопряжены с большими тех­ническими трудностями: 1) у нас остается чрезвычайно мало времени, а для выбора 50 человек потребовались бы два или три дня заседания; 2) совершенно не выяснено, какими правами представительства облечь этих лиц: будет ли это вспомогательная ко­миссия при Соборном Совете или самостоятельное учреждение? То же можно сказать и относительно предложения о том, чтобы были оставлены те члены, которые пожелали бы остаться: помимо указанных раньше трудностей, это вносит еще положение полной неопределенности: сегодня — одни, завтра — другие; при тощих финансах Собора это предложение совершенно невозможно. Поэтому остается предложить тот вид предста­вительства Собора, который был уже осуществлен во время перерыва, это — Собор­ный Совет, на который можно было бы возложить все полномочия во время перерыва, согласно Уставу. Далее я, к сожалению, должен разойтись с Соборным Советом и буду уже высказывать свое личное мнение, не как докладчик Соборного Совета, а как от­дельный его член. Соборный Совет предлагает продолжить свои полномочия только на один месяц со дня перерыва; с этим предложением я не могу согласиться, так как тогда Собор останется без своего видимого представительства. Пока Собор существует, ему необходимо иметь свой представительный орган; здесь я ограничусь одними деловыми соображениями, так как по этому вопросу подробно говорил Н. Д. Кузнецов. Если Со­борный Совет прекратит свои работы через месяц после перерыва и возобновит свои занятия лишь за месяц до нового созыва членов Собора, то в деятельности Соборного Совета образуется перерыв, который нежелателен и неудобен: у Собора есть значи­тельное имущество, имеются договорные обязательства, имеется большой состав слу­жащих, на руках Соборного Совета остается вся издательская и редакционная деятель­ность Собора. Если деятельность Соборного Совета сохранится только на один месяц, то надо потом передавать все дело кому-то другому, потом пройдут два месяца, и опять придется передавать все дело Соборному Совету. Все это внесет путаницу, двойная передача вызовет ломку без всякой действительной пользы для дела. Нет решительно никаких деловых соображений против непрерывной деятельности Соборного Совета, за исключением второстепенного соображения о тех расходах, которые это повлечет за собой. На основании всех этих соображений я отстаивал свое мнение в Соборном Совете, а теперь я прошу Собор принять предложение Соборного Совета с добавлени­ем о том, что деятельность Соборного Совета должна продолжаться во все время пере­рыва.

Архимандрит Матфей. Я слышал уже указания на необходимость ре­шения в пользу предложения Соборного Совета. Указывалось на Украинский Собор, где необходимо собрать во всей полноте все силы Православной Великороссийской Церкви. Но я удивляюсь: неужели это серьезный мотив? Неужели Украинская Церковь, которая в будущем станет автокефальной, будет решать вопрос о нашей Церкви, и русский народ будет разобщен в этот исторический момент? Я думаю, что будущее Русской и — буду говорить прямо — Сибирской Церкви не менее важно для Право­славной Церкви, чем будущность Украины. Следует руководиться соображениями ис­ключительно о пользе дела. Говорили, что епископам надо быть на своих местах, где они нужнее; может быть, это и так, но сделали ли мы то, чтобы жизнь епископов была поставлена в соответствующие условия? Сегодня Преосвященный Митрофан Донской поведал нам о тех бедах, которые он перенес. Теперь на местах приходится перено­сить массу оскорблений от представителей власти. Сначала Собор должен обеспечить охрану личности архипастыря против лиц, порвавших связь с Церковью, родиной и своим народом. Если мы разъедемся, то распылимся, а здесь мы представляем некото­рую внушительную церковную силу, с которой будут считаться. Здесь мы говорили о реформе приходской жизни в епархии, о духовных консисториях, а много ли таких консисторий, которые не захвачены большевиками? Говорили о духовно-учебных за­ведениях, а много ли семинарий не захвачены современными управителями? Сначала надо подготовить почву для реформ, а потом проводить их на местах. Говорили, что Священный Синод и Высший Церковный Совет, как избранные самим Собором, могли бы проводить реформы в жизнь; но для этих органов нет еще места, нет помещений для их канцелярий. Пелена закрывает нам глаза. Я очень жалею эти высшие органы Церковного Управления, которые не имеют до сих пор ни своего места, ни канцеля­рий. Следует сперва все это устроить, а потом уже разъезжаться. Нам говорили о де­нежных затруднениях, но до сих пор этих затруднений не было; один из членов Собо­ра говорил мне, что он знает, будто в распоряжении Собора имеется 800 тысяч (В. П. Шеин с места: О, нет!); я могу указать этого члена, который предлагал, если бу­дет нужно, взойти на эту кафедру после меня и документально доказать справедли­вость своих слов. Я боюсь, что эти деньги постигнет та же участь, что и синодские. Что касается продовольствия, то Москва с голоду не умрет, не умрут и члены Собора: мы будем довольствоваться осьмушкой и даже шестнадцатой фунта хлеба, лишь бы делать то великое дело, для которого мы здесь собрались. Если не умрет здесь Соборный Со­вет, то не умрем и мы, и нечего заботиться о нашем здоровье. Говорили, что многим далеко ехать; но нечего думать о личных удобствах и надо примириться с этим обстоя­тельством ради великой идеи, которая нас собрала сюда. Говорили о канцелярии и Со­борном Совете, что они нужны. Да, они нужны, но при Соборе, а не Собор существует при них. Поэтому нет никаких соображений за длительный перерыв, а необходимо нам скорей собраться вновь. Говорили еще, что мы устали; это совершенно верно, но на Страстной седмице и Святой Пасхе отдохнем, предварительно освежив себя и под­крепив свои духовные силы говением и принятием Св. Тайн, а с понедельника Фоми­ной недели опять соберемся на работу для истории и для Церкви. Говорили, наконец, что Отделам нечего делать, но это не так: если бы не было подгонялки, то работа не была бы такой спешной и нервной, а была бы более плодотворной. Итак, мое предло­жение: отдых нужен, но непродолжительный, а потом Собор должен опять работать во имя идеи блага Церкви и дела Христова.

Председательствующий. Прения кончены. Сначала я прочту поста­новление Соборного Совета:

1.   Прервать свои занятия в субботу на 5-й седмице Великого Поста,
7 (20) апреля с. г., по окончании заседания, и возобновить их в сентябре месяце с. г,
предоставив вместе с сим Святейшему Патриарху созвать Собор и ранее или позднее
указанного срока, в зависимости от обстоятельств, но только в пределах 1918 года.

  • При возобновлении занятий Собора признать дчя законности его состава достаточным присутствие одной четвертой части всего состава членов Собора.
  • В изменение статьи 60 Устава Собора постановить, что Соборный Совет продолжает свою деятельность в течение одного месяца после предположенного пере­рыва занятий Собора и возобновляет свою деятельность за один месяц до возобновле­ния соборных занятий.

