Журнал № 4

заседания IX Отдела Священного Собора Российской Православной Церкви 15 сентября 1917 года (к протоколу № 4)

Заседание состоялось под председательством Преосвященного Серафима, епископа Челябинского, в присутствии 37 членов Подотдела.

Собрание заслушало доклад члена Собора А. Г. Куляшева, М. А. Кальнева и прот[оиерея] Воловея. Доклады вызвали ряд новых докладов и речей членов Собора, почти единогласно высказавшихся за усиление миссии.

Прот[оиерей] Хотовицкий ссылается на свой многолетний опыт приходах в Америке униатских с уклоном в Православие. Необходимо не назначение 100–200 миссионеров, а устроение Церкви для воздействия на унию.

В областях, где народ соприкасается с униатами и деятелями Шептицкого, необходимо устроить приходы с богослужебным ритуалом, родным Унии, не касаясь существа веры. Выработать наиболее[1], чем возможно поступиться в обряде.

Необходимы меры, чтобы Православные не попали в Унию, если наши земли попадут под австрияков. Ломка, которая допускалась в Галиции, не допустима. В Америке строго православным обрядом были утверждены в Православие отдельные лица, но зато, целые приходы остались враждебными Православию из-за неуступчивости Православных деятелей в области особенностей богослужения, напевов и различных Галицийских церковных обычаев. Ни в каком случае нельзя требовать полной согласованности богослужебной практики.

Епископ Сильвестр. Из Омской епархии новоселы из Малороссии[и]. Они просят прочитать Евангелие над больным, а священники отказывают. Позвон по умершим, хоругви на погребении. Румыны просили полить могилу вином. Священники были против, но напрасно. Нужна приспособляемость, готовность пойти навстречу.

Скажу о деятельности среди униатов-русин. В Омске мною присоединено 900. Прот[оиерей] Фокин сделал чтения в центральных лагерях, противодействовал враждебной Православию пропаганде. Симпатизирующие лекторам были избиваемы мазепинцами. Тогда интересующиеся Православием были выделены и около 50 чел[овек] присоединены с глубоким чувством веры, со слезами. Присоединенные — надежный состав для Православия.

Архиепископ Евлогий: Униатство — вопрос всей моей епископской деятельности в Холмщине, 16 лет, и тяжелая миссия в Галиции. Ест[ь] и письменный доклад мой. Уния не страшна по существу. Наша задача не приобретать униатов, а отбиться от агрессивных движений Унии. В Киеве и Волынской губ[ерниях] уже есть униатские богослужения в костеле. Есть офицеры-униаты. Сейчас проникает Уния в учительские круги, близкие к народу. Уния не страшна догматической стороной, это нечто междуумочное, от Царьграда не отошли, а до Рим[а] не дошли. Уния — золотой мост для перевода Православного в чистое католичество. В Холмщине это достигнуто. В Холмщине заведены органы, иконостасы, на Православие взгляд — холопская вера.

Опасное в Унии то, что она национальная религия Украины. Эта идея укрепляется на Украине. Роется ров между великороссами и мал[о]россами. Издавна старались оторвать Малороссию от Севера. Беженство глубоко разочаровало униатов, всегда считавших Россию источником православного благочестия, и вдруг беженцы увидали дурное отношение православных к духовенству, неряшливое отношение к богослужению и храмам. Сугубо религиозный народ униатский боится соприкасаться с нашими православными. Униаты настолько верят священникам, что не желают делать выборов в Советы церковные. Необходимо восстановить братства, развивать пение богогласников, установить крестный ход в каждый праздник вокруг церкви, на углах — чтение Евангелия и проповедь. Нужно поддержать отпусты в местах, где чудотворные иконы. Они привлекают по 10 000 говеющих. 20–30 священников причащают.

Напрасно мы боролись с этими традициями. На границах Холмской и Гродненской губерний после службы — крестный ход: но в Холмщине – посолонь, а в Гродненской губ[ернии] — против солнца. Бывают побоища после споров. Необходимо поднятие приходской жизни, сохранение церковных благочестивых обычаев. Необходимы братства, живая, горячая проповедь… Галичане поражают стихийным течением народа в пользу Православия. Народ считал себя больше православными, но русские много делали оскорблений униатам, принимавшим Православие. Митрополит Шептицкий пригласил бельгийских иезуитов, и они работают. Нам нужно считаться с большими силами наших врагов.

Епископ Сильвестр: Уния — национальная религия украинцев, из Полтавы фанатики и родители посылали детей в Галицию.

Председательствующий еп[ископ] Серафим напоминает доклад М. А. Кальнева.

Рубцов: Мы преступны, что ничего не сделали для защиты Православия. Институт миссионеров должен быть усилен и изменен непременно. Сектанты боялись полицейских мер, которые допускались при прежнем строе. Теперь им нет места.

Наша нравственная распущенность. Ругань. Миссионеры говорили: братства организовывать, миссионеры должны подниматься нравственно, и когда появлялись кружки нравственного возрождения, то их священники называли сектантствующими и подрывали. Меры полицейские должны быть оставлены и заменены другими.

Чайкин представил особый доклад.

Прот[оиерей] Туркевич особый доклад.

Заседание 19 сентября 1917 г. Продолжение прений по поставленным на прошлом заседании вопросам.

М. А. Кальнев. При обсуждении вопросов миссии среди униатов один из ораторов утверждал, что отношения к Унии должны исчерпываться соответствующим богослужением. Миссии специальной не нужно. Униатов много в России, но лишь 8 епархий обратили внимание на них. С мыслями о приспособляемости к униатскому богослужению можно согласиться лишь в отношении приходов чисто униатских. Но где униаты не коренные жители, как в Галиции, а выселенцы, там практика иная, не исчерпывающаяся богослужением.

Д. И. Боголюбов. Не о мерах обращения униатов нужно говорить. Униаты все беженцы. Нетрудно обратить их, как немцам нетрудно обратить 30 000 православных в баптизм, они-то останутся баптистами, а униаты останутся ли в Австрии православными. Меня захватывает другой вопрос. Разложение русского народа. Громадность пропаганды противоправославной. Преосвященный Платон говорил, что миссионеры воздействуют на ум, но не на сердце и волю. Готова ли наша миссия к такому действию. Нам нужно реорганизоваться. 19 лет я работал, 4 года нуждою, но не волею оттянут от  миссии, но не переставал работать и наблюдать. У нас есть беседы, курсы, листки, но нет организации. Мы теперь пришли к средневековью русской церковной жизни. Тогда при натиске латинства появились и спасли Русскую Церковь братства. И ныне нужны братства, захватывающие все существо человека, все стороны жизни. Деятели должны быть не только полемистами, но и должны оглашать, катехизовать, просветить призывной проповедью. Тогда народ не пойдет к Фетлеру и в Унию, потому что будет иметь все у себя. Братства должны основываться в приходах всюду, иначе миссия ничего не достигнет. Нет других средств, кроме образования в народе братств.

Несмеянов по поводу утверждения прот[оиерея] Туркевича, что в Америке борьбу с баптистами ведут семинаристы, заявляет, что наши семинаристы не приспособлены к такой борьбе, духовенство тоже. Многие утверждают, что в борьбе с сектантством главное — публичные беседы. Нет. Я десять лет работаю, но беседы полемические веду по необходимости, по требованию сектантов скорее, а всю энергию отдаю на организацию народа, который сам должен выступить на защиту своей веры.

Епископ Томский Анатолий. Д. И. Боголюбов предлагает как средство борьбы с сектантством братства. Не спорю, но, вероятно, нужен другой вид братств, долженствующих парировать сектантство. Главное несчастье наше в невежестве религиозном. При объездах епархии я опрашиваю не школьников, а вызываю тех, кто не умеют никакой молитвы. Редко скажут «Отче наш», «Богородице», но и то бестолково. Не знают икон. Ничего не знают. Растут язычниками. И это не только в Сибири, но, думаю, во всей России. Специальная миссия — это пожарная команда. Крикнут: горим, — скачут туда. Но это[го] недостаточно. Курсы хороши, но и ими трудно ограничиться, посему сами миссионеры устраняют вечерние классы, чтения для детей, катехизацию взрослых, библейские вечера, библиотеки. Трудно определить все виды работы, но одно необходимо: она должна быть умножена.

Прот[оиерей] С. Шлеев возражает Куляшову, что миссия — установление божественное. Полтора века были странствующие учители, но во время семи Вселенских Соборов миссии не было, нет ее и в Средние века.

А. Г. Куляшев возражает прот[оиерею] Шлееву, представляя ряд исторических доказательств существования миссии во все века христианства, а также напоминает обоснования, приведенные в его докладе.

Епископ Сильвестр разрешает два вопроса: нужна ли миссия и какая. Ошибки в постановке миссии не говорят против необходимости миссии, никто не хочет понять всех условий, при которых приходилось создавать миссию и работать. Расчленение учительства и пастырства вполне возможно. Помимо доказат[ельств] А. Г. Куляшева я приведу на память, что в Греческой Церкви и теперь имеются благовестники. И Собор должен авторитетно утвердить благовестников, которые будут помощниками и руководителями духовенства.

О. Шарин. Я представитель сельского духовенства, знаком со многими епархиями — Харьковской, Томской и др. и утверждаю, что духовенство смотрит на миссию как на служение, обоснованное на Слове Божием. Духовенство не подготовлено к борьбе с сектантством. Оно в большинстве не только не имеет образования среднего, как говорено здесь, но и окончившие семинарию в миссионерском деле мало чего понимают. Теперь необходимо организоваться всему народу для борьбы с сектантством, и этому должны помочь миссионеры. Мы, пастыри, смотрим на миссионеров, как на апостолов. Они не только знатоки, но должны импонировать духовной красотой.

Епископ Андрей утверждает, что миссионерский Отдел должен закрыться. Вся деятельность прежних миссионеров, кроме зла, ничего не сделала. Вы, миссионеры, создаете фикцию церковной жизни, делаете шумиху. Я человек нерешительный, робкий, но очень рад, что встречаю сочувствие у Д. И. Боголюбова. К чему миссии при таком, например, случае. Приехал в деревню Уфимской епархии миссионер, когда деревня справляла свой праздник. Все пьяны, и миссионера прогнали. Нужно оживить, спасти приход.

Миссия нужна, но не такая, как была. Она не должна вторгаться в чужую жизнь, в чужое исповедание и быт, а строить свою церковную жизнь. Миссия, далее, не должна вмешиваться в политику. Миссия должна быть в приходских организациях, чтобы прихожане друг друга учили и не были бы случайными людьми в храме. Тогда и победа миссии будет органически вытекать из организованной жизни Церкви.

Прот[оиерей] Садовский говорит о необходимости миссии в настоящее время. Если мы подумаем закрыть миссию, то сектантство захлестнет нас. Но какая миссия нужна? Был у нас миссионер-обличитель до 1883 г. Мис[сионер]-увещатель до 1905 г. Мис[сионер]- апологет и полемист до 1908 г. и миссионер-проповедник с 1908 г. Но теперешние условия не допускают ни одного вида сего служения. Необходимо, как в Греческой Церкви, образовать благовестников. Епископ Андрей говорит ошибочно: миссия дала много, как в области проповеди, так и в литературе. Работа миссионера — каторжная. Я был миссионером 5 лет и знаю. Но миссионеров у нас оч[ень] мало: на 3 000 000 один миссионер. Миссионеров должно увеличить в десять раз. Соглашаюсь, что миссию необходимо организовать, но над миссией ставить крест нельзя.

Г. Сергеев разрешает вопрос, была ли польза от миссионеров. В Тургайской области среди переселенцев после 05 года развилось много сект. Мне и всему народу ставили вопросы, но никто ни в Кустанае, нигде не давал ответов, и сектантство росло и давило. Приехал миссионер в 1909 г., говорил, очень заинтересовал. Когда же я побывал на миссионерских курсах, мне открылись глаза на Слово Божие. Я ожил. У нас очень редко бывают миссионеры, но и то очень много пользы. Теперь миссию необходимо усилить.

Делопроизводитель Н. Варжанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 13-15 об. Машинопись.


[1] Пропуск в тексте.