Протокол № 2

5 сентября 1917 г.

2-е заседание Отдела состоялось 5 сентября (началось в 5 час[ов] дня, окончилось в 9 час[ов] веч[ера]) в помещении Епархиального дома (комната № 1) под председательством Высокопреосвященного митрополита Тифлисского Платона и с участием 37 членов Отдела, список коих при сем приложен на особом листе. 32 члена отсутствовали.

Заслушаны были протокол заседания Отдела от 1 сентября и протокол заседания подотдела о внешней миссии от того же числа.

Затем Председателем было заявлено о необходимости наметить план работ Отдела и предложено было в основу этих работ положить при критическом к ним отношении труды последнего Всероссийского миссионерского съезда, заключающие в себе много ценного материала, и в частности, широкий проект реорганизации миссии.

Куляшев Анд[рей] Гавр[илович] заявил, что, так как против внутренней миссии делается много возражений, необходимо прежде всего, не разбиваясь по секциям, решить вопрос о внутренней миссии.

Авдиев Ал[ексей] Вас[ильевич]: [«]Владимирский епарх[иальный] Cъезд высказался за приходско-пастырскую миссию[»].

Боголюбов Д. И. Вне сомнения, что миссия нужна, и первый вопрос был о том, должна ли быть миссия такой, какой она была, или другой, решать же вопрос о миссии нужно, определив сначала, в каком направлении идет сектантство.

Ильин Вас[илий] Мих[айлович], свящ[енник]: на Туркестанском предъепарх[иальном] областном Совете было заявлено о ненужности противосектантской миссии при наличности в епархии 8000 сектантов; в Семиреченской области под влиянием баптистов идет деятельная работа с целью уничтожения приходов, по этим основаниям миссия противосектантская необходима, и деятельность ея может быть плодотворна только при условии поощрения ея всей Церковию, и в этом смысле важен голос Собора.

Писарев Пав[ел] Ив[анович]: Сектантство осаждает Томскую еп[архию], где деревни разбросаны и жаждущие Слова Божия не слышат его, сектанты же не дремлют и собирают толпы народа, вследствие чего миссия необходима.

Зверев Алексей Дан[илович]: Хотя многие считают, особенно после революции, миссию балластом, на самом же деле теперь, когда враги против Церкви свободно ополчаются, миссия более необходима, чем прежде.

Кальнев М. А.: Всероссийский Съезд духовенства и мирян высказался за усиление миссии и созыв Всерос[сийского] Миссионерского Съезда с представлением работ Собору; Миссионерский Съезд был созван Синодом, после всего этого ясно, что миссия нужна. Для миссионеров вопрос, нужна ли миссия, необходим, чтобы оградить их от произвола отдельных лиц, от которого они страдали как при старом, так и при новом режиме. При старом режиме миссионерам предлагали (кн[язь] Оболенский) следить и доносить о социалистах, анархистах и друг[их], при новом предлагали (Львов) им быть убийцами, называя миссионерство пустым занятием, а миссионеров — бесправных людей — карьеристами. Если Собор скажет, что миссионеры нужны, то пусть он сделает, чтобы они не были ни жандармами, ни убийцами.

Анатолий, еп[ископ] Томский: иллюстрируя неустойчивость положения миссионеров ссылкой на то, что Томский Епарх[иальный] Съезд отказал в ассигновании 2000 руб[лей] на миссию, предлагаю пересмотреть устаревшее положение о миссии и указать точно в Миссионерском уставе, какое положение должны занимать миссионеры и из какого источника получать содержание.

Куляшев Анд[рей] Гавр[илович]: неудовлетворительность настоящей миссии зависит от исторических обстоятельств: нет истории миссии, нет соответствующей кафедры в Академии и друг[их], — вследствие сего миссия не имела надлежащей системы и носила случайный характер, специальная миссия и миссионеры необходимы для разрешения народу специальных вопросов, и в этом отношении миссионеры должны быть впереди и идти на помощь пастырю.

Гаранин Тих[он] Макс[имович]: не каждый священник может вести беседы, это могут делать только специалисты, если нет средств для содержания миссионеров, то не следует стеснять свободу любителей миссионерского дела.

Данилевский Кон[стантин] Вас[ильевич]: в Уральской области многочисленные старообрядцы, скопцы, хлысты и др[угие] неблагоприятно расположились для приходской жизни, есть поселения без Церкви и прихода, священник не в силах справиться, поэтому миссия нужна, и вопрос в том, как она должна быть поставлена.

Сергеев Гавр[иил] Гур[ьевич]: В Тургайской области наплыв сектантов, которые энергично ведут свою работу, священники же отягощены другими делами и не могут справиться с делом миссии, посему в зараженных приходах ждут миссионеров.

Кунцевич Лев Захар[ович]: Собор и Отдел должны указать принципиальные основания для миссии из Св[ященного] Писания, Св[ященного] Предания, истории Церкви, а также основания для светских свободных проповедников Православной веры, какие будут принципы, такова будет миссия.

Шлеев Сим[еон] Иоан[нович], прот[оиерей] считает опасным ставить вопрос, нужна ли миссия. Кроме Собора есть церковное общество, к голосу которого Собор должен прислушиваться, иначе Соборное решение не может быть не воспринято обществом, миссия должна быть реорганизована, в настоящем же своем виде она неприемлема единоверцами и интеллигенцией.

Несмеянов Дмитр[ий] Архип[ович]: распространяется кощунственная литература (бич), Собор должен сказать твердое слово за необходимость специальной миссии, так как духовенство, не получающее миссионерской подготовки, бессильно в данном случае.

Васильевский Мих[аил] Ник[олаевич]: миссия не чужда ошибок, но из-за них нельзя считать ее вредной, миссионеры — самоотверженные труженики, и Собор должен ясно и определенно решить, нужна ли миссия.

Генерал Артамонов: вопрос, нужна ли миссия, вызван прежними условиями жизни, когда Православная Церковь была господствующей и все прочее держала в тисках, миссия необходима уже потому, что после войны широкой волной к нам вольется сектантство в лице наших солдат, находящихся сейчас в германском плену, среди которых немцы ведут сектантскую пропаганду; необходимы специальные миссионеры, так как священники состязаться с сектантами не в силах, миссия нужна и для интеллигенции, в религиозно-философских кружках выступления священников были неудачные, должны быть выдвинуты у нас, по слову ап[остола] Павла, учители и увещатели; нужна миссия и для заграницы, чтобы наши специальные миссионеры могли с успехом противостоять защитникам инославия.

Шлеев Сим[еон] Иоан[нович], прот[оиерей], заявляя, что вопрос должен ставиться в иной плоскости, присоединяется к мнению Д. И.  Боголюбова; если IX Отдел о миссиях уже образован, значит, миссия признана необходимой, и постановка вопроса, нужна ли миссия, опасна.

Куляшев А. Г.: до сих пор миссия соединялась не с Церковью, а с лицами, пусть Собор прежде всего выскажется по кардинальному вопросу, нужны ли миссионеры, если будет сказано: не нужны, — тогда уже говорить о пастырско-народной, монашеской миссии.

Авдиев А[лександр] Вас[ильевич]: прежде приходилось убеждать наше духовенство, что миссионерское дело — его дело, а теперь, когда эта истина начинает проникать в сознание священников, говорят, что это не их дело; в целях продуктивности работ необходимо поставить вопрос в такой формулировке: “постановка нашей миссии при новом государственном строе”.

Завитаев Иоан[н] Макар[иевич], прот[оиерей]: только по установлении деталей организации миссии можно поставить вопрос в формулировке г[осподина] Куляшева, а теперь нет нужды придавать ему первенствующее значение».

Епископ Сильвестр: в данном случае надо различать два обстоятельства: нужна ли миссия в смысле бытия (самым фактом ея существования решено: нужна), и второе — нужно ли в программу наших занятий включать вопрос, нужна ли миссия.

Рубцов Вас[илий] Геор[гиевич]: Необходимо защищать от сектантства главный устой народной толщи — Православную веру. Для этого нужны искусные люди — миссионеры, способные дать ответы на вопросы сектантов и научить других миссионерствовать, в этом отношении миссионеров не могут заменить священники.

Епископ Серафим: миссия нужна, особенно внешняя, как руки человеку; не понятно, указание на то что миссия неприемлема для единоверцев, когда в Приволжской епархии она устроила для единоверцев почти целую епархию, Собору надо представить вопрос, необходима ли миссия».

Туркевич Леон[ид] Иерон[имович], прот[оиерей]: для заграничного миссионера важно знать, какой дан ответ на заграничные приветствия Собору.

Боголюбов Д. И.: ставить вопрос, нужна ли миссия, равносильно вопросу: горяч ли горячий огонь? И при такой постановке вопроса придется услышать много горьких истин, весь вопрос в том, какая нужна миссия; можно поставить вопрос, нужна ли внутренняя церковная миссия в том виде, в каком была доселе.

Комиссаров Гурий Ив[анович]: В пленарном собрании Отдела, прежде всего, должна быть речь о том, в каком положении находится у нас дело Православия, как сильно сектантство, магометанство, язычество, в каком положении дело Православия за границей, затем уже можно поставить вопрос о миссии, и, прежде всего, о приходской.

По заслушании указанных заявлений были поставлены на открытое голосование два вопроса: 1. Необходимо ли в отдельной постановке решать вопрос в Отд[еле] <или> нужна ли специально организованная миссия? Большинств<ом> голосов (против 5) ПОСТАНОВЛЕНО: поставить на разрешение Отдела вопрос: нужна ли специально организованная миссия? 2. Необходимо ли в первую очередь внести на разрешение Собора вопрос, нужна ли специальная организованная миссия? Большинство голосов (против 14) высказалось против внесения.

Принято предложение Председателя поручить М. А. Кальневу составить на основании трудов последнего Всероссийского Миссионерского съезда и Предсоборного Совета доклад с указанием вопросов, подлежащих рассмотрению и обсуждению Отдела.

Председатель Отдела митрополит Платон

Заместители Председателя еп[ископ] Сильвестр

                                               епископ Серафим

Делопроизводитель Петр Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 3–5 об. Рукопись.