Доклад Отдела о Богослужении, проповедничестве и храме об упорядочении церковного пения

Докладчики: свящ. Л. Е. Иваницкий

и Е. М. Витошинский.

ОТДЕЛ I.

1. Об осмогласии.

1. Осмогласие является основою богослужебного пения Православной Русской Церкви.

2. Все богослужебные песнопения — изменяемые обязательно, а неизменяемые предпочтительно — исполняются осмогласными роспевами.

3. Установившиеся общецерковные роспевы, как то: Большой, Малый и Сокращенный Знаменные, Большой и Сокращенный Киевские и Греческий признаются ценными и потому настоятельно рекомендуются для употребления на церковном клиросе. Те же распевы, которые обезличены различными редакциями, как, например, «Придворный», считаются нежелательными для клироса и подлежащими постепенному упразднению.

4. Отдел считает настоятельно необходимым издание отдельными книгами рекомендуемых в п. 3-м осмогласных распевов, а равно подобных и самогласных в мелодически выправленной редакции всех изменяемых песнопений годового круга богослужений.

Примечание. Редактирование и издание мелодий общецерковных осмогласных роспевов должно быть сделано центральным церковно-певческим органом при Высшем Церковном Управлении. Заботы же о записи, изучении и издании местных роспевов во всем их объеме возлагается на епархиальные церковно-певческие советы при правящем епископе под смотрением центрального певческого органа.

5. Осмогласные напевы могут исполняться за церковными службами как одногласно, так и хором — в двух, трех и более голосных изложениях.

6. Для хорового исполнения осмогласных роспевов Отдел считает наиболее приличествующим такое изложение их, в котором сохраняется неизменяемой основная мелодия роспева, соблюдаются все закона осмогласия и обрисовываются наличные черты национального церковно-песенного искусства.

7. Отдел допускает также обработку существующих церковных напевов и составление последних по законам осмогласия и с более свободным применением музыкально-технических средств.

8. Отдел выражает горячее желание, чтобы песнотворцы и певчие деятели прониклись усердием и отнеслись с полным вниманием к музыкальной обработке и исполнению за церковными службами изменяемых песнопений (стихир, канонов, антифонов, блаженн, тропарей, кондаков, подобных и самогласных), до настоящего времени затеняемых песнопениями неизменяемыми и вообще весьма слабо представляемых на клиросе. Между тем, они, будучи по существу нарочитыми, собственно и непосредственно относятся к данным церковным празднествам и службам.

Не только опущение их в большей части, но и исполнение в певчески необработанном виде и нетщательное ведет к обезличению празднеств и служб. Вместе с тем через изъятие из церковных служб изменяемых песнопений, составляющих главное содержание богослужебных книг, утрачивается для верующих огромная доля многовековой православной церковной поэзии, исчезают дары творческого вдохновения великого сонма святых песнотворцев.

II.

О духовно-музыкальных сочинениях.

9. Духовно-музыкальными сочинениями Отдел считает те церковно-хоровые произведения, в которых песнотворец кладет в основу своей работы не определенную и точную мелодию одного из существующих роспевов, а создает собственную музыку на текст богослужебного песнопения.

10. Отдел разрешает употребление за церковной службой духовно-музыкальных сочинений при условии: а) чтобы они были проникнуты строго молитвенным настроением, не нарушали цельности и логического смысла текста церковных песнопений, а общим характером своих мелодий и музыкальных построений отвечали бы изложенным в п. 6 музыкально-техническим требованиям; б) чтобы в практике клироса им предпочиталась обработка осмогласных и вообще церковных роспевов.

Примечание I. Вопрос о повторениях при церковном пении целых речений, отдельных фраз и слов будет разрешен в пределах, которые будут указаны высшим церковно-певческим органом с изложением мотивировки этого решения.

Примечание II. Все существующие духовно-музыкальные сочинения пересматриваются центральным церковно-певческим органом в целях определения их пригодности или непригодности к церковному употреблению, составляется список произведениям, допускаемым для употребления при богослужении, который печатается для сведения и руководства певческих деятелей и органов наблюдения за состоянием и ведением церковного пения. Такие списки составляются и вновь входящим произведениям и повременно объявляются во всеобщее сведение через помещение их в общецерковном печатном органе и отдельных брошюрах.