Были предложены следующие поправки:

а) В. И. Зеленцов предлагает перерыв Собора продолжить до 1 мая, но Отделам
предоставить собираться на заседания;

б) Н. Н. Медведков предлагает перерыв Собора с 7 апреля по 15 мая, с тем, что­
бы во время перерыва работали комиссии из желающих остаться для работы членов
Собора;

в)  архимандрит Вениамин — сессию прервать до 8 июля;

г)  Н. Д. Кузнецов предлагает выделить из состава Собора часть членов для про­
должения работ, а количество их и полномочия должны быть определены Уставным
Отделом в течение 5 дней, и решение должно быть немедленно внесено на утвержде­
ние Собора;

д) А. И. Ивановский предлагает перерыв Собора с 7 апреля по 1 августа, с тем,
чтобы Святейшему Патриарху было предоставлено право созыва Собора и ранее ука­
занного срока. На время же перерыва, с целью сохранения Собора как учреждения,
избрать Комиссию из 50 человек для продолжения занятий в Отделах с целью подго­
товки законопроектов к пленарным заседаниям Собора;

е)  И. И. Ульянов предлагает согласиться с предложением Соборного Совета — с
поправкой — быть готовым собраться в начале мая на непродолжительную сессию для
решения дел неотложного церковного строительства, в зависимости от остроты поли­
тического момента;

ж) П. И. Астров предлагает начать занятия Собора 1 июля;

з)  архимандрит Матфей предлагает установить отдых на Страстную и Пасхаль­
ную седмицы и возобновить занятия с понедельника Фоминой недели;

и) Ф. С. Боголюбов — за перерыв до 10 мая.

Вопрос должен быть разделен на два: во-первых, продолжать ли занятия и, во-вторых, прерывать ли занятия Собора. В последнем случае нужно будет решить, до какого срока продолжать перерыв. Итак, вопрос должен быть поставлен так: продол­жает ли Собор занятия или прерывает? (Голос: Прекратить ли?) О прекращении не мо­жет быть и речи, а только о перерыве, судя по речам выступавших ораторов. Итак, ставлю вопрос: продолжает ли Собор занятия или их прерывает?

ПОСТАНОВЛЕНО: сделать перерыв в занятиях Собора.

Председательствующий. Теперь следует установить, до какого срока продолжать перерыв. Архимандрит Матфей предлагает до понедельника Фоминой не­дели: отец Матфей рассматривает этот перерыв как отдых,

В. П. Шеин. Сначала надо решить, когда мы начнем перерыв: в субботу ли на 5-й неделе или на 6-й неделе? Надо сначала решить вопрос о начале перерыва.

Епископ Пермский Андроник. Если будем голосовать отдельные сро­ки, то разобьемся на разные голоса. Сначала надо решить вопрос: до осени прерывать ли занятия Собора или не до осени?

Председательствующий. Соборный Совет постановил прервать заня­тия Собора в субботу на 5-й неделе Великого Поста, т. е. 7 апреля. Ставлю на голосова­ние срок, предложенный для начала перерыва Соборным Советом.

ПОСТАНОВЛЕНО: прервать занятия Священного Собора с 7 (20) апреля 1918 года.

Председательствующий. Теперь вопрос о начале возобновления за­нятий Собора. Сначала ставлю на голосование предложение архимандрита Матфея и В. И. Зеленцова о перерыве до 1 мая.

ПОСТАНОВЛЕНО: предложение отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование предложение Н. Н. Медведкова и Ф. С. Боголюбова о возобновлении занятий 10-15 мая.

ПОСТАНОВЛЕНО: предложение отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование предложение И. И. Ульянова возобновить соборные заседания в конце мая.

ПОСТАНОВЛЕНО: предложение отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование предложение П. И. Астрова начать занятия Собора с 1 июля.

ПОСТАНОВЛЕНО: предложение отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование предложение архи­мандрита Вениамина о возобновлении соборных занятий 8 июля.

ПОСТАНОВЛЕНО: предложение отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование предложение А. И. Ивановского о возобновлении соборных занятий 1 августа.

ПОСТАНОВЛЕНО: предложение отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование срок возобновления соборных занятий 1 сентября.

ПОСТАНОВЛЕНО: возобновить занятия Собора 1 (14) сентября 1918 года.

Председательствующий. Ставлю на голосование предложение Соборного Совета — при возобновлении занятий Собора признать для законности его состава достаточным присутствие одной четвертой части всего состава членов Собора.

ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение Соборного Совета.

Председательствующий. Далее идет вопрос о предоставлении Свя­тейшему Патриарху права созыва Собора ранее или позднее установленного срока в пределах 1918 года.

Граф 77. П. Апраксин. Для членов Собора, которые разъезжаются по России, необходимо знать, верный ли срок 1 сентября, или может оказаться, что Свя­тейший Патриарх не будет созывать 1 сентября Собор. Знать это необходимо, так как многим, чтобы приехать к 1 сентября, придется выехать 1 августа. Надо установить, что Святейший Патриарх ранее 1 сентября может созвать, но позднее 1 сентября нель­зя откладывать созыва Собора.

Председательствующий. Итак, 1 сентября (по старому стилю) Собор возобновляет свои занятия, значит, без повесток. Угодно ли Собору принять это?

ПОСТАНОВЛЕНО: возобновить занятия Собора 1 сентября (по старому сти­лю), без особых повесток членам Собора.

В. В. Богданович. В своем постановлении Собор должен сделать сле­дующую оговорку: «причем в случае надобности Собор должен быть собран и ранее этого срока.»

И. И. Ульянов. Одну минуту внимания. Святейшему Патриарху должно быть предоставлено право при чрезвычайных обстоятельствах созвать Собор. Свя­щенный Собор, может быть, выскажется: какие это чрезвычайные обстоятельства? Я предполагал бы считать такими: заключение всеобщего мира, прорыв, от чего, Боже, упаси, французского фронта.

Председательствующий. Ставлю на голосование предложение Со­борного Совета о предоставлении Святейшему Патриарху права созвать Священный Собор ранее установленного срока.

ПОСТАНОВЛЕНО: предоставить Святейшему Патриарху право созыва Свя­щенного Собора и ранее установленного срока 1 сентября 1918 года.

Председательствующий. Далее, Соборный Совет предлагает Священ­ному Собору изложить статью 60 Устава о своих полномочиях таким образом, чтобы полномочия Совета сохранились после перерыва в течение одного месяца и вновь вос­становлены были за месяц до возобновления занятий Собора. К этому постановлению поправка В. П. Шеина следующего содержания: «Соборный Совет сохраняет свои пол­номочия согласно статье 60 Устава во все время перерыва». Ставлю на голосование по­правку В. П. Шеина.

ПОСТАНОВЛЕНО: (большинством в 118 голосов против 79): отклонить по­правку В. П. Шеина и принять предложение Соборного Совета.

Председательствующий. Теперь ставлю на голосование предложение А. И. Ивановского: «На время перерыва, с целью сохранения Собора как учреждения, избрать Комиссию из 50 членов для продолжения занятий в Отделах, с целью подго­товки законопроектов к общим заседаниям Собора».

ПОСТАНОВЛЕНО: предложение А. И. Ивановского отклонить.

Граф П. Н. Апраксин. Я предлагаю дополнение к нашему постановле­нию. Законный состав Собора может собраться не к 1, а к 8-10 сентября, так как труд­но рассчитать, выехав с места, приехать вовремя в Москву. Поэтому следует сделать такое постановление: «В случае, если к 1 сентября члены Собора не соберутся в числе, достаточном для кворума, образуется Частное Совещание членов Собора в течение того времени, пока Святейший Патриарх не убедится, что кворума собрать будет нель­зя».

Председательствующий. Ставлю на голосование предложение графа
П. Н. Апраксина.

ПОСТАНОВЛЕНО: предложение отклонить.

А. С. Осипов (внеочередное заявление). Вниманию Собора не предложен один важный вопрос: в каком состоянии во время перерыва останутся канцелярия и издательская комиссия. Я слышал, что за Рождественский перерыв содержание канце­лярии стоило Собору 40 тысяч рублей. Таким образом, во время предстоящего пере­рыва потребуется расход на канцелярию в сумме 150 тысяч рублей, Я думаю, что эти цифры не преувеличены. Мы слышали от секретаря Собора сообщение об израсходо­вании на текущую сессию 1 миллиона рублей. Если мы примем во внимание число чле­нов Собора в текущую сессию, то расход на них определится в размере около 480 ты­сяч рублей. Спрашивается, где же остальные 500 тысяч рублей. Значит, цифра 150 ты­сяч рублей не будет преувеличенной. Мне кажется, что, обходя молчанием этот во­прос, мы даем разрешение производить расход из скудных средств Собора, санкцио­нируем молча то, что не принималось Собором. Этого делать не следует. Уж если та­кой расход необходим, то мое предложение: провести это чрез Собор, а не единолич­но, хотя бы и чрез посредство Соборного Совета. Необходимо, чтобы нам было дано мотивированное объяснение этих расходов, чтобы они проходили через Собор.

 Секретарь. Когда я говорил, что из свечных сборов Собором израс­ходовано до 1 миллиона рублей, я не говорил, что этот расход произведен в эту сессию, а вообще, что из трех миллионов этих сборов уже израсходовано до 1 миллиона. Значительная часть этой суммы израсходована в 1917 году (до 400 тысяч рублей), так что за эту сессию израсходовано значительно меньше. Что касается расходов вообще на Собор, то они слагаются не только из расходов на содержание личного состава Собора, т. е. членов Собора и служащих, но и из хозяйственных расходов, на которые идет едва ли меньшая сумма, и расходов по изданию. Хозяй­ственные расходы — это расходы по содержанию дома, на отопление, освещение. На канцелярию расходовалось до 30-40 тысяч рублей в месяц. Во время перерыва, бывшего на Рождестве, канцелярия была сокращена на одну треть своего состава. (Голоса: Мало!) Мало, говорите. Пусть лица, говорящие это, потрудятся доказать, а не говорить голословно! Надо посмотреть, какая работа была произведена. Что касается будущего перерыва, то в течение 6 недели будут приводиться в порядок дела канцелярии, и потребуется работа всей канцелярии во всем ее составе; на Страстной неделе и Пасхальной работы будут продолжаться; затем на Фоминой неделе канцелярия доделает то, что необходимо будет сделать. После 7 мая канце­лярия из ведения Соборного Совета выходит, и что будет с ней и как она будет существовать, пусть скажут другие, а я утверждаю только, что в следующий месяц канцелярия будет работать полным ходом, а что будет дальше, не знаю.

Председательствующий. Я должен сказать, что если кому-либо нужно узнать что-либо и проверить, то есть средство помимо внеочередных заявлений. Это — путем заявления за подписью 30. Говорить же на основании одних слухов, без проверки, не следует. Всегда есть возможность проверить, если подозреваете и не доверяете Соборному Совету или не доверяете канцелярии. Ничего таинственного нет: все делается явно. Я желаю, чтобы на Соборе все было ясно. Личностей быть не должно. Есть законный путь — сделать запрос и сказать, что такой-то не заслуживает доверия. А становиться на такую почву нельзя, такие выступления я считаю неподходящими для Священного Собора. Итак, вопрос о перерыве сессии, такой острый и такой
важный, разрешен Собором.

Перерыв заседания объявляется в 6 часов 50 минут вечера.

Заседание Собора возобновляется в 7 часов вечера.

Протоиерей К. М. Аггеев (внеочередное заявленние). Я задержу вни­мание Собора только на две минуты. Когда говоришь и спешишь, тогда приходится объясняться. Я употребил в своей речи одно выражение, которое понято было непра­вильно. Я говорил о миссионерах «профессионалах». В это слово я не вводил никакого обидного содержания. Я говорил о том, что они состоят на должности, не более.

С, П. Руднев. В связи с состоявшимся решением о прекращении работ Со­бора, я довожу до сведения членов Собора о следующем. На некоторых вокзалах биле­ты на выезд не выдавались. Следовательно, об этом озаботиться надо теперь же. Билет надо получать у комиссара Рогова; он принимает один раз в неделю, в среду, от 10 до 4 часов; требуется, чтобы являлись лично. Мне думается, что надо возложить обязан­ность на секретаря Собора о том, чтобы канцелярия озаботилась составить список членов Собора и вошла в объяснения с Роговым о получении права на отъезд и выезд из Москвы для членов Собора.

А. И. Июдин. У меня была поездка неделю назад. Разрешение на проезд надо было взять у Бонч-Бруевича. Когда я явился с этим, мне билета не выдали; надо было обращаться к комиссару на станции. Обратно, когда пришлось ехать, это удосто­верение также не помогло, пришлось обращаться к уездному комиссару. Надо, поэто­му, запастись разрешениями только на выезд из Москвы.

С 7 часов заседание продолжается под председательством митрополита Харьковского Антония.

Председательствующий. Обратимся к дальнейшему рассмотрению доклада Отдела о внутренней и внешней миссии — .Об основных положениях миссии»,

Статья 4.

А. Всей уездной, окружной и приходской миссией руководит уездный Съезд ду­ховенства и мирян, учреждая для этого постоянный Уездный Миссионерский Совет, в состав которого входят по выбору в одинаковом количестве пастыри и миряне, а так­же, по должности своей, уездные миссионеры.

Б. Назначение и увольнение уездных миссионеров совершается епархиальным епископом, по представлению епархиального миссионера, с согласия Уездного Мис­сионерского Совета.

В. Уездная миссия действует согласно прилагаемому к сему Уставу (парагра­фы 13-15)».

Епископ Пермский Андроник. Миссия есть дело живое и личное, она должна быть подвижна и стоять ближе к месту. Статья 4 стоит близко к статье 3, и я голосовал, руководясь такими же соображениями, против статьи 3, ибо миссия должна развиваться на местах. Если желают совершенно уничтожить миссию, то следует сделать побольше таких посредствующих инстанций, как Уездный Миссионерский Совет. Я утверждаю, что уездная миссия будет искусственной, пока во главе ее будет стоять Уездный Миссионерский Совет. Он будет редко собираться, будет затягивать дела, деятельность свою ограничит составлением журналов, протоколов, будет издавать приказы, одним словом, будет делать то, что убивает всякую инициативу. Поэтому я полагал бы всю статью 4 отвергнуть, сохранив только пункт «Б», но в следующей редакции: «Назначение и увольнение уездных миссионеров совершается епархиальным ар­хиереем по представлению епархиального миссионера».

