Андрей, епископ Уфимский и Мензелинский

(в мире Ухтомский Александр Алексеевич, князь)

Член Собора по должности и по участию в Предсоборном совете.

Потомок княжеского рода, родился 26 декабря 1872 г. в селе Восломе Рыбинского уезда Ярославской губернии. Окончил 5 классов Рыбинской классической гимназии, в 1887–1891 гг. учился в Нижегородском кадетском корпусе. Поступил в Московскую духовную академию,, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1895 г. Пострижен в монашество в том же году, рукоположен в священный сан, назначен преподавателем русского языка в Казанское духовное училище. С 1897 г. инспектор Александровской миссионерской духовной семинарии в Ардоне (Кавказская епархия). С 1899 г. наблюдатель Миссионерских курсов при Казанской духовной академии, архимандрит, наместник казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1905 г. основал «Общество христианской взаимопомощи для охранения православных от иноверной кабалы», участник деятельности Казанского отдела «Русского собрания». С 1907 г. епископ Мамадышский, викарий Казанской епархии, настоятель Преображенского миссионерского монастыря в Казани, председатель совета Братства святого Гурия и педсовета Казанских женских богословских курсов, помощник председателя Миссионерского съезда в Казани. С 1911 г. епископ Сухумский, учредитель и редактор журнала «Сотрудник Закавказской миссии». С 1913 г. епископ Уфимский и Мензелинский, организатор новых школ, народных библиотек и периодических изданий, основатель и председатель Восточнорусского культурно-просветительского общества. В 1916 г. ввел в епархии «Правила для избрания настоятелей храмов Божиих», поддерживал выборность духовенства и возрождение приходской жизни. В 1917 г. член Синода, делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян, председатель V отдела Предсоборного совета, работал в I, II и VI отделах, участник Собора старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии.

На Соборе участвовал в заседаниях первой сессии.

Во время Гражданской войны в 1918–1919 гг. член Уфимского государственного совещании, Сибирского соборного церковного совещания и Высшего Временного Церковного Управления Сибири, возглавлял духовенство 3-й армии Колчака, заочно избран единоверческим епископом Саткинским.

В 1920 г. на 9 месяцев заключен в томскую тюрьму, освобожден после заявления о готовности «содействовать советской власти в ее работе по отделению Церкви от государства». В 1921 г. арестован в Омске за призыв организовывать крестьянские союзы. В 1922 г. после 1,5 лет заключения был оправдан. Вернувшись в Уфу, провозгласил автономию Уфимской епархии, активно боролся с обновленчеством. В 1923 г. осужден на 3 года ссылки в Среднюю Азию. В 1927 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. В 1928 г. после выступления против Декларации митр. Сергия (Страгородского) приговорен к 3 годам заключения в одиночной камере ярославского политизолятора. В 1932 г. приговорен к 3 годам ссылки в Алма-Ату. В 1934 г. приговорен к 3 годам заключения в ярославском политизоляторе. В 1937 г. осужден на 3 года ИТЛ, срок отбывал в Волголагере в городе Рыбинске. После пересмотре дела 04 сентября 1937 г. расстрелян в ярославской тюрьме. Автор около 500 книг и статей. В 1981 г. канонизирован РПЦЗ.