11. Отдел совершенно запрещает исполнение в храме концертов, написанных в свободном стиле западной светской музыки в формах, неизвестных до конца XVIII века русскому народному пению. Концертные произведения могут лишь исполняться вне храма, как наглядное пособие к лекциям по истории русского церковного пения и для других просветительных целей.

12. Отдел не запрещает исполнения за церковной службой произведений для одного голоса с сопровождением хора, если они написаны на мелодии церковных роспевов и представляют или древний ипофонный (подпевательный) способ исполнения пения, или являют манеру пения протопсалтов Великой церкви (Софии Константинопольской), допускаемую также при канонаршении, запеваниях головщика и чисто русских «починах» и «захватах» в старо-демественном пении.

13. Отдел совершенно запрещает для церковно-певческих произведений прямые заимствования мелодий и музыкальных оборотов мирской песни.

14. Отдел вменяет в непременную обязанность приходского духовенства, руководителей пения в народной начальной школе и всех церковно-певческих организаций как приходских, так и окружных, всемерно заботиться о развитии и самом широком распространении в народе произведений религиозно-народного творчества, как то: псалмы, канты, колядки, духовные стихи, песнопения Богогласника западно-русских изданий, Алтайской лепты (демественное народное пение). Вопрос об употреблении этого рода песнопений в храме и вне храма в зависимости от местных обычаев предоставляется решению церковно-певческих советов при правящем епископе.

III.

Об общенародном церковном пении.

15. Исполнение песнопений за церковной службой может поручаться как особым хорам, состоящим из певцов-специалистов, так и всем присутствующим в храме молящимся.

16. Признавая общенародное пение за церковной службой могущественным средством привлечения молящихся к действенному участию в совершении богослужения, Отдел настоятельно предлагает епархиальным епископам принять соответственные меры к повсеместному введению в практику общенародного пения за церковными службами.

17. Общее наблюдение и руководство постановкой и развитием общенародного церковного пения в епархии возлагается на епархиальные церковно-певческие советы при правящем епископе.

18. Все дело организации и руководства общенародным церковным пением в приходе возлагается на приходское духовенство и церковно-певческие приходские советы.

19. Отдел считает наиболее целесообразным и отвечающим интересам дела поручать непосредственное руководство общенародным церковным пением в приходе псаломщику, но в зависимости от местных условий руководство общенародным церковным пением в приходе может быть поручаемо и другим членам причта — священникам и диаконам, а также и лицам, специально приглашаемым для этой цели приходом.

20. Для надлежащей подготовки таких псаломщиков-руководителей во всех епархиях на местные средства должны быть открыты соответствующие школы. Организация этих школ и непосредственное руководство их работой возлагается на епархиальные церковно-певческие советы.

21. Для создания подготовленного кадра исполнителей желательна такая постановка преподавания церковного пения в начальной школе, чтобы учащиеся в ней были подготовляемы к участию в общенародном пении за церковными службами.

22. Должно быть восстановлено антифонное исполнение тех богослужебных песнопений, которые по уставу положено петь на два лика, а равно и пение с канонархом.

ОТДЕЛ II.

Организация управления церковно-певческим делом Православной Российской Церкви.

Общие положения.

1. Для управления всем церковно-певческим делом необходимо создание административной системы, которая регулировала бы деятельность и взаимоотношение всех органов, ведающих церковно-певческое дело. Наличность постоянно действующей системы внесет планомерность в работу всех церковно-певческих учреждений как в центре, так и на местах, и сообщить ей закономерность юридических отношений.

2. Для подъема общего уровня церковного пения в стране необходимо значительное усиление музыкального образования.

I.

Организация церковно-певческого управления. Центральный Церковно-Певческий Комитет при Высшем Церковном Управлении. Его состав. Способ избрания его членов. Их права и обязанности.

1. Для научной разработки вопросов церковного пения и для общего руководства деятельностью всех церковно-певческих организаций и учреждений Православной Российской Церкви при Высшем Церковном Управлении учреждается Центральный Церковно-Певческий Комитет, в качестве особого разряда I-го Отделения Патриаршей Палаты Церковного Искусства и Древностей.

2. Центральный Церковно-Певческий Комитет состоит из пяти членов. Его членами могут быть: 1) композиторы, заявившие себя работами в области церковного пения, 2) ученые теоретики и историки церковной музыки, 3) специалисты-практики по организации хоров или основатели хоровых обществ. Желательно, чтобы в составе Комитета были представители каждой из этих специальностей.

3. Центральный Церковно-Певческий Комитет в своем внутреннем управлении является учреждением автономным. Ему принадлежат в этой области следующие права: а) выбора председателя из числа своих членов сроком на три года, б) право законодательной инициативы по всем вопросам, входящим в круг его деятельности, в) составления плана своих работ и г) самостоятельного распоряжения всеми находящимися в его ведении кредитами в пределах надлежаще утвержденной сметы.

4. Члены Комитета избираются сроком на три года с правом переизбрания.

5. Замещение должности членов Комитета производится путем конкурса. Для выработки условий первого конкурса учреждается особая Комиссия, в состав которой входят: а) один член по назначению Святейшего Патриарха, б) три члена от Священного Синода, в) три члена от Высшего Церковного Совета и г) Наблюдательный Совет при Московском Синодальном училище церковного пения в полном составе.

6. На обязанности Комиссии, кроме выработки условий первого конкурса, лежит ведение всего дела по избранию членов Комитета. Из числа лиц, участвовавших в конкурсе, Комиссия избирает достойнейших и представляет их на утверждение Патриарха.

7. Заботы о замещении должности членов Комитета, после образования его первого состава, возлагаются на Комитет. В случае освобождения должности в Комитете его председатель входит к Святейшему Патриарху с представлением о назначении конкурса для замещения открывшейся вакансии. Для оценки кандидатов образуется особая Комиссия в составе: а) одного члена по назначению Святейшего Патриарха, б) двух от Священного Синода, в) двух от Высшего Церковного Совета и г) всех наличных членов Центрального Церковно-Певческого Комитета. Избранный Комиссией кандидат утверждается в должности Святейшим Патриархом.

8. Вопрос о лишении должности члена Комитета может быть возбужден: а) Святейшим Патриархом, б) Священным Синодом, в) Высшим Церковным Советом, г) самим Комитетом и решается особой Комиссией в составе: а) одного лица по назначению Святейшего Патриарха, б) двух от Священного Синода, в) двух от Высшего Церковного Совета и г) всех наличных членов Комитета. Постановления Комиссии утверждаются Святейшим Патриархом. В случае несогласия Патриарха с постановлениями Комиссии дело передается на рассмотрение соединенного заседания Священного Синода и Высшего Церковного Совета для окончательного решения в общем порядке Высшего Церковного Управления.

Примечание. Мотивами удаления членов Комитета с должности могут послужить: а) ясно выраженная нецерковность направления, б) обнаружившаяся неспособность к исполнения своих обязанностей, в) небрежное отношение к делу, г) продолжительная или неизлечимая болезнь.

Круг обязанностей Центрального Церковно-Певческого Комитета.

9. В круг обязанностей Комитета входит: 1) руководство и высшее наблюдение за деятельностью Церковно-Певческих Епархиальных Советов при правящем епископе и разрешение всех спорных вопросов по церковному пению, возникающих в епархиях, 2) высшее заведывание и руководство работой всей состоящих в его ведении певческих и музыкальных училищ, 3) выработка плана общей организации и предметов преподавания во вновь открываемых училищах церковного пения, 4) разработка всех теоретических и практических вопросов, входящих в круг церковного пения, как то: а) установление единства гласовой мелодии в общецерковных осмогласных роспевах, согласно пункту 4-му постановления об осмогласии, б) выработка программ преподавания церковного пения в народной начальной школе всех ведомств, в духовных училищах, духовных семинариях и пастырских школах, в) организация нотоиздательства и книгоиздательства по вопросам церковного пения, г) научное и популярное издательство по церковному пению и истории церковной музыки, д) собирание всех имеющих отношение к пению рукописей и других памятников письменности, образование из них музеев и библиотек, е) научное описание и печатание нотных рукописей, хранящихся в существующих книгохранилищах.

