Деяние № 10

25 августа 1917 г.

Заседание Собора открыто в 10 час[ов] 20 мин[ут] утра в Соборной палате под председательством митрополита Московского Тихона в присутствии 450 членов Собора.

На повестке заседания:

1) Предложение 32-х членов Собора о предоставлении Отделам права исключать из своего состава членов, не посетивших 5 заседаний без уважительных причин, и заключение Соборного Совета по данному предложению.

2) Предложение Соборного Совета об образовании, сверх уже открытых 5-ти Отделов (личного состава, уставного, издательского, редакционного и о преподавании Закона Божия), следующих 15-ти Отделов:

1) об епархиальном управлении;

2) о благоустроении прихода;

3) о церковном суде;

4) о правовом положении Русской Церкви в государстве;

5) об единоверии и старообрядчестве;

6) о внешней и внутренней миссии;

7) о богослужении, церковном искусстве и церковных древностях;

8) о церковной дисциплине;

9) о церковно-приходских школах;

10) о духовно-учебных заведениях;

11) о духовных академиях;

12) о монастырях и монашестве;

13) о церковном имуществе и хозяйстве;

14) о правовом и имущественном положении православного духовенства;

15) об устроении Православной Церкви в Закавказье, в связи с объявленной грузинами автокефалией своей Церкви.

Председатель. Прошу выслушать план общенародных молений и паломничества в Троице-Сергиеву лавру, составленный особой комиссией.

Протопр[есвитер] Н. А. Любимов. Комиссия по организации общенародных молений и паломничества в Троице-Сергиеву лавру, собравшись 23 сего августа под председательством архиепископа Кишиневского Анастасия и обсудив вопрос об устройстве паломничества и общенародных молений, вынесла следующее пожелание, которое почтительно представляет Церковному Собору на утверждение:

1) Паломничество в Троице-Сергиеву лавру совершить в воскресенье 27 августа, для чего, согласно распоряжению правления Северных жел[езных] дор[ог], назначен специальный для членов Собора поезд, который отойдет из Москвы в восемь часов утра и имеет прибыть на станцию «Сергиево» около десяти часов утра. В поезде будут следовать святыни Успенского собора: ковчег, в котором помещаются гвоздь Господень, частица Ризы Господней, крест с частицею Животворящего Креста Господня, и «Влахернская» икона Божией Матери. Во время движения поезда молебствие пред этою святынею будет совершаемо духовенством Успенского собора. На станции «Сергиево» членов Собора встречает крестный ход из Лавры, и все члены Собора — миряне, клирки и епископы — попарно, в предшествии лаврских и московских святынь, идут в монастырь, где в святых воротах их встречают братия и священнослужители, во главе с настоятелем Лавры митрополитом Московским Тихоном.

Литургию совершают высокопреосвященные митрополиты Киевский, Московский и Тифлисский. Во время причастного стиха слово произнесет архимандрит Иларион. После литургии совершается молебен преподобному Сергию с чтением акафиста. На молебен выходят все желающие священнослужители Собора. Одновременно совершается литургия и в Успенском соборе.

После трапезы члены Собора или осматривают лаврскую ризницу, или посещают скиты Черниговский и Гефсиманский и Вифанию, и в 8 часов вечера отбывают из Сергиева Посада со специальным поездом.

2) 29 августа совершается крестный ход на «Братское кладбище» (за Тверской заставой — в 3-4-х верстах) для совершения панихиды по всем павшим воинам. Для сего совершаются архиерейские служения в храмах св. Василия Кесарийского на Тверской, на Валаамском подворье, церкви Благовещения в Петровском парке, Сергиевской церкви убежища увечных воинов и в селе Всехсвятском. Литургия совершается везде в 9 час[ов] утра. Крестный ход идет из храма св. Василия Кесарийского. По пути к нему присоединяются крестные ходы и из других храмов, лежащих на пути. На братском кладбище, на площадке совершается панихида при общем пении членов Собора; пред панихидой произносится слово.

Во все время крестного хода должно быть совершаемо народное пение под руководством особо для того назначенных псаломщиков и членов Собора по желанию. Обратно крестный ход возвращается в сопровождении епископа. О крестном ходе на братское кладбище уведомить комиссариат Тверской части и сообщить г[осподам] корреспондентам московских газет.

3) 14 сентября совершается Всероссийское общенародное моление о спасении Родины, коему должен предшествовать трехдневный пост: 11, 12 и 13 сентября. Поручить преосвященному Андронику составить покаянные прошения и молитву, и вместе с воззванием Собора напечатать в ближайшем номере «Всеросс[ийского] церк[овно]-обществ[енного] вестника» и постановление Синода о совершении Всероссийского народного моления к исполнению (без особых указов).

В течение трехдневного поста во всех храмах России должны совершаться литургии и все установленные дневные службы, за которыми пастыри должны призывать своих пасомых к усиленной молитве и покаянию.

14 сентября должно быть совершено общенародное моление во всех городах и селах России по особому чину с напевами «Многомилостиве Господи, услыши моление рабов Твоих, молящихся Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас». После чтения молитвы совершается троекратное поклонение Кресту Христову с пением «Кресту Твоему»… Молебны должны быть совершаемы в то же время в Москве по особому расписанию на многих площадях. Послание Собора читается пред молебнами.

4) От Церковного Собора следует послать грамоту и список «Владимирской» иконы Божией Матери в ставку верховного главнокомандующего с депутацией в составе епископа, пресвитера и мирянина — в благословение всем героям-воинам, оставшимся верными своему долгу.

Постановлено: все изложенные пожелания одобрить.

Протопр[есвитер] Н. А. Любимов оглашает поступившее ходатайство от Союза объединенного духовенства, церковных старост и мирян г. Москвы:

«Союз объединенного духовенства, церковных старост и мирян г. Москвы приемлет смелость всепочтительнейше ходатайствовать пред Освященным Собором о предоставлении православному духовенству и мирянам г. Москвы сделать дополнительные выборы, для включения в состав Собора на правах членов, хотя бы двух лиц от столичного приходского духовенства и двух мирян из давних насельников г. Москвы, по следующим основаниям:

1) Московской епархии, включая и самый г. Москву, было предоставлено право равного с другими епархиями выборного представительства на Собор. Между тем Москва, древняя первопрестольная столица, с двухмиллионным населением и сотнями храмов, и по количеству православных жителей, и по своему значению исторического религиозного центра страны и места самых Соборных заседаний, — имеет право на особое представительство на Соборе, мысль о котором именно здесь, главным образом, назревала и вынашивалась в течение ряда десятилетий.

2) На епархиальном собрании 8 августа, по причинам случайного характера, от г. Москвы в состав Собора не прошло ни одного приходского священника или клирика, так что из среды многочисленного столичного духовенства от приходов совсем нет выборного представителя на Соборе. Равным образом случилось так, что и из мирян оказались выбранными лица, сравнительно недавно поселившиеся в Москве. А между тем, церковно-приходская жизнь в Москве имеет свои исторически-сложившиеся специфические особенности, и жизненный опыт как представителей столичного приходского духовенства, так и мирян, коренных москвичей, был бы весьма полезен и нужен при обсуждении разного рода вопросов, относящихся к устройству церковной жизни.

Ввиду вышеизложенного, не оспаривая ни в какой мере бывших выборов, Союз московского объединенного духовенства и мирян почтительнейше ходатайствует лишь о пополнении состава Собора выборными представителями приходского духовенства и православных мирян из коренных прихожан-москвичей, с предоставлением организации и производства самих выборов Союзу московского объединенного духовенства и мирян».

Секретарь Собора оглашает поступившее заявление:

«Предлагаем внести к принятым на заседании 24 августа новым статьям Устава следующее дополнение: Отделам дается право исключать членов, не посетивших 5 заседаний без уважительных причин».

Означенное заявление обсуждалось Соборным Советом, который признал желательным внести в Устав дополнение в том смысле, что член Собора, записавшийся в Отдел и не посетивший без уважительных причин 5 заседаний кряду, признается выбывшим из состава Отдела.

А. В. Васильев. Это предложение является попыткой вернуться к тому, чтобы лишить членов Собора возможности работать, где они желали бы. Ведь Отделы образуются на все время Собора, заседания их могут совпадать, и пропуск 5-ти заседаний явится неизбежным. Нельзя каждому члену Отдела работать по всем вопросам данного Отдела. Он может пропустить часть заседаний, но придет на другое заседание, когда может принести пользу. Я стою за отклонение внесенной поправки.

Прот[оиерей] К. М. Аггеев. Внесенное предложение имеет ввиду гарантировать правильность голосования. Кто не работает в Отделе, тот не может и голосовать.

Архиепископ Волынский Евлогий. Я внес бы в поправку одну деталь: исключается из отдела не посетивший 5 заседаний подряд.

В. П. Клевезаль. Я высказываюсь против предложения. Оно нарушает принцип свободы, принятый нами в отношении записи в Отделы. Искусственного голосования бояться нельзя, ибо каждый подает свой голос по совести.

Постановлено: принять дополнение к Уставу в изложении Соборного Совета.

Секретарь Собора. Поступило несколько предложений об образовании Отделов. Все эти предложения переданы в Соборный Совет, который, обсудив дело, постановил предложить сверх принятых уже пяти Отделов (Уставного, личного состава, Редакционного, Законоучительского и Издательского) образовать еще следующие 15 отделов:

1) об епархиальном управлении;

2) о благоустроении прихода;

3) о церковном суде;

4) о правовом положении Русской Церкви в государстве;

5) об единоверии и старообрядчестве;

6) о внешней и внутренней миссии;

7) о богослужении, церковном искусстве и церковных древностях;

8) о церковной дисциплине;

9) о церковно-приходских школах;

10) о духовно-учебных заведениях;

11) о духовных академиях;

12) о монастырях и монашестве;

13) о церковном имуществе и хозяйстве;

14) о правовом и имущественном положении православного духовенства;

15) об устроении Православной Церкви в Закавказье, в связи с объявленной грузинами автокефалией своей Церкви.

Епископ Астраханский Митрофан. Г[осподин] соборный Секретарь сообщил, что пять Отделов уже организованы. Я не пропустил ни одного заседания Собора, но не слыхал об организации этих Отделов.

Секретарь Собора. Речь идет о записях в Отделы. Отдел личного состава уже организован. Отдел редакционный будет образован по постановлению Соборного Совета, а запись в другие Отделы будет происходить одновременно с теми Отделами, какие сегодня предложены.

П. П. Кудрявцев. Я буду говорить по вопросу, хотя и не особенно существенному, но имеющему значение. Мне представляется для нашего и грядущего времени важным вопрос о церковно-христианском просвещении вообще русского народа. С этой точки зрения следует обсуждать и те частные вопросы, которые будут переданы в Отделы. Раньше были церковно-приходские школы, духовно-учебные заведения и определенная постановка преподавания Закона Божия. Теперь условия изменяются. Раньше забота о церковном просвещении лежала на официальных учреждениях, а теперь она возлагается на нас. Быть может, этот вопрос первостепенный. Какие же частные вопросы связываются с этим? Сюда относится законоучительское дело, о церковных школах, духовно-учебных заведениях, духовных академиях, о постановке богословской науки и пр. Раньше вопрос о духовно-учебных заведениях рассматривался с двух точек зрения: а) с церковно-профессиональной и б) сословной. Теперь вопрос о духовно-учебных заведениях должен рассматриваться так, чтобы сделать из них школы, где бы благочестивые родители имели возможность давать своим детям образование религиозное, церковно-христианское. Вопрос о духовно-учебных заведениях — часть общего вопроса о христианском просвещении общества. Конкретно моя мысль сводится к следующему: вопрос законоучительский, о церковных школах, духовно-учебных заведениях и академиях, — все это вопросы, на которые расчленяется общий вопрос о церковно-христианском просвещении. И я предлагаю образовать общий Отдел о церковно-христианском просвещении, который бы рассматривал и все частные вопросы, сюда относящиеся, с одной общей точки зрения. Другое мое замечание — терминологического характера: Отдел о богослужении, церковном искусстве и церковных древностях лучше бы назвать Отделом о богослужении и храме.

М. Ф. Глаголев. Великая революция ставит вопрос о просвещении народа. Церкви нужно идти, по крайней мере, параллельно с государством и поставить вопрос о всеобщем религиозном образовании народа. Нужно стремиться к тому, чтобы ни один ребенок не оставался непросвещенным истинами Христовой веры. Эта задача, однако, не может быть осуществлена одною школою, так как не все учатся в школе, и Закон Божий не захватывает всей массы детей. Нужно позаботиться о религиозном просвещении и тех, кто не проходит школы. Поэтому я присоединяюсь к предложению проф[ессора] Кудрявцева и склоняюсь к тому, чтобы образовать общий Отдел о церковно-христианском просвещении, куда должны войти вопросы: о церковно-приходских школах, духовно-учебных заведениях, о преподавании Закона Божия, а также и о внешкольном религиозном просвещении народа.

А. Г. Куляшев. Материал, предложенный Собору, слишком велик. Он может быть рассматриваем в течение года, на каковой срок мы не можем рассчитывать. Мы возьмемся за многое, а не сделаем и малого. Нужно выдвинуть 2-3 существенных вопроса и их решить всем вместе. Эти вопросы: 1) о высшем церковном управлении; 2) об епархиальном управлении и 3) об отношении Церкви к государству. Если мы только эти главные вопросы решим, то Русь Православная и за это будет благодарна нам. Если же мое предложение не будет принято и решено будет образовать и другие Отделы, то я считаю долгом указать на то, что вопросы об единоверии, старообрядчестве и миссии должны быть объединены в одном Отделе. Разделить их нельзя; они тесно связаны между собою. Старообрядчество вызывает миссию, а миссия вызывает единоверие. Если же единоверие будет отделено от миссии, то это будет не соборное единение, а разделение.

А. И. Покровский. Предложенный список Отделов выгодно отличается от того, который был оглашен вчера: он более полон и систематичен. Но все же и он не свободен от некоторых возражений. В нем нет упоминания о двух Отделах: 1) о высшем церковном управлении и 2) о пересмотре Устава для Собора. Как будто эти Отделы входят в Уставный отдел. Но тогда программа этого Отдела недостаточно ясна. И неясную редакцию Устава об Отделе уставном следовало бы дополнить указанием на Отделе о высшем церковном управлении и о пересмотре Устава настоящего Собора.

В. П. Клевезаль. Я предлагаю соединить некоторые Отделы, имеющие внутреннюю связь; например, Отделы 1 и 3; 2, 13 и 14; 4 и 15, 5 и 6 и некоторые другие.

А. Л. Погодин. Я стою на том, чтобы сохранить все предложенные 15 Отделов. Но есть опасность принципиальных расхождений в Отделах, если они не будут объединены. Например, вопрос о церковном образовании должен быть охвачен одним взглядом, и потому Отделы о церковных школах и духовно-учебных заведениях требуют общих собраний. Необходимо соединить несколько Отделов в один общий Отдел, сохранив их в качестве подотделов.

<В.> Г. Соколов. Просмотрев предложенный список Отделов, я не вижу в нем Финансового отдела. Имеется Отдел 13 о церковном хозяйстве и имуществе, но будут ли в этом Отделе рассматриваться такие вопросы, как о составлении общей финансовой росписи, о церковном обложении. Отделы, имеющие тесную связь, следует соединить; иначе один и тот же вопрос будет обсуждаться в разных Отделах, и получится напрасная трата времени.

Архим[андрит] Гурий. Я буду говорить о внешней миссии. Внешняя миссия должна быть выделена в особый Отдел. По существу между внешней и внутренней миссией большое различие: они работают в разных областях. Даже в одной внешней миссии имеются вопросы, требующие образования особых секций.

Прот[оиерей] А. Я. Зыков. Я не вижу в списке Отделов вопросов об уездном и окружном церковном управлении. Они были предметом суждения на московском Съезде пресвитеров и мирян. Для оживления церковной жизни на местах необходимо обсудить вопрос об уездном церковном управлении в связи с вопросами о высшем и епархиальном церковном управлении. Отдел о церковной дисциплине следовало бы дополнить, возложив на этот Отдел также и бытовые и недоуменные вопросы церковной жизни. Таких вопросов так много, что этот отдел был бы самым интересным.

С. М. Раевский. Церковь Христова на земле, и ничто земное ей не чуждо. У нее есть свое имущество и свое хозяйство. И я полагаю необходимым образовать Отделы финансовый, хозяйственный и ревизионный.

Прот[оиерей] П. И. Соколов. Я желал бы, чтобы Отделы не соединялись в общие. Громоздкие большие Отделы со множеством предметов не полезны. Если бы наш Собор продолжался долго, это можно бы допустить. Но теперь желательно, чтобы на Соборе было рассмотрено как можно больше вопросов. И я просил бы не соединять все просветительное дело в одном Отделе. Нельзя соединять церковно-приходские школы и духовно-учебные заведения. Если соединить Отделы, то число желающих принять участие в Отделах будет большое, и при 20-ти Отделах будет в каждом много лиц.

В Отделе о благоустройстве прихода следовало бы иметь ввиду, что главная задача прихода просветительная. Приходу предполагается предоставить учреждение не одних только низших школ, но и средних, а также устройство курсов, лекций. И самый Отдел можно бы назвать: «о приходе и его просветительной деятельности на началах веры Христовой».

Прот[оиерей] С. И. Шлеев. Вопрос об окружном церковном управлении поставлен неясно. Следовало бы Отдел о высшем церковном управлении дополнить: «и о митрополичьих округах». Говорят, что единоверие, старообрядчество и миссия должны быть соединены в один Отдел. Такое сгружение материала не полезно. Я хочу утвердить следующее положение. Пора вывести единоверие и старообрядчество из-под опеки, какую хочет иметь над ними миссия. Внутренняя миссия имеет дело не с одними старообрядцами, а и с сектантами. И помещать единоверие в один отдел с баптистами и другими сектантами не приходится. И я не советовал бы эти Отделы объединять. Единоверие вовсе не порождение миссии, это явление самостоятельное. Мы просим не ставить нас в один Отдел с миссией. Это не значит, что мы не хотим уважать деятелей миссии. Но нам до сих пор тяжело чувствовать опекающую руку миссии. Нам хочется сказать то, что мы желаем, а не то, что скажут миссионеры.

Л. К. Артамонов. Мы собрались на великое церковное строительство. Но как приступить к этому делу? Нужно создать план работы, иначе плодотворной работы не будет. На наш Собор возложена чрезвычайно ответственная задача, и к строительству церковному мы должны относиться с большою осторожностью. Ошибка, сделанная в плане, непоправима потом. Мы должны принять в расчет и наши силы, и время. Мы располагаем временем самым кратким.

Председатель. В списке записавшихся еще 17 ораторов. Поступило предложение о прекращении прений об Отделах.

А. В. Васильев. Отцы и братия. (Раздаются голоса: Довольно, довольно.) Вы можете не соглашаться с речами выходящих на кафедру, но кричать «довольно» вы не имеете права. Мы затем и явились на Собор, чтобы внимательно друг друга выслушать и затем прийти к единодушному решению. Список желающих высказаться еще не исчерпан, а прекращая прения, вы заграждаете уста тем, кто записался позднее других, но, быть может, скажет более важное.

Постановлено: запись ораторов прекратить.

Г. И. Булгаков. Я хотел предложить маленькую, но важную поправку к названию одного Отдела. Нам необходимо, чтобы по всей земле нашей громко звучало слово пастырской проповеди. Когда я делал по этому вопросу доклады на епархиальном съезде, мне говорили, что на местах разные гражданские комитеты ставят духовенству преграды в этом отношении. Нужно от лица Собора сказать об этом вслух. В отношении Отделов я предлагаю, чтобы к Отделу о богослужении было присоединено заглавие «и о живом слове».

Т. Г. Суринов. Я вошел на эту кафедру, чтобы быть кратким. Когда страна горит, огонь нужно заливать. Раз в высоком собрании обсуждается вопрос об Отделах, то нужно решить, что самое необходимое. Конечно, все, что связано с Св. Церковью, все важно, все необходимо, если принять во внимание, что наш Собор собрался после 250-летнего перерыва. Нам нужно быстро приступить к работе. Как нам говорить о важном и неважном, когда из наших храмов, сооруженных поселянами, изгоняются священники? Говорили о распределении Отделов, но если нужно и явятся новые обстоятельства, то следует учреждать и новые Отделы.

Н. М. Абрамов. Для выяснения и решения любого вопроса есть два пути: от общего к частному и от частного к общему. Следуя принципу достижения наибольших результатов с наименьшей затратой сил и времени, и надо выбирать тот или иной путь. Ясно, что в тех случаях, когда имеется слишком много частностей, идти от частного к общему очень затруднительно и долго, а мы как раз и находимся в таком положении. Благодаря тому, что Собора в нашей Церкви не было более двухсот лет, накопилось такое множество вопросов, что пересчитать и указать их все нет возможности. И мы видим, что хотя Соборный Совет наметил 15 вопросов для работ Отделов, однако выступавшими ораторами указаны еще другие, пропущенные, и я уверен, что найти и указать их можно еще очень много. Мы никогда не исчерпаем всех частных вопросов, и работа нашего Собора сильно затянется.

Чтобы избежать этого, я, отдавая дань уважения сделанной уже работе Совета, все-таки предлагал бы избрать путь от общего к частному и ограничиться небольшим числом основных Отделов Собора, предоставив им возможность расчленять свою работу путем выделения специальных комиссий для разработки необходимых по ходу дела вопросов. Лично я полагал бы возможным учредить такие основные Отделы, охватывающие, по моему мнению, все частные вопросы, намеченные Собором и членами Собора: 1) об отношении Церкви к государству, 2) об управлении Церковью в широком смысле слова, сверху донизу; 3) об организации прихода, этой, по общему признанию, основной ячейки, при правильной организации которой можно, по моему убеждению, положить начало возрождения и процветания не только Церкви, но и государства, и 4) о религиозно-нравственном воспитании. Если учредить эти Отделы, то, как мне кажется, отпадают и опасения, что члены будут записываться во много Отделов, ибо, естественно, при делении Собора на крупные Отделы каждый запишется в один или самое большее в два из них, а если предоставить возможность Отделам учреждать специальные комиссии, то каждый член станет работать именно над тем вопросом, который ему ближе всего и где он может быть наиболее полезным. Вместе с этим отпадут и опасения о бесполезном нахождении большого числа членов в составе Отделов и о непосещаемости их заседаний.

Ф. Г. Кашменский. В числе проектируемых учебных заведений есть новые богословские институты. Если у нас будет Отдел о духовных академиях, то вопрос об институтах следует присоединить к этому Отделу, а если особого Академического отдела не будет, то вопрос об институтах следует присоединить к отделу о духовно-учебных заведениях.

Далее, Отдел IX — о церковно-приходских школах. Если здесь идет речь об учреждениях по закону 13 июня 1884 г., то этот Отдел нужно упразднить, так как церковно-приходских школ уже нет, они перешли в Министерство народного просвещения. Если же это — учебные заведения как средство просвещения народа, христианизации населения, то этот Отдел следует соединить с Отделом о благоустроении прихода. Отдел о церковном имуществе и церковном хозяйстве также необходимо соединить с Отделом о приходе. Но я всеми силами души возражаю против соединения Отдела о духовно-учебных заведениях в один Отдел вместе с Отделом о христианском просвещении. В этом последнем названии нет ничего конкретного, это общее место. Нельзя также соединять Отделы о церковном суде и епархиальном управлении. Я практический деятель по Донской епархии и по опыту знаю, как важны судебные вопросы и какого подробного рассмотрения они требуют. В судебных делах нужны специалисты, и только при таком условии будет благо. Я настаиваю на самостоятельности этих двух Отделов. Отдел о правовом положении духовенства нельзя соединять с Отделом о церковном управлении. Достаточно указать на пример дележа кружки. Кроме всех указанных Отделов, нужно образовать еще новый Отдел о внецерковном христианском просвещении — сюда относятся: катехизация, беседы, воскресные школы.

Епископ Челябинский Серафим. Я хотел бы сказать против выделения единоверия и старообрядчества от миссии внутренней. Как можно говорить о миссии, не решив вопрос о единоверии? Никто не болеет душою о единоверии так, как миссионеры, положившие свою жизнь на это дело. Православная миссия не существовала бы без единоверия, но и единоверия не было бы без миссии. Моя покорнейшая просьба не выделять миссию от единоверия и старообрядчества. Вопрос о баптизме важен одинаково и для православия, и для единоверия, в этот же вопрос входит и противосектантская миссия.

Епископ Уфимский Андрей. Простите, отцы и братие, на мое замечание, но я должен сказать, что мы тонем в наших речах. Мы всегда почти повторяем чужие речи. А в деле мы не практичны. Сейчас мы начинаем с конца — с Отдела об епархиальном управлении или о правовом положении Церкви, не зная, как будет относиться к нам государство. Я вчера был на собрании у христианских социалистов. Они меня спросили, чего добились мы на Соборе. Я сказал, что мы собираемся добиваться многого, и что я, напр[имер], буду добиваться разрешения вопроса о приходе. Это и есть центральный вопрос всей нашей жизни и деятельности Собора. — Еще замечание: нельзя единоверие и старообрядчество с миссиею ставить рядом. Если старообрядцы и единоверцы ныне сдвинулись с места и ищут истины, то совсем без миссионеров. И если теперь старообрядцы на основании нашей программы подумают, что меня к ним послали миссионеры, они и разговаривать со мной не станут. Кроме того, ввиду обширности работ я предлагал бы выделить внешнюю миссию в особый Отдел.

Протоиерей А. В. Санковский. Я буду говорить по затронутому вопросу о соединении внутренней и внешней миссии и единоверия со старообрядчеством в особый Отдел. Приводимые здесь доводы о соединении не убедительны. Внешняя миссия — другое дело, но я буду говорить о внутренней миссии. Конечно, миссия тесно связана с старообрядчеством. Первым объектом внутренней миссии было старообрядчество, но этот объект был первый, но не единственный, а теперь есть и другие объекты, на которых миссия должна сосредоточить свое внимание — это баптизм, сектантство. Нет цели соединять миссию в один Отдел с единоверием и старообрядчеством. Конечно, все они находятся между собою в некоторой связи и в соединении, но все-таки один Отдел был бы несколько низким для единоверия. Я предлагаю старообрядчество и сектантство соединить вместе, в один Отдел, а единоверие поставить особо.

Архиепископ Тамбовский Кирилл. Все заседание ушло на разговоры о соединении и разъединении Отделов, а, между тем, мы должны были обсуждать то, что предложил Соборный Совет. Конечно, много есть оснований и за соединение Отделов и против, но мы одно только упустили из виду, что Устав дает нам возможность и разъединяться и соединяться. Отделы — это разъединение, общие собрания — соединение. Вместо того, чтобы лить речи, лучше принять программу соборных работ, выработанную Соборным Советом.

И. К. Орлов. Моя мысль такова. Уже третий день работаем мы безуспешно. Сколько мы речей ни ведем, а результатов не видно. По-моему нужно только два Отдела: 1) как поставить Церковь на высоту и 2) о Законе Божием.

Протоиерей А. А. Хотовицкий. Мне думается, что мы должны поставить пред собой отчетливо общую цель, к которой бы направлялась работа Отделов. Для постройки здания нужны не отдельные только группы рабочих-каменщиков, столяров, слесарей, и планы не отдельных только частей здания, но и общий чертеж и план, объединяющий все строительство. Поэтому и группировка Отделов должна составляться так, чтобы все однородное сводилось в общие группы и приводило затем к основной цели Собора: обновлении русской церковной жизни и христианизации населения. И если учитывать настроение текущего момента, то основным Отделом явится Отдел о высшем церковном управлении; и здесь напрашивается сам собою в первую очередь вопрос о Патриаршестве. Государство наше распыляется, рассыпаются окраины, внутренние связи слабеют, и в церковной жизни все расслоилось и требует объединения.

В целях вести сложную многостороннюю работу многих намеченных Соборным Советом и предшествующими ораторами Отделов в согласованности и планомерности, я предложил бы учредить еще один Отдел — организационный, так сказать, Отдел связи всех остальных Отделов, необходимость которого вытекает из их многочисленности.

Протоиерей В. И. Туркевич. Я вполне присоединяюсь к взгляду преосвященного Кирилла. Все говорят, что Россия гибнет, что нужно дело делать, а в то же время мы в разговорах только теряем время. Мое конкретное предложение: необходимо немедленно же начать работу и принять Отделы, намеченные Соборным Советом.

А. В. Васильев. Считаю долгом своей христианской совести сказать, что в программе деятельности Собора должен быть поставлен вопрос о Патриаршестве. С этим вопросом творится что-то неладное. На московском Съезде духовенства и мирян не был допущен доклад архимандрита Илариона по этому вопросу. Предсоборный совет в своем проекте не дал места Патриарху, а в объяснительной записке высказался в том смысле, что идея о Патриаршестве противоречит соборности. Как в гражданской жизни темные силы, разрушающие Россию, предрешают не подлежащие их решению вопросы до Учредительного собрания, так и тут хотят обойти молчанием важный вопрос. Я настаиваю, чтобы Собор сосредоточил на нем свое внимание.

Епископ Уральский Тихон. Единоверие выделено от старообрядчества. Я 25 лет живу между единоверцами и старообрядцами и думаю, что разделение Отделов о единоверии и старообрядчестве нежелательно. Единоверие и православие — одно, только одежда разная. Мы все здесь на Соборе одно.

И. И. Астров. Обсуждение этих вопросов показывает, насколько они важны. Поддерживая предложение Соборного Совета об образовании Отделов, я прошу всех членов Собора выделить то, что важно для настоящего момента.

Председатель. Высокопреосвященный митрополит Платон желает выступить с внеочередным заявлением.

Митрополит Тифлисский Платон. Сегодня я получил из Тифлиса телеграмму. Содержание телеграммы заставляет меня выступить с внеочередным заявлением. То, о чем говорит телеграмма, есть одно из явлений крайне обидных и тяжелых. Вам известно, что Грузия отделилась от Русской Православной Церкви и теперь устраивает себе автокефалию. 14 марта с. г. три грузинских епископа, ставленники русской церковной власти, явились ко мне и заявили, что я фактически и юридически лишаюсь своей власти. Начались враждебные действия: меня лишили кафедрального собора и объявили мне бойкот, а также бойкотируют и других русских людей, которые проявляют свою деятельность. Меня они не трогали, но к другим лицам беззащитным, особенно монахам, отнеслись безжалостно. Их оскорбляли и избивали. Трудно жить теперь русскому человеку в России, особенно на окраине — на Кавказе. Но мы ни единого шага не уступили из своих прав и обязанностей. Мы отстаивали интересы русской Св. Церкви, но сегодня получили телеграмму: «23 августа вооруженная толпа грузин при участии милиционеров, грузинских епископов, духовенства, возглавляемых епископом Леонидом, насильственно заняла экзарший дом, арестовав живущих в нем, запечатав крестовую, требуя сдачи касс; сообщено закавказскому комитету, прокурору суда, подробности нарочным. Председатель комитета протоиерей Михайловский».

И мы обращаемся с просьбой к церковному Собору ходатайствовать пред Временным правительством о немедленном возвращении того, чем мы пользуемся, и об учреждении разграничительной комиссии. Чужого мы не возьмем, но не отдадим и того, что принадлежит Русской Церкви.

Товарищ Председателя Арсений, архиепископ Новгородский. Угодно ли будет Собору просить представителя Временного правительства, в лице присутствующего здесь товарища министра исповеданий, высказаться по этому предмету?

(Голоса: Просим, просим.)

С. А. Котляревский. Министерство исповеданий отдает себе отчет в том тяжелом положении, в каком оказалась Православная Русская Церковь на Кавказе. Если можно принципиально сочувствовать автокефалии Грузинской Церкви, то самый способ ее осуществления не может не вызвать самого серьезного протеста. Временное правительство полагает, что определение отношений Грузинской Церкви к Православной будет произведено согласительной комиссией. Эта комиссия, возглавляемая лицом авторитетным, вероятно, начнет свои работы в Петрограде. Дело с этой комиссией замедлилось, но надо, чтобы она скорее приступила к работе. Что касается возмутительного насилия над православным русским населением, то, конечно, Министерство исповеданий примет все меры, чтобы предупредить подобные явления. Нельзя, однако, закрывать глаза, что положение правительственных органов на местах оставляет желать много лучшего. Иногда законная власть оказывается совершенно бессильной пред захватами.

Постановлено: выразить протест против насильственных действий грузин в отношении русского духовенства.

Секретарь Собора. Позвольте обратиться к Собору от имени Соборного Совета с некоторыми разъяснениями по вопросу об образовании Отделов. Прения, которые здесь были, вращались около двух вопросов: отмечались разнообразие комиссий и непланомерность их. На это скажу: Соборный Совет предлагает эти Отделы не по собственному почину, а по заявлениям самих же членов Собора. Какие Отделы следует образовать? На это отвечает сам соборный разум общей совокупностью всех поданных по сему предмету заявлений. Из них видно, что Собор живо интересуется всею полнотою церковной жизни: заявлениями членов Собора охватываются все ее стороны. Кроме того, три Отдела — уставный, редакционный и личного состава — должны быть образованы в силу ст. 92–97 Устава.

Соборный Совет не прибавил ничего от себя, а лишь привел в порядок все поступившие заявления и предлагает Собору образовать все те Отделы, желательность которых заявлена. Соборный Совет находит, что в церковной жизни, особенно в современном ее положении, нет вопросов важных и неважных: все важны; и потому он не признал возможным высказаться против образования какого-либо из намеченных членами Собора Отделов. Другое дело — выдвинуть некоторые вопросы вперед, а другие замедлить. Это предусмотрено уже и Уставом, который выдвигает установление высшего церковного управления на первое место. Но едва ли было бы целесообразным теперь же наметить какой-либо план работ в смысле установления заранее порядка или очереди рассмотрения тех или других вопросов Собором. Весьма вероятно, что некоторые вопросы, хотя и не отнесенные к числу первоочередных, будут разработаны Отделами прежде; и тогда нет, казалось бы, оснований задерживать их рассмотрение в общем собрании. Если же Собору угодно ускорить рассмотрение каких-либо дел, то он найдет к тому полную возможность, назначив соответствующему Отделу день для представления доклада, согласно ст. 87 Устава. Некоторые упрекают, что Отделов много, и их нужно объединить. Но следует иметь ввиду технические условия работы. Подотделы будут связаны с основным Отделом и должны будут вносить свои работы на проверку Отдела. Это затянет дело и при недостатке времени будет роскошью. С философской точки зрения это может быть и правильно, но с практической точки зрения соединять Отделы невозможно ввиду большой разнородности подлежащих их рассмотрению предметов. Как на пример желательности объединения Отделов указывали на Отделы, имеющие предметом учебное дело. Но едва ли нужно доказывать, что духовные академии и церковно-приходские школы имеют достаточно различия, чтобы оправдать самостоятельное существование посвященных им Отделов; но могут быть общие собрания указанных Отделов. Я предлагаю утвердить все предложенные Соборным Советом Отделы.

Постановлено: 1) разделить предусмотренный Уставом Собора Уставный отдел на два Отдела: о высшем церковном управлении и об Уставе; 2) установить следующие Отделы: об епархиальном управлении, о благоустроении прихода, о церковном суде, о правовом положении Православной Церкви, об единоверии и старообрядчестве, о внутренней и внешней миссии, о богослужении, о проповеди и чтении в храме, о церковной дисциплине, о церковно-приходских школах, о духовно-учебных заведениях, о духовных академиях, о монастырях и монашестве, о церковном имуществе и церковном хозяйстве, о правовом и имущественном положении православного духовенства, об устроении Православной Церкви в Закавказье в связи с объявленной грузинами автокефалией своей Церкви.

Протопр[есвитер] Н. А. Любимов выступает с внеочередным заявлением о предполагаемом 27 августа паломничестве членов Собора в Троице-Сергиеву лавру.

Секретарь Собора разъясняет порядок записи членов Собора в Отделы.

Заседание закрыто в 2 часа дня.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Петроград, 1918. Кн. I. Вып. 3. Деяния VI–XVI. С. 129–143.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 15. Л. 38–64. Машинопись. Подлинник; Л. 65–91. Машинопись. Черновик. Рукописные правки.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 479. Л. 3138 об. Типографский оттиск.

Приложение

Речь, произнесенная на Братском кладбище в Москве 29 августа в день крестного хода туда членов Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви членом Собора протоиереем П. А. Миртовым

«Иззуй сапоги от ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, земля святая» (Исх. 3, 5).

Этот голос Неба из известной всем библейской картины невольно просится в сердце при входе в тенистые аллеи здешнего парка, где под сенью деревьев мирно почивают тела наших родных страстотерпцев и борцов за благоденствие России. Без сосредоточенной думы на лице, без туманящих слез, без сердечного трепета, близкого к чувству благоговения, нельзя вступать на эту землю, ибо она для нас действительно священна: в ее недрах скрыта гордость России, лучший цвет ее сил, высшая жертва русского народа на алтарь Отечества. И мы пришли сюда не для того, чтобы этот тихий приют смерти наполнить шумом и гамом житейской сутолоки и суеты. Мы пришли сюда будить священные тени уснувших героев, великий дух которых незримо витает здесь, над этими братскими могилами. Мы пришли, чтобы оросить молитвенной слезой эти зеленые могильные холмики, осененные крестами, как христианским символом любви и страдания. Мы пришли, как члены Поместного Собора Русской Церкви, от лица всей верующей России земно поклониться подвигу тех, которые не только жили, но и умерли для Родины. Русский народ! На колени — пред этими священными могилами! Приникни к ним всем своим сердцем, всей своей широкой русской душой… Это — живые говорящие могилы!! Они немолчно проповедуют, что истина жизни не в бесплодном прозябании, а в любви и подвиге, что смерть иногда красивее жизни, что не те мертвецы, которые лежат в могилах, но вечная память о которых поднимает на подвиг живых, а мертвецы те, кто растлевает эту жизнь во всех ее видах, — будет ли то жизнь государственная, общественная или даже семейная. Эти могилы приобщили погребенных в них к подвигу всех, кто, как вспоминаемый сегодня Предтеча Христов, «за истину пострадал радуяся». И они обязывают нас священной кровью павших за Родину быть верными тем заветам, которые как бы начертаны на этих могилах кровавыми письменами… И даже не только на этих могилах, которые окружают нас сейчас, читаем мы кровавые заветы… Окиньте мысленным взором Россию! Вспомните, что за последние годы многие места — от горных вершин и высоких холмов до мирных долин и вязких болот — превратились на пространстве всей боевой линии, которая тянется от Балтийского моря до Черного, в братские кладбища с миллионами похороненных в них жертв настоящей войны. И со всех этих кладбищ несется один общий клич к русскому народу, так сильно и красочно выраженный в предсмертном письме одного воина, недавно отдавшего на далекой чужбине жизнь за свою Родину. «Надо мной, — приблизительно так пишет этот павший герой, — раскинулось голубое, ясное небо… Теплый, ласкающий ветер обвевает мое лицо… Южная природа стоит во всей своей пышной красе… Но из союзной Франции моя мысль несется к тебе, моя милая Родина. Мне вспоминаются, как что-то близкое, родное, твои вьюги и метели, тот блестящий снежный покров, которым ты бываешь одета зимою. Вспоминаю неоглядные степи широкие; волжские, безграничные дали… Вот белая стена монастыря, взбежавшая на крутой горный откос нашей великой реки… слышатся звоны церковные, плывущие по простору разлива и тихо замирающие в прибрежных лесах под их таинственный шелест. Вспоминается старая Москва и седой Киев с многодумным Днепром. А вот и ты, величавый, угрюмый Урал, с твоими несчетными ископаемыми богатствами… Неужели не суждено мне увидеть тебя, моя милая Родина? Мне не жаль моей жизни… я охотно отдам ее за то, чтобы стояла ты — могучая и непобедимая. Одного хотел бы я сейчас: „Хотя безчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне все ж хотелось почивать“. Мне хотелось бы, чтобы ты, родная, приласкала на своей материнской груди прах твоего закинутого на далекую чужбину сына, чтобы над моей могилой стояла, склоняясь, раскидистая елка или белостволая береза… Но пусть я буду лишен и этого последнего утешения… Пусть мой прах примет в свои недра чужая земля… Но отсюда, с чужбины, мне хотелось бы крикнуть всем моим соотечественникам: русские люди, берегите Россию, всем жертвуйте для ее блага! Это завет вам умирающих за ее мощь, свободу и честь».

И этот завет нам наших братских могил звучит особенно повелительным призывом в настоящие, тяжкие для Родины, дни. Кажется, все силы ада подвиглись на то, чтобы сокрушить величие России, стереть ее славу, сковать ее свободу. Истерзанная внутренним междоусобием и неустройством, уже четвертый год несет она на себе крест жестокой войны. Измена и предательство уже повили ее многострадальное чело клеветой и поруганием, а гордая пята победоносных завоевателей надменно попирает отторгнутую часть нашей земли, где каждая пядь напоена кровью наших предков, легших своими костьми за ее свободу и независимость. Беспощадный враг стучится в двери нашей северной столицы и готовится наложить рабские цепи на всю державу Российскую.

Но, о, если бы только в этом было великое несчастье наше! Не страшны были бы нам все политические бури и крушения, если бы они не были показателем нашего крушения духовного. Не пугало бы нас и наше государственное обнищание, наш денежный крах, если бы не обнаруживалось здесь обнищание верующего духа, ослабление патриотических чувств и гражданского долга перед Родиной. Не страшил бы нас и голод, если бы он был плодом истощения одной только почвы земной, а не истощения сердец человеческих, не оскудения христианской любви к меньшему брату. Не ужасала бы нас и общественная разруха, если бы она громко не вопияла о том, как мы неустроены в путях своих, как неупорядочена наша духовная жизнь, приведенная грехом в полное расстройство. Не приводили бы нас в такой трепет и ужас даже поражения на полях брани, если бы здесь было одно торжество внешней силы и военного искусства, а не торжество измены и предательства. И радовала бы нас достигнутая свобода, ибо, по апостолу, «к свободе призваны все мы, только бы эта свобода не сделалась поводом к угождению плоти» (Гал. 5, 13).

Но пред нами бедствие самое грозное и роковое, колеблющее глубочайшие основы всей нашей жизни. Это — разложение и гибель души народной. Это — утрата многими страха Божия и стыда человеческого. Это — потемнение совести в людях, это — расхищение достояния Божия. Измалодушествовались русские люди и отступили от путей долга и совести. «Беззакония наши поистине превзошли главу нашу» и вопиют на самое Небо.

Не на кресте ли, не в муках ли Родина наша?! И в это-то время многие из сынов ее сняли с себя крест и ругаются над его священными заветами. Не на их ли голову падают грозные слова пророка: «Два зла сотворили люди Мои: Меня, источник воды живой, оставили и выкопали себе водоемы разбитые, которые не могут удержать воды» (Иер. 2, 13).

Мы, действительно, отвратились от Господа Бога… Мы забыли завет священной старины, чуть не с детства внушаемый русскому православному народу: «Без Бога ни до порога». И вот «всуе трудятся зиждущии». И иссякли родники народного воодушевления. И не пылает в нашей груди священное пламя любви к Родине. И «запустеет, ожестеет и изсохнет», по выражению Псалмопевца, и превратится в пустыню земля наша…

Но среди тяжких испытаний Господь послал верующим и великое утешение. В праздник Успения Божией Матери здесь, в сердце земли русской, в древлеправославной Москве, под сенью вековых святынь кремлевских Всероссийский Освященный Собор приступил к обсуждению соборным разумом назревших нужд церковных. Поистине, это — священное торжество, давно небывалое в летописях отечественной Церкви! В тяжкую годину общего шатания умов и повсеместной разрухи да укрепит оно сердца малодушных, да исполнит радости и христианских упований сердца верующих! Да соберет оно «растоящаяся» воедино, да пробудит к действительному покаянию все живые силы русского народа!

Пред настоящей кровавой Голгофой своей Родины покайся, русский православный народ, и «сотвори плоды, достойные покаяния». Сокрушенными слезами смой с себя всякую скверну, да обновится лицо земли. Родина ждет нашего покаянного подвига. Вы, власть имущие, преклонитесь пред властью Владыки неба и земли, управляющего судьбами человеческими. Вы, пастыри Церкви, будьте не только верстовыми столбами, которые показывают путь, но сами не двигаются с места, а будьте столпом облачным днем и огненным ночью — который шел впереди народа еврейского. Вы, пахари и землевладельцы, не скрывайте, а износите из своих закромов хлебные запасы, дабы, по завету Спасителя, «напитать алчущих». Вы, воины, не пятнайте себя трусостью и предательством, а мужественно и твердо стойте на рубежах русской земли, кровью и железом ограждая ее свободу. Все это — плоды, достойные покаяния. И они отвратят от нас гнев Божий, возродят жизненные силы страны и восстановят ее внешнюю мощь.

К подвигу веры, любви и молитвы, к подвигу самоотвержения влекут нас эти и другие многочисленные братские могилы, голос которых постоянно должен тревожить нашу русскую православную совесть, властно призывая всех русских людей жить для православной России, а если надо, то и умереть за нее. Аминь.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Петроград, 1918. Кн. I. Вып. 3. Деяния VI–XVI. С. 144–147.