Журнал Совещания епископов № 25

21 марта (3 апреля) 1918 г.

На Совещание, состоявшееся в келлии Святейшего Патриарха и под его председательством, прибыло 35 епископов.

Ст. 1. Слушали: Постановление Священного Собора Православной Российской Церкви об оставлении в силе и дополнении состоявшегося в ноябре 1917 года соборного определения о разделе местных средств содержания приходского духовенства, принятые на общих заседаниях Собора и переданные на Епископское Совещание на основании 64 ст. Соборного Устава.

Постановили: Постановление Священного Собора Православной Российской Церкви об оставлении в силе и дополнении состоявшегося в ноябре 1917 года соборного определения о разделе местных средств содержания приходского духовенства — принять в порядке ст. 65 соборного Устава и сообщить Соборному Совету, что по содержанию оных со стороны Епископского Совещания возражений не имеется.

Ст. 2. Слушали: Телеграммы на имя Святейшего Патриарха Тихона от 1 апреля (нов[ого] ст[иля]) с. г.: а) Управляющего Пензенской епархией преосвященного Федора, епископа Прилукского, протоиерея Медведкова*, протоиерея Маловского и секретаря консистории Беренского следующего содержания: «Вопреки последнему запрещению архиепископ Владимир 18‑го марта совершил в Богоявленской церкви служение молебна в малом архиерейском облачении с запрещенным священником, Аристидовым, заштатным священником Троицким, подсудимым диаконом Евфимовым, в присутствии группы приверженцев, взявшей ключи храма и требующей ключи кафедрального собора, угрожаемой насилием. Подробности рапортом»; б) от 2 (нов[ого] ст[иля]) апреля: «Советская власть формально бумагой просит передать ключи кафедрального собора ктитору. Предполагается служение архиепископа Владимира на Благовещение в соборе. Причт Богоявленской церкви насильственно устранен сторонниками архиепископа. Богослужение 19го отправляли Аристидов и Троицкий. Аристидов лишен креста, рясы, рукоблагословения. Троицкий, Евфимов запрещены [в] священнослужении. Предприняты все меры к возвращению Богоявленской церковью. Просим защиты Вашего Святейшества»; в) от 2 апреля (нов[ого] ст[иля]), подписанную «сыном православной церкви Пермуровым: «Владыко, выступления архиепископа Владимира наносят новые удары православным верующим. Самочинное его служение по зову приближенных вносит смуту [к] церковной мирной жизни. Прошу, примите меры [к] удалению Владимира и расследованию дела, чем дадите возможность духовенству и нам, чадам верующим, спасение. Церковь зовет нас, верующих, постом покаяния [и] мирного служения» и г) телеграмму от 3 апреля (нов[ого] ст[иля]), подписанную от «паствы Пензенской епархии» «Секретарем Христианского союза Твертиным»: «Бесплодность ходатайств об оставлении архиепископа Владимира привела в отчаяние миллионную паству, поставив ее против воли на путь отделения. Вынесена единогласно резолюция многотысячного народного собрания — считать недействительными все направления против архипастыря и вместе [с ним против] православного народа запрещения. Провозгласить Пензенскую церковь независимою. Начать новую церковную жизнь по священным заветам времен апостольских и первых веков христианства. Возбуждение народа достигло такого направления, что владыка был вынужден подчиниться требованию отслужить молебен во избежание эксцессов. Выведенный из терпения народ требует немедленного вступления в управление епархией, особенно возобновление архиерейских служений».

Справка 1-я. Совещанием преосвященных архипастырей 25 октября 1917 г. постановлено было: по разрешении в священнослужении, уволить архиепископа Владимира на покой, с указанием ему определенного местожительства и с признанием невозможности возвращения архиепископа Владимира на Пензенскую кафедру.

Справка 2-я. Журнальным определением Совещания преосвященных архипастырей от 26 ноября на телеграфное и письменное прошение жителей г. Пензы на имя Святейшего Патриарха о пересмотре дела архиепископа Владимира и о возвращении его в Пензу постановлено: ввиду состоявшихся уже решений Епископского Совещания и Св. Синода об увольнении архиепископа Владимира на покой и назначения ему местопребывания в Флорищевой пустыни, ходатайства оставить без последствий.

Справка 3-я. Святейший Патриарх Тихон, при обсуждении на совещании Епископов 31 января донесения соединенного присутствия Пензенской Духовной консистории и Пензенского церковного епархиального совета от 18 января сего года за № 521, об агитации архиепископа Владимира среди пензенской паствы, о пересмотре его дела, о непризнании постановлений высшей церковной власти о выезде его из Пензы и назначении управляющим Пензенской епархией епископа Феодора, о смуте среди граждан г. Пензы, осведомил собрание, что им своевременно по телеграфу послано было запрещение архиепископу Владимиру служения в пределах г. Пензы и Пензенской епархии, с предложением немедленно выехать к месту назначения.