10. Все постановления Комитета, имеющие обязательное значение для всей Русской Церкви, должны получить утверждение Патриарха и только после этого получают законную силу. В случае отказа Патриарха утвердить постановления Комитета дело передается в Священный Синод, или в Высший Церковный Совет, или же в соединенное заседание того и другого по принадлежности.

II.

Организация церковно-певческого дела в епархиях.

1. Епархиальные церковно-певческие собрания и съезды.

1. На епархиальных собраниях образуется особый церковно-певческий отдел, в круг обязанностей которого входит рассмотрение всех вопросов, касающихся организации церковного пения в епархии для представления соответствующих докладов общему заседанию епархиального собрания.

2. В случае нужды для решения специальных вопросов из области церковного пения с благословения епископа Епархиальным Церковно-Певческим Советом могут быть созываемы особые епархиальные церковно-певческие съезды, в которых имеют право участвовать все работники в области церковно-певческого дела в епархии.

3. Постановления епархиального церковно-певческого съезда представляется на утверждение епархиального епископа.

2. Епархиальный Церковно-Певческий Совет при правящем епископе.

4. Для руководства всем церковно-певческим делом в епархии и создания в ней соответствующих органов учреждается Епархиальный Церковно-Певческий Совет при правящем епископе, действующий под его непосредственным руководством.

5. В состав Совета входят: по должности — регент архиерейского хора, по выборам: а) один представитель от преподавателей пения в местных духовно-учебных заведениях и б) избираемые сроком на три года епархиальным собранием, три представителя — два клирика (один из которых в пресвитерском сане) и один мирянин.

Примечание I. Избираемыми могут быть и лица, не состоящие членами епархиального собрания.

Примечание II. Кроме указанных в п. 5-м членов в работах Епархиального Церковно-Певческого Совета по желанию с правом решающего голоса могут принимать участие: а) один представитель от преподавателей пения в местных светских учебных заведениях и б) один представитель от хоровых обществ, имеющих правление в данном городе.

6. Епархиальному Церковно-Певческому Совету принадлежит: 1) право выбора председателя из числа своих членов сроком на три года, 2) право инициативы по всем вопросам, входящим в круг его деятельности, для проведения в жизнь епархии соответствующих мероприятий в установленном законом порядке, 3) составление плана своих работа и распоряжение всеми ассигнуемыми на нужды певческого дела в епархии кредитами в пределах надлежаще утвержденной сметы, 4) наблюдение за общей постановкой преподавания церковного пения в начальной школе, 5) установление типа общецерковного осмогласного роспева, как общеобязательного для всех приходских храмов епархии, согласно п. 3-му постановления об осмогласии, 6) запись, изучение и распространение местных церковных роспевов, 7) заботы о самом широком распространении в народе произведений религиозно-народного творчества (народное демественное пение) и установление, согласно местным обычаям, какие из них могут исполняться в храме и за церковными службами, а какие вне храма (см. п. 14-й определений «О духовно-музыкальных сочинениях»), 8) собирание всех имеющих отношение к пению письменных памятников, образование из них местных музеев и библиотек, описание и издание рукописей и других музыкальных памятников по истории пения в епархии, 9) устройство временных и постоянных регентских и певческих курсов, 10) организация нотные епархиальных библиотек, 11) устройство отдела духовно-музыкальных произведений и склада музыкальных инструментов при епархиальной книжной лавке, 12) помощь местным кустарям, производящим музыкальные инструменты, 13) устройство певческих праздников и съездов народных хоров в губернском и уездных городах, селах и деревнях и 14) руководство певческим делом в приходах.

7. Все постановления Епархиального Церковно-Певческого Совета получают законную силу после их утверждения правящим епископом.

8. Источники для покрытия расходов по содержанию членов Епархиального Церковно-Певческого Совета при правящем епископе, его канцелярии и служащих в ней определяются епархиальным собранием духовенства и мирян.

3. Организация церковно-певческого дела в приходах.

9. В приходах, где в силу условий не может быть образован особый певческий совет, заботы о проведении в жизнь постановлений Центрального Церковно-Певческого Комитета и Епархиального Церковно-Певческого Совета возлагаются на приходские советы. В круг их обязанностей входит: 1) организация в приходском храме хорового пения за церковными службами, 2) наблюдение за надлежащей постановкой преподавания церковного пения в начальных школах прихода.

10. В тех приходах, где местные условия представляют возможность, образуются особые приходские певческие советы, действующие в согласии с церковно-приходскими собраниями.

11. В состав приходского певческого совета входят: а) по должности — все члены приходского причта, церковный староста и регент приходского хора, б) по выборам — три представителя от мирян (в том числе один представитель от земства). Члены по выборам избираются приходским собранием сроком на три года.

12. Кроме обязанностей, указанных в п. 9 настоящих правил, на особые приходские певческие советы возлагаются: 1) заботы о широком распространении в народе произведений религиозно-народного творчества, 2) оживление и восстановление в народном быту национально-певческого искусства, 3) запись всех существующих в приходе произведений музыкального творчества, 4) устройство певческих приходских праздников и съездов народных хоров прихода, 5) содействие всем мероприятиям Епархиального Церковно-Певческого Совета.

13. Приходскому певческому совету принадлежит право: 1) выбора председателя из числа своих членов сроком на три года, 2) самостоятельного распоряжения всеми ассигнуемыми на церковно-певческое дело прихода суммами в пределах надлежаще утвержденной сметы, 3) составления плана своей работы, 4) приглашения лиц для руководства певческим делом в приходе и увольнение их.

14. Во внутреннем своем управлении приходский певческий совет руководствуется теми постановлениями, которые будут выработаны Епархиальным Церковно-Певческим Советом. В отношении административном он подчиняется общим нормам епархиального управления.

15. Все руководители церковно-певческого дела при совершении богослужения должны безусловно подчиняться церковному уставу. Наблюдение за исполнением церковного устава принадлежит настоятелю или, в случае его отсутствия, совершающему службу священнику, все распоряжения которого, основанные на требованиях устава, должны быть беспрекословно исполняемы как псаломщиками, так и регентами и вообще всеми руководителями церковно-певческого дела.

III.

Меры к подъему общего уровня музыкально-певческого образования страны.

1. Для подъема общего уровня музыкально-певческого образования в стране, без чего невозможна и лучшая постановка церковно-певческого дела, желательно создание целой сети музыкально-певческих училищ — средних и низших — в разных епархиях и в первую очередь церковно-певческих училищ для надлежащей подготовки к своему делу псаломщиков.

2. В духовных академиях должна быть введена кафедра церковного пения для изучения истории и археологии пения христианской Церкви.

3. В духовных семинариях, пастырских школах и духовных училищах должно быть увеличено количество уроков как для классного преподавания пения, так и для общехоровых спевок, а само преподавание этого предмета должно вестись в том направлении, чтобы учащиеся твердо усваивали мелодии общецерковных осмогласных роспевов на круг песнопений всего года и изучали бы напевы местные. Кроме того, учащимися должны быть приобретены практические навыки как по преподаванию пения, так и по организации хора и управлению им.

4. Кроме теоретических познаний, учащиеся должны приобрести в этих школах следующие практические навыки: а) общее знакомство с методикой преподавания пения в начальной школе, б) уменье организовать однородный и смешанный хор, в) управление хором.

5. В духовных училищах должно быть обращено главное внимание на изучение квадратной и круглой нотации, на обучение пению по нотам, на твердое усвоение общецерковных осмогласных роспевов в одноголосном и гармоническом изложении на круг песнопений всего года. Практические навыки: а) участие в общем пении, б) элементарные понятия об управлении хором.

Замещающий председателя Епископ Черниговский Пахомий.

Докладчик Е. М. Витошинский.

Делопроизводитель Николай Кедров.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 35. Л. 353–358. Типографский оттиск.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 222–227. Типографский оттиск.