Епископ Полоцкий Серафим. Я хочу сказать в защиту уездной мис­сии. Я глубоко удивляюсь Преосвященному Андронику, который утверждает, что уезд­ная миссия есть бумажное учреждение, которое не принесет никакой пользы, а только вред. Я должен сказать, что в громадной Сибири, да и в Пермской епархии, которой управляет сам же Преосвященный Андроник, уездная миссия существует, и кроме пользы — никакого вреда. Нужно знать обширность наших епархий, прежде чем гово­рить о ненужности уездной миссии. Уездный город далеко отстоит от епархиального города, иногда до тысячи верст, до центра епархиального управления не скоро добе­решься; в таких случаях уездный город представляет собою маленький центр, около которого развивается уездная жизнь гражданская и церковная. Представьте себе захо­лустный город Кустанай Тургайской области; в его уезде сектантство достигло ши­рокого развития, не говорю о расколе, который там не имеет прочной организации, встречаются поселки почти сплошь с сектантским населением. Вследствие дальности расстояния и плохих путей, даже и уездный миссионер иногда в целый год не может посетить такие поселки ни одного раза. А мы говорим здесь об уничтожении уездной миссии. Мы уже провели и приняли постановление о викарных епископах по уездам, зачем? Неужели только для того, чтобы давать разрешение на браки? Нет, мы имеем в виду оживление пастырско-миссионерской деятельности на местах. Викарный епископ будет стоять во главе церковно-просветительной деятельности в уезде, будет выбирать достойных уездных миссионеров, группировать всех деятелей миссии по уезду, и при нем должен быть Уездный Миссионерский Совет, чрез который и при помощи которо­го он будет ведать делами миссии, и не на бумаге только. Не уездная миссия есть бу­мажное дело, а вот если придется по всем делам уездной миссии сноситься с правящим архиереем, живущим иногда на расстоянии до тысячи и более верст от уездного горо­да, тогда, действительно, дело миссии в уезде обратится в бумажное дело, в одну лишь бесплодную и медленную переписку. Тогда, действительно, мы погубим дело миссии. Нет, Уездный Миссионерский Совет должен быть, в его состав войдут живые лица, действующие на местах пастыри, и он лучше епархиального епископа будет знать и состояние расколо-сектантства в уезде, и нужды уездной миссии. Совместно с миссио­нерами, под руководством викарного епископа, он сумеет поставить высоко дело мис­сии, так, как на Западе. Познакомьтесь с католической и протестантской миссией и тогда говорите, что не нужна уездная миссия, не нужен Уездный Миссионерский Со­вет.

Докладчик М. А. Калънев. Я всецело присоединяюсь к тому, что сказал Преосвященный Серафим, только прибавлю, что если мы уничтожим уездную миссию, то между епархиальной миссией и приходской, уже принятыми здесь, получится ничем не заполненный промежуток. Нужна уездная миссия именно для того, чтобы не было нужды постоянно обращаться к епархиальному архиерею. Сама жизнь подсказывает необходимость уездных миссий, ибо они открываются там, где их не было. Я прошу принять статью 4 целиком.

Председательствующий. Ставлю на голосование поправку епископа Андроника, который предлагает исключить из статьи 4 пункты «А» и «В», а сохранить только пункт «Б».

ПОСТАНОВЛЕНО: поправку епископа Андроника отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование поправку Преосвя­щенного Андроника об изложении пункта «Б» в таком виде: «Назначение и увольнение уездных миссионеров совершается епархиальным архиереем, по представлению епар­хиального миссионера».

ПОСТАНОВЛЕНО: предложенное Преосвященным Андроником изложение пункта «Б» отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование статью 4 в изложе­нии Отдела.

ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью в изложении Отдела.

Председательствующий. Статья 5, пункт <А»: «Епархиальная миссия, имея общие с приходскою, окружною и уездною миссиями цели, осуществляет их в пределах всей епархии совокупными силами всех причтов и мирян епархии, при содействии имеющихся в епархии миссионеров, от приходского до епархиального включительно, а также окружных, уездных и епархиальных Миссионерских Советов, под высшим руководством и наблюдением епархиального епископа». Ставлю на голосование статью 5, пункт «А»,

ПОСТАНОВЛЕНО: принять пункт «А» статьи 5 в изложении Отдела.

Председательствующий. Ставлю на голосование статью 5, пункт «Б»: «Епархиальная миссия, вследствие сложности своих задач и трудности их осуществле­ния, требующих от руководителей ее особых, специальных знаний и опыта, должна иметь в своем составе особых специальных миссионеров. В каждой епархии должен быть один противораскольнический и один противосектантский или противокатолический миссионер».

ПОСТАНОВЛЕНО: принять пункт «Б» в изложении Отдела.

Председательствующий. Ставлю на голосование пункт «В»:«Епархиальные миссионеры должны быть по преимуществу из лиц с высшим богословским образованием, притом послуживших некоторое время в должности уездного миссионера и приобретших уже достаточный миссионерский опыт».

ПОСТАНОВЛЕНО: принять пункт «В» в изложении Отдела.

Председательствующий. Ставлю на голосование пункт «Г»: «Епархи­альные миссионеры назначаются на должности и увольняются высшею церковною вла­стью, по представлению епархиальных епископов; как благовестники, они состоят в клире епархии и руководствуются в своей деятельности прилагаемым к сему Уставом (параграфы 22-26,34-37)».

ПОСТАНОВЛЕНО: принять пункт «Г» в изложении Отдела.

Председательствующий. Ставлю на голосование пункт «Д»: «В каждой епархии при епархиальном епископе имеется Епархиальный Миссионерский Совет, который избирается Епархиальным Съездом духовенства и мирян, из местных церковно-общественных деятелей, осведомленных в делах миссии, и который в своей дея­тельности руководится прилагаемым к сему Уставом (параграфы 16-21».

ПОСТАНОВЛЕНО: принять пункт «Д» в изложениим Отдела.

Председательствующий. Итак, вся статья 5 принята в изложении От­дела. Следует статья 6: «Необходимо в защиту святого православия к миссионерскому делу привлечь все наши Российские монастыри, как мужские, так и женские. Дело мис­сии монастыри осуществляют по прилагаемому к сему Уставу (параграфы 27-38)».

А. И. Надеждин. Я вышел на эту кафедру, чтобы сказать несколько слов о монашеской миссии. Я так полагаю, что на монашескую миссию нужно обратить больше внимания. В старину монастыри играли большую роль, и ныне, когда русский народ потерял веру, они должны выступить с проповедью и возвратить народ к преж­ней вере и богопочитанию. У нас монастырей более сотни, монахов более тысячи. Мы все говорим о светских миссионерах и боимся, что между ними будет много со сред­ним образованием. Вот, мы могли бы послать на дело миссии монахов, среди которых есть и ученые. Здесь говорили, что миссионеры должны быть ученые, а монахи долж­ны всю жизнь изучать Слово Божие. Возьмите католичество. Католическая Церковь тоже испытала много, но окрепла благодаря монашеству. Например, францисканцы очень много сделали для укрепления Католической Церкви, ими спасена католическая вера. А наши монастыри? Их-то я и отозвал бы к миссионерской деятельности. Еще хочу обратить ваше внимание на то, что русский народ будто бы относится к мона­стырям отрицательно, что от монахов будто бы ждать нечего. На самом деле не так. При несчастии куда идет русский человек? В монастырь, где он надеется найти облег­чение своих страданий, найти отраду. Конечно, он много наслышан о непорядочной жизни монахов, о недостатках монастырской жизни, но ищет он там хороших монахов и всегда находит. Народ не порвал связи с монастырями, и монахи должны выступить на помощь русскому народу в деле просвещения. Говорят, что монаху в рясе неудобно являться среди сектантов, которые могут надругаться над ним и не принять его, но де­ло не в сектантах только: у нас в народе — отступление от веры, вот куда должен идти монах. А светские проповедники? Конечно, он сделает свое дело: поедет в какой-нибудь приход на паре лошадей, обложится книгами, проведет беседу-другую, а потом и уедет. А пользы что? Пока беседует, все помнят, а как уехал, все и улетучилось. Не то бывает, когда в деревне появляется странник, простой старичок или в монашеском одеянии. Это остается на целые годы, и часто то, что он сказал, передается долго из уст в уста. Этим питалась, например, иннокентиевщина. Я имею в виду не простецов или монахов, что скитаются по деревням и говорят несуразное…

Председательствующий. Каково же Ваше конкретное предложение?

А. И. Надеждин. Я во всем принимаю то, что доложено о монашеской миссии, но хотел бы при этом, чтобы монашеская миссия была поставлена в первую очередь, на первом плане, а потом уже светские миссионеры, как дополнение.

Архимандрит Гурий. Доклад Отдела о монашестве — об устройстве монашества — выработан, напечатан и раздается. Если бы член Собора Надеждин был знаком с этим докладом, то он иначе говорил бы. Там, в Уставе о монашестве монахи призываются и к миссионерской деятельности. Но мне вот что хочется сказать. Здесь в пункте «А» к делу миссии привлекаются все монастыри, но возможно ли это? В наших правилах о монастырях положено, чтобы в каждом монастыре было по три проповед­ника. А ведь у нас есть монастыри, в которых всего лишь 3-5 монахов. Стало быть, к бедным монастырям и требование пункта «А»- этой статьи неприложимо. Поэтому, я предлагаю слово «все» вычеркнуть. По моему убеждению, монастыри сами должны, без внешнего вмешательства, развивать свою миссионерскую деятельность, сплачиваясь для этого между собою в союз или организацию. Тогда они под руководством епархи­ального миссионера широко разовьют свою миссионерско-просветительную деятель­ность, ничем не стесняемые извне. Я вношу предложение: слово «все» в пункте «А» вы­черкнуть, а к пункту «Б» прибавить слова «под руководством Епархиального Миссио­нерского Совета и епархиального миссионера».

Председательствующий. У нас пока еще не принята идея о монаше­ском Совете, а потому и голосовать, согласно предложению архимандрита Гурия, было бы несвоевременно; а лучше с таким добавлением: «и согласно тем положениям о мо­настырях, какие будут приняты Собором-.

Архимандрит Гурий. Я согласен с предложением Председательствую­щего.

Священник А. Р. Пономарев. Я согласен со статьей 6 в обоих пунктах, но хочу сказать несколько слов по поводу выступления члена Собора Надеждина о мо­настырях. У нас на Дальнем Востоке есть обитель Николо-Уссурийская, весьма благо­устроенная. В ней высоко поставлены богослужение, проповедь, даже хозяйство. Ее влияние простирается не только в пределах Дальнего Востока, но и по всей России, даже в армии. Она занимается издательской деятельностью и широко распространяет листки религиозно-просветительного содержания. Она высоко несет знамя монашест­ва, этого передового воинства Христова.

А. Г. Куляшев. Усердно прошу Священный Собор принять положение о монашеской миссии и сохранить то слово «все», против которого ополчается о. архи­мандрит Гурий. О монашеской миссии я говорю на основании своего личного опыта. На монашескую миссию первое внимание было обращено в нашей Пермской епархии. Здесь, в нашей епархии впервые были призваны к миссионерскому служению женские монастыри. На мою долю выпала большая честь подготовить через курсы монахов и монахинь к миссионерскому служению и отправить их к раскольникам и сектантам; ныне в каждом монастыре нашей епархии, как мужском, так и женском, имеется по 3-5 человек с миссионерскими познаниями. Надо любить монашествующих миссионеров и спешить в эти обители послушать Слово Божие. Сами же обители от этого не только не страдают, напротив, цветут и богатеют. На это дано мне полное право просить Свя­щенный Собор принять наши положения о монашеской миссии и сохранить слово «все».

Докладчик М. А. Кальнев. Я немного скажу. Я стою за сохранение слова «все» и против прибавления к пункту «Б» в изложении Председательствующего ничего не имею.

 Председательствующий. К пункту «А» статьи 6 предложены две по­правки. Сначала ставлю на голосование предложение архимандрита Гурия об исклю­чении слова «все».

ПОСТАНОВЛЕНО: предложение архимандрита Гурия отклонить.

Председательствующий. Ставлю на голосование предложение о до­бавлении пред словом «все» слов «по возможности».

ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение Председательствующего о добав­лении слов «по возможности».

Архимандрит Гурий предлагает в конце пункта «Б» прибавить «под ру­ководством Епархиального Миссионерского Совета и епархиального миссионера». Предлагаю передать эту поправку в Отдел о монашестве.

ПОСТАНОВЛЕНО: передать поправку архимандрита Гурия в Отдел о мона­шестве.

Председательствующий. Архимандрит Гурий согласился с моим предло­жением изменить его поправку так: «и согласно тем положениям о монастырях и монашест­ве, какие будут приняты Собором». Ставлю на голосование последнее предложение.

ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение о добавлении пункта «Б» статьи 6 такими словами: «и согласно тем положениям о монастырях и монашестве, какие будут приняты Собором».

Председательствующий. Ставлю на голосование всю статью 6 с при­нятой поправкой.

«А. Необходимо в защиту святого Православия к миссионерскому делу привлечь по возможности все наши Российские монастыри, как мужские, так и женские.

Б. Дело миссии монастыри осуществляют по прилагаемому к сему Уставу (параграфы 27-38) и согласно тем положениям о монастырях, какие будут приняты Собором».

ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 6 в оглашенном изложении.

Председательствующий. Переходим к статье 7. Преосвященный Ан­дроник предлагает конец статьи 7 изложить так: «Постановления съездов представля­ются областным митрополитом высшей церковной власти по принадлежности — или на утверждение, или на распоряжение, или на внимание. Ставлю на голосование по­правку епископа Андроника.

ПОСТАНОВЛЕНО: поправку епископа Андроника принять.

Председательствующий. Таким образом, статья 7 с принятой поправкой будет читаться так: «Областная и окружно-митрополичья миссия протекает в пределах митрополичьей области, устрояется на началах духовного единения деятелей миссии епархий, входящих в состав данной области, и объединяется в Областных Миссионерских Съездах, созываемых по мере надобности митрополитом области и состоящих из представителей всех видов миссии, делегируемых на съезд на средства епархий. Постановления Съездов представляются областным митрополитом высшей церковной власти по принадлежности — или на утверждение, или на распоряжение, или на внимание».

ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 7 в оглашенном изложении.

Председательствующий. Ставлю на голосование статью 8 в изложе­нии Отдела: «Всероссийская миссия устрояется на началах единения деятелей миссии епархий, входящих в состав Православной Русской Церкви, и объединяется во Всерос­сийских Миссионерских съездах, созываемых по мере надобности, и не менее, как че­рез каждые три года, центральным органом Православной Русской миссии, с разреше­ния высшей церковной власти. Постановления Всероссийского Миссионерского Съез­да утверждаются высшей церковной властью».

ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 8 в изложении Отдела.

Председательствующий. Далее следует статья 9: «Для обсуждения нужд внутренней и внешней миссии Православной Русской Церкви и за ее пределами и для управления сей миссией и блюстительства ее интересов учреждается при Высшем Церковном Управлении, в качестве постоянно действующего органа, Синодальный Миссионерский Совет».

Епископ Вятский Никандр. Миссионерский Совет при Святейшем Синоде уже давно существует и за время своего существования принес очень мало пользы делу Российской миссии. Обозревая его деятельность в начале минувшего декабря, осведомительная комиссия увидела, как медленно шла его работа: как будто он только и занимался тем, что замедлял дело епархиальной миссии! Никакой объединяющей идеи в его работе не было. Устроен был Всероссийский Съезд миссионеров, но этот Съезд был экстренный. После этого было замечено развитие пропаганды униатства. И что же? Совет отправил миссионера-беженца в Казань для работы с униатами. Занимался он и издательским делом, но эта деятельность выразилась только в издании «Миссионерского вестника», да и то, ко времени обозрения его деятельности, он выпустил лишь всего несколько номеров, а недавно вышла еще одна книжка в составе восьми номеров, заполненная к тому же протоколами Миссионерского съезда, бывшего в Бизюковом монастыре. А между тем, на издания Совета ежегодно отпускается до 15 тысяч рублей. Можно было бы с его стороны ожидать помощи в назначении епархиальных миссионеров. Но вот, пример такого содействия. Один епархиальный архиерей сделал в Миссионерский Совет представление об утверждении представленного им кандидата в должности миссионера. Через несколько времени был сделан запрос, оставшийся без ответа. Владыка умер, на его место другой приехал. Последовал новый запрос. И только через два года Миссионерский Совет удосужился ответить, что епархиальный архиерей сам может назначать своих кандидатов исправляющими должность миссионера. И вот такой Миссионерский Совет при Высшем Церковном Управлении предлагает утвердить и наш Устав миссии. Если Совет будет состоять из таких же деятелей, то лучше его зачеркнуть. У нас существует Высший Церковный Совет, есть Священный Синод, территория их деятельности разграничена. В составе Синода 12 членов, работы будет меньше, чем прежнему Синоду. Неужели же члены Священного Синода не могут руководить миссией? Синод есть орган управления, а тут еще при нем другой орган управления — Миссионерский Совет при Священном Синоде. Значит, Синод должен обратиться в какой-то малый Совет. Все это стесняет деятельность миссии на местах и замедляет дело. А между тем, эта медлительность будет оплачиваться 60 тысячами рублей. Да здесь и нельзя производить хозяйственные расходы, потому что результаты получаются отрицательные. Я сейчас укажу, насколько дорого обой­дется содержание миссии и ее органов. Содержание указанной миссии обойдется в 1 миллион 801 тысячу рублей, да Миссионерский Совет обойдется в 225 тысяч рублей, т. е. 60 тысяч на жалованье и 165 тысяч на путевые издержки. И нас итак много нужд; не лучше ли будет отложить это дело до будущего Собора?

В. К. Неделъский. Я вполне присоединился бы к предложению предше­ствовавшего оратора об исключении положения о Миссионерском Совете, ввиду ука­зываемой им дороговизны его содержания. Но без руководственного органа дело веде­ния миссии было бы затруднительно, хотя и в этом случае я полагал бы, что руково-дственных указаний епархиального епископа было бы достаточно, чтобы направлять дело миссии в пределах епархии. Но если Собору угодно будет признать необходимым это учреждение, как бы дорого они ни стоило, то я обратился бы к Собору с усерд­нейшей просьбой следующего характера; необходимо пополнить состав его членом — представителем противокатолической миссии на западе России. Если в состав его вве­дены представители от противораскольнической миссии и от противосектантской, то мы не должны забывать о той опасности, которая угрожает православию на Западе, со стороны прекрасно организованного католичества. Я прошу ввести в состав Совета одного представителя от противокатолической миссии.

Председательствующий. Я думаю, если рассматриваемый пункт бу­дет принят в целом, Ваше предложение не встретит возражений. Затем, я хотел бы за­метить, что вопрос о средствах содержания Совета мог бы подлежать обсуждению в том случае, если бы он был представлен во всей полноте. А так как этого нет, он пред­ставлен лишь в общих чертах, то входить в подробное обсуждение его нет надобности.

Митрополит Тифлисский Кирилл. Я не буду говорить о том, о чем говорил уже Преосвященный Никандр; я разделяю его положение. Но я хотел бы обра­тить внимание на то, что наши работы, совершаемые с интервалами, могут кончиться тем, что будут противоречить друг другу. Было желание, чтобы сократить состав Си­нода, но потом решили сохранить его. Теперь в каждом Отделе наблюдается склон­ность учреждать свои Советы, какие-то подпорки к Синоду: монашество устраивает свое управление, Миссионерский Отдел — свой Совет. Что доселе Миссионерский Совет не только не служил пользе дела, а скорее приносил вред, доказывать это не приходится, и надо думать, что так будет и впредь. Достаточно будет, если Синод будет ведать то, что возлагается на Миссионерский Совет при Св. Синоде.