Справка 4-я. Постановлением Епископского Совещания от 31 января с. г., на коем заслушан был рапорт соединенного присутствия Пензенского уерковного епархиального совета и Духовной консистории за № 633, с сообщением, что агитация за архиепископа Владимира открыто стала на сторону большевиков и прибегает к их помощи и содействию, каковые могут поставить епархиальное управление в тяжелые условия, если высшая церковная власть принятием решительных и бесповоротных мер не положит конца всей агитации, определено: «Принимая во внимание неоднократно состоявшиеся решения Епископского Совещания и Святейшего Синода по сему делу, ходатайство группы граждан г. Пензы оставить без последствий, предложить бывшему пензенскому архиепископу Владимиру без промедления выехать из Пензы в назначенную для его жительства Флорищеву пустынь, предупредив, что за неисполнение настоящего распоряжения им, архиепископом Владимиром, он подвергнется строжайшему взысканию, до запрещения в священнослужении и ношении панагии; соединенному присутствию Пензенского церковного епархиального совета и Духовной консистории дать знать (и дадено) для надлежащего объявления кому следует, что архиепископ Владимир никоим образом не может быть кандидатом при выборах на пензенскую кафедру и решительно не может быть когда-либо возвращен в Пензу и предписать (и предписано) Пензенской Духовной консистории об исполнении настоящего постановления архиепископом Владимиром своевременно донести Святейшему Патриарху Тихону.

Справка 5-я. Постановлением Епископского Совещания от 14 (27) марта с. г, на коем заслушано было письмо архиепископа Владимира на имя Святейшего Патриарха Тихона от 25 февраля с. г. с сообщением, что он, в силу своего болезненного состояния, не может выехать в Флорищеву пустынь, б) рапорт соединенного присутствия Пензенского церковного епархиального совета и Духовной консистории от 23 февраля с. г. с донесением, что смута среди пензенской паствы, благодаря агитационной деятельности архиепископа Владимира, не уменьшается, а увеличивается, что 18 февраля в народном доме состоялось, под председательством архиепископа Владимира, организационное собрание учрежденного Общеприходского Союза для заслушания проекта устава, избрания членов Правления и для обсуждения «мероприятий по сосредоточению в ведении сего Правления всего епархиального управления под руководством единственно признаваемого народом архиепископа Владимира» и в) телеграмма, подписанная секретарем собрания Цугак, общего собрания граждан г. Пензы от 8 (24) марта, — с сообщением, что собрание граждан г. Пензы постановило: своего избранника (архиепископа Владимира) не отпускать из Пензы, другого архиерея не принимать, требуя восстановления архиепископа Владимира на пензенской кафедре, с угрозой, высказанной на собрании священником Аристидовым, — отделиться от Священного Синода и Святейшего Патриарха и отдать себя в ведение или Грузинского Экзархата или Константинопольского Патриарха, — определено: «Признавая объяснение бывшего пензенского архиепископа Владимира неудовлетворительным, привести в исполнение постановление от 31 января 1918 года, а потому бывшего пензенского архиепископа Владимира за неисполнение распоряжения высшей церковной власти, от чего среди паствы пензенской произошли разделения и смута, запретить в священнослужении, ношения панагии и архиерейской мантии, предписать без промедления выехать в назначенную для его жительства Флорищеву пустынь, предупредить, что за неисполнение и на сей раз распоряжения высшей церковной власти он будет предан церковному суду. Настоящее постановление сообщить (и сообщено) Священному Синоду и управляющему Пензенской епархией преосвященному Феодору».

Определили: Принимая во внимание неоднократно состоявшиеся постановления Епископского Совещания о немедленном выезде архиепископа Владимира из Пензы в назначенную для его жительства Флорищеву пустынь, запрещение в священнослужении, ношении панагии и архиерейской мантии, неисполнение постановлений и распоряжений как Святейшего Патриарха, так и Собора Епископов и Священного Синода, смуту и мятеж среди Пензенской паствы, вдохновителем и виновником коих является архиепископ Владимир, служение в состоянии запрещения, объявление части граждан г. Пензы, несомненно возмущенных архиепископом Владимиром и с его благословения действующих, независимости от Святейшего Патриарха и Священного Синода, Совещание Епископов определяет: бывшего пензенского архиепископа Владимира на основании правил 28[-го] Ап[остольского], 4[-го] Ант[иохийского Собора], 16[-го] Ант[иохийского Собора], 2[го] Сард[ийского Собора], 28[-го] Ап[остольского], 29[-го] (38[-го]) Карф[агенского Собора] и особенно 14–15[-х] Вселенск[ого] первого [Собора], предать суду Епископского Собора, для чего по телеграфу вызвать архиепископа Владимира в Москву. Буде же он, архиепископ Владимир, не явится, то, на основании [правил] 74[-го] Ап[остольского] и 19[-го] (28[-го]) Карф[агенского Собора], предать суду и вынести решение и заочно по усмотрению Собора Епископов.

