Борис, епископ Чебоксарский

(в мире Шипулин Владимир Павлович)

член Собора как заместитель митрополита Казанского Иакова.

Родился 27 декабря 1874 г. в городе Вельске Вологодской губернии в семье бухгалтера уездного казначейства. Окончил начальную школу в Устюге, Вологодское духовное училище и Вологодскую духовную семинарию в 1896 г., Московскую духовную академию в 1900 г., кандидат богословия. В 1901 г. пострижен в монашество, рукоположен в священный сан, помощник инспектора Московской духовной академии. С 1902 г. инспектор Курской духовной семинарии. С 1904 г. ректор Псковской духовной семинарии, архимандрит. С 1905 г. настоятель храма во имя Двенадцати Апостолов в московском Кремле, синодальный ризничий. С 1906 г. настоятель московского Новоспасского монастыря, благочинный ставропигиальных монастырей. С 1909 г. ректор Московской духовной семинарии. С 1912 г. епископ Винницкий, а с 1914 г. епископ Балтский викарий Подольcкой епархии. С 1915 г. епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии, настоятель Кизического монастыря в Казани. В 1917 г. участник II Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев) в Нижнем Новгороде.

Принимал участие в заседаниях второй сессии Собора, как заместитель митрополита Казанского Иакова.

В сентябре 1918 г. покинул Казань с войсками Колчака, участник Сибирского соборного церковного совещания, с 1919 г. епископ армии и флота, затем епископ Киренский, викарий Иркутской епархии, настоятель Вознесенского монастыря в Иркутске, временно управляющий Пермской и Кунгурской епархией. С 1921 г. епископ Уфимский и Мензелинский. В 1922 г. примкнул к Живой Церкви, в 1923 г. приговорен к 7 годам принудительных работ за «организацию белых банд, моральную и материальную поддержку правительства адмирала Колчака», освобожден по амнистии, затем выслан в Харьков. В 1924 г. обратился во ВЦИК с заявлением об «отмежевании» от Патриарха Тихона и присоединении к обновленчеству, вскоре принес покаяние, с 1926 г. временно управляющий Каменец-Подольской епархией, с 1927 г. архиепископ Тульский, в 1928 г. за «активную работу по объединению всех церковных ориентаций для организованной борьбы с советской властью» приговорен к 3 годам концлагерей и заключен в Соловецкий лагерь, в 1929 г. освобожден досрочно и сослан в Вологодскую обл., с 1932 г. архиепископ Кадниковский, викарий Вологодской епархии, жил в Муроме. С 1936 г. архиепископ Ташкентский и Средне-Азиатский. В 1937 г. отказался от предложения присоединиться к обновленцам и стать митрополитом, арестован по 58-й статье. Расстрелян 23 февраля 1938 г. в Ташкенте.

Опубликованные источники: Церковные ведомости. 1912. № 21. С. 23; 1914. № 8. С. 51; 1915. № 8. С. 59; № 42. С. 481; 1918. № 19/20. С. 114; Приб. 1912. № 26. С. 1098; Лебедев В. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за 100 лет его существования (1814–1914 гг.). Вологда, 1916; Судебный процесс еп. Бориса // Звезда. 1923. 21 января. № 14.; Заявление во ВЦИК архиеп. Бориса Харьковского о признании своих прежних ошибок и об окончательном отмежевании от Патриарха Тихона // Церковное обновление. 1924. № 19/20. С. 83; Воззвание Уфимского ЕУ православно-верующим Уфимской епархии. Уфа, 1925; Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine: von 1917 bis 1945. Köln, 1953. S. 17, 102, 117; Нечаев М. Красный террор и Церковь на Урале. Пермь, 1992. С. 11, 14; Резникова И. Православие на Соловках. Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. С. 122; [Вяткин В.] Величие и трагедия Уральского Афона. История Белогорского монастыря. Пермь, 1996. С. 109–112; Марущак В., протодиак. Святитель-хирург. Житие архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого). М., 1997. С. 43–48; Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. Кн. 2. М., 1998. С. 365–394; Русский Востокъ. 2001. 14–31 декабря. № 50/52; Книга памяти жертв политических репрессий в Тульской области 1917–1987 гг. Т. 2. Тула, 2003. С. 197; Фаст М. Нарымская Голгофа. Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск, 2004. С. 104; Журавский А. Во имя правды и достоинства Церкви. Житие и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004. С. 158, 223, 351, 360, 603, 620, 800; Валерий Лавринов, прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.