Епископ Полоцкий Серафим. Я пред Священным Собором и архи­пастырями буду доказывать пользу предлагаемого учреждения. Говорят, был опыт и этот опыт оказался неудачным. Но он оказался неудачным потому, что самое построе­ние Совета было неудачно. Тогда мыслили Совет при Синоде как административный орган, а мы мыслим его как орган, объединяющий деятельность всей миссии Всерос­сийской Церкви, и внешней, и внутренней, и миссии вне пределов России, за границей. Говорят, что это — бюрократическое и бесполезное учреждение. Я скажу, что этот орган должен заниматься подысканием способных миссионеров, а затем — издательскою деятельностью. Если наша миссия гибнет, то потому, что некому подыскивать деяте­лей. Эти деятели выходят на борьбу с оружием петровского времени. Нужно противо­стоять с современным оружием. У нас нет ни соответствующих цели брошюр, ни лист­ков. Стыдно нам признаться, но даже при старообрядческом Московском архиеписко­пе существует Совет, который сумел сгруппировать вокруг себя лучшие силы и орга­низовать знаменитый издательский союз, заполнивший своими изданиями все наши деревни, все города. А наша миссия не успевает даже отвечать на эту литературу. Возьмем противосектантскую нашу литературу. С трудом найдешь брошюру, доступ­ную для народа, чтобы закрепить в его сознании истины веры. Как бы ни были хороши беседы, но они такого впечатления и влияния не произведут, если человек не прочита­ет листка, способного освежить в его памяти то, что услышал он на беседе. Сейчас распространяется масса безбожных, социалистических листков. Укажите народную брошюру, листок, как противоядие против этой литературы. Их нет. С этой целью я и мыслил такой орган, который содействовал бы устроению дел миссии, объединял бы миссионеров, организовал бы борьбу с врагами Церкви, приходил бы на помощь, а главным образом, заботился бы об издании литературы, потребной на защиту веры и Церкви. В Риме есть такая центральная организация, откуда миссионеры растекаются по всему миру с готовым оружием. Пугают нас недостатком средств. Но если посмот­реть, сколько потребуется на содержание этого учреждения, то окажется, что потре­буются в сущности малые крохи. И верующий народ откажет скорее в средствах на содержание чиновников, а на нужды миссии, на издание религиозной литературы он никогда не откажет. Преосвященный Никандр определил содержание Совета чуть ли не в 250 тысяч. Я думаю, что здесь что-то не так исчислено. В докладе о содержании деятелей миссии значится 150 тысяч на издательство и только 60 тысяч на содержание Миссионерского Совета. Повторяю, если опыт был неудачен, то потому, что Совет не­удачно был сконструирован и преследовал другие задачи. Мы предполагаем, что и Священный Синод, и Совет будут отчитываться в своей деятельности пред следующим Собором. Говорят, что дело миссии могли бы взять в свое ведение члены Синода. Да, это было бы возможно, если бы они были несменяемы. Но в том-то и дело, что члены Синода непрестанно обновляются, не будет преемства в работе. Чтобы было преемст­во, планомерность в работе, польза для дела, необходимо образование особого цен­трального органа, Миссионерского Совета, по избранию Собора, и подотчетного ему.

Председательствующий. Осталось 5 ораторов. Поступило предло­жение о прекращении записи ораторов и о сокращении срока речей до 5 минут. Став­лю на голосование предложение о прекращении записи ораторов.

ПОСТАНОВЛЕНО: запись ораторов прекратить.

Председательствующий. Ставлю на голосование предложение об ограничении срока речей 5 минутами.

ПОСТАНОВЛЕНО: ограничить срок речей 5 минутами.

Епископ Вятский Никандр. Оказывается, главная цель учреждения Миссионерского Совета — издательство; может быть, то самое, которое существовало доселе. Ознакомившись с хозяйственной стороной нашего ведомства, Комиссия увиде­ла, что один из материальных источников для нашей Церкви — издательство. Но десе-ле Синод не воспользовался этим источником. У нас издательством занимались и Си­нод, и Училищный Совет, и Учебный Комитет при Св. Синоде, и Синодальная типогра­фия в Петрограде, и типография в Москве, и Синод оказывал пособие на издание част­ным лицам. Издательский Отдел объединил все издательство и в том числе издательст­во миссионерской литературы с привлечением лучших сил. Если так, то Миссионер­скому Совету нечего делать. Как никак, а Миссионерский Совет будет стоить несколь­ко десятков тысяч рублей, а с издательством до 256 тысяч рублей. Издательский же Отдел будет стоить гораздо дешевле. Таким образом, в учреждении Миссионерского Совета никакого смысла нет.

В. А. Рождественский. Статья 9 о Миссионерском Совете, по моему мнению, должна быть отвергнута (Голоса: Правильно!). Почему? Да потому, что Мис­сионерский Совет представляет что-то совершенно самостоятельное и исполненное недоверия к высшим церковным органам, которые, выходит, не могут управлять и блюсти интересы миссии. Затем, если вы ознакомитесь со статьями 9-50, вы увидите новые основания для отвержения статьи 9. Здесь указывалось, что содержание Мис­сионерского Совета потребует больших расходов, причем один оратор выразил уве­ренность, что русский народ на миссию даст деньги. На это я замечу, на миссию он даст, а на Миссионерский Совет он не должен давать, потому что он дал уже на содер­жание высших церковных органов, которые должны быть осведомлены и в делах мис­сии и способны управлять и блюсти интересы миссии, Ясно, что в этом случае не будет надобности расходоваться на содержание Совета. Что касается издательской деятель­ности, то эту деятельность, нужно думать, можно осуществить и без Миссионерского Совета, ибо Миссионерский Совет будет состоять из людей, работающих на местах.

Г. И. Булгаков. Я буду говорить против большинства ораторов; считаю долгом сказать несколько слов в защиту Миссионерского Совета. Миссионерский Со­вет, по моему мнению, необходим. Миссионерство, организованное на началах собор­ности, должно объединить народные силы; оно требует, чтобы дело миссионерства было направлено в надлежащее русло и поставлено правильно. В основу дела должен быть положен принцип разделения труда, который одобряет и Апостол Павел. Если мы возложим все дело на Синод, он должен будет выделить, во имя того же принципа раз­деления труда, Комиссию, объединяющую это дело. Далее, мы приняли положение о благовестнических братствах. Но эти братства не имеют органа объединяющего: они будут безголовыми. Я скажу, если мы отвергнем это учреждение, сама жизнь введет его. Волей или неволей Синод выделит из себя особый орган для заведывания делом миссии, лучше его подготовить теперь же. Указывают на экономические начала. Это напоминает мне старый порядок. На приходского священника возлагался целый ряд поручений. И так как он бессилен был выполнить эти поручения, выполнение их осу­ществлялось бумажным порядком. Я всецело поддерживаю идею органа, объединяюще­го всю миссионерскую деятельность и ведающего дело издательства миссионерской литературы. Но что касается редакции, то я просил бы принять в несколько ином виде, а именно: «Центральным органом, объединяющим и направляющим всю деятельность епархиальных миссионерских организаций и благовестнических братств, в Россий­ской Православной Церкви является Миссионерский Совет при Св. Синоде».

А. Г. Куляшев. Мне было бы бесконечно грустно и больно, если бы наш Священный Собор, созидая стройное, прекрасное и строго обдуманное миссионерское здание, не довел бы свое дело до конца, оставив его, как здание без крыши. Миссио­нерский Совет при органах Высшего Церковного Управления должен быть обязатель­но. Такою наше мнение. Оно базируется на следующих основаниях. Миссия Русской Церкви крайне нуждается в централизации, в общем руководстве и направлении. От­сутствие высшего миссионерского органа гибельно отзывается на общем процветании миссии. Каждая епархиальная миссия работает обособленно, не зная, что творится и предпринимается в соседней епархии. Случается, что в отношении к одному и тому же религиозному движению в двух соседних епархиях принимаются мероприятия, раз­личные до полной противоположности, отчего страдает само дело. Высший Миссио­нерский Совет крайне необходим для самих миссионеров. Провинциальные — как епархиальные, так и уездные — миссионеры чувствуют себя в своем великом деле час­то весьма одинокими. Расколо-сектантство и неверие не стоят на одном месте, расши­ряя и развивая свои доказательства и возражения против св. Православия. Для разбора и рассмотрения современных возражений, наши провинциальные библиотеки весьма часто не имеют самых нужных книг. Нередко случается, что в губернском городе на­ходится тот многоначитанный и глубокий богослов, который мог бы придти миссио­неру на помощь. Что в таком случае остается делать? Конечно, взывать и просить о помощи к тому же Миссионерскому Совету, об учреждении которого идет речь. В ка­толичестве и протестантстве, не только у сектантов, но и у раскольников-странников имеются свои устроенные органы, в которых сосредоточиваются все миссионерские дела: неужели такого органа не будет у нас? Нам говорят, что настоящий Св. Синод ве­лик по своему составу, и члены его могут заняться миссией. Но я усердно прошу Собор обратить внимание на то, что наша миссия есть дело специальное, особое, требующее часто продолжительной, усидчивой и чисто кабинетной работы. Если члены Синода всецело займутся только рассмотрением и изучением миссионерских дел, то само со­бою понятно, что на решение других дел у них останется немного времени. Миссио­нерское дело требует отдельных людей. Усердно прошу Священный Собор закончить то стройное миссионерское здание, которое в большей своей части уже создано Собо­ром. Уверен, что члены Собора ясно представляют цель и задачи нашего Высшего Миссионерского Совета и учредить его почтут своею нравственной обязанностью.

Митрополит Харьковский Антоний. Прошу позволения, в ряду других ораторов, предоставить и мне слово минут на 5-6. Надо отделять вопрос о мис­сионерстве от вопроса о доверии или недоверии Синоду, как нужно отделять его и от вопроса о стоимости содержания Миссионерского Совета. Если говорить о недоверии Синоду, то выйдет, что каждое учреждение, образованное при Синоде, будет служить выражением недоверия к Синоду: и Учебный Комитет, и Хозяйственное Управление, и Издательский Отдел. Далее, не нужно упускать из виду, что состав Синода переменяется, а миссионерское дело постоянное. Что касается бесполезности Миссионерского Совета, то я в течение одного года служил в Совете, и служил безвозмездно, и должен заметить, что мы без дела не сидели. Указание на то, что задерживались представления архиереев о назначении им миссионеров значения не имеет, так как право назначения предоставлено самим архиереям; если бы Совет и хотел бы затормозить подобное де­ло, он не мог бы: это дело зависело от Синода и епархиального архиерея. Утверждать дело миссионеров на приходских, уездных и окружных Советах, значит строить воз­душные замки. Указывали на то, что затруднительно было находить способных мис­сионеров. Но этот упрек относится не к Совету, а к Академиям и семинариям. Мы все бумаги рассматривали сами и, прежде чем доложить Синоду, заводили сношения с ар­хиереями и представителями миссии, и в Японии, и в Китае, и в других странах. Польза для дела от этого была большая. Может быть, за эту ретивость меня и не задерживали. Что касается прямой потребности в этом учреждении, то потребность обусловливает­ся необходимостью иметь особый миссионерский издательский орган. Мною изданы были противокатолический катехизис и противораскольнические брошюры. Теперь они вышли из продажи. Я подготовил к печатанию еще ряд книжек, накопил для изда­ния их 3000 рублей, но издать их не мог. А будь соответствующее учреждение, можно было бы издать. Мы доселе пробавляемся литературой XIX века, а противоправославная миссия обновляет свои аргументы каждые 5 лет: то ссылается на цезарепапизм, то называет православие мужицкой верой и т. д. Где же работать над миссионерской ли­тературой самим миссионерам, когда им от своей непосредственной работы дыхнуть некогда? Где им поспевать за этими нападками? Для этого нужна спокойная кабинетная работа, особый кружок деятелей. Но мои 5 минут кончаются; нужно соблюдать дисци­плину, и я кончаю свою речь.

Докладчик М. А. Калънев. После сказанных речей я постараюсь быть кратким. Говорят, Совет ничего не делал. Может быть, что состав его был не таков, каким он должен быть. Указывают на то, что у Синода мало будет дела, и он может за­няться устройством миссионерства. Но, несомненно, при настоящей неразберихе у Синода будет немало и своих дел. А если обратить внимание на перечень дел, подле­жащих, по проекту, ведению Миссионерского Совета, то придется согласиться, что Синоду не справиться с этими делами. Говорили о том, что содержание Миссионерско­го Совета потребует больших средств. Напрасно пугают! Преосвященный Никандр не прочитал пункта «е» доклада: если бы он прочитал этот пункт, он не стал бы говорить о средствах на Совет. Я закончу свое слово тем, что скажу: без этого учреждения лучше не строить дела миссионерства. Если обратим внимание на католическую миссию, мы увидим там конгрегацию пропаганды: в каждой области имеются свои миссионерские учреждения. У протестантов есть Миссионерский Совет, у баптистов свои союзы, ко­торые объединяются во Всемирный Союз, устраивавший съезды в Берлине, Филадель­фии, Лондоне. Если обратим на все это внимание, то поймем, что без руководящего органа вообще не может быть миссионерского дела. В этом случае миссия была бы то же, что дом без крыши, и зависела бы всецело от усмотрения епархиального начальст­ва: есть любовь к миссии, будет процветать миссионерское дело; господствует теплохладность, ставится крест на миссии. Закончу тем, что укажу еще на следующее об­стоятельство: никто так не заинтересован в процветании миссии, как мы, миссионеры. Неужели мы не знали бы, что нам нужно? И вот Миссионерский съезд прошлого года высказался, между прочим, за необходимость существования Миссионерского Совета: только тогда миссионеры не будут спать, а будут делать живое дело.

Председательствующий. Перехожу к голосованию. Предварительно замечу, если мы отвергнем пункт «а» статьи 9, отпадут и поправки. Если мы примем его, останется свобода самоопределения по отношению к предложенным поправкам. Пре­освященные митрополит Кирилл, епископ Никандр и В. А. Рождественский предлагают исключить статью 9.

ПОСТАНОВЛЕНО: предложение об исключении статьи 9 отклонить.

Председательствующий. Теперь у нас имеются две редакции этой статьи: редакция доклада и редакция, предложенная членом Собора Г. И. Булгаковым. Нужно ли голосовать обе эти редакции, или можно смотреть на различие между ними как на различие только редакционного характера и для согласования их можно непо­средственно сдать в Редакционный Отдел? Ставлю на голосование вопрос о передаче статьи 9 и внесенной к ней поправки Г. И. Булгакова в Редакционный Отдел.

ПОСТАНОВЛЕНО: передать статью 9 и изложение ее, предложенное Г. И. Булгаковым, в Редакционный Отдел.

Заседание закрыто в 8 часов 30 минут вечера.

Опубликовано: Деяния…