Обвинительный акт, с указанием правил, поручается составить преосвященному Полоцкому Серафиму.

Настоящее постановление объявить архиепископу Владимиру, Управляющему Пензенской епархией преосвященному Феодору и Священному Синоду.

Ст. 3-я. Слушали: Неоконченное дело о бывшем владимирском архиепископе Алексии.

Справка [I]. На Епископском Совещании 31 января с. г. заслушано было сообщение Его Святейшества Патриарха Тихона, что им из Киева от бывшего владимирского архиепископа Алексия получены были доклад с объяснением и письмо, причем в последних архиепископ Алексий сообщает, что он готов подчиниться воле Святейшего Патриарха и предстать на суд, что, если он принимал участие в делах Украинской Церкви, то руководился одним только желанием — влить все это движение в русло церковное и тем оказать пользу Св. Церкви, — причем постановлено было: «Принять к сведению и иметь суждение по получении от высокопреосвященного митрополита Платона доклада как об Украинском Соборе, так и об участии в делах Украинской Церкви архиепископа Алексия».

[Справка] II. Из доклада высокопреосвященного митрополита Платона Священному Собору и Епископскому Совещанию выяснилось, что в делах Украинской Церкви, в церковном украинском движении архиепископ Алексий, при посредстве церковной Рады, принимал видное участие, — он, можно сказать, «верховодил» делами церковной Украинской Рады, деятельность которой ограничивала власть киевского митрополита Владимира, за что и был запрещен в священнослужении. Вызываемый неоднократно на суд Святейшего Патриарха и Собора Епископов, архиепископ Алексий не являлся и доселе не явился.

Постановили: Принимая во внимание неоднократный вызов архиепископа Алексия на суд Святейшего Патриарха и неисполнение им распоряжений Святейшего Патриарха по сему делу, в последний раз по телеграфу предписать бывшему владим[ирскому] архиепископу Алексию, без промедления, по получении предписания, явиться в Москву на суд Епископов. Буде же он, архиепископ Алексий, не явится и на сей раз, то, на основании 74[-го] пр[авила] Св. Ап[остолов] и 19[-го] (28[-го]) пр[авила] Карф[агенского] Соб[ора], предать суду и вынести решение заочно по усмотрению Собора Епископов.

Ст. 4-я. Слушали: Письмо управляющего синодальною канцеляриею на имя Секретаря Епископского Совещания, от 23 февраля (8 марта) с. г. за № 137, с препровождением рассмотренных Судебной Комиссией Епископского Совещания дел об увольнении на покой архиепископа Черниговского Василия, московского митрополита Макария и владимирского архиепископа Алексия, причем сообщалось, что, так как дело об архиепископе Василии в Св. Синоде законченное, ныне не было рассматриваемо Св. Синодом вновь, о пересмотре сего дела в Св. Синоде преосвященный Василий не просит и Епископское Совещание такового пересмотра не имеет в виду, — определением Св. Синода от 18 декабря 1917 года за № 6269, поручает Секретарю Епископского Совещания уведомить преосвященного Василия непосредственно от Епископского Совещания о состоявшемся постановлении.

Справка: Судная Комиссия Поместного Собора Всероссийской Церкви журналом от 25 ноября 1917 года за № 6 постановила: «Признавая доказанным, что позаимствования из средств церквей и монастырей, а также и из средств эмеритальной кассы были принудительнымии сделаны из капиталов неприкосновенных, а также, что до восьмидесяти пожертвований на приобретение Лялическаго дворца поступило от ставленников, каковое обстоятельство набрасывало тень на деятельность архиепископа Василия и вызывало неблагоприятные толки в епархии, и что выборы его преемника епископа Пахомия Св. Синодом признаны законными и утверждены, Судная Комиссия находит возвращение архиепископа Василия на черниговскую кафедру невозможным. Но если бы какая другая епархия, кроме Черниговской, пожелала его иметь своим епископом, препятствий к сему Судная Комиссия не встречает и вместе с сим не может не признать, что настоящее положение архиепископа Василия, как настоятеля ставропигиального Заиконоспасского монастыря, вполне его материально обеспечивает».

Постановили: Постановление Судной Комиссии сообщить архиепископу Василию. Оснований к пересмотру дела архиепископа Василия Епископское Совещание не имеет, а потому и остается при прежнем своем постановлении.

Ст. 5-я. Слушали: Прошение протоиерея Михаила Охотского — об оказании ему, как беженцу и бывшему в плену, пособия.

Постановили: Передать в Св. Синод.

Председатель Совещания Патриарх Тихон

Секретарь                        Серафим Епископ Полотский и Витебский.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 192. Л. 85–89. Машинопись. Подлинник. Рукописные вставки. Подписи автографы.


* Сверху рукописная правка без зачеркивания: «Медведева».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *