Проект постановления о наградах священно- и церковнослужителям, о богослужебных отличиях и первенстве при священнослужении

I. Награждение священнослужителей церковно-иерархическими чинами и богослужебными отличиями признается впредь безусловно недопустимым.

II. Церковно-иерархические чины и богослужебные отличия д[олжны] б[ыть] принадлежностью определенных церковных должн[остей]. В частности:

1) титул митрополита должен принадлежать только первенствующему иерарху округа, коему дается в порядке статьи X положения о церковных округах. Митрополит носит белый клобук и крест на митре;

2) титул архиепископа должен принадлежать иерархам древних, особо выдающихся кафедр. Архиепископ носит крест на черном клобуке.

3) (?)[1]

4) Титул протопресвитера принадлежит только первоирею московского большого Успенского собора, протопресвитеру носить митру, крест с камнями и первенствует пред всеми пресвитерами.

5) Сан архимандрита должен принадлежать только настоятелям ставропигиальных и первоклассных монастырей, наместникам лавр, патриаршему ризничему, настоятелям второклассных и некоторых других особо выдающихся и древних монастырей и начальникам отдельных церковных учреждений (напр[имер], начальникам дух[овно] учеб[ных] заведений).

Архимандрит носит наперсный крест с камнями, митру и палицу, и, кроме того, архимандрит-настоятель в своем монастыре и архимандрит-начальник в церквах, подведомых ему учреждений – посох.

Примеч[ание] 1. В тех обителях, где настоятелем от древности усвоены другие привилегии (напр[имер], посох с ужом, осенение свечами и проч.) означенные привилегии сохр[аняются] и впредь.

Примеч[ание] 2. В случае оставления архимандритом одной из указанных в настоящей статье должностей (за исключением удаления на покой), сохраняя сан архимандрита, он теряет право на ношение митры.

6. Сан игумена должен принадлежать только настоятелям всех остальных монастырей, кроме указанных в предшествующей статье. Игумен носит черную камилавку без креста, крест нынешнего синодального образца, палицу и в своем монастыре посох.

7. Сан протоиерея должен принадлежать только настоятелям кафедральных, городских и других соборных церквей и начальникам отдельных церковных учреждений. Настоятели кафедральных епархиальных и некоторых других особо выдающихся и древних соборных храмов чести ради этих храмов носят палицу, митру и крест с камнями, но в случае оставления ими настоятельства в означенных храмах, за исключением выхода в заштат, они теряют право на ношение митры и креста с камнями.

Все остальные протоиереи носят фиолетовую камилавку, и крест нынешнего синодального образца, и палицу.

Примечание. Игуменские и протоиерейские кресты должны быть с (?) текстами 12 стиха, 4 гл. 2 посл. к Тимофею на обороте и без инициалов императора Павла I и даты установления.

8. Сан игумении должен принадлежать всем настоятельницам монастырей. Настоятельницы первоклассных и второклассных и некоторых особо выдающихся и древних монастырей, ради чести сих монастырей носят наперсный крест с камнями. Настоятельницы остальных женских обителей носят наперсный крест нынешнего синодального образца.

9. Все священники носят набедренник, фиолетовую камилавку и наперсный крест нынешнего священнического образца (без инициалов императора Николая II и дат установления).

10. Все иеромонахи носят набедренник, клобук и наперсный священнический крест. Чередной иеромонах и монах предстоятельствующий при соборном служении носят камилавку без креста.

11. Сан архидиакона должен принадлежать только перводиакону Патриаршего большого Успенского собора, перводиаконам лавры и некоторых важнейших обителей. Архидьяконы носят широкий двойной орарь и фиолетовую камилавку.

12. Сан протодиакона должен принадлежать только перводиаконам кафедральных и некоторых других особо выдающихся и древних соборных храмов. Протодиаконы носят фиолетовую камилавку и двойной орарь.

Примечание 1. В случае оставления архидьяконом или протодьяконом указанных в пп. 11 и 12 должностей, за исключением выхода за штат, они теряют право на ношение двойного ораря.

Примечание 2. Там, где в силу древнего обычая (напр[имер], в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре) все дьяконы носят двойной орарь, это преимущество сохраняется впредь.

13. Все дьяконы и протодьяконы носят фиолетовую камилавку, которую употребляют за богослужением применительно к тому порядку, какой соблюдается в монастырях иеродьяконами.

14. Все штатные псаломщики удостаиваются посвящения в стихарь. Носят во время богослужения (и в храме) фиолетовую скуфью применительно к тому порядку, какой наблюдается в монастырях монашествующими.

Примечание. Правом ношения во время богослужения скуфьи низшие клирики пользуются только при условии облачения в стихарь или ношения во время богослужения одежды духовного образца.

15. Черную скуфью во время совершения богослужения вне храма носят все облекающиеся в стихарь или носящие одежду духовного образца.

IV. Если по тем или иным соображениям будет признано необходимым сохранить для добре труждающихся награды, в качестве таковых могут быть указаны следующие и в следующей последовательности:

1) благословение епархиального епископа;

2) благословение епархиального епископа с выдачей грамоты;

3) благословение иконой от епархиального епископа;

4) благословение митрополита области;

5) благословение митрополита области с выдачею грамоты;

6) благословение иконой от митрополита области;

7) благословение Свят[ейшего] Патриарха;

8) благословение Свят[ейшего] Патриарха с выдачею грамоты;

9) благословение с Библией от Св[ятейшего] Патриарха;

10) благословение иконой от Св[ятейшего] Патриарха;

11) Особого образца крестом, а для епископов палицей; выданными от Свят[ейшего] Патриарха.

III. С прекращением награждений священнослужителей церковно-иерархическими чинами и богослужебными отличиями первенство лишь пресвитерского сана за богослужением соблюдается в следующем порядке:

1) протопресвитер б[ольшого] Успенского собора;

2) архимандриты – настоятели ставропигиальных монастырей;

3) архимандриты – настоятели первоклассных монастырей;

4) архимандриты – наместники лавр и патриарший ризничий;

5) кафедральные протоиереи;

6) архимандриты – настоятели второклассных монастырей и начальники отдельных управлений;

7) архимандриты – настоятели всех остальных монастырей;

8) все остальные митрофорные протоиереи и архимандриты;

9) архимандриты не митрофорные;

10) игумены – настоятели монастырей;

11) протоиереи – настоятели соборов;

12) все остальные протоиереи и игумены;

13) священники и иеромонахи.

В пределах каждой группы первенство определяется не наградами и образованием, а для групп 2-4, 6-7 и 10 первенством монастырей, для групп 5 и 11 – старшинством пребывания в данной должности, для групп 8, 10 и 12 со старшинством возведения в данную степень и для группы 14-13 – старшинством посвящения.

Члены Высшего Церковного Совета – пресвитеры первенствуют пред равными по степени лицами пресвитерского сана.

Члены Церковных Епархиальных Советов – пресвитеры в своей епархии первенствуют пред равными в степени лицами пресвитерского сана.

Духовник, (?) и благочинный в своем благочинии первенствуют пред равными им по степени лицами пресвитерского сана, причем благочинный при равенстве степени уступает первенство духовнику.

Настоятель монастыря в своем монастыре и настоятель прихода в своем храме первенствует пред равными по степени лицами пресвитерского сана.

26 авг[уста] 1918

Иеромонах Афанасий

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 325-327 об. Рукопись. Подлинник. Подпись присутствует.

[Доклад о наградах протоиерея Суворова]

Имея ввиду высказанные в Отделе мнения о наградах священнослужителей, мне кажется, возможно прийти к таким положениям:

1) Награждение священнослужителей церковно-иерархическими чинами и богослужебными отличиями впредь должно быть прекращеными.

2) Набедренник, скуфья и камилавка, наперсный крест, палица, митра – отсель должны считаться необходимою принадлежностью церковного служения. В частности: набедренник, камилавка и наперсный крест – дается каждому священнику при его возведении в этот сан, палица и митра принадлежит епископскому сану. Наперсные кресты должны быть без инициалов Павла I, с надписью на обороте слов из послания ап. Павла к Тимофею

3) Фиолетовая скуфья должна считаться принадлежность диаконского сана.

4) Сан протоиерея должен быть тоже исключен из наград и должен быть принадлежностью настоятелей кафедральных и всех городских соборных церквей (титул протопресвитера – первоиерея московского Успенского собора)

5) Сан архидиакона принадлежит перводиакону патриаршего собора, сан же протодиакона – перводиаконам кафедральных соборов, и они возлагают при служении двойной орарь.

Тем более в духовенстве монашествующем не может быть каких-либо служебных наград и тут также чины и отличия должны быть принадлежностью тех или других церковных служений. Поэтому:

1) Титул митрополита принадлежит только первенствующему иерарху округа и ему же принадлежит ношение белого клобука и креста на митре.

2) Титул архиепископа принадлежит епископам древних и особо выдающихся кафедр. Крест на черном клобуке – его же принадлежность.

3) Сан архимандрита должен принадлежать настоятелям ставропигиальных и первоклассных монастырей, наместникам лавр и начальникам духовно-учебных заведений.

4) Сан игумена принадлежит настоятелям всех остальных монастырей.

5) Головным покровом как архимандрита так и игумена ставить черную камилавку без креста. Наперсный крест – для всех иноков священного сана одинаково со священническими крестами.

6) Каждому иеромонаху как священнику дается набедренник, наперсный крест и клобук.

7) Низшие клирики и все облекающиеся в стихарь вне храма во время богослужения имеют право носить черную скуфью.

Что же касается тех случаев, когда епископ или Патриарха пожелают каким-либо видимым знаком объявить свое внимание и благодарность для выдающихся делателей на церковной ниве, то не возбраняется награждать таковых священников иконами от епископа, митрополита и Патриарха, а также грамотами от них с их благословением.

Прот[оирей] Суворов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 328-328 об. Рукопись. Подлинник. Подписи присутствуют.


[1] Третий пункт практически полностью зачеркнут.