Опубликованные источники: Беляев А. Рецензия на курсовое сочинение Александра Ухтомского «О гневе Божием» // Богословский вестник. 1896. № 4; Известия по Казанской епархии. 1899. № 17. С. 737–740; 1903. № 17. С. 14; 1905. № 43. С. 12; № 44. С. 1319–1321; 1907. № 41. С. 1271–1273; № 43. С. 1345–1354; № 47. С. 1493; 1908. № 5. С. 139; № 6. С. 193–196; № 12. С. 390; № 37. С. 1074; 1909. № 7. С. 216–217; № 11. С. 329–330; № 15. С. 423–425; № 41. С. 1175; № 44. С. 1279; № 47. С. 1366–1368; 1910. № 4. С. 137–139; № 40. С. 1115; 1911. № 34. С. 967; № 36. С. 1029–1060; 1912. № 45. С. 1359; № 48. С. 1465; 1914. № 7. С. 212; № 19. С. 625; Церковные ведомости. 1907. № 38. С. 345; 1911. № 41. С. 323; 1914. № 2. С. 5. Приб. 1907. № 49. С. 2194–2197; 1913. № 24. С. 1167; 1918. № 5. С. 211; Миссионерский календарь. 1907. С. 128–129; Церковный вестник. 1908. № 1. С. 21; № 25. С. 758; № 31. С. 951; Уфимские ЕВ. 1914. № 3, 21–24; Дело еп. Андрея // Русские ведомости. 1914. 10 апреля; Матвеев С. Посещение преосв. Андреем, еп. Уфимским и Мензелинским, приходов Мензелинского уезда. Уфа, 1914; Проводы преосв. Андрея, еп. Сухумского // Уфимские ЕВ. 1914. № 3; Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. С. 272–273; Родзянко о еп. Андрее // Новое время. 1917. 25 мая; Биржевые ведомости. 1917. 25 мая; Московский церковный голос. 1917. № 12/13. С. 3–8; Церковный большевизм // Московские ведомости. 1917. 19 августа (Церковность. 1917. № 339); Загадки епископа Андрея // Вперед. 1917. № 15; Отклики на «открытое письмо» еп. Андрея Уфимского // Голос Церкви. 1918. № 1; Гашек Я. Преосвященный владыка Андрей // Наш путь. 1919. 2 февраля; Революция и Церковь. 1920. № 9/12. С. 55–56; Советская Сибирь. 1920. 5 ноября; Процесс бывшего князя Ухтомского // Правда. 1922. 12 июля, 8 августа; Церковный рассвет. 1923. № 1–4; Константиновский В., прот. Православие и епископ Андрей, бывший князь Ухтомский. Уфа, 1926; Красная Башкирия. 1926. 16 октября; ЖМП. 1932. № 11/12. С. 4; 1935. № 23/24. С. 11; Гринберг М. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 1991. С. 306–312 (библиогр.); Золотарев А. Воспоминания об А. А. Ухтомском // Новая Европа. 1996. № 9; Подгорный М. Отпал ли архиепископ Андрей (Ухтомский) в старообрядческий раскол? // Вестник «Русское православие». № 2. 1998; Осипова И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…» М., 1998; Черносвитовы М. и Е. Романтик Православия: О. Андрей Ухтомский, патриарх катакомбной Церкви // Грани. 1998. № 188; Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 243–261; Его же. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999; Мельников Ф. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 516–520; ПСТГУ; ПЭ; Лисичкин В. Крестный путь святителя Луки. Подлинные документы из архивов КГБ. М., 2001. С. 68–105; Зимина Н. Викарии Уфимской епархии 1920-х годов // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 2005. С. 323–348; Журавлев В. Сибирский Церковный Собор 1918 года // Живоносный источник. 2009–2011. № 1–4; Алексеев И. К вопросу о мировоззрении епископа Сухумского Андрея (князя Ухтомского) // Былые годы. 2010. № 1, 3–4; Его же. Надежный «Сотрудник» // http://ruskline.ru/analitika/2009/12/29/nadyozhnyj_sotrudnik/; Зеленогорский М. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 2011.

Потомок княжеского рода, родился 26 декабря 1872 г. в селе Восломе Рыбинского уезда Ярославской губернии. Окончил 5 классов Рыбинской классической гимназии, в 1887–1891 гг. учился в Нижегородском кадетском корпусе. Поступил в Московскую духовную академию,, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1895 г. Пострижен в монашество в том же году, рукоположен в священный сан, назначен преподавателем русского языка в Казанское духовное училище. С 1897 г. инспектор Александровской миссионерской духовной семинарии в Ардоне (Кавказская епархия). С 1899 г. наблюдатель Миссионерских курсов при Казанской духовной академии, архимандрит, наместник казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1905 г. основал «Общество христианской взаимопомощи для охранения православных от иноверной кабалы», участник деятельности Казанского отдела «Русского собрания». С 1907 г. епископ Мамадышский, викарий Казанской епархии, настоятель Преображенского миссионерского монастыря в Казани, председатель совета Братства святого Гурия и педсовета Казанских женских богословских курсов, помощник председателя Миссионерского съезда в Казани. С 1911 г. епископ Сухумский, учредитель и редактор журнала «Сотрудник Закавказской миссии». С 1913 г. епископ Уфимский и Мензелинский, организатор новых школ, народных библиотек и периодических изданий, основатель и председатель Восточнорусского культурно-просветительского общества. В 1916 г. ввел в епархии «Правила для избрания настоятелей храмов Божиих», поддерживал выборность духовенства и возрождение приходской жизни. В 1917 г. член Синода, делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян, председатель V отдела Предсоборного совета, работал в I, II и VI отделах, участник Собора старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии.

На Соборе участвовал в заседаниях первой сессии.

Во время Гражданской войны в 1918–1919 гг. член Уфимского государственного совещании, Сибирского соборного церковного совещания и Высшего Временного Церковного Управления Сибири, возглавлял духовенство 3-й армии Колчака, заочно избран единоверческим епископом Саткинским.

В 1920 г. на 9 месяцев заключен в томскую тюрьму, освобожден после заявления о готовности «содействовать советской власти в ее работе по отделению Церкви от государства». В 1921 г. арестован в Омске за призыв организовывать крестьянские союзы. В 1922 г. после 1,5 лет заключения был оправдан. Вернувшись в Уфу, провозгласил автономию Уфимской епархии, активно боролся с обновленчеством. В 1923 г. осужден на 3 года ссылки в Среднюю Азию. В 1927 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. В 1928 г. после выступления против Декларации митр. Сергия (Страгородского) приговорен к 3 годам заключения в одиночной камере ярославского политизолятора. В 1932 г. приговорен к 3 годам ссылки в Алма-Ату. В 1934 г. приговорен к 3 годам заключения в ярославском политизоляторе. В 1937 г. осужден на 3 года ИТЛ, срок отбывал в Волголагере в городе Рыбинске. После пересмотре дела 04 сентября 1937 г. расстрелян в ярославской тюрьме. Автор около 500 книг и статей. В 1981 г. канонизирован РПЦЗ.

