Журнал Совещания епископов № 21

21 февраля (6 марта) 1918 г.

На Совещание, состоявшееся в келлиях Святейшего Патриарха и под его предводительством, прибыло 28 епископов.

Ст. 1. Слушали: Постановление Священного Собора Православной Российской Церкви по поводу декретов о расторжении брака и о гражданском браке, переданное Редакционном Отделом, на основании ст. 64 соборного Устава, для обсуждения в Совещание Епископов.

Постановили: Так как постановление Священного Собора по поводу декретов о расторжении брака и о гражданском браке не вызвало каких-либо возражений, то, в порядке ст. 65 соборного Устава, принять постановление, о чем и сообщить Соборному Совету.

Ст. 2. Слушали: Словесное заявление высокопреосвященного Тамбовского Кирилла: не найдет ли возможным Совещание Епископов предложить Соборному Совету законопроекты и постановления, принятые Собором и исправленные Редакционным Отделом, до рассмотрения их на Совещании Епископов, в печатных экземплярах раздать членам Собора — епископам.

Постановили: Предложить Соборному Совету все законопроекты и постановления Священного Собора, по исправлении их в Редакционном Отделе, перепечатав (на пишущей машине), раздать всем преосвященным архипастырям — членам Собора.

Ст. 3. Слушали: Представленное на усмотрение Епископского Совещания Отделом о правовом и имущественном положении духовенства постановление от 11 (24) февраля, в коем Отдел «в целях подготовки православных прихожан к постепенному проведению в жизнь приходского самообложения, как средства к обеспечению духовенства постоянным содержанием, а равно во внимание к трудности при настоящих условиях существования духовенства на полученные за требоисправления подаяния, чрез Епископское Совещание просит предложить чрез епархиальных преосвященных всем православным прихожанам епархий теперь же или обеспечить своими средствами все, что потребно для христианского спасения, или, за отказом в таковых, обречь себя на лишение храмов и священства, ибо, за неимением определенных средств, настоящее духовенство уйдет с приходов, как уже многие и уходят, нового не будет и епархиальная власть такие храмы вынуждена будет закрыть. Необходимо, чтобы относящиеся сюда приговоры приходов были представляемы на рассмотрение епархиальному преосвященному. Но столь же необходимо, чтобы приведение в исполнение сего епископского предложения на местах было предоставлено усмотрению приходского духовенства, которое должно постепенно подготовить сознание прихожан к обсуждению и надлежащему исполнению его и которое должно с решительностию поставить этот вопрос, когда будет к тому вынуждено или признает эту меру благовременной и целесообразной».

Постановили: Рассмотрение настоящего постановления Отдела о правовом и имущественном положении духовенства отложить до более благоприятного времени.

Ст. 4. Слушали: Заявление преосвященного Вятского Никандра, что им 21 сего февраля получена от присутствия Вятской Духовной консистории следующего содержания телеграмма: «Губернский комиссариат юстиции требует немедленно составить описи бракоразводных дел и архива консистории, передать их в окружной суд. Преподайте указания, как поступить». С таким же заявлением выступил и преосвященный Смоленский Феодосий. Обращаясь к Совещанию Епископов, преосвященный Никандр просит передать ему руководственные указания.

Постановили: При предъявлении подобных требований, не признавая требования эти законными и, уступая только силе, присутствие Консистории, как и другие учреждения епархии, должно составить подробную опись всех дел и всего того, что отбирается, а также акт, каковые при передаче и <…> подписать.

Ст. 5. Слушали: Заявление преосвященного Вятского Никандра, что им в январе месяце послано было несколько экземпляров послания Святейшего Патриарха Тихона и соборное постановление по поводу декретов Советов народных комиссаров об отделении Церкви от государства, с распоряжением — послание Святейшего Патриарха прочесть во всех храмах епархии, как само послание, так и декрет, перепечатать в возможно большем количестве экземпляров, а также и в официальных «Известиях Вятской епархии» и широко распространить по всем приходам епархии, оповещая население и призывая как все духовенство, так и верных чад Православной Церкви к объединению по приходам, а затем и в союз для защиты Православной Веры, Божиих храмов и церковного достояния от захватов. Распоряжение это частью было выполнено: послание и декрет напечатаны были в 25 тыс[ячах] экземпляров, перепечатаны были в «Епархиальных известиях» и приготовлены к рассылке. Но 11 февраля послания, декрет и молитва были конфискованы Военно-революционным комитетом, а содержатель типографии Сильвинский арестован. 11-го же февраля Военно-революционный комитет вызвал для объяснений секретаря консистории Троицкого и, после опроса, заявил ему: «Теперь пока вы свободны, но смотрите, если вы еще позволите себе напечатать что либо подобное в Вашем журнале, то прежде всего Вы будите посажены в тюрьму, а затем уже мы расправимся с Вами, как будет надобно»…

12 февраля консисторией было получено четыре пакета от Вятского губернского исполнительного комитета Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов на имя, между прочим, секретаря консистории, преосвященного Павла, викария Вятской епархии и др[угих], с предложением к 11 часам дня 12 (25) февраля явиться в здание окружного суда для решения весьма важного вопроса. Преосвященный Павел, вместе с секретарем консистории, без промедления явился в указанное место, куда прибыл и вызванный благочинный протоиерей Нагорничных. Представители Совета солдатских и рабочих депутатов заявили, что послание Патриарха Тихона, равно и разъяснения по поводу изданного народными комиссарами декрета об отделении Церкви от государства, считают за вступление духовенства в открытую борьбу с правительством народных комиссаров, за контрреволюционные выступления, что «никаких вмешательств духовенства в отправления правительственного аппарата Совет не допустит»… Поверить на честное слово приглашенным сюда представителям Церкви, что больше подобных выступлений со стороны духовенства устно или письменно не будет, Совет не может, а потому требует от вызванных лиц дать подписку такого содержания: «Мы, нижеподписавшиеся, представители Вятского епархиального совета, даем настоящую подписку Вятскому губернскому исполнительному комитету Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в том, [что,] не считая себя и духовенство Вятской епархии вправе вмешиваться в направление деятельности гражданской власти, поскольку эта деятельность не нарушает декрета Совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства и от школы, обязуемся предложить духовенству Вятской епархии не вести с кафедры церкви противоправительственной агитации и ни в каком случае не вмешиваться в дела гражданского управления, равным образом обязуемся принять все меры для того, чтобы в епархиальных органах, брошюрах, воззваниях и т. п. не печаталось что-либо возбуждающее население против существующих в Российской Федеративной Республике власти Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов и народных комиссаров». Требование было принято и в подлинной значится подпись: «Епископ Павел, Секретарь Консистории Н. Троицкий и благочинный церквей г. Вятки протоиерей Федор Нагорничных. 25 (12) февраля 1918 г.». Далее преосвященный Никандр заявил, что подписавшие не имели права давать такое обязательство, ибо, подписывая, являлись ослушниками и противниками распоряжений своих законных властей — Священного Собора, Святейшего Патриарха и епархиального архиерея, что этой подпиской страшно смущены как духовенство, так и все православное население г. Вятки; последние заявляют, что духовенство предало Церковь, что оно обязано было защищать, призывая верующих к объединению, а вместо этого, оно трусливо молчит, связав себя подпиской. Доложив, преосвященный просит Совещание Епископов преподать ему совет о мерах к устроению того соблазна, который вызван подпиской преосвященного викария о невмешательстве церковной власти в распоряжения комиссаров по вопросам веры и Церкви.

Постановили: Почтительнейше просить Святейшего Патриарха вызвать преосвященного Павла в Москву для дачи объяснений по настоящему заявлению преосвященного Никандра, отложив суждения о последующем до прибытия преосвященного Павла и дачи им объяснений.

Ст. 6. Слушали: Постановления Священного Собора Православной Российской Церкви о единоверии, принятые в общих заседаниях Собора и переданные на Епископское Совещание на основании 64 ст. соборного Устава.

Постановили: Постановления Священного Собора Православной Российской Церкви о единоверии принять в порядке ст. 65 соборного Устава и сообщить Соборному Совету, что по содержанию оного со стороны Епископского Совещания возражений не имеется.

Ст. 7. Слушали: Предложение Его Святейшества обсудить вопрос о совершении чинопоследования православия в неделю первую Великого поста, где некоторые места требуют исправления или опущения, а в некоторых частях требу<ю>тся, применительно к переживаемым Церковью обстоятельствам, и дополнения.

По довольном суждении постановили: В чине последования в неделю Православия первые десять анафематствований оставить без изменений, одиннадцатое («помышляющим, яко православные государи») выпустить, двенадцатое оставить без изменения, после которого добавить новое: «Глаголющим хульное и ложное на Святую Веру нашу и Церковь, восстающим на святые храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим ее и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческой, анафема», трижды. При возглашении «вечной памяти» выпустить поименное перечисление государей, начиная с Петра I, так как в предшествующем стихе «вечная память» возглашается «всем от рода царей… преставившимся». Возглашение «вечной памяти» усопшим «патриархам и епископам православным» оставить без изменения; в последнем же возглашении «вечной памяти» «пострадавшим и убиенным» выпустить слова: «в различных походех». Первое, второе и третье многолетствования опустить и начинать многолетствования так: «Великому Господину нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону, многая лета, трижды». Следующее возглашать — «Святейшим Патриархом», причем многолетствовать их поименно, третье: «Преосвященному имярек, многая лета», трижды; четвертое: «Преосвященным православным митрополитам», после какового возглашается: «Христианского благочестия ревнителям и защитникам Христовой Церкви, и всем православным христианам, многая лета», трижды. Опустить: «Благоверным, Правительствующему Синклиту» и т. д. Во всем прочем чинопоследование сохранить в прежнем виде. Порядок анафемствований, возглашений вечной памяти и многолетствований прилагается при сем.

Председатель Совещания Патриарх Тихон

Секретарь                        Серафим Епископ Челябинский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 192. Л. 63–66 об. Машинопись. Подлинник. Рукописные вставки. Подписи автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 194. Л. 188-189 об. Машинопись. Копия. П. 4–7 журнала.