Протокол № 42

23 марта (5 апреля) 1918 г.

3-е соединенное собрание Отделов: V-го о благоустроении прихода и XVII-го о правовом и имущественном положении православного духовенства.

Собрание состоялось в комнате № 8 в 5 часов вечера под председательством преосвященного Андроника, епископа Пермского и Кунгурского, в присутствии 33 членов Отделов, список коих с их собственноручными подписями при сем прилагается.

I.

СЛУШАЛИ и утвердили протокол второго соединенного собрания 19 марта (1 апреля) 1918 года.

II.

Продолжали обсуждение выработанного XVII Отделом проекта о материальном обеспечении православного духовенства путем приходского самообложения.

А.

При обсуждении статьи 17-ой прот[оиерей] И. В. Знаменский предложил после слова «причтов» вставить слово «бесприходных». Поправка, предложенная прот[оиереем] И. В. Знаменским, принимается.

ПОСТАНОВЛЕНО: принять ст. 17 вышеозначенного проекта в следующем изложении: «17. Причты бесприходных церквей женских монастырей, тюремных и домовых содержатся на средства, получаемые от подлежащих начальств и учреждений.

Примечание: Для получения прав на пенсию согласно данного положения, священнослужители указанных в 17[-й] ст. церквей, как и церквей кладбищенских, делают установленные означенным положением отчисления».

Б.

При обсуждении статьи 18, С. З. Осипов предлагает установить в этой статье, что если взаимного соглашения между причтом и прихожанами не последует, то разрешение вопроса о размере добровольных приношений переносится в другую, высшую инстанцию. После разъяснений преосвященного председателя, что статья 18 устанавливает, что в этом случае размер приношений определяется приходским собранием и такое определение уже будет обязательно для причта и прихожан, С. З. Осипов снимает свое предложение. В. Г. Добронравов предлагает окончить статью словами: «добровольные приношения», остальные же слова из этой статьи выпустить. Но П. И. Писарев и Ф. Г. Зибарев настаивают на удержание слов, что «соглашение может быть определено и на приходских собраниях». Священник С. А. Сабинин предлагает из обсуждаемой статьи исключить слова «по взаимному соглашению», заменив их словами: «по норме, установленной в данной местности временем и обычаем». О. Сабинин при этом указал, что на практике «добровольное соглашение» есть ничто иное, как торг. Цель же установления определенного содержания духовенству не только та, чтобы обеспечить его, но и особенно, чтобы облагородить отношение между клиром и прихожанами. В Америке не боятся слова «такса», и там она введена за требоисправления. «Добровольное соглашение» — эта такая моральная тягота, от которой давно пора избавиться духовенству. А. В. Васильев предлагает заменить слово «приношение» другим словом: «вознаграждение» или «плата». Преосвященный председатель напоминает, что соединенное собрание на прошлом собрании предполагало ст. 18 поместить после 2 статьи. Произведенным голосованием ст. 18 принимается в редакции XVII-го Отдела.

ПОСТАНОВЛЕНО: принять ст. 18 проекта, поместив ее после 2 статьи, в следующей редакции Отдела: «За не перечисленные в ст. 2-й данного положения требоисправления причты получают от прихожан добровольные приношения, по взаимному соглашению. Таковое соглашение может быть определяемо и на приходских собраниях. По изменяющимся условиям жизни расписание размеров таких приношений может быть пересматриваемо на приходских собраниях».

В.

СЛУШАЛИ и ПРИНЯЛИ без прений статьи проекта 19–23 в следующем изложении Отдела:

«19. Все местные средства содержания приходского духовенства, как-то: кружечные доходы, проценты с причтовых капиталов, доходы с оброчных статей, земля, а также и обычные в некоторых местностях при требоисправлениях приношения в пользу всего причта хлебом или иными продуктами, делятся при всяком состав причта между священником, диаконом и псаломщиком в пропорции 6 : 4 : 3 части.

Примечание. Доброхотные даяния за особые труды отдельных членов причта, каждого по его званию, совершенные вне храма, составляют личное вознаграждение получившего и разделу не подлежат.

20. В таких же долях и на тех же основаниях делятся доходы между членами причтов церквей тюремных, домовых, кладбищенских и при женских монастырях.

21. При всех соборных причтах доходы делятся в частях: протоиерею 8 частей, ключарю 7 частей, священникам и протодиакону по 6 частей, диаконам по 4 части, иподиаконам по 3½ части и псаломщикам по 3 части.

Примечание. Действие настоящих правил не простирается: а) на проценты с таких капиталов или на доходы с таких имуществ, которые предназначены жертвователями на содержание только определенных членов причта, например, сверхштатных диаконов; б) на такие случаи, когда раздел между членами причта процентов со внесенного капитала или доходов с пожертвованного имущества определен самим жертвователем, и в) вообще на доходы и имущества со специальным назначением.

22. По церковным канонам (VII Всел[енского Собора] 12 пр[авило]) не подлежащая отчуждению церковно-причтовая земля, составляющая важнейший источник обеспечения духовенства и других приходских нужд, остается собственностью Церкви в лице приходского храма и в пользовании причта.

23. В приходах с земледельческим населением р<уж>ный сбор, где он существует, сверх денежного вознаграждения, производят или сами члены причта, или по соглашению с прихожанами, особо уполномоченные от прихода лица, которые собранное передают причту в раздел».

Г.

При обсуждении ст. 24, [протоиерей] В. И. Синцов предлагает сделать к ней следующее дополнение: «Заштатным священно-церковнослужителям, имеющим собственные дома на церковной земле, предоставляется право проживать в таковых по день своей смерти, и после их смерти таковое же право предоставляется и их вдовам и сиротам-детям, если на то последует согласие наличных членов причта». А. В. Васильев предлагает добавить в дополнении, внесенном о. Синцовым, слова: «с согласия приходского совета». В. Г. Рубцов указывает, что в поправке о. Синцова не определен возраст детей. Протоиерей В. И. Синцов, отвечая В. Г. Рубцову, предлагает в своем дополнении перед словом «детям» прибавить «малолетним». Преосвященный председатель, В. Г. Рубцов и В. Г. Добронравов указывают, что если будет принято без известных ограничений дополнение, предложенное о. Синцовым, это может повести к злоупотреблениям. Прот[оиерей] И. А. Ильин предлагает установить, чтобы после смерти священно-церковнослужителя, имевшего свой собственный дом на церковной усадьбе, вдове его и детям предоставлялось право жить в этом доме на тех же основаниях, на каких они пользуются пенсией, т. е. вдове до получения какой-нибудь должности в другом месте, выхода в замужество и смерти, сыновьям до совершеннолетия и окончания курса учения, а дочери до выхода в замужество или получения должности в другой местности, после чего дом должен быть уступлен приходу или преемнику за цену по взаимному соглашению или решению благочиннического совета. А. В. Васильев предлагает сказать, что «за перешедшие в распоряжение прихода постройки вознаграждение определяется порядком, указанным в ст. 27 положения о приходе». Преосвященный Иоанникий, епископ Олонецкий, высказывается за установление, чтобы все дома, построенные на церковно-приходской дворичной земле, были церковно-приходскою собственностью, и чтобы дома выходящих за штат священно-церковнослужителей помещались не на этой церковно-приходской усадебной земле. Преосвященным председателем в соответствии с ходом прений было предложено формулировать дополнение, внесенное о. Синцовым, так: «Заштатным священно-церковнослужителям, имеющим собственные дома на церковной земле, предоставляется право проживать в таковых по день смерти. После же их смерти таковое же право предоставляется для личного жительства и их неустроенным вдовам и детям до их совершеннолетия, если на то последует согласие причта и приходского совета. По устроении же вдов и детей с домами их поступают на основании 27[-й] ст. устава православных приходов». Свящ[енник] С. А. Сабинин предлагает в формулированном преосвященным председателем дополнении не говорить о праве заштатных священно-церковнослужителей, а иметь в виду лишь семьи их. Свящ[енник] С. В. Нежинцев предлагает в дополнении прибавить: «если на то не имеется особых письменных договоров». По окончании обсуждения ст. 24 и дополнения к ней, преосвященный председатель ставит на голосование вопрос: принимать или не принимать вообще дополнения к статье 24? Голосование разделило собрание на две равные части: 9 голосов высказалось за и 9 голосов против внесения дополнения в какой бы то ни было редакции; так как голос преосвященного председателя был за положительное решение вопроса, то предложение положено было считать принятым. Затем, ввиду того, что прот[оиерей] В. И. Синцов снимает с голосования свою формулу в пользу предложенной преосвященным Андроником, ставится на голосование и принимается большинством голосов формула дополнения преосвященного председателя. Означенное дополнение положено было считать в проекте особой статьей.

Справка. В ст. 27 устава о правосл[авном] прих[оде] указано, что «в епархиях, где нет церковных домов, приходы могут входить в соглашение с членами клира, оставляющими приходы за перемещением, относительно приобретения принадлежащих им домов, построенн<ых> на церковной земле.

ПОСТАНОВЛЕНО: а) Принять ст. 24 согласно с формулировкой 27 статьи принятого Священным Собором Устава о православном приходе в следующем виде: «В целях лучшего благоустроения своего приходы обязаны озаботиться обеспечением причта в селах домами и в городах домами или квартирами со службами при них, а в сельских приходах — и с усадьбами при них».

б) Принять после 24 статьи  еще следующую дополнительную статью, обозначив ее цифрой 25: «Заштатным священно-церковнослужителям, имеющим собственные дома на церковной земле, предоставляется право проживать в таковых по день смерти. После же их смерти таковое же право предоставляется для личного жительства и их неустроенным вдовам и детям до их совершеннолетия, если на то последует согласие причта и приходского совета. По устроении же вдовы и детей с домами их поступают на основании 27 статьи Устава о православном приходе».

Д.

При обсуждении статьи 25-ой, В. Г. Рубцов предлагает прибавить к ней положение о привлечении к живой просветительной деятельности в приходе диаконов и псаломщиков. А. А. Востоков также высказался за возможное привлечение к преподаванию Закона Божия всех к тому способных в приходе лиц. Прот[оиерей] И. В. Знаменский высказывается против ограничения права членов причта преподавать Закон Божий только 12-ю уроками, так как в сельских приходах может случиться, что другому некому еще будет преподавать Закон Божий. Против ограничения 12[-ю] уроками высказываются также священник о. Ратьковский и священник С. В. Нежинцев. А. В. Васильев высказывается за предоставление членам клира права преподавания в учебных заведениях Закона Божия, если оно не поглощает всего времени у причта и если оно не превращается в профессиональное занятие, что вредит и делу самого преподавания. Прот[оиерей] К. И. Зайц высказывается за то, что если причт будет достаточно материально обеспечен содержанием, нужно совершенно запретить членам причта преподавание Закона Божия в учебных заведениях, кроме своих церковно-приходских школ. Священник С. А. Сабинин предлагает после слов 25[-й] ст. «в учебных заведениях высшего типа» прибавить: «вне прихода». С. З. Осипов, указав, что беда не в том, что священники занимаются преподаванием Закона Божия, а в том, что они имеют другие посторонние занятия, например, в кооперативах, предлагает запретить эти занятия. Преосвященный председатель разъясняет С. 3. Осипову, что это подлежит обсуждению в Отделе о церковной дисциплине. В. Г. Рубцов говорит, что прихожане имеют законное право, обеспечив свой причт, требовать от членов причта, чтобы приход ими не забрасывался и чтобы они за посторонним заработком не гонялись. Федоренко и А. А. Востоков высказываются за ограничение членов причта определенным количеством уроков. По обсуждении 25 статьи, означенная статья большинством голосов принимается в редакции XVIIго Отдела.

ПОСТАНОВЛЕНО: принять 25 статью проекта, обозначив ее цифрой 26, в следующем изложении Отдела: «При указанных условиях содержания духовенства, в целях лучшей постановки пастырского дела в приходе, члены причтов, разделяя между собою преподавание Закона Божия в начальных училищах прихода, не могут иметь свыше 12 учебных часов в неделю в учебных заведениях высшего типа, а также и свыше этого числа часов побочных занятий, кроме пастырско-приходского дела».

III.

СЛУШАЛИ: составленные преосвященным Андроником тезисы к законодательному предположению о материальном обеспечении православного духовенства путем приходского самообложения. Предварительно преосвященным председателем было выяснено, что по определению Соборного Совета на обсуждение Священного Собора должны вноситься не подробности законопроекта, а лишь его основные тезисы; статьи же законопроекта присоединяются к ним в виде приложения. По заслушании семи оглашенных преосвященным председателем тезисов, священник С. А. Сабинин предложил дополнять 2-й тезис указанием на остающиеся в силе иные, кроме самообложения, источники содержания. Соглашаясь с мнением о. Сабинина, преосвященный председатель предлагает это дополнение ко 2[-му] положению формулировать следующим образом: «Остаются в силе существующие по местным условиям и прочие источники содержания духовенства: церковно-причтовая земля, ружный сбор, причтовые капиталы арендные статьи и проч[ее]». Означенное дополнение к 2[-му] тезису, а равно как и самые тезисы в изложении преосвященного председателя принимаются.

ПОСТАНОВИЛИ: Принять вышеуказанные тезисы в следующем чтении:

«Законодательное предположение с материальном обеспечении православного духовенства путем приходского самообложения.

ТЕЗИСЫ:

1. Существующий способ обеспечения православного духовенства необходимо заменить более упорядоченным — назначением определенного ежегодного вознаграждения.

2. Означенное вознаграждение должно поступать от прихода путем самообложения. Остаются в силе существующие по местным условиям и прежние источники содержания духовенства: церковно-причтовая земля, ружный сбор, причтовые капиталы, арендные статьи и проч[ее].

3. На содержание причтов бесприходных соборов или приходов несостоятельных и миссионерских источники средств изыскивает епархия, доколе не будет учреждена центральная церковная казна.

4. Из означенных источников получают ежегодное денежное содержание: штатный протоиерей не менее 1600 р. (другая половина соединенного собрания предположила: не менее 2400 руб.), ключарь кафедрального собора — 1400 руб. (2100 [р.]), священник и протодиакон — по 1200 руб. (1800 р.), диакон — 800 руб. (1200 руб.), иподиакон 700 руб. (1050 р.) и псаломщик — 600 руб. (900 руб.).

5. За означенное ежегодное вознаграждение причты совершают для прихожан все богослужения и требоисправления, имеющие непременный характер для всякого православного христианина.

6. За совершение богослужений и требоисправлений по личному усердию прихожан причты получают добровольное вознаграждение от них.

7. На случай инвалидности из соответственных 5%-тных отчислений учреждается пенсионная касса духовенства при Высшем Церковном Управлении.

Развитие означенных основных положений дается в прилагаемом подробном законодательном предположении о материальном обеспечении православного духовенства».

IV.

СЛУШАЛИ: cоставленный преосвященным председателем препроводительный к рассмотренному законопроекту доклад Священному. Собору.

ПОСТАНОВИЛИ: принять означенный препроводительный к законопроекту доклад в следующем изложении преосвященного Андроника:

«Священному Собору Православной Российской Церкви

 Отдела XVII о правовом и

имущественном положении

православного духовенства

доклад “о материальном обеспечении православного духовенства”.

От 3 декабря 1917 года Отделом внесен был на Собор доклад об обеспечении православного духовенства из средств Государственного казначейства. Но по силе только что объявленного 22 января 1918 года декрета народных комиссаров о свободе совести в церковных и религиозных обществах, “все церковные и религиозные общества не пользуются никакими субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений” (п. 10 декрета). Посему вопрос об обеспечении духовенства из средств Госуда<рс>твенного казначейства сам собою отпадает. Необходимо изыскивать средства на данный предмет из иных источников. Отдел и имеет долг представить при сем выработанный им законопроект об обеспечении православного духовенства путем приходского самообложения с кратким изложением сущности его содержания в особых прилагаемых тезисах. Означенный законопроект был заслушан и, по исправлении, одобрен в трех соединенных собраниях Отдела о правовом и имущественном положении православного духовенства и Отдела о благоустроении православного прихода».

V.

По предложению преосвященного председателя ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ по вопросу о выборе докладчика рассмотренного законопроекта об обеспечении православного духовенство путем самообл<о>жения.

ПОСТАНОВИЛИ единогласно: просить принять на себя обязанности докладчика вышеозначенного законопроекта преосвященного Андроника, на что преосвященный владыка выразил свое согласие.

Заседание закрыто в 8 часов вечера.

Председатель Отдела Епископ Андроник

Скрепил: делопроизводитель Михаил Павлов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 439. Л. 55–61. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Нумерация протокола рукописная.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 272. Л. 26–32. Машинопись. Копия. Подпись делопроизводителя М. Я. Павлова — автограф. Без указания номера протокола. На первом листе в правом верхнем углу помета: «Копия».