Протокол № 26

30 июля (12 августа) 1918 года

Заседание состоялось в Епархиальном доме, в комнате № 5, в 6 часов вечера, под председательством высокопреосвященного Иоасафа, архиепископа Коломенского.

В заседание прибыли 10 членов Собора, расписавшихся на прилагаемом при сем листе.

По открытии заседания был оглашен и принят протокол предшествующего заседания.

Засим были оглашены:

1) Составленный прот[оиереем] Миртовым проект доклада Священному Собору по вопросу о постах.

Постановлено: доклад принять и внести в Соборный Совет для дальнейшего направления.

2) Переданное из Соборной канцелярии от 23 мая (5 июня) с[его] г[ода] за № 2813 заявление священника В. Богородского о необходимости подвергнуть обсуждению вопрос о старшинстве и наградах священнослужителей.

Постановлено: просить члена Отдела прот[оиерея] Суворова составить и прочитать в Отделе доклад по этому вопросу, на что присутствующий в заседании о. прот[оиерей] Суворов изъявляет свое согласие.

3) Выписка из определения Соборного Совета, от 18-31 июля с[его] г[ода] № 104, ст. 5, с препровождением переданного митрополитом Петроградским прошения псаломщика Екатерининской Екатерингофской церкви А. Морозова о необходимости предать соборному осуждению автора драмы «Царь Иудейский» великого князя Константина Константиновича.

Постановлено: принять к сведению и иметь в виду для рассмотрения в будущем.

4) Выписка из протокола Священного Собора, от 21 июля (3 августа) с[его] г[ода] за № 138 о передаче в Отдел о церковной дисциплине для дополнительного обсуждения доклада редакционного Отдела по предначертанию Собора о привлечении женщин к деятельному участию в разных поприщах церковного служения, с изложением этого предначертания в двух редакциях.

Постановлено: ввиду того, что Священным Собором принято то положение, что женщинам не может быть предоставлено право участия в судебно-административных церковных учреждениях, например в епархиальном совете, и так как благочиннический совет, в котором могут рассматриваться дела о проступках членов клира, несомненно, является учреждением судебно-административного характера, признать, что женщины не могут быть допущены в число членов благочиннических советов, о чем и сообщить в Соборный Совет с прибавлением, что Отдел о церковной дисциплине признает возможным принять вторую из предложенных редакционным Отделом редакцию постановления по указанному вопросу, именно следующего содержания:

Постановление

Священного Собора Православной Российской Церкви о привлечении женщин к деятельному участию в разных поприщах церковного служения

Признавая полезным привлечение женщин к деятельному участию на всех соответствующих их призванию поприщах церковного служения, Священный Собор Православной Российской Церкви определяет:

I. Сверх предоставленного Священным Собором права женщинам участвовать в приходских собраниях и приходских советах и занимать должности церковных старост, предоставить им также:

а) право участия в благочиннических и епархиальных собраниях и

б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением благочиннического и епархиального советов и учреждений судебных и административных и

II. В исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика, со всеми правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир.

5) Выписка из протокола Священного Собора от 11-24 июля с[его] г[ода] № 133, с постановлением о передаче на рассмотрение Отдела вопроса о праве входа женщин в алтарь.

Постановлено: принять к сведению.

Засим собрание выслушало доклад проф[ессора] И. М. Громогласова по вопросу о праве женщин входить в алтарь (доклад этот при сем прилагается).

Высокопреосвященный председатель по поводу доклада замечает, что в докладе проф[ессора] Громогласова не затронут вопрос о разрешении входить в алтарь девочкам, учащимся в учебных заведениях, между тем Собором поручено Отделу войти в обсуждение и этого вопроса. И действительно, вопрос этот имеет жизненное значение, так как при богослужениях в домовых церквах при женских учебных заведениях весьма было бы желательно, чтобы ученицы прислуживали в алтаре. Возбуждая на Соборе этот вопрос, прот[оиерей] Аггеев ссылался, между прочим, на мнение покойного митрополита Петербургского Антония, который считал возможным допущение учениц в алтарь для прислуживания во время богослужения.

Проф[ессор] И. М. Громогласов объясняет, что по этому вопросу в его докладе действительно не имеется канонических справок, да и вообще было бы бесполезно искать такие справки; по этому вопросу нет прямых указаний в канонах, и его надо решать самим применительно к общему направлению церковного законодательства в данной области.

Прот[оиерей] Суворов указывает, что при решении вопроса о праве женщин входить в алтарь, следует остановиться на таких нормах: «следовало бы предоставить право входа в алтарь женщинам, достигшим 40-летнего возраста, которые по засвидетельствованию прихода отличаются религиозною настроенностью, любовью ко храму Божию и безукоризненною нравственностью. Таким женщинам по избранию прихода и с согласия приходского священника, и, может быть, благочинного, и с разрешения епархиального преосвященного могло бы быть предоставлено право входить в алтарь. Такое правило показало бы, что алтарь – место святое, доступное не всем, а лишь избранным. А разрешить женщинам вход в алтарь в настоящее время не только желательно, но прямо-таки необходимо. При той холодности к вере, которая наблюдается теперь, очень трудно достигнуть необходимой чистоты в храме, если наблюдать за чистотою храма будут одни мужчины-сторожа. В моем приходе одна женщина несколько лет совершенно бесплатно исполняет обязанности церковного старосты, она за каждой службой бывает в храме, и приход, видя ее набожность и горячую любовь к храму Божию, возбуждает ходатайство о разрешении ей входить в алтарь. Что касается малюток, то практически это у нас давно уже осуществляется, так, например, перед Пасхою полы в алтаре моют малютки – ученицы церковно-приходской школы».

Прот[оиерей] Т. П. Теодорович замечает, что не следует делать обязательным этот возраст (40 лет). Отдел признал возможным разрешить в исключительных случаях ранее 40-летнего возраста даже посвящение в сан диаконисс, тем более в вопросе о разрешении входить в алтарь – необходимо указать на возможность давать такое разрешение и ранее сорокалетнего возраста – в особых исключительных случаях, когда, может быть, недостает всего 2-3 года.

Проф[ессор] Громогласов предлагает установить норму в 40 лет, а затем присоединить, что в исключительных случаях может быть дозволено входить в алтарь и не достигшим этого возраста.

Прот[оиерей] Преображенский замечает, что необходимо указать в резолюции по этому вопросу, что женщинам разрешается входить в алтарь, так сказать, для алтарного послушания, для исполнения обязанностей церковника, для наблюдения за чистотой алтаря, иначе некоторые будут просить разрешения присутствовать во время богослужения в алтаре просто для молитвы, как это часто наблюдается в настоящее время среди мужчин: стоять и молиться во время богослужения в алтаре – это считается некоторым преимуществом, которое стараются получить.

Высокопреосвященный председатель, резюмируя высказанные в собрании мнения, ставит на голосование вопрос: признает ли Отдел желательным, чтобы женщинам, достигшим 40-летнего возраста, а в исключительных случаях и ранее 40-ка лет, отличающимся высокою религиозною настроенностью, безукоризненной нравственностью и горячею любовью ко храму Божию, по ходатайству или даже по избранию прихожан, с согласия и одобрения приходского священника, настоятеля Церкви и по его представлению, с разрешения епархиального архиерея, было предоставлено право входить в алтарь для исполнения обязанностей церковника – т. е. для наблюдения за чистотою алтаря и для прислуживания в алтаре во время богослужения.

Отдел единогласно признает это желательным.

Затем собрание переходит к обсуждению вопроса о разрешении входить в алтарь девочкам – воспитанницам женских учебных заведений.

Священник Голунов высказывает, что «канонически запрещение женщинам входить в алтарь связывается, по всей вероятности, с известным физиологическим явлением женского организма (месячными очищениями). Но до наступления половой зрелости у девушек это явление отсутствует. Поэтому, казалось бы, что не должно встретиться препятствий к разрешению девочкам – ученицам женских учебных заведений до известного возраста, когда впервые появляются месячные очищения, входить в алтарь, и следовало бы указать этот возраст, до достижения которого такое разрешение может быть даваемо. В местности, где я служу, установился взгляд, что девочки до 14-летнего возраста свободно могут входить в алтарь. Это мнение имеет за собою основание в Ветхозаветной практике; мы знаем, что в Ветхом Завете жили и воспитывались при храме девицы до 14-летнего возраста. И между прочим, у нас принято, чтобы убирали храм, и в частности алтарь, девочки этого именно возраста. Поэтому следовало бы вообще всем девочкам, а не только учащимся в женских учебных заведениях, разрешить входить в алтарь».

Прот[оиерей] Теодорович замечает, что установить в данном случае тот или иной возраст представляется невозможным, потому что появление месячных очищений у женщин не связано непременно с точно определенным годом жизни – у одних это явление наступает раньше, у других позже, в зависимости от состояния организма, климата и многих других причин.

Проф[ессор] Громогласов предлагает не указывать определенного возраста, а предоставить разрешать этот вопрос ближайшему усмотрению законоучителя – настоятеля храма по соображению с местными условиями и особыми обстоятельствами в каждом отдельном случае и с благословения епархиального преосвященного. Но вопрос этот должен решаться по отношению к женским учебным заведениям, и только к ним. Разрешать вхождение в алтарь вообще всем девочкам не представляется никакой надобности и тем более необходимости, в женских же учебных заведениях, при которых часто имеются домовые церкви, – другое дело. Здесь следует признать возможным допущение в алтарь для прислуживания во время богослужений и для наблюдения за чистотою алтаря воспитанниц, отличающихся религиозною настроенностью и любовью к храму Божию, всякий раз по усмотрению духовника – настоятеля храма, по соображении им в каждом отдельном случае всех обстоятельств.

Высокопреосвященный председатель указывает, что в таких случаях необходимо соглашение с начальницей учебного заведения, а также разрешение епархиального преосвященного.

Проф[ессор] Громогласов указывает, что разрешение епархиального преосвященного может быть испрашиваемо не персональное – для каждого отдельного случая, а общее для данного учебного заведения. И вот под условием общего разрешения вопрос о дозволении входить в алтарь в каждом отдельном случае будет разрешаться настоятелем храма, конечно, по соглашению и сношению с начальницей заведения.

Высокопреосвященный председатель, резюмируя высказанные в собрании мнения, ставит на голосование вопрос: признает ли Отдел желательным, чтобы в домовых церквах при женских учебных заведениях было дозволено входить в алтарь для наблюдения за чистотою алтаря и для прислуживания при богослужениях воспитанницам, отличающимся глубокою религиозною настроенностью и особою любовью ко храму Божию, под условием общего разрешения на это для данного учебного заведения со стороны местного епархиального преосвященного и с разрешения в каждом отдельном случае настоятеля храма по сношении с начальницею учебного заведения?

Отдел единогласно признает это желательным.

Священник Голунов замечает, что разрешенный Отделом вопрос о праве женщин входить в алтарь не имеет особенного значения; гораздо важнее вопрос о праве женщин входить в храм во время месячных очищений. Запрещение это содержится в одном из правил Дионисия Александрийского, и этим запрещением многие женщины тяготятся. Следовало бы или разъяснить это правило, чтобы женщинам предоставлено было <право> в некоторых случаях (например, в великие праздники на Пасху, Рождество и др.) входить в храм даже в период такого физиологического состояния или же <право> предоставить разрешать вхождение в храм в этот период в каждом отдельном случае священнику.

Проф[ессор] Громогласов объясняет, что указанное правило Дионисия Александрийского, в сущности, не содержит в себе безусловного воспрещения входить в храм. По точному смыслу этого правила в нем воспрещается женщинам в известный период приступать лишь ко святой трапезе, а если здесь и есть указание на запрещение входить в храм, то потому, вероятно, что в то время, когда составлялось это правило (около половины III в.), вхождение в храм необходимо связывалось с принятием таинства причащения. Кроме того, сейчас в значительной степени изменились и самые обстоятельства, которые привели к созданию этого правила. Теперь самые навыки в этом отношении и гигиенические предосторожности иные, чем раньше. Сейчас более обеспечивается чистота храма, если в нем будут присутствовать женщины, находящиеся в этом периоде. Раньше же было иначе, тогда это состояние было и внешне нечистоплотно, и заметно для других.

Священник Голунов замечает, что все же это правило Дионисия Александрийского сейчас строго соблюдается, и следовало бы сделать разъяснение, что правило это не так понимается.

Прот[оиерей] Суворов предлагает говорить об этом с осторожностью, чтобы не ввести немощных в соблазн.

Свящ[енник] Голунов объясняет, что подробного разъяснения давать не следует, а лишь упомянуть о возможности несоблюдения этого правила в некоторых исключительных случаях или же предоставить <право> давать такое разрешение в каждом отдельном случае священнику, и предлагает присоединить упоминание об этом к докладу о праве женщин входить в алтарь.

Проф[ессор] Громогласов, наоборот, признает за лучшее вопрос этот рассмотреть отдельно, дабы не нарушалось единство предмета и чтобы можно было подготовиться к разрешению этого вопроса и собрать нужные справки, как понимают указанное правило Дионисия Александрийского другие канонисты.

После обмена мнений Отдел поручает священнику Голунову прочитать в одном из ближайших заседаний доклад по этому вопросу.

Засим высокопреосвященный председатель указывает, что Отделу необходимо в ближайшее время заняться обсуждением вопросов брачного права, каковые вопросы имеют большое жизненное значение.

Организатор первого подотдела проф[ессор] И. М. Громогласов объясняет, что до сих пор в подотдел записалось очень немного членов; один из записавшихся проф[ессор] И. Н. Фиолетов обещал разработать вопрос о степенях родства как препятствии к браку; по остальным же вопросам, если не найдется желающих, изготовит доклады он сам. Из вопросов, которые подлежат рассмотрению первого подотдела, имеют жизненное и неотложное значение следующие: о четвертом браке и о днях, в какие можно совершать браковенчание. «По этим вопросам, – говорит Громогласов, – я могу выступить с докладами, если не найдется желающих; остальные же вопросы, как то: о смешанных браках, о третьем браке для псаломщиков, о лицах, осужденных на всегдашнее безбрачие, и т. д. – не имеют такого острого значения, и разрешение их может быть отложено на будущее время».

Заседание окончилось в 8 часов 20 минут.

Председатель архиепископ Иоасаф.

Делопроизводитель А. Полянский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 279-283. Машинопись. Подлинник. Подписи присутствуют.

Приложение: Доклад по вопросу о постах прот. П. Миртова