Опубликованные источники: Беляев А. Рецензия на курсовое сочинение Александра Ухтомского «О гневе Божием» // Богословский вестник. 1896. № 4; Известия по Казанской епархии. 1899. № 17. С. 737–740; 1903. № 17. С. 14; 1905. № 43. С. 12; № 44. С. 1319–1321; 1907. № 41. С. 1271–1273; № 43. С. 1345–1354; № 47. С. 1493; 1908. № 5. С. 139; № 6. С. 193–196; № 12. С. 390; № 37. С. 1074; 1909. № 7. С. 216–217; № 11. С. 329–330; № 15. С. 423–425; № 41. С. 1175; № 44. С. 1279; № 47. С. 1366–1368; 1910. № 4. С. 137–139; № 40. С. 1115; 1911. № 34. С. 967; № 36. С. 1029–1060; 1912. № 45. С. 1359; № 48. С. 1465; 1914. № 7. С. 212; № 19. С. 625; Церковные ведомости. 1907. № 38. С. 345; 1911. № 41. С. 323; 1914. № 2. С. 5. Приб. 1907. № 49. С. 2194–2197; 1913. № 24. С. 1167; 1918. № 5. С. 211; Миссионерский календарь. 1907. С. 128–129; Церковный вестник. 1908. № 1. С. 21; № 25. С. 758; № 31. С. 951; Уфимские ЕВ. 1914. № 3, 21–24; Дело еп. Андрея // Русские ведомости. 1914. 10 апреля; Матвеев С. Посещение преосв. Андреем, еп. Уфимским и Мензелинским, приходов Мензелинского уезда. Уфа, 1914; Проводы преосв. Андрея, еп. Сухумского // Уфимские ЕВ. 1914. № 3; Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. С. 272–273; Родзянко о еп. Андрее // Новое время. 1917. 25 мая; Биржевые ведомости. 1917. 25 мая; Московский церковный голос. 1917. № 12/13. С. 3–8; Церковный большевизм // Московские ведомости. 1917. 19 августа (Церковность. 1917. № 339); Загадки епископа Андрея // Вперед. 1917. № 15; Отклики на «открытое письмо» еп. Андрея Уфимского // Голос Церкви. 1918. № 1; Гашек Я. Преосвященный владыка Андрей // Наш путь. 1919. 2 февраля; Революция и Церковь. 1920. № 9/12. С. 55–56; Советская Сибирь. 1920. 5 ноября; Процесс бывшего князя Ухтомского // Правда. 1922. 12 июля, 8 августа; Церковный рассвет. 1923. № 1–4; Константиновский В., прот. Православие и епископ Андрей, бывший князь Ухтомский. Уфа, 1926; Красная Башкирия. 1926. 16 октября; ЖМП. 1932. № 11/12. С. 4; 1935. № 23/24. С. 11; Гринберг М. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 1991. С. 306–312 (библиогр.); Золотарев А. Воспоминания об А. А. Ухтомском // Новая Европа. 1996. № 9; Подгорный М. Отпал ли архиепископ Андрей (Ухтомский) в старообрядческий раскол? // Вестник «Русское православие». № 2. 1998; Осипова И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…» М., 1998; Черносвитовы М. и Е. Романтик Православия: О. Андрей Ухтомский, патриарх катакомбной Церкви // Грани. 1998. № 188; Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 243–261; Его же. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999; Мельников Ф. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 516–520; ПСТГУ; ПЭ; Лисичкин В. Крестный путь святителя Луки. Подлинные документы из архивов КГБ. М., 2001. С. 68–105; Зимина Н. Викарии Уфимской епархии 1920-х годов // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 2005. С. 323–348; Журавлев В. Сибирский Церковный Собор 1918 года // Живоносный источник. 2009–2011. № 1–4; Алексеев И. К вопросу о мировоззрении епископа Сухумского Андрея (князя Ухтомского) // Былые годы. 2010. № 1, 3–4; Его же. Надежный «Сотрудник» // http://ruskline.ru/analitika/2009/12/29/nadyozhnyj_sotrudnik/; Зеленогорский М. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 2011. М., 1999. С. 243–261; Его же. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999; Мельников Ф. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 516–520; ПСТГУ; ПЭ; Лисичкин В. Крестный путь святителя Луки. Подлинные документы из архивов КГБ. М., 2001. С. 68–105; Зимина Н. Викарии Уфимской епархии 1920-х годов // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 2005. С. 323–348; Журавлев В. Сибирский Церковный Собор 1918 года // Живоносный источник. 2009–2011. № 1–4; Алексеев И. К вопросу о мировоззрении епископа Сухумского Андрея (князя Ухтомского) // Былые годы. 2010. № 1, 3–4; Его же. Надежный «Сотрудник» // http://ruskline.ru/analitika/2009/12/29/nadyozhnyj_sotrudnik/; Зеленогорский М. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 2011; Свенцицкий В., прот. Собрание сочинений. Т. 4. М., 2016 (им